Предмет: социально-психологические закономерности и механизмы общения в области межличностного и делового взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет: социально-психологические закономерности и механизмы общения в области межличностного и делового взаимодействия



Предмет: социально-психологические закономерности и механизмы общения в области межличностного и делового взаимодействия

Курс: подготовка бакалавров Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
Количество кредитов, соответствующих ECTS: 3   Модулей: 1 Содержательных модулей: 3   Общее количество часов: 90ч. Социально-политические науки   6.030102 Организационная психология   Образовательно-квалификационный уровень: Бакалавр Обязательная Год подготовки: 2 Семестр: 4 Лекции: 32 ч. Практические: 16 ч. Самостоятельная работа: 42ч. Индивидуальная работа:8ч. Вид текущего контроля: тесты, фронтальные опросы, контрольная работа Вид итогового контроля: зачет – 4ч.

2. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основной целью преподавания данной дисциплины является овладение студентами знаниями в области теоретико-методологических основ общения и совместной деятельности.

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс направлен на изучение психологических и социально-психологических основ и закономерностей общения и взаимодействия, знание которых является одним из необходимых залогов успешности любой профессиональной деятельности в сфере «человек-человек», к числу которых относится деятельность психолога.

Курс предполагает освоение основных отечественных и зарубежных концепций и теорий общения как социально-психологического феномена; закономерностей общения и взаимодействия; изучения структуры межличностного общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивная сторон. Выявление соотношения специфики делового и межличностного общения. Влияние чувств и эмоций на процесс общения. Роль межличностных отношений в общении и совместной деятельности. Трудности и дефекты общения. Компетентность в общении и способы ее развития.

Содержание курса является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Социальная психология», а также данный курс поможет при освоении дисциплин «Практикум коммуникативной компетентности», «Психологическое консультирование».

В результате изучения дисциплины студент должен

ЗНАТЬ: социально-психологическую характеристику общения; функции общения; типы и виды общения; механизмы восприятия человека человеком; психологические механизмы взаимодействия; пути и методы оптимизации общения.

УМЕТЬ: определить специфику общения; использовать различные техники оптимизации процесса общения; различать типы и виды общения; развивать качества, значимые для эффективного общения; оптимизировать процесс общения и совместной деятельности на разных уровнях взаимодействия.

ОЗНАКОМИТЬСЯ: с основными подходами и теориями на природу общения в отечественной и зарубежной психологии, теоретическими моделями коммуникационного процесса.

В структуре курса предусматривается лекционная часть, семинарские и практические занятия, самостоятельная и индивидуальная работа студентов. Форма итогового контроля – зачет.

IV. СТРУКТУРА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КРЕДИТА КУРСА

  №   Тема Количество часов, отведенных на:  
Лекции ПЗ СРС   ИР  
МОДУЛЬ I. Специфика психологии общения и совместной деятельности в системе отраслей прикладной психологии Содержательный модуль 1. Общение как социально-психологический феномен    
1.   Тема-1. Общение как социально-психологический феномен. Вербальное, невербальное и виртуальное общение          
2. Тема -1. Потребность в общении и методы ее изучения.          
3. Тема-2. Закономерности общения.          
Содержательный модуль 2. Структурная организация общения и межличностного взаимодействия    
4. Тема-3. Межличностная коммуникация.          
5. Тема-4,5. Межличностное восприятие и понимание          
6. Тема-6. Психологические особенности межличностного взаимодействия          
7. Тема-6. Специфика делового взаимодействия          
8. Тема-6. Стратегии и тактики влияния и манипулирования          
Содержательный модуль 3. Динамические и индивидуально-психологические особенности общения  
9. Тема-7. Чувства и эмоции в общении        
10. Тема-8. Межличностные отношения в общении и совместной деятельности.        
11. Тема-9. Трудности и дефекты общения.        
12. Тема -10. Эффективное общение.        
Итого        
Всего        
                     

V. МОДУЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МОДУЛЬ I. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Содержательный модуль 1. Общение как социально-психологический феномен. Вербальное, невербальное и виртуальное общение

Тема 1. Общение как социально-психологический феномен.

 

История развития психологии общения. Современное понятие общения. Реальный феномен и этический идеал общения. Многогранность и многокачественность общения. Общение и личность. Потребность в общении и методы ее изучения. Личность как субъект и фактор общения. Общение и общность. Общение и социальные отношения.

Тема 2. Закономерности общения.

 

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Общение и деятельность. Анатомия общения. Понятие и способы структурирования общения. Субъект и объект общения. Средства общения. Функции общения. Виды общения. Уровни общения. Типологические особенности общения.

Содержательный модуль 2. Структурная организация общения и межличностного взаимодействия

Тема 3. Межличностная коммуникация.

Речевая коммуникация. Организация и развитие речевой коммуникации. Особенности речи в социально ориентированном общении. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении. Невербальная коммуникация. Основные каналы невербальной коммуникации. Обратная связь в межличностной коммуникации. Стили слушания.

 

Тема 4. Межличностное восприятие.

Особенности восприятия человека человеком. Социальная перцепция. Первое впечатление и точность интерпретации. Роль установки в восприятии. Социальные стереотипы. Эффект ореола.

 

Тема 5. Межличностное понимание.

Психологические основы и закономерности понимания. Каузальная атрибуция. Проницательность. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей. Предрассудки и предубеждения.

 

Тема 6. Психологические особенности межличностного взаимодействия.

Уровни взаимодействия. Контексты взаимодействия. Пространство межличностного взаимодействия. Сценарии и механизмы взаимодействия. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. Межличностное взаимодействие в деловом общении и в игре. Стратегии и тактики влияния и манипулирования в разных видах взаимодействия. Личное влияние и власть. Взаимозависимость целей и эффективность влияния. Самопрезентация как средство воздействия.

 

Содержательный модуль 3. Динамические и индивидуально-психологические особенности общения

Тема 7. Чувства и эмоции в общении.

Основные характеристики чувств и эмоций в общении. Организующая функция эмоций. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении. Влияние значимых других на чувства и эмоции. Способы управления эмоциями и чувствами в процессе общения.

 

Тема 8. Межличностные отношения в общении и совместной деятельности.

Этапы развития отношений. Факторы стабильных эмоциональных отношений. Общение, обращение, отношение. Соотношение понятий: установка, отношение, оценка, интерес. Классификация типов отношений. Дружба. Любовь. Доверчивость. Привязанности.

 

Тема 9. Трудности и дефекты общения.

Нарушения, барьеры, трудности общения. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения. Дефицитное общение. Аутистичность и отчужденность. Комплексные трудности в общении. Дефекты общения. Факторы дефектного общения. Деструктивное общение.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Теоретические подходы к исследованию общения в отечественной науке.
  2. Постановка проблемы общения в трудах В.Н. Мясищева.
  3. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева.
  4. Своеобразие постановки проблемы общения в работах А.А. Леонтьева.
  5. Понимание общения в трудах А.А.Бодалева.
  6. Общение в бихевиористской парадигме (Теория социального научения; Теория социального обмена).
  7. Общение в ролевой парадигме (Теория символического интеракционизма (Дж. Мид); Драматургический подход И. Гоффмана).
  8. Психоаналитические подходы к исследованию общения.
  9. Общение в гуманистической парадигме.
  10. Потребности и мотивы личности в общении.
  11. Общение и деятельность.
  12. Понятие совместной деятельности. Общение в совместной деятельности.
  13. Понятия и способы структурирования общения.
  14. Средства общения.
  15. Речь в межличностном общении.
  16. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.
  17. Функции общения.
  18. Типы межличностного общения.
  19. Качества личности, необходимые для успешного межличностного общения.
  20. Особенности невербальной коммуникации.
  21. Проблемы интерпретации невербального поведения.
  22. Общая характеристика вербальных средств общения.
  23. Формы общения в онтогенезе.
  24. Психологическая специфика межличностного общения.
  25. Модели социально-психологической структуры общения.
  26. Уровневая структура общения.
  27. Цели и факторы эффективного слушания.
  28. Стили слушания (Нерефлексивное слушание; Рефлексивное слушание; Эмпатическое слушание).
  29. Коммуникативные барьеры.
  30. Структура межличностного взаимодействия (контексты, пространство, сценарии и механизмы).
  31. Ритуальное поведение в межличностной коммуникации.
  32. Деловое общение как межличностное взаимодействие.
  33. Феномен личного влияния.
  34. Манипуляция в общении.
  35. Межличностные отношения.
  36. Чувства и эмоции в общении.
  37. Формальное и неформальное межличностное общение.
  38. Социальная перцепция в межличностном общении.
  39. Механизмы межличностного восприятия.
  40. Психологические основы и закономерности понимания в межличностном взаимодействии.
  41. Основные стратегии взаимодействия.

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ –П2

СРС - 42 ч.

СРС-1. Тема: Общение как социально-психологический феномен (14 ч.; 10 баллов)

Цель: ознакомиться с проблемой общения как социально-психологического феномена.

Задания 1.

  1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по разделу «Общение как социально-психологический феномен».
  2. В тетради для самостоятельных работ разработайте глоссарий по теме ««Общение как социально-психологический феномен» (не менее 30 понятий).
  3. В тетради для самостоятельных работ составьте схему классификации видов общения, выделите общее и различия.
  4. Составьте цитатный развёрнутый план (не менее 15 пунктов) работы А.А.Леонтьева. Психология общения. – М., 1997 – С..3 -150.
  5. В тетради для самостоятельных работ составьте цитатный план (не менее 20 пунктов) сообщения на тему: «Качества личности, необходимые для успешного общения», используя указанные и дополнительные источники по выбору.

 

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1984. – С. 109 – 123.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995, - С. 80 – 101.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997 – С.3-100.
  4. Майерс Д. Социальна психология. – СПб., 1999 – С. 356 – 397.
  5. Парыгин Д. Социальная психология. – СПб., 1999 – С. 226 – 281. 307 – 310.

Форма отчетности: краткий рукописный конспект, данные вопросы включены в тестовый контроль по содержательному модулю;

СРС-2. Тема: Межличностная коммуникация (14 ч.; 10 баллов).

Цель: расширить терминологический аппарат по теме, ознакомиться с особенностями проведения и обработки семантического дифференциала, провести самодиагностику.

Задания:

  1. Проработайте указанную учебную литературу.
  2. В тетради для самостоятельных работ выпишите определения понятий:

- межличностная коммуникация;

- денотация;

- коннотация;

- коммуникативное намерение;

- контекст;

- метод семантического дифференциала;

- полисемия;

- синонимия;

- социально ориентированное общение;

- функции речи [2].

3. В тетради для самостоятельных работ постройте семантический дифференциал, содержащий 10 биполярных прилагательных для любого, представляющего для вас интерес, понятия (героя, события). Например, «психологи», «армия», и др. Предложите нескольким знакомым людям выразить свое отношение к предложенным понятиям, используя семантический дифференциал. Посмотрите, насколько полученные ответы отражают различия между денотацией и коннотацией, между индивидуальными и общепринятыми значениями.

4.Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным. Составьте характеристику собственного общения (не менее 10 предложений)

4.1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьм?

Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

У меня много друзей или очень мало?

Много ли времени провожу я с моими друзьями?

Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

4.2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

4.3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

Каковы мои отношения с начальством?

Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4.4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

Форма отчетности: краткий рукописный конспект, данные вопросы включены в тестовый контроль по содержательному модулю;

Литература:

  1. Леонтьева А.А. Психология общения. – М. Смысл, 1997. – с. 45 - 67
  2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2003 – с. 43 – 99.

 

СРС-3. Тема: Межличностное восприятие и понимание в структуре межличностного общения. Психологические особенности межличностного взаимодействия. Трудности и дефекты общения (14 ч.; 10 баллов)

Цель: расширить терминологический аппарат по теме, ознакомиться с особенностями процесса социальной перцепции и психологическими особенностями общения.

Задания:

  1. Ознакомьтесь с предложенной литературой.
  2. В тетради для самостоятельных работ:

- перечислите общие закономерности процесса восприятия;

- укажите, от чего зависит первое впечатление о человеке?

- укажите психологические особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления на восприятие;

- укажите типовые схемы запуска «эффекта ореола» [1;3].

3. Выпишите определения понятий:

- межличностное взаимодействие;

- межличностное пространство;

- межличностные ритуалы;

- социальный ритуал;

- деловое взаимодействие;

- совместимость;

- сработанность[4]. рациональное понимание;

- стереотип;

- этнический стереотип;

- национальный стереотип;

- профессиональный стереотип;

- имидж;

- предрассудок[2].

4. напишите по 3 образца и сравните мужские и женские комплименты. Насколько, на Ваш взгляд, принципиально отличие между ними? Обоснуйте письменно свой ответ [3].

5. В тетради для самостоятельных работ письменно изложите свои ответы на следующие вопросы:

- какие определения современная психология дает терминам «влияние» и «личное влияние»? В чем различие между понятиями «личное» и «личностное» влияние?

- чем отличаются средства воздействия в проявлении власти и личного влияния?

- укажите основные черты людей, характеризующие каждый из известных вам семи типов влияния;

- какая из трех стратегий воздействия (императивная, манипулятивная, развивающая) будет наиболее эффективной в таких экстремальных ситуациях, как:

а) утечка газа на предприятии по производству топлива;

б) срочный заказ в дизайнерской фирме;

в) усмирение изрядно выпившего знакомого.

- какие из пяти стратегий воздействия, выделенных Е.Л. Доценко, по вашему мнению, более близки к понятию «развивающее влияние»?

- укажите основные критерии, а также средства манипулятивного воздействия.

6. Просмотрите периодические психологические издания («Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Журнал практического психолога», «Соціальна робота та практична психологія» и др.): 2005-20012гг. В тетради для самостоятельных работ выпишите краткую аннотацию статьи (с указанием всех выходных данных), содержание которой относится к исследованиям психологических особенностей эффективного или деструктивного общения.

 

Форма отчетности: краткий рукописный конспект, данные вопросы включены в тестовый контроль по содержательному модулю.

Литература:

  1. Берн Эрик Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.; М.: "Университетская книга" АСТ, 1996. – С. 234 -256.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С. 109 – 153.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996. – С. 36 -65.
  4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – С. 231 – 269.
  5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003 – С. 43 – 99.
  6. Майерс Д. Социальна психология. – СПб.: Питер., 1999 – С. 356 – 397.
  7. Межличностное общение/ Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – С. 243 – 254.
  8. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для уч-ся/ Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 267-283.
  9. Семечкин Н.И. Психология социального влияния - СПб.: Речь, 2004.–С. 202 – 256.
  10. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию// Журнал практического психолога. – 1999 - №4. – С.35 – 52.

 

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вида работ

  1. Реферат на одну из предложенных тем:

- Различные подходы к пониманию роли невербальных средств в общении (критерии классификации невербальных средств, виды, интерпретация);

- Теории социальных установок в трудах зарубежных психологов;

- Современные подходы к пониманию роли социальных установок в трудах отечественных и зарубежных авторов;

- Специфика корпоративной культуры делового общения;

- Стратегии и тактики влияния и манипулирования в разных видах взаимодействия;

- Приемы и способы противостояния манипулятивным воздействиям;

- Роль чувств и эмоций в общении;

- Специфика виртуального общения

-Этика виртуального общения

- Современные направления в исследовании межличностного общения.

Требования к написанию и оформлению реферата:

1) Реферат – письменная работа, где кратко изложено исследование какого-либо вопроса (проблемы) на основе изучения и переработки теоретического материала. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, систематизация.

2) Структура реферата:

Реферат должен обязательно включать:

1) титульный лист

2) содержание

3) введение

4) основную часть

5) заключение

6) список использованных источников

Введение содержит обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач реферативного исследования. Объем введения не должен превышать 2 страниц.

Основная часть должна быть посвящена рассматриваемым вопросам и может быть разбита на отдельные параграфы. В основной части должен содержаться анализ теорий, идей, научных подходов применительно к рассматриваемой проблеме. Содержание может быть представлено не только текстом, но и с помощью таблиц, графиков, схем.

В заключении делаются выводы по теме исследования, определяются направления возможных дальнейших исследований в рамках изученной темы. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, логичным, доказательным. Объем заключения – 1-2 страницы.

Объем реферата не должен превышать 20 рукописных либо 15 печатных страниц. Все приведенные в тексте цитаты должны быть подтверждены ссылками на источник (автор, название работы, год и место издания, страница).

Возможна корректировка тем рефератов преподавателем совместно со студентом с учетом познавательных возможностей и интересов студента, доступности той или иной литературы.

  1. Презентация. Требования

IX. ОЦЕНИВАНИЕ

XI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по курсу «Психология общения и совместной деятельности».

  1. Теоретические подходы к исследованию общения в отечественной науке.
  2. Постановка проблемы общения в трудах В.Н. Мясищева.
  3. Постановка проблемы общения в работах Б.Г. Ананьева.
  4. Своеобразие постановки проблемы общения в работах А.А. Леонтьева.
  5. Понимание общения в трудах А.А.Бодалева.
  6. Общение в бихевиористской парадигме (Теория социального научения; Теория социального обмена).
  7. Общение в ролевой парадигме (Теория символического интеракционизма (Дж. Мид); Драматургический подход И. Гоффмана).
  8. Психоаналитические подходы к исследованию общения.
  9. Общение в гуманистической парадигме.
  10. Потребности и мотивы личности в общении.
  11. Общение и деятельность.
  12. Понятие совместной деятельности. Общение в совместной деятельности.
  13. Понятия и способы структурирования общения.
  14. Средства общения.
  15. Речь в межличностном общении.
  16. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.
  17. Функции общения.
  18. Типы межличностного общения.
  19. Качества личности, необходимые для успешного межличностного общения.
  20. Особенности невербальной коммуникации.
  21. Проблемы интерпретации невербального поведения.
  22. Общая характеристика вербальных средств общения.
  23. Формы общения в онтогенезе.
  24. Психологическая специфика межличностного общения.
  25. Модели социально-психологической структуры общения.
  26. Уровневая структура общения.
  27. Цели и факторы эффективного слушания.
  28. Стили слушания (Нерефлексивное слушание; Рефлексивное слушание; Эмпатическое слушание).
  29. Коммуникативные барьеры.
  30. Структура межличностного взаимодействия (контексты, пространство, сценарии и механизмы).
  31. Ритуальное поведение в межличностной коммуникации.
  32. Деловое общение как межличностное взаимодействие.
  33. Феномен личного влияния.
  34. Манипуляция в общении.
  35. Межличностные отношения.
  36. Чувства и эмоции в общении.
  37. Формальное и неформальное межличностное общение.
  38. Социальная перцепция в межличностном общении.
  39. Механизмы межличностного восприятия.
  40. Психологические основы и закономерности понимания в межличностном взаимодействии.
  41. Основные стратегии взаимодействия.

Тестовый контроль проверки уровня знаний студентов

Вариант 1.

1. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами - …………..

2. Эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей есть……………………………

3. Отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме – это…………………………………………………….

4. Чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека, есть чувство…………………………………

5. Чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит, беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений, есть чувство………………………….

6. Человек, стремящийся к совершенству и делающий наилучшим образом именно то, на что он способен называют………………………………..личностью

7. Концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров, есть теория……………………………..

8. Сообщение другому фактов о себе, которые иначе ему не доступны, есть……………….

9. Желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого, есть…………………………..

10. Охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей; на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией, аполитичностью установок, дефицитом теплого сердечного общения, есть состояние……………………………………

11. Помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера – это……………………..

12. Индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает, называется……………………………………

13. Умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей, есть………….

14. Нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков), называют …………………………..поведением.

15. Стремление нанести вред с осознанием последствий, есть…………………………………..

16. Проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами называется……………………………..

17. Психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах, есть………………

18. Индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов, есть………….

19. Тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, называется…………………………….

20. Система знаний о социальной действительности и себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях; эта система позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств – это………………………………….........

Вариант 2.

1. Особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, есть………………………

2. Сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий. – это………………………………….

3. Возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции, называют……………………………………….

4. Стремление к сохранению того, что уже имеется у субъекта, страх потерять уже приобретенное, контроль над значимыми людьми, есть чувство………………………..

5. Значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек, есть…………………………..событие.

6. Длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров, называют………………………………………………

7. Добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн, намерений – это…………………………………………

8. Сообщение о наших взглядах, чувствах, переживаниях, отношениях с другими людьми, есть…………………………………………………

9. Эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения, есть ощущение……………………………

10. Состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм, это состояние……………………………………………..

11. Крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, называют ……………………………………………..

12. Затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, есть……….

13. Сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том, что прямых искажений истины не допускается – это………………..

14. Примененное агрессивное средство воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождалось отрицательным эффектом, есть……………………агрессия

15. Взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и способов воздействия, есть………………………………………

16. Способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; ее обеспечивают владение навыками и умениями общения и саморегуляции, а также определенные личностные свойства - ………………………………………………..

17. Характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества, есть…………………………………………………

18. Частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта, называют…………………………………..

19. Динамическая характеристика психической деятельности человека; особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности, есть…………………………………………………….

20. Глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений, называют ……………………….

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

ВАРИАНТ 1.

I. Указания:

В каждом задании № 1 следует дополнить суждения. Прочитайте внимательно, подберите необходимые слова для дополнения суждения.

А) Взаимодействие между людьми, в процессе которого возникают субъективные межличностные отношения, называют ………….

Б) Человек, передающий информацию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.979 с.)