Феномен дизайна. Определение дизайна. Формирование дизайна в контексте культуры. Объект и метод дизайна.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномен дизайна. Определение дизайна. Формирование дизайна в контексте культуры. Объект и метод дизайна.



Феномен дизайна. Определение дизайна. Формирование дизайна в контексте культуры. Объект и метод дизайна.

Д.- это творческая деятельность, целью которой явл-ся определение формальных качеств промышл. изделий. Эти качества вкл-ют внешние черты изделия, структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и изготовителя.

Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника.

Д – (проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок),

термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Д возник в нач. 20 в. (1907 Петер Беренс) как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды.

Д. решает социально- технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде

Design- это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений Правильность решений зависит от вложенною смыслового значения.

Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование)

Объект дизайна - любая вещь, совокупность вещей, предм.-простр. среда или информац. сообщение, если они соприкас. с жизнью человека, не решаясь традиц. средствами.

Метод дизайна-пользуется композ. приемами. задействует професс. багаж друг. видов визуал. иск-ва: цвет, пластика, фактура. использует эвристические приемы изобретательской, инженерной и конструкт. деятельности.

Своей отличнит. методики у Д. нет. Д. пользуется методическими приемами, разраб. в разных сферах творчества, развивая и специализируя их для каждого типа своих задач.

Дизайн - всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт. архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-днзайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный программный н текстовый дизайн, научный сайнс- дизайн.

 

Технология и морфология как фактор проектного образа.

Проектный образ - это идеальное представление об объекте, художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности.

Одновременно, уже на стадии замысла - это цельная, завершенная форма. А технология и морфология (учение о структуре формы) - это формирующие факторы дизайн-объекта

Морфология в дизайне - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.

К основным категориям дизайна относят:

образ - как идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

функция— работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи; морфология- строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера,

технологическая форма— морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн - проектирования в результате художественного осмысления технологии;

эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта

 

 

7.Типология дизайна. Типологическая модель дизайна: индустриальный объектный дизайн, графический дизайн, дизайн социальных коммуникаций, дизайн среды и т.д.

Типология - научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.

 

Индустриальный объектный дизайн: дизайн объектов, производимых в массовых объемах путем тиражирования и предназначенных для продажи.

Графический дизайн - это проектирование и создание визуальных образов в основном в рекламных целях ориентированых для печати.

Средовой- проектно-художественная организация или создание пространственной среды

Социально-коммуникативный дизайн (моделирование социальных ситуаций)

Компьютерный дизайн (построение графических образов (WEB- дизайн)

Экспо-дизайн

Арт-дизайн (уникальные объекты дизайна).

Архитектурный дизайн (массовое строительство, инженерные сооружения)

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов - «от иголки до самолета»

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Композиционное формообразование (в дизайне) – процесс структурной организации элементов объекта дизайна, средства и методы которого соотносятся с задачей привнесения в объект гармонии между ним и человеком. Объектами К ф , для дизайнера и архитектора-дизайнера являются визуальная, антропометрическая и материальная структура объекта

 

Дизайн и пром. револ. 18 – 19 вв.

Изменение отнош. между техникой и искусством.

Первая Всемирная пром. выставка 1851 г. и ее роль в развитии материально-худ. культуры.

Дизайн и «революция» в искусстве конца ХIХ - начала ХХ века.

Формирование европейских моделей дизайна.

Дизайн, искусство, культура 1945-2000 гг. Проблема рационального метода в теории и практике дизайна. Эволюция концепций дизайна (Италия, Англия, США, СССР). Роль корпораций в развитии дизайна. Дизайн и художественное развитие. Возникновение радикального дизайна в Италии.

1945 г - время послевоенного индустриального дизайна

- системный подход в проектировании, функционально-рациональный метод,

в результате чего появляется оптимальный эргономичный объект.

Роль стайлинга и фукционализма в развитии зарубежного дизайна. Стиль «хэй - тэк» как проявление парадоксальности мышления современных западных дизайнеров. «Новый немецкий дизайн» - альтернатива традиционному «доброму» дизайну. Кризис функционализма. Формирование линии альтернативного дизайна.

Периодом расцвета стайлинга в США был Ар Деко - 20 гг, стримлайн – 30 гг.

(Автомобилестилисты 50-60 гг - Дженерал Моторс - создание классич образца амер Авто.

Дизайнеры УолтерТигои. РаймонидЛоуи

В 50-е гг. развился биоморфичныйстайлинг как противовес движениям "хорошая форма".

Стайлинг в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта.

В 50- гг. апогей в декоративном перенасыщении американских автомобилей "хромом".

После войны в условиях дефицита внимания стали обращать на искусственные материалы.

Исп. пластмассы изменило облик многих потребительских товаров.

заменители стали выбираться с выявлением их специфики и преимуществ.

- исп. для парашютов нейлон в чулочной индустрии.

-применение искусственных материалов в изготовлении стульев.

- пионерам в этой области Чарльз и РэйИмз и Ееро Сааринен.

- Для автомобилей 50-х гг. - длинные плавные линии, передние бамперы с выступающими «клыками», опоясывающие ветровые стекла, широкие задние крылья, яркая двухцветная раскраска, хромированные ободы и множество приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком.

- Создатели других изделий массового спроса охотно использовали идеи автомобильного дизайна.

 

"Хай-тек" - от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника).

Наряду с архитектурой "хай-тек" с конца 70-х завоевывает дизайн жилой среды.

– это чрезмерная холодность, техничность, функциональность,

- это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор.

- В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней. Широко используются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери.

Полное отсутствие декора компенсируется "работой" материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т.п.

 

1980-е — 1990-е годы в Германии развилось направление в дизайне, которое трудно уложить в какой-либо из описанных выше стилей дизайна, господствовавших в это время. Это чрезвычайно неоднородное и пестрое по спектру подходов к формообразованию направление получило название «новый немецкий дизайн».

- характерное для авангарда последних десятилетий неприятие традиционного функционального дизайна.

- лозунг дюссельдорфской дизайнерской группы «Кунстфлуг»:

- «Не один дизайн для всех, а разнообразие дизайна для многих!»

- воплощение в единичных, уникальных авторских экземплярах.

- Они создавались чисто как произведения искусства,

- авторы полагались только на свою творческую интуицию.

- в трактовке предмета можно прочесть момент иронии, насмешки над традиционным вкусом, порой и явный эпатаж. Повторное использование промышленных изделий массового производства, использование неординарных материалов, повторное использование утиль-сырья, наглядность изготовления.

 

 

Феноменология «средового» дизайна. Формирования концепций «средового» дизайна в культуре, философии и проектной методологии. Проектные принципы «средового» дизайна. «Средовой» дизайн и идеал культурного разнообразия «постмодернизма».

Концепция средового дизайна сформировалась в постмодернизме как критика модернизма (сильнойпроектности). Как попытка сформулировать понятие альтернативной, постмодернистской (слабой) проектности.

Раньше проекты дизайна были безразличны к обстоятельствам места их проектирования.

Индустриальный дизайн ориентировался не на место, а не технологию и функцию.

Осознание наукой значимости региональных проблем наблюдалось не только в дизайне, но и философии, и в культуре в целом.

Стали важны этнографически - культурные особенности среды.

Таким образом, процессы стандартизации, унификации, централизации стало необходимо проводить с учетом этих особенностей.

Средовой дизайн - выявление характерных особенностей места

Постмодернизм не имеет единой школы проектирования, поэтому появилось множество проектных методов.

Из-за слабой проектной позиции, они не подчиняли проект месту

(понятие образ - главное орудие отражения постоянно изменяющегося мира.)

Это ведет к разнообразию проектной образности, т е. нет одинаковых мест на земле)

Хорошо спланированный и функциональный город вызывает чувство единения с ним и восхищения перед достижениями человечества. А плохая, вырожденная, социально дезорганизованная городская и производственная среда вызывает чувство тревоги, страха, агрессии, отклонения в повелении и развитии, безразличие. «Каждый человек имеет право на такое пространственное и визуальное окружение, которое обеспечивало бы ему полное развитие и учитывало бы специфику культуры, его породившей»

 

 

18 Стратегии формообразования в современном дизайне и искусстве.

Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.
- пространственную организацию элементов, определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, концепцией.

– решающая стадия дизайнерского творчества;

- закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования и его образное решение.

- форма может выражать динамику или статичность, симметрию или асимметрию.

- целесообразно искать форму согласованную не только с особенностями предмета, но и с человеком (эргономика)

В теперешнюю эпоху сложилось много стратегий и концепций формообразования, что связано с самоидентификацией и ролью художника в постмодернизме. Так можно вычленить методы и механизмы организации формы.

Форма как движение - формообразование является осмыслением динамических систем.

Форма как процесс - на практике формообразование с помощью складки, фрактала, принципа серийности.

Форма как жест - на практике выражается как манифест, эпатаж, телесные практики (перфоменс, аудивизуальные практики)

Формообразование в архитектуре

Чарльз Дженкс - новая архитектура по отношению к старой должна быть всегда провокативна

- Новые биотектоничные и фрактальные арх. формы более интересны и более адекватны нашему восприятию мира, чем доставшиеся нам в наследство от прошлого бесконечные колоннады или модернистские навесные стеклянные фасады –из этого следует, что новая архитектура – это способ избавиться от монотонности старой и ускорить ход изменений, свойственных развитию цивилизации.

Кен Янг, признает, что небоскреб является антиэкологическим по своей сути, но не верит в возможность альтернативы, способной удовлетворить потребности корпораций.
Старается проектировать небоскрёбы так, чтобы они наносили минимальный вред окружающей среде.

Николас Гримшоу и Сантьяго Калатрава проектируют выразительные скелетные формы, призванные гипнотизировать зрителя своей утонченностью - ловушки для света, пульсирующие «экзо-скелеты».

19 Роль концепта и концептуальных практик в современном дизайнерском формообразовании. Основные методы и механизмы в организации формы (принципы серийности, трансформации, тектоники и др.).

Дизайн-концепция - целостная идеальная модель будущего объекта описывающая его основные характеристики

- в завершенном виде ДК вещи описывает развернутую совокупность принципов, которые определяют ее ценностное содержание

 

Метод трансформации - это метод превращения или изменении формы, часто используемый при проектировании.

- определяется динамикой, движения превращения илинебольшого изменения

- осуществляется следующим образом:

Превращение одной формы в другую >Трансформация деталей внутри одной формы

 

Тектоника в дизайне - закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально - конструктивного решения, своего рода «изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры

 

Концепт (от лат. “понятие”) - содержание, понятие, отвлечение от визуальной формы.

- образует концептуальную схему, установление связи.

- функционирует внутри сформированной схемы в режиме понимания.

Свойства концепта:

1)Организация всех частей концепта

2) соотнесенность с проблематикой

Концепция должна демонстрировать развернутый вид идеи.

Роль концепта становится ведущей, а форма ведомой.

Формообразование подчиняется идеи, художник мыслит не образами, а идеями.

Концептуализм имеет выраженное личностное начало, обозначенное автором концепции.

Представитель - Даниэль Бюрэ (Стокгольмская инсталляция), Питер Эйзенман (инсталляция в Берлине

Суть аналитического подхода - автор постоянно анализирует первоначальную концепт-идею, проверяя ее постулатами системного подхода, образуя модели, интерпритируя и дополняя ее вспомогательными материалами, способствующими реализации идеи.

 

 

Феномен дизайна. Определение дизайна. Формирование дизайна в контексте культуры. Объект и метод дизайна.

Д.- это творческая деятельность, целью которой явл-ся определение формальных качеств промышл. изделий. Эти качества вкл-ют внешние черты изделия, структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения потребителя и изготовителя.

Design (англ.) - производное от итальянского "disegno", означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - всю область работы художника.

Д – (проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок),

термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Д возник в нач. 20 в. (1907 Петер Беренс) как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды.

Д. решает социально- технические проблемы - функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде

Design- это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений Правильность решений зависит от вложенною смыслового значения.

Дизайн - теория (техническая эстетика) + практика (художественное конструирование)

Объект дизайна - любая вещь, совокупность вещей, предм.-простр. среда или информац. сообщение, если они соприкас. с жизнью человека, не решаясь традиц. средствами.

Метод дизайна-пользуется композ. приемами. задействует професс. багаж друг. видов визуал. иск-ва: цвет, пластика, фактура. использует эвристические приемы изобретательской, инженерной и конструкт. деятельности.

Своей отличнит. методики у Д. нет. Д. пользуется методическими приемами, разраб. в разных сферах творчества, развивая и специализируя их для каждого типа своих задач.

Дизайн - всего одно понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт. архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-днзайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный программный н текстовый дизайн, научный сайнс- дизайн.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.037 с.)