Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для замечаний и предложений, Дьякон Евгений Моргун

Поиск

Проект

Союз Православных Братств

Для замечаний и предложений, Дьякон Евгений Моргун

morgun.evg@gmail.com

Обращение к полноте Русской Православной Церкви

Дорогие владыки, отцы, братия и сестры!

В последние несколько месяцев мы стали свидетелями стремительно

разворачивающихся событий не только в светском обществе, но и в сугубо

церковной среде. Наиболее значимыми из происшедших церковных событий

являются следующие: Собрание Предстоятелей Поместных Православных

Церквей в Шамбези; Освященный Архиерейский Собор Русской

Православной Церкви; встреча Патриарха Московского и всея Руси

Какие практические действия, обусловленные правилами Церкви, в

Данной ситуации зависят от нашего произволения и должны быть

Предприняты?

Что можно посоветовать в такой ситуации православным христианам,

Желающим сохранить единство с Господом нашим Иисусом Христом?

В первую очередь, нужно осознать, что неведение не является

извинительным обстоятельством, а, наоборот, первым и главным грехом.

Спасение во все времена, в том числе и в наше лукавое время, по своему

первоначальному смыслу заключается в единстве с Истиной. Это нужно

всегда учитывать в самую первую очередь и держать эту нить до конца, с

осторожностью подходя к вопросу конфессиональной принадлежности,

принятой в силу традиции или обстоятельств в данном регионе.

Из всех возможных вариантов осуществления апостольского призыва

«испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах

тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10-11), было бы интересно рассмотреть

возможные де йствия церковной общины в официальном пространстве. Не

будем, однако, забывать, как некий идеал, и упоминавшееся в письме прп.

Анатолия (Потапова) выражение о том, что «истинные христиане будут

пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединенные,

пустынные места», что приводит на ум разве что примеры из житий

преподобных Павла Фивейского, Марка Фраческого, Марии Египетской и

многих других, имён которых история не сохранила, однако «которых весь

мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям

земли» (Евр. 11, 38). Пусть каждый найдёт свой путь, с помощью Бога,

Который «сильнее врага и никогда не покинет Он Своих рабов».

Обязанность священнослужителей, их церковное послушание, — в

преемстве традиции истинного богослужения, как по форме, так и по

содержанию. Если епископат утверждает решения, расходящиеся со

святоотеческим преданием, то, именно ради своего спасения во Христе, и ни

для чего иного, церковный народ в лице клириков и мирян обязан приложить

все усилия для того, чтобы отменить данные решения, руководствуясь

правом рецепции (приятия), которое в нынешнее время осталось лишь в виде

хорового «аксиос» в известные моменты при рукоположении

Кроме того, в толковании на 1 Правило III Вселенского Собора, еп. Никодим (Милаш) подчёркивает:

«Издавая данное предписание, Ефесский собор имеет в виду ту общую церковно-юридическую норму, по

которой церковно-иерархическая власть имеет полную законную силу только тогда, когда она действует в

Установленных законом границах и когда исполнители этой власти строго подчиняются законам и учению

Православной Церкви; и напротив, как только они отступят от этих законов и перейдут строго

установленные законные границы, то власть эта теряет все принадлежащие ей права. Разбирая далее

правила собора, созванного в Константинополе в 861 году, мы увидим, какую силу имела всегда эта норма

в Церкви». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-stolkovanijami/

По изд.: Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви. В 2-х томах. СПб, 1911-1912.

См. также статью священномученика Николая Добронравова «Участие клира и мирян на соборах в первые

девать веков христианства»

URL: http://www.aparatorul.md/uchastie-klira-i-miryan-na-soborakh-pervy/

священнослужителя. Причём, и эта деталь очень важна, необходимо

действовать планомерно и настойчиво до тех пор, пока ситуация не

исправится.

Следует подчеркнуть, что проблема в данном случае не рассматривается в

ключе «благодатности или безблагодатности таинств». В нашем контексте

подход фокусируется на исправлении тех недостатков, которые должны быть

исправлены, а акцент делается на то, что исправление — это первоочередная

задача, без чего спасение совершенно невозможно, несмотря на участие в

церковной жизни на уровне фарисейского формализма. Пока действует

установка: «Можно и так, до тех пор, пока…», — ничего невозможно

изменить. Также, остаются под большим вопросом те действия, которые

предполагается предпринять тогда, когда условно обозначенный гром всё же

грянет.

В идеале, официальные действия епископата подразумевают

официальные же действия клириков и мирян. Так как фактическим

выражением идеи Церкви является узаконенная община (приход или

монастырь), то ответом на официальное заявление епископата, содержащее

отступления от святоотеческого Предания в том или ином виде, должно стать

официальное заявление-протест общины, а лучше нескольких общин и

монастырей, на имя епархиального архиерея, обязательно с приложением

соответствующего протокола собрания прихода или монастыря. Такой

протокол необходим в силу современных условий епархиальной жизни, он

тем и отличается от ставшего уже обычным неофициального письма с

подписями, что на него можно и должно требовать ответ в письменном

виде10. Официальный ответ епархиального начальства даёт право, в случае

неудовлетворения требований, обращаться в церковный суд, привлекать

широкую церковную общественность к обсуждению темы и другие действия,

ведущие к решению вопроса.

В ином случае, как.u1042 1080 и должно быть, епархиальный архиерей, осознав свою

ошибку, должен созвать епархиальное собрание, на котором будет принято

официальное обращение к полноте Поместной Церкви в лице Поместного

Собора, на котором предполагается отмена уже принятых неканонических и

еретических решений. Также заметим, что епископ имеет право на «особое

мнение» при подписании документов на церковных соборах, что является

выражением общепринятой юридической нормы.11

10 В недавнее время таким каноническим путем шел приход протоиерея Павла Адельгейма,

Псковская епархия РПЦ МП, выражая протест против нового приходского Устава, в котором

попираются основы соборности. Материалы можно проследить по блогу о. Павла, например:

http://adelgeim.livejournal.com/28696.html; http://adelgeim.livejournal.com/70463.html

К сожалению, о.Павел Адельгейм трагически упокоился при до конца не выясненных

обстоятельствах. http://adelgeim.livejournal.com/130965.html

11 Например, в «Уставе об управлении РПЦ» в редакции 1988 г. право на «отдельное мнение»

прямо усваивается членам Священного Синода при принятии решений (п. V.18), хотя все члены

Священного Синода, в том числе и те, кто подал отдельные мнения, обязаны подписать все

журналы и определения (п. V.22). См. «Устав об управлении Русской Православной Церкви».

1988г. URL: https://drive.google.com/open?id=0B7_O2AWSClDvN1MwUWZrX3hQbm8

Временным членом Священного Синода может стать каждый архиерей по очереди (п. V.5), так

что право на отдельное мнение, в оговоренных случаях, в данной редакции «Устава» усвоено

каждому архиерею. В современной редакции эти моменты «Уставом» не оговариваются, что,

Если какой-либо епископ не согласен с принятым решением, но, в силу

обстоятельств вынужден подписать итоговый документ, то он подписывает

его с приложением письменного объяснения своей позиции, это объяснение

является официальным документом, этим самым «особым мнением». Без

такого заявления его несогласие с итоговыми решениями не является

действительным, а лишь декларативным жестом, не имеющим силы. Данное

«особое мнение» впоследствии может быть предложено на рассмотрение

как клириков и мирян, так и церковного суда, а также может

свидетельствовать в пользу епископа как истинного и нелицемерного

исповедника Православия.

При этом нужно отчётливо понимать, что непоминание правящего

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отвергнуто.

 

Проект

Союз Православных Братств

Для замечаний и предложений, Дьякон Евгений Моргун

morgun.evg@gmail.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.008 с.)