ТОП 10:

Билет 25. Понятие и структура личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.



Для раскрытия сущности категории "личность", прежде всего, необходимо провести строгое разграничение между понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.

Так, понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. В этом смысле человек рассматривается как субъект общественно-исторической деятельности, являющийся высшей ступенью развития живых организмов на Земле и сочетающий в себе единство социальных и природных качеств, то есть представляющий собой сложную биосоциальную систему.

Индивид обозначается человек как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной общности, группы). Это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого.

Многозначный термин индивидуальность, напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает человека от других, включая природные, социальные, соматические, психические, унаследованные и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства.

Личность – это, с одной стороны, устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, с другой стороны, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознательной деятельности.

Личность - это человек с его системой интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Речь идет о таких качествах как взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.п.

Неотъемлемыми характерными чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, определенная автономность по отношению к обществу.

Структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием социальных взаимодействий, которые он осуществляет.

С социально-психологической и собственно социологической точки зрения к описанию структуры личности можно подойти на основании универсальной модели детерминации человеческого поведения, описывающейся комплексом

Личность =("могу" + "хочу" + "знаю" + "умею") + "действую"  

 


В структуре личности можно выделить следующие элементы:

1. Элемент "возможности и способности" ("могу") включающий в себя:

1.1. Психофизиологические характеристики личности.

1.2. Врожденные психологические характеристики личности, темперамент, направленность, способности личности, в том числе способности к творческой деятельности.

2. Элемент "цели и мотивы личности" ("хочу"), включающий в себя:

1.1. Потребности и интересы личности. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но они от этого не перестают существовать и определять ее поведение. Интерес выступает уже как осознанная потребность.

1.2. Ценности, убеждения, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

На базе взаимодействия потребностей, осознанных и неосознанных, интересов и ценностей формируется система стратегических и тактических целей личности и мотивов ее поведения.

3. Элемент "знания" ("знаю")– освоенная личностью информация в абстрактно-логической и эмоционально-образной форме, хранящаяся в ее памяти.

4. Элемент "умения" ("умею") – возможности личности, как связанные с практическим применением знаний, так и накопленные эмпирическим путем, и приобретенные в ходе упражнений и повседневного опыта предметной деятельности и социальных взаимодействий.

5. Элемент "поведение" ("действую") - способ реализации социальных качеств в деятельности личности, проявляющийся в образе жизни и таких видах как трудовая, общественно-политическая, культурно- познавательная и семейно-бытовая деятельность.

Коммуникативная личность по Конецкой – одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характристик, которые определяются степенью ее ком-тивных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавимся в процессе познавательного опыта и собственно ком-тивной компетенцией – умением выбора ком-тивного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.

К. представила двухступенчатую модель ком-тивной личности.

Эта модель отражает параметры ком-тивной личности и раскрывает их сущность.

1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощ­ным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разго­вор. Коммуникатив­ная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существова­ния и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа.

2. Когнитивный параметр включает в себя множество характе­ристик, формирующих в процессе познавательного опыта ин­дивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональ­ном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристи­ки: способность адекватного восприятия информации, способ­ность воздействия на партнера, оценка и самооценка когни­тивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации.

3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) ком­петентностью: а) практическое владение индивидуальным запа­сом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные сред­ства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуа­тивных условий общения; в) построение высказываний и дис­курсов в соответствии с нормами избранного коммуникативно­го кода и правилами «речевого этикета».

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.005 с.)