Создает основу для ориентации в судебной системе Российской Федерации и правилах гражданского судопроизводства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создает основу для ориентации в судебной системе Российской Федерации и правилах гражданского судопроизводства.



Оглавление

 

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Объем дисциплины в виде учебной работы

5. Содержание дисциплины

6. Оценочные средства для текущего контроля

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Цели освоения

Целями освоения второй части междисциплинарного курса «Осуществление защиты прав и свобод граждан» являются подготовка будущих юристов к практической деятельности по реализации конституционного принципа «судебной защиты прав» и изучение действующих правил судопроизводства связанного с разрешением споров направленных на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения, ознакомление с деятельностью социальных и пенсионных учреждений, правилами применения норм права, регулирующих формы и способы защиты нарушенных прав.

Третья часть формируется представление о возможности и необходимости представление о возможности и необходимости защиты пенсионных и социальных прав граждан в судебном порядке, административном порядке; формирует представление о различных способах защиты нарушенных прав.

Способствует усвоению порядков третейского производства и административного урегулирования споров, мирного разрешения споров. Приобретению навыков создания юридических, процессуальных документов; навыков поведения в суде, навыков делового общения при конфликтной ситуации.

Форма обучения - очная

Виды учебной работы Зач Ед. Час По семестрам
Обща трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Семинары и Практические занятия      
Самостоятельная работа (СРС)      
Формы промежуточной аттестации     Экзамен

5. Содержание учебной дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 1. Понятие и значение защиты прав и свобод граждан

Понятие прав и свобод. Виды социальных прав граждан Российской Федерации. Виды пенсионных прав граждан Российской Федерации. Способы нарушения социальных и пенсионных прав. Юридический состав при нарушении прав граждан на социальное и пенсионное обеспечение.

Понятие защиты прав и свобод.

Формы защиты нарушенных прав и свобод.

Способы защиты нарушенного права.

Конституционные гарантии защиты социальных прав и свобод гражданина.

Учреждения социального обеспечения Российской Федерации: понятие, виды, компетенции. Деятельность учреждений социальной обеспечения в сфере реализации и защиты социальных и пенсионных прав граждан.

Правовое регулирование нарушений в области социальной пенсионной сфере.

 

Тема 2. Судебная защита социальных и пенсионных прав граждан

Поняти е судебной защиты. Судебная система Российской федерации. Принципы осуществления правосудия. Суды общей юрисдикции: система, компетенция, судебные инстанции. Суд как орган, рассматривающий дела по защите социальных и пенсионных прав граждан.

Право на обращение в суд с заявлением в защиту социальных прав: условия и предпосылки, порядок подачи заявления. Защита права в исковом порядке. Защита права в порядке публичного производства. Дела особого производства как способ защиты социальных и пенсионных прав граждан. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел по защите социальных и пенсионных прав граждан. Стадии гражданского процесса. Значение судебного решения, принятого в защиту нарушенного права на социальное или пенсионное обеспечение. Судебное дело: документы, процессуальная форма, учет и хранение.

Тема 3. Внесудебные формы защиты нарушенных прав в сфере социального обеспечения и пенсионного обеспечения

Понятие форм защиты права. Третейский суд, как форма защиты нарушенных гражданских прав. Порядок третейского суда по защите социальных и пенсионных прав граждан.

Административная форма защиты нарушенных прав. Правовые основания, субъекты и порядок. Право на обжалование в суд административного решения, принятого по жалобе.

Общественная форма защиты нарушенных пенсионных и социальных прав. Общественные объединения организации: понятие, значение деятельности, виды, компетенция.

Средства массовой информации, как гарант соблюдения прав и свобод граждан. Журналистское расследование.

Посредничество, переговоры, медиация как формы защиты субъективных прав и законных интересов. Значение данных форм разрешения конфликтов.

Тема 4. Права ребенка: механизм правовой защиты в Российской Федерации.

Механизм защиты прав ребенка в России.

Нормативно-правовое регулирование прав ребенка.

Задачи Уполномоченного по правам ребенка в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Полномочия Уполномоченного по правам ребенка в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Механизм защиты матери и ребенка в семейном праве.

Механизм защиты прав ребенка на муниципальном уровне.

Процедура и механизм защиты прав обучающихся.

 

Тема 5. Защита прав лиц с ограниченными возможностями

Понятие инвалид, нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

Инвалид. Определение степени ограничения жизнедеятельности.  
Социальная защита инвалидов в РФ.  
Особенности защиты жилищных прав лис с ограниченными возможностями в суде.

 

Тема 6. Юридический механизм защиты прав и свобод человека и гражданина

Государственный институт несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
  Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственная защита прав граждан на жилище. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства. Понятие спора по вопросам социального обеспечения. Виды, причины споров по вопросам социального обеспечения. Обеспечение права человека на охрану здоровья - задача государства в социальной сфере. Обеспечение права на доступ к пользованию достижениями культуры - условие формирования социального качества жизни. Государственное регулирование сферы образования.  

Тема 7. Организация деятельности по защите нарушенных прав и свобод

Установление факта нарушения прав и свобод человека в сфере пенсионных прав граждан и в сфере социальных прав граждан. Правовая оценка ситуации и степени нарушения права. Поиск правой нормы, обеспечивающей реализацию права. Выбор способа защиты нарушенного права. Лица, имеющие права требовать защиты права. Документов для реализации защиты нарушенных прав интересов.

Этика и психология при осуществлении защиты социальных и работниками социальной сферы и гражданами. Обратившимися за защитой социальных/пенсионных прав. Культура переговоров при разрешении конфликта. Этика при осуществлении защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов: профессиональная, судебная, адвокатская, журналистская.

Тема 8. Роль Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в осуществлении защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Задачи Уполномоченного по правам человека в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Полномочия Уполномоченного по правам человека в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Направления деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Задачи уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Полномочия уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Направления деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

 

Самостоятельная работа

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

№ темы дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельные изучение Кол-во часов
  История развития судебной защиты социальных прав граждан России в 20-21 веке  
1, 9 Международные нормы права о защите социальных прав  
2, 7 Судебная практика по делам о защите пенсионных прав и социальных прав граждан Российской Федерации  
  Разрешение трудовых споров на производстве. Защита трудовых прав. Государственное регулирование сферы образования. Особенности социальной защиты лиц с ограниченными возможностями. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства  
  Соотношение международного и внутригосударственного права по защите прав человека. Механизм защиты социальных прав человека в рамках Содружества Независимых Государств.  
Итого:    

5.4.2 Формы самостоятельной работы

№ темы дисциплины Форма внеаудиторской самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1, 2, 7 Изучение нормативных правовых актов, специальной литературы по вопросам, которые вынесены на самостоятельное изучение  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8,9 Подготовка к семинарам практическим работам, деловым играм  
1, 2, 4, 6, 9 Сбор анализ судебной практики  
  Изучение моделей подведения при различных конфликтах  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Подготовка выступления на семинаре (подготовка реферата, доклада, сообщения)  
  Самостоятельная работа в сессию  
Итого:    

 

5.4.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

При осуществлении самостоятельной работы студенту необходимо ознакомиться с пройденным материалом. Собрать и проанализировать нормативные правовые акты по теме задания. Список законов и нормативных правовых актов, а также список литературы, который дается для освоения дисциплины предлежит использованию и при самостоятельной работе.

Описание курсового проекта – согласно учебного плана не предусмотрено написание курсового проекта.

 

5.4.4 Методические указания для студентов по освоению дисциплины:

Основой дисциплины является материал, который дается на лекциях. Так на лекциях определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме. Обозначаются и разъясняются основные положения темы. Указываются вопросы для последующей самостоятельной подготовки по теме. Кроме того, в лекции обязательно дается в доступной форме материал, который необходим для итогового мероприятия по дисциплине в виде экзамена. Посещение лекции является не только правом студента, но и его непосредственным. Реальным действием, по осуществлению учебного процесса. Безусловно просто явки в аудиторию недостаточно. Необходимо внимательно заслушать лектора и по ходу лекции в обязательном порядке записать название темы, план (или вопросы, разбираемые на лекции), зафиксировать понятийный аппарат по изучаемой теме. Навыки конспектирования у каждого студена различны, но указанные выше положения, которые должны быть зафиксированы обязательны.

Кроме того, при изучении тем следует использовать знания, пленные при изучении иных дисциплин.

При изучении междисциплинарного курса следует учитывать специфику предмета, а именно, то что курс является профильной дисциплиной. При изучении данной часть студент готовится к осуществлению профессиональной деятельности по углубленной подготовке (4.4.3 Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения).

 

При изучении дисциплины следует помнить, что обучение – это трудоемкая деятельность, требующая постоянного совершенствования и реализации.

При изучении курса необходимо изучать материал постепенно, согласно плана, выполнять задания к семинарам и практические работы. Курс имеет не только теоретическое, но и практическое значение, следовательно, собранный при обучении материал необходимо оставить сохранить для дальнейшей профессиональной деятельности.

В процессе преподавания третьей части курса используется как классические методы обучения (лекции, семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив. В рамках данного курса используются такие формы работы, как:

Активные формы обучения:

· Моделирование конфликтных ситуаций;

· Разработка форм и шаблонов процессуальных документов;

· Написание текстов юридических документов.

Интерактивные формы обучения:

 

Интерактивные формы обучения:

· дидактические (деловые) игры;

· работа в команде;

· научно-аналитическая работа;

· поиск информации в справочно-правых системах;

· составление и воспроизведение речей, на предмет защиты нарушенных прав.

 

На семинарских занятиях закрепляется материал лекции и преподавателем разъясняют (в случае необходимости) дополнительно сложные вопросы.

Для объективной оценки знаний учащихся им может быть предложено выполнить отдельные задания письменно, выполнить контрольную работу, практические задания.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной им теме, либо теме обозначенной преподавателем. При подготовке доклада используется справочная информация, научна литература, данные практической деятельности. Доклад следует готовить по одному-двум вопросам. Время изложения доклада на семинаре не должно превышать 15 минут. Возможно использовать дидактический материал, таблицы, слайд. Доклад является публичным выступлением.

Реферат – вид доклад, содержаний изложение содержание научной работы ил обзор различных источников. Может быть представлен преподавателю без публичного выступления на семинаре.

Сообщение – кратка информация по какому-либо вопросу. Может быть представлено на семинаре студентов без предварительной подготовки, исходя из информации, полученной в ближайшее время. Имеет целью обратить внимание на какой-то вопрос либо вызвать дискуссию на определенную тему.

При выполнении задания по составлению документа необходимо использовать знания русского языка, юридической техники, делопроизводства и правовой нормы.

При изучении судебной практики следует использовать следующую последовательность:

1. Ознакомить с текстом судебного акта. Уточнить является судебный акт вступившим в силу и внесен ли он на основании действующих норм права, или является «историческим» (то есть, основан на ранее действующем законодательстве и уже не является столь актуальным);

2. Определить вид правоотношения, о котором идет речь в судебном акте;

3. Выявить всех участников правоотношения;

4. Определить юридический состав, который послужил основанием для рассмотрения дела в суде. Оценить доказательства по делу;

5. Изучить норму (нормы) права, которые были применены судом к разбираемой правовой ситуации;

6. Сделать надлежащий вывод после изучения нормы права и судебного акта;

7. Сделать заметки о том, что узнал из судебного акта впервые(правые положения, понятийный аппарат, норму права);

8. Применять в профессиональной деятельности.

 

В настоящее время использование Интернет ресурсов является неотъемлемой часть работы любого студента и юриста.

Необходимо вести справочник Интернет-ресурсов. При работе с программами и знать возможности информационного обеспечения.

Изучение тем курса, подготовка докладов, выполнение заданий – являются различными видами самостоятельной работы необходимо выполнять следующие рекомендации:

Намеченная работа никогда не должна производиться в последний момент (до мероприятия), а лучше ее выполнить непосредственно после лекции (в этот день), на следующий день, если необходимо провести дополнительную подготовку материала. Если задача сложная, то возможное ее решение в несколько этапов (дней). При возникновении сложностей – проконсультируйтесь с преподавателем.

Самостоятельно оцени свою работу. Оценка деятельности – это неотъемлемая часть твоей профессии.

Исправить недостатки после работы на семинаре, после подведения итогов и проверки работы преподавателем (итогов контрольной работы и т.п.)

 

Нормативные правовые акты

Международные документы

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета, 1995 г., 05 апреля, №67; либо Сборник документов.-М.:НОРМА-ИНФРА, 1998.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, №17 (1831).

3. Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации принятые Международной Конференцией труда. 1919 – 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991.

4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Сборник международных договор СССР, выпуск XLVI, 1993 г,: либо СПС «КонультантПлюс».

5. Международной Организации Труда № 156 равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 года.) //СЗ РФ, 2004, № 32, ст. 3284.

6. Конвенция о защите прав человека основных основных свобод от 04 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001, № 2, Ст, 163 либо СПС «КонсультантПлюс».

 

Оглавление

 

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Объем дисциплины в виде учебной работы

5. Содержание дисциплины

6. Оценочные средства для текущего контроля

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Цели освоения

Целями освоения второй части междисциплинарного курса «Осуществление защиты прав и свобод граждан» являются подготовка будущих юристов к практической деятельности по реализации конституционного принципа «судебной защиты прав» и изучение действующих правил судопроизводства связанного с разрешением споров направленных на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения, ознакомление с деятельностью социальных и пенсионных учреждений, правилами применения норм права, регулирующих формы и способы защиты нарушенных прав.

Третья часть формируется представление о возможности и необходимости представление о возможности и необходимости защиты пенсионных и социальных прав граждан в судебном порядке, административном порядке; формирует представление о различных способах защиты нарушенных прав.

Способствует усвоению порядков третейского производства и административного урегулирования споров, мирного разрешения споров. Приобретению навыков создания юридических, процессуальных документов; навыков поведения в суде, навыков делового общения при конфликтной ситуации.

Создает основу для ориентации в судебной системе Российской Федерации и правилах гражданского судопроизводства.

2. Место междисциплинарного курса в структуре основной образовательной программы (ООП)

Третья часть междисциплинарного курса «Осуществление защиты прав и свобод граждан» является дисциплиной профессионального цикла, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных умений и навыков.

Предполагает знание и успешное освоение следующих:

- Общеобразовательных дисциплин: Обществознание, Русский язык;

- общепрофессиональных дисциплин: Теория государства и права, Конституционное право, Трудовое право, Документационное обеспечение управления, Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Изучение профессиональных модулей: Право социального обеспечения, Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Органов и учреждений социальной защиты населения.

Знания и умения, приобретенные студентами после освоения содержания третьей части междисциплинарного курса «Осуществление защиты прав и свобод граждан» будут использоваться при осуществлении профессиональной деятельности такого виды как обеспечение судебной защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

В результате изучения студент должен:

 

Знать:

· Федеральное законодательство по вопросам судебной защиты, основные вопросы, связанные с порядком судебной защиты прав граждан и организаций; порядок разрешения споров и конфликтов в порядке административного производства; порядок урегулирования споров мирным путем. Особенности реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной сфере. Правила исполнения решений административных органов и судов.

 

Уметь:

· Анализировать действующее законодательство с точки зрения содержащихся в нем правовых норм, направленных на защиту и осуществление прав и свобод граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения; применять конкретные нормы права на практике.

 

Владеть навыками:

· Толкования правых актов;

· Составления юридических документов;

· Оказания правовой помощи гражданам;

· Анализа правовой ситуации

· Навыками ведения бесед и переговоров, с целью разрешения конфликта.

 

 

3. Требования к результатам освоения третьей части междисциплинарного курса

Курс направлен на формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 400201 «Право и организация социального обеспечения» (квалификация «юрист»).

В совокупности с другими дисциплинами ООП, при изучении третьей части Междисциплинарного курса «Осуществление защиты прав и свобод граждан» обеспечивает формирование следующих компетенций:

(студент обладает способностью/приобретает компетенцию)

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-2 обладает способностью организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных функций, оценивать их эффективность и качество Самостоятельно организовывает свою деятельность исходя из профессиональных задач при выполнении конкретной работы и оценивает свои действия При подготовке к занятиям При прохождении практики
  ОК-3 обладает способностью принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и несет за них ответственность Демонстрирует способность принимать решения в различных ситуациях и отвечает за принятое решение При ответе по задачам
  Обладает способность осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиональных задач, профессионального и личностного развития Владеет навыками работы с информацией (на различных носителях) для реализации профессиональных задач и личностного развития Выполнение практических задач
  ОК-5 обладает способностью использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Владеет навыками использования Информационных коммуникационных технологий для исполнения профессиональных обязанностей юриста Практические задания
  Обладает способностью использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Владеет навыками использования Информационных коммуникационных технологий для исполнения профессиональных обязанности юриста Выполнение самостоятельных заданий, изучение дополнительной литературы
  ОК-9 обладает способностью ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы Демонстрирует способность к усвоению систематизации нормативных правовых актов, учету изменений в законодательстве Выполнение заданий по работе с НПА, постоянное ознакомление с изменениями законодательства
  ПК 3.1. Обладает способностью анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку используя периодические и специальные знания, справочную литературу, информационные справочно-правые системы Владеет навыками анализа правовой ситуации и опираясь на знания законодательства может установить наличие или отсутствие правонарушения и его верно квалифицировать Решение задач Изучение специальной литературы
  ПК 3.2 обладает способностью принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан Демонстрирует способность принять меры с целью восстановления нарушенных прав Выполнение практических задач Составление заявлений/жалоб
  ПК 3.3 обладает способностью составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем Владеет навыками сбора документов и оформления дел, с целью передачи пакета документов для принятия решения Практическое задание на семинаре и на практике
  ПК 3.4 обладает способность формировать с использование справочно-информационных систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом Владеет навыками сбора документов и оформления дел, с целью передачи пакетов документов для принятия решения Практическое задание на семинаре и на практике
  ПК 3.5 обладает способностью проводить мониторинг судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ по делам, затрагивающим пенсионные и социальные права, в целях единообразного применения законодательства Демонстрирует знание судебной практики и владеет навыком ее анализа, опираясь на знание правовых норм. Владеет навыком поиска судебных актов по заданной теме Выполнение задания на семинаре
       

 

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

 

Знать правовые акты, регулирующие права граждан в сфере социального обеспечения и пенсионного обеспечения; способы защиты нарушенных прав; компетенцию правоохранительных органов порядок судебной защиты.

Уметь рассматривать материалы по вопросам социальной и пенсионной защиты; использовать материалы судебной практики в правоприменительной деятельности; принимать решения исходя из правой ситуации; выбирать верный способ защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса.

Владеть навыками: анализы спорной правой ситуации, выбора необходимой нормы права, защиты нарушенных прав, организации своей профессиональной работы, с учетом изменения законодательства и постановленных задач.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения - очная

Виды учебной работы Зач Ед. Час По семестрам
Обща трудоемкость дисциплины по учебному плану      
Аудиторные занятия:      
Лекции      
Семинары и Практические занятия      
Самостоятельная работа (СРС)      
Формы промежуточной аттестации     Экзамен

5. Содержание учебной дисциплины

Текст рабочей программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.073 с.)