Концепция социальной солидарности Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. ( общества «механической» и «органической» солидарности). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция социальной солидарности Дюркгейма: ее типы и основные характеристики соответствующих типов обществ. ( общества «механической» и «органической» солидарности).



Д. искал ответ на вопрос: почему объединяются в общество? Разделение общественного труда – признак развитого общества, сущ-ет необходимость обмениваться результатами труда, выполнять взаимодополняющие функции; оно объясняет различия между индивидами. Сознание зависимости от другого вызывает понимание своей связи с обществом, т.е. соц.солидарности. Соц.солидарность – явл-е моральное, не поддающееся точному наблюдению и измерению. 2 формы соц.солидарности – механическая и органическая. Мех-кая солид-ть –солид-ть вследствие сходства между людьми - сущ-ет в неразвитом общ-ве (инд-ды мало чем отличаются друг о друга). Механическая солидарность - подавления индивид-сти коллективом, общиной. Сменяет механическую солид-ть органическая. Орг. возникает и сущ-ет в условиях разделения труда, дифференциации и различий между людьми. Орг. солид поддерж. индивид-ть. Соц. солид-ть появл. с разделение труда и становится стержнем его дальнейшего развития. Хар-ка общ-ва с мех-ой солид: люди редко контактируют, слаб. сист. образов-я, нет индивид-зма, право с репрессивными санкциями, религ-е сознание, интересы коллект над инд-ми; общ. С орг. солид: раздел. труда, современные нормы права, малорелигиозные, инд-зм, личная ответств-ть, высшая ценность – инд-д и его интересы.

 

Концепция общества как организма и органицистская теория развития Э. Дюркгейма. Факторы социального развития.

Общ-во аналогично биолог организму. Люди живут в общ-ве без принуждения, нет внешней причины объединения. В людях заложено изночально желание жить вместе, внутренняя потребность. Сообщество прожив на опред территрпии облад. солидаристскими связями(механич. солид – на одинаковости людей; орг – на различии, разделении труда) и общим нравственным сознанием. Фунд-ое св-во общ-ва – развитие и трансформация. «ровня развития общ-ва: органический и движение от одного типа солид-ти в другому. Фак-ры развития: геогр, экологич, демаграф: чем более

благопритная среда, тем больше насел-е, тем больше контактов – усложн. структура общ-ва. В развитие разделения труда, усилением дифференциации и различий между людьми, происх. смена мех-й солид. орг-кой.

 

Концепция индустриального общества Э. Дюркгейма.

Промышленное общ-во, по Д.,- результат выдвижения на первый план эк-й функции вместе с наукой, и уход военного, административного рычага власти. Концепция индустр. общества, у Д., связана с теорией солидарности: 1) механ-я солид-ть: до индустр. общ., слабые и редкие взаимосвязи людей, слабая сист. образования, интересы коллектива выше индив-ых, религ-е сознание, традиционные нормы; 2)орг-я солид-ть: индустр. общ-во, разделение труда, право(закон), индив-зм, личная ответств-ть. Для возник-я орг-й солид требуется: 1) сотрудничество на контрактной основе(справедливое вознаграждение). 2) не должно быть принуждения. Развитие и становление орг. солид-ти Д. связ-ет со станов-ем морального сознания, а оно оформ-ся с пониманием справедливости. Условие не анемичного развития индустр. общ-ва: условия справедливого распределение и выбора деятельности, разделение труда. Справедливость – дело социологии. Индустр-е общ-ва могут прийти в упадок, когда эгоизм приведет к утрате общ-вом контроля над индивидами. Эгоизм можно удержать, по Д, существ-м профес. союзов, обучению моральным ценностям, чтобы справедливость распростр-сь на всех его членов.

Социология как логико-эксперементальная наука по В. Парето.

По Парето соц-гия - экспериментальная наука. Она должна базироваться на «логико-экспериментальной» точке зрения. Основаниями научного доказательства служат исключительно наблюдение, опыт и выводы. Логико-экспериментальный метод дает вероятностные знания, устанавливаемые в нем законы представляют собой лишь некоторые единообразные связи, строго ограниченные пространственно-временными рамками. Экспериментальная наука восходит от конкретных случаев к общим принципам, затем она устанавливает их зависимость от других, более общих и так далее до бесконечности.

Пример такой логики: «Все люди смертны; Сократ - человек; следовательно, Сократ смертен», с экспериментальной точки зрения должен выглядетьтак: «Все люди, о которых мы смогли узнать, умирали; благодаря известным нам признакам Сократа, он относится к категории этих же людей; следовательно, весьма вероятно, что Сократ смертен».

Концепция логического и нелогического действия.

Парето разделяет чел-кие действия на логические и нелогические. Основанием для различения служит соотношение средств с целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. В субъективном аспекте почти все чел-кие действия относятся клогическим. Главное значение имеют объективные критерии. Логические действия - имеющие субъективно и объективно смысл. Область логических действий – это главным образом естественные науки: военные, политические, юридические действия и экономика. Логические действия довольно редки. В социальной жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогический - на чувстве. По Парето чувства составляют основу чел-х действий. Чувства неуловимы: это своего рода «вещи в себе». Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления.

 



Теория «Осадков и «Производных» В. Парето.

Теории, объясняющие как люди представляют свои нелогические дейст-я в качестве логических, содержат в себе постоянный (осадок) и изменчивый элементы(производное). Парето не дает четкого опред-я термина «осадок». Осадки - проявления базовых чел-ких чувств и инстинктов. Осадки играют основную роль в создании соц-ного равновесия.

6классов осадков (они делятся на подклассы): инстинкт(осадок) комбинаций; настойчивость в сохр-ии агрегатов; потреб-ть в проявлении своих чувств посредством внешних актов; осадки, связанные с соц-стью; единство инд-да, и того, что ему принадлежит; сексуальный осадок. Классиф-я П. получилась очень расплывчатой, поэтому ей мало кто пользовался. Главное значение П. придает первым двум классам. Инст-т комб-й - воплощает тенденцию к социальному измен-ю; настойч-ть в сохр-ии агрегатов выражает консерватизм, неизменчивость соц-х форм. «Осадки» одного общ-ва отличаются от «осадков» другого. По П., 6 классов «осадков» не изменялись 2000 лет истории Запада. Производные - изменчивый слой, но играют очень важную роль в соц-й системе. Они усиливают/ослабляют осадки. Производные зависимы от осадков, но они могут образовывать между собой комбинации и оказ возд-е на осадочную основу. 4 класса производных: 1)это простые уверения, надо, потому что надо. 2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычая). 3) док-во основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, интересам, юр-им принципам (Право, Справедливость) 4) вербальные док-ва, т. е. основаны на «использовании терминов с неопределенным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью».

 

Теория общества как эквилибриума у Парето. Факторы, определяющие состояние системы. Отношение к идеям прогресса и цикличности.

Общество - система, состоящая из взаимозависимых частей. Изменения одних элем-в, вызывают изменения в других. В элем-х не бывает односторонней зависимости, действиям соответствуют противодействия – они нейтрализую друг друга, поэтому общ-во находится в равновесии. Т.к. общ-во эволюционирует, то соц-е равновесия явл-ся динамическим. Состояние социальной системы в данное времени и месте определяется факторами:. внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия; внешнее воздействие (возд-е других обществ, последствия предшествующих состояний этого же общества; внутренние элементы системы (раса, осадки, производные, интересы, знания и д р) П. отрицает прогрессивный хар-р соц развития. Развитие соц-х систем носит маятниковый, циклический хар-р. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, как и в соц системе в целАм, тенденций чередуют друг друга. Смена тенденций поддерживает равновесное состояние общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)