Задачи по физиологии высшей нервной деятельности и психических функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи по физиологии высшей нервной деятельности и психических функций



ЗАДАЧИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Занятие 1. Врождённая и условно-рефлекторная деятельность организма. Механизмы замыкания временных связей. Память. Сигнальные системы.

 

ВНД I -1. Экспериментируя с тремя различными животными (собака, голубь, рыба), исследователь обнаружил, что для каждого из них необходимо различное количество сочетаний индифферентного раздражителя (звонка) с безусловным сигналом для выработки условного рефлекса.

1) Скажите, сколько их потребовалось для голубя, если цифры получились такие: 200, 50, 10 сочетаний?

2) Какие условия необходимы для выработки рефлекса?

3) Проявится ли условный рефлекс у собаки, если теперь дать в качестве условного сигнала слово «звонок»?

 

ВНД I-2. Экспериментатор имеет цель выработать у испытуемого человека условный сосудодвигательный рефлекс, в котором в качестве безусловного подкрепления выступает укол кожи иглой. В ответ на такое раздражение безусловно-рефлекторно наступает сужение кровеносных сосудов. Однако, экспериментатор опасается, что от частых болевых раздражений может наступить срыв ВНД пациента.

1) Можно ли у человека образовать уловный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного сигнала и безусловным раздражителем?

2) При каких условиях возникает "срыв" высшей нервной деятельности?

3) Перечислите невротические фазы, которые можно наблюдать при перенапряжении возбудительного или тормозного процесса.

 

ВНД I-3. Томографическое исследование головного мозга двух пациентов показало, что у больного А поражена левая височная область (поле 38-39 по Бродману), а у больного В – нижняя часть передней центральной извилины в правом полушарии.

1) Можете ли вы предположить, какими нарушениями речевой функции страдают эти пациенты, если А-правша, а В – левша.

ВНД I-4. В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы и потерял возможность воспроизвести своё прошлое (ретроградная амнезия), а также стал забывать названия предметов.

1) Функция какого полушария у него нарушена?

2) Какой центр, имеющий отношение к речи, поражён и в какой доле больших полушарий он находится?

3) Пациент правша или левша?

Профильные задачи для педиатров по теме «Анализаторы и ВНД». Занятие 3

ВНД I-5п. Способность к образованию временных связей и формированию условных рефлексов зависит от степени созревания коры головного мозга. Поэтому высшая нервная деятельность детей отличается от таковой взрослых.

1) Возможно ли образование условных рефлексов у новорождённого ребёнка?

2) В каком возрасте у детей происходит наиболее интенсивное развитие коры большого мозга?

3) Назовите основные особенности условных рефлексов новорождённых детей.

4) Чем объясняются особенности условных рефлексов новорождённых?

5) В каком возрасте и какие самые первые условные рефлексы вырабатываются у грудных детей?

 

ВНД I-6п. В процессе общения ребёнка с матерью и с окружающим миром происходит выработка определённых условных рефлексов.

1) С каких рефлексогенных зон образуются первые натуральные пищевые условные рефлексы у новорожденных детей? С чем это связано?

2) С какого возраста возможно образование условных рефлексов у детей с проприо- и экстерорецепторов?

3). На какие раздражители внешней среды возможно образование первых условных рефлексов у грудных детей в возрасте 2 – 3 месяцев жизни?

4) В каком возрасте появляется наиболее живая ориентировочная и исследовательская деятельность у детей?

Эталоны ответов на задачи по ВНД занятие 1

Эталоны ответов на задачу ВНД I-1

1) Собака - 10 сочетаний, голубь- 50, рыба - 200. Количество сочетаний, необходимых для образования временной связи и ее закрепления, зависит от филогенетической зрелости головного мозга.

2) В качестве условного раздражителя можно выбрать любой индифферентный в пищевом отношении раздражитель. В качестве безусловного подкрепления следует применить какой-либо пищевой раздражитель. Для выработки условного рефлекса необходимо соблюсти несколько условий, которые смотри в учебнике или в лекциях.

3) Условный рефлекс не проявится, так как для собаки слово "звонок" не является сигналом настоящего звонка, а является просто звуковым раздражителем, составленным из определённого сочетания звуков.

Эталоны ответов на задачу ВНД I-2

1) Можно, для этого надо воздействовать на вторую сигнальную систему - дать инструкцию типа: "после того, как загорится лампа, Вам будет нанесён укол". После этого первое же предъявление условного раздражителя (лампы) вызывает проявление безусловной реакции - например, сужение сосудов кожи).

2) Срыв высшей нервной деятельности и возникновение невроза возникает при перенапряжении силы или подвижности возбудительного или тормозного процессов в коре головного мозга, а также при их "сшибке". Частое применение лёгкого укола кожи не может привести к перенапряжению возбудительного процесса, и, следовательно, не следует опасаться срыва ВНД в том случае, если испытуемый не проявляет чрезмерной реакции на уколы, или не хочет и боится эксперимента.

3) Уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная, тормозная.

Эталоны ответов на задачу ВНД I-3

1) Больной А - правша, страдает сенсорной афазией

2) Больной В - левша, страдает моторной афазией.

Эталоны ответов на задачу ВНД I-4

1) Скорее всего правого, так как считается, что следы прошлых событий хранятся преимущественно в правом полушарии.

2) Нарушен амнестический центр речи (39 поле Бродмана) в височной доле больших полушарий.

3) Скорее всего, пациент – левша, так как пострадало правое полушарие.

Эталоны ответов на задачу ВНД I-5П

1) Да, у новорождённого ребёнка образуются пищевые условные рефлексы на голос матери, ее запах и т.п. В ответ на эти раздражители новорождённый ищет сосок и проявляет сосательные движения.

2) В первые годы постнатального развития (до 7 – 8 лет).

3) Медленно формируются и легко тормозятся, в связи с чем требуют постоянного подкрепления.

4) Незрелостью корковых клеток и резким преобладанием процесса возбуждения над торможением, широкой иррадиацией возбуждения.

5) На второй неделе – натуральные пищевые условные рефлексы и защитный мигательный рефлекс.

Эталоны ответов на задачу ВНД I-6П

1) С рецепторов губ, кожи лица, с вестибуло- и с проприорецепторов. Это связано с тем, что для кормления грудью изменяется положение его тела (прикладывание к груди), что вызывает раздражение вестибуло- и проприорецепторов, а прикосновение к соску раздражает рецепторы губ и лица.

2). С проприорецепторов – с конца первого месяца жизни ребёнка. С экстерорецепторов – с 11-го, реже – со 2-го месяца жизни ребёнка.

3) Звуковые, световые, тактильные.

4) В возрасте от 1 года до 3 лет.

 

Профильные задачи для педиатров по теме ВНД, занятие 4

ВНД II-5п. При кормлении ребёнок не берет грудь, вертится, хнычет. Безусловный сосательный рефлекс заторможен.

1) В чем возможная причина такого поведения ребенка?

2) С какого возраста у детей начинает отчётливо проявляться безусловное торможение деятельности?

3) В каком возрасте у детей вырабатываются различные виды условного торможения?

4) К какому возрасту все виды условного торможения выражены достаточно хорошо?

5) Назовите основные особенности всех видов условного торможения у детей первого года жизни.

ВНД II-6п. Длительность фаз сна (медленной и парадоксальной), так же как и общая продолжительность суточного сна у детей существенно отличаются от таковых у взрослых.

1) В каком возрасте находится человек, если 75% времени сна занимает быстрый сон?

2) Как изменяется суточная потребность (продолжительность) сна у детей различного возраста?

3) Как изменяется в процентном отношении у детей с возрастом продолжительность парадоксального сна?

 

ВНД II-7п. Занимаясь с детьми ясельного возраста, воспитатель обратила внимание на то, что уже в этом возрасте дети отличаются друг от друга по скорости выработки навыка, по отношению к другим детям, по поведению вообще.

1) С какого возраста у детей обнаруживаются чёткие типологические особенности ВНД и к какому возрасту заканчивается их формирование?

2) Что характерно для условнорефлекторной деятельности ребёнка ясельного периода развития?

 

ВНД III-1. Люди и животные по своему отражают своё отношение к тем раздражителям, воздействию которых они подвергаются. В эксперименте, раздражая определённые структуры мозга, можно моделировать эти реакции, которые называются эмоциональными.

1) Дайте определение понятия "эмоция".

2) Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите её основные компоненты.

ВНД III-5. Профессор Григорий Иванович Косицкий предложил вместо термина «эмоция» использовать термин «эмоциональное напряжение», и предложил формулу, согласно которой степень эмоционального напряжения прямо пропорционально уровню цели и дефициту средств, необходимых для её достижения.

1) Перечислите стадии развития эмоционального напряжения по Г. И. Косицкому.

2) Что характерно для первой стадии эмоционального напряжения? Её физиологическое значение?

3) Что характерно для стадии отрицательной стенической эмоции? Её физиологическое значение?

4). В каких условиях возникает, и что характерно для стадии отрицательной астенической эмоции?

5). Что характерно для стадии невроза?

 

ЗАДАЧИ ПО ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.173.107 (0.018 с.)