Культурология. XX век: Антология – М.: Юрист, 1995. с. 568. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология. XX век: Антология – М.: Юрист, 1995. с. 568.



Задание к теме № 11.

Перечислите и охарактеризуйте основные методы науки, которой Вы занимаетесь в магистратуре. Выделите из них те, которые относятся: а) к общенауным, б) конкретнонаучным (методы социологии, конфликтологии и т.п.)

Задание к теме № 12.

Прочитайте текст и выполните следующие 4 задания

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <...> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).

1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Задание к теме № 13.

Прочитайте отрывок из работы российского философа А.М. Гендина и ответьте на вопросы:

Чем обусловлена сложность социальных прогнозов?

В чём автор видит задачи научного предвидения?

Что определяет вероятный характер предвидения?

На основании чего делается социальный прогноз?

«В силу стохастически-вероятностного характера развития материальных систем, особенно ярко проявляющегося в социальных процессах, действительно научное предвидение в принципе не может быть однозначным прорицанием будущего во всех его вариантах и деталях. Задачами научного предвидения (в первую очередь социального прогнозирования) являются построение идеальных моделей различных альтернативных объективно возможных путей будущего развития, определение для каждой модели условий её реализации, а в ряде случаев в связи с этим – и степени её осуществимости.

Подобный многовариатный прогноз, отражающий совокупность различных возможных ситуаций в предстоящей эволюции системы в целом, вероятен, ибо не снимает полностью неопределённость относительно конкретных путей будущего развития,не выявляет однозначно формы и сроки осуществления объективной необходимости. Но он в то же время достоверен – достоверен в той мере, в какой полученная прогностическая информация отражает основные возможные варианты изменения системы, а при соци., прогнозировании предусматривает итакже и необходимые для каждого из них предпосылки и методы действий». [Гендин А. М. ГЛАВА 5. Отражение и предвидение В кн.: Диалектика познания. Л.: ЛГУ, 1988.С. 52-53].

Задание к теме № 14.

Перечислите и охарактеризуйте эмпирические методы, применяемые в социологии. Какие из них чаще всего применяете Вы в своих исследованиях?

Задание к теме № 15.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. В чём специфика социальных теорий?

2. На какие социальные теории Вы опираетесь в своём научном исследовании?

3. Как теории связаны с методологией?

4. Что является методологией вашего исследования?

Задание к теме № 16.

Проиллюстрируйте следующие слова конкретными примерами, показав, как увеличивается правдоподобие исторического знания:

«Историк в конструировании факта постоянно увеличивает информацию о событии и через это увеличивает его правдоподобность, сужая возможности интерпретации, уменьшая роль субъективного начала в содержании факта».

[Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул, 2000, с.226]

Задание к теме № 17.

Прочитайте следующий отрывок из монографии и ответьте на вопросы:

1. Что означает диалогичность гуманитарного познания?

2. Приведите примеры, иллюстрирующие 3 уровня диалогов, выделенных автором.

«Историки, пытающиеся объяснить ещё не до конца сформированный исторический факт, ведут диалог с историей, а также и с людьми, воссоздающими исторический факт. Учитывая наличие ряда объяснений для одного и того же исторического явления, мы имеем и ряд подобных обращений, предполагающих своеобразное понимание и интерпретацию самого исторического факта. Но история, как и любое её событие, не является безучастной к «своим потомкам», под её влиянием могут корректироваться отдельные представления и мировоззренческие установки тех, кто её изучает. Вторая сфера диалогов – это диалоги между современными учёными и теми исследователями, которые давали интерпретацию фактов в предшествующее время, как в данном ключе, так и в ином. И третья сфера диалогов – это диалоги, ведущиеся между учёными, объясняющими этот исторический факт в настоящее время» [Сытых О.Л. Вероятное знание. Барнаул, 2000, с.225].

Задание к теме № 18.

Ответьте на вопрос и обоснуйте свой ответ:

- Являются ли правомерными слова М. Бахтина о том, что естествознание и гуманитарное знание не следует резко разрывать и противопоставлять, при их анализе следует иметь в виду, что они проходят разные стадии развития не всегда одновременно.

Глоссарий

ПОППЕР (Popper), Карл Раймунд (р. 28 июля 1902) - англ. философ, логик и социолог. Род. в Вене, был активным деятелем Венского кружка. С 1945 живет в Англии, проф. логики и науч. метода в Лондонском ун-те (с 1949), декан ф-та философии, логики и науч. метода в Лондонской школе экономики и политич. науки (с 1945). По своим филос. взглядам П. - представитель логического позитивизма, хотя он критически относится к ряду его осн. положений. Осн. цель философии П. видит в изучении развития науч. знания, в особенности науч. космологии (см. "The logic of scientific discovery", L., [1959], p. 15). По его мнению, философия не имеет особого метода: ее методом является метод всякой "рациональной дискуссии", четкая постановка проблемы и критич. анализ различных предполагаемых решений. Взгляды П. на природу науки противоречивы: критикуя те концепции, к-рые рассматривают универс. закон и теорию лишь как правило или совокупность инструкций для выведения единичных высказываний из др. единичных высказываний, и заявляя, что наука способна к реальным открытиям, что она обязательно должна быть связана с действительностью, т.к. имеет дело с объективными (транссубъективными) явлениями (см. "Logik der Forschung", W., 1935, S. 16, 55-56), П. в то же время выступает против тех концепций, к-рые полагают, что наука описывает сущность вещей (см. "Three views concerning human knowledge", в кн.: H. D. Lewis (ed.), Contemporary British philosophy, L.-N. Y., 1956, p. 366).

Как и большинство совр. философов науки, П. полагает, что традиц. индукция непригодна для обоснования науч. знания, универс. законов, в к-рых нуждается наука, поскольку универс. высказывания не верифицируемы и, следовательно, верифицируемость не может служить критерием принадлежности высказываний к эмпирич. науке (см. Верифицируемости принцип). Таким критерием (в той мере, в какой он необходим) является, по мнению П., фальсифицируемость: подлинными науч. высказываниями могут быть только те, к-рые можно опровергнуть опытом (см. "Logik der Forschung", S. 12-13). Наука развивается за счет выдвижения смелых гипотез, к-рые затем

[Философская Энциклопедия: Поппер, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 13960 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 4, С. 319 Словарь)]

ЛОКК (Locke), Джон (29 авг. 1632 - 28 окт. 1704) - англ. просветитель, философ, основоположник материалистич. сенсуализма, первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. Л. - идеолог т.н. "славной революции" 1688 - классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии, представлявший "...новую буржуазию во всех ее формах..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 62). Род. в Рингтоне в семье судейского чиновника. В 1652 поступил в Оксфордский ун-т, где по окончании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем детей, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), с к-рым тесно связал свою судьбу. Вместе с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды был вынужден эмигрировать. Путешествовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683), Л. сблизился с Вильгельмом Оранским и стал идеологом вигов. Здесь он закончил свой гл. филос. труд "Опыт о человеческом разуме" ("An essay concerning human understanding", 1690). После переворота 1688 вернулся в Англию и до 1700 занимал административные посты.

Учение об опыте. Углубляя материалистич. эмпиризм и сенсуализм Ф. Бэкона, Л. развил учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, Л., придерживаясь положения о том, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах, пришел к утверждению: "на опыте основывается все наше знание..." ("Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). Сознание новорожденного - это "пустое помещение" (empty cabinet), "чистая доска" (tabula rasa), и только опыт, состоящий, прежде всего из ощущений, наполняет его содержанием. В педагогике эти идеи привели Л. к признанию определяющего влияния среды на воспитание ("Некоторые мысли о воспитании" - "Some thoughts concerning education", 1693), в этике - к установлению тесной связи добра и удовольствия.

[Философская Энциклопедия: Локк, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 9384 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 3, С. 248 Словарь)]

ДИЛЬТЕЙ (Dilthey), Вильгельм (19 нояб. 1833 - 3 окт. 1911) - нем. философ-идеалист, один из основоположников иррационалистич. т.н. философии жизни. С 1866 - проф. в Базеле, затем в Киле и Бреслау, с 1882 - в Берлине. Мировоззрение Д. складывалось вначале под влиянием раннего неокантианства (и в нек-рой степени, позитивизма), а в дальнейшем - филос. и социологич. концепций Тренделенбурга, Шлейермахера, Ранке, Шопенгауэра, Э. Гартмана. Д. известен не только как философ (и историк философии), ему принадлежат также получившие широкую известность труды в области всеобщей истории, эстетики и педагогики. Подвергая критике философию Гегеля за сведение всего многообразия действительности и человеч. жизни к мышлению, Д. ставил на место мышления понятие "жизнь", к-рая рассматривалась им как основа, внутр. содержание и движущая сила всего существующего. При этом он утверждал, что такого рода постановка вопроса в зародыше содержится в работах самого Гегеля, особенно в его ранних произведениях. По Д., все науки изучают различные проявления жизни, задачей же философии является решение загадки жизни. Несмотря на то, что отд. проявления жизни, по Д., вполне познаваемы, целостность, полнота жизни в конечном счете непостижимы, и философия лишь приближается к этому постижению с помощью интуиции. Дать науч. определение жизни, по Д., невозможно. Жизнь характеризуется Д. как полнота, целостность, многообразие переживаний. Внешний мир неотделим от жизни и является ее объективацией. Действительность, т.о., выступает как иррационалистич. субъект-объект: "Я и другое или внешнее суть не что иное, как то, что дано, что содержится в опыте жизни. Это и есть вся действительность" (Gesammelte Schriften, Bd 5, В.-Lpz., S. 136-37). Понятия субстанции, причинности и все категории философии и науки сводятся Д. к различным проявлениям воли и др. форм, состояний "жизни". Различные филос. учения также рассматриваются как формы духовной жизни индивидуума, т.е. безотносительно к объективной реальности, к-рая в них отражается, интерпретируется. Т.о., Д. наряду с Ницше является одним из родоначальников идеалистич. антропологизма.

[Философская Энциклопедия: Дильтей, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 3770 (ср. Филосовская Энциклопедия. Т. 2, С. 13 Словарь)]

БЭКОН (Bacon), Фрэнсис (22 янв. 1561 - 9 апр. 1626) - англ. философ-материалист, родоначальник англ. материализма, перенесший вместе с Локком "из естествознания в философию...метафизический способ мышления" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Младший сын Н. Бэкона, лорда-хранителя печати. Закончил образование в Кембридже (1575). В 1584 Б. был избран в парламент. С 1617 - лорд-хранитель печати при короле Якове I, затем - лорд-канцлер, барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 Б. был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре помилованный королем, Б. не вернулся на гос. службу и последние годы жизни посвятил науч. и лит. работе.

Науч. и политич. деятельность Б. проходила в период, к-рый Маркс называл "прологом английской революции" ("Архив Маркса и Энгельса", т. 8, 1946, с. 95), и отвечала потребностям растущей буржуазии и обуржуазившегося "нового дворянства", заинтересованных в росте производства, технич. усовершенствованиях, развитии наук о природе. Философия Б., современниками к-рого были Шекспир, Бруно и Галилей, сложилась в атмосфере общего науч. и культурного подъема, к-рый охватил страны Европы, вставшие на путь капиталистич. развития. Ее появление означало освобождение науч. мысли от церк. догматики и схоластич. псевдоучености. Философия Б. явилась дальнейшим шагом в развитии материализма.

Еще в юности Б. задумал грандиозный план "Великого Восстановления наук" ("Instauratio Magna") и всю жизнь работал над его осуществлением. Первую часть этого труда составляет классификация существующих и возможных наук. Б. разделял все науки соответственно трем способностям, к-рые он приписывал человеч. разуму. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, рассудок является источником философии, к-рую Б. делил на учение о боге, о природе и о человеке. Человек, по Б., познает природу непосредственно, бога - через природу, самого себя - путем рефлексии. Помимо этих частных наук, Б. относил к области желательного (desiderata) "первую философию", имеющую дело

[Философская Энциклопедия: Бэкон Фрэнсис, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 1622 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 1, С. 214 Словарь)]

ДЕКАРТ (Descartes), Рене, латинизиров. имя - Кaртезий (Renatus Cartesius) (31 марта 1596 - 11 февр. 1650), - франц. ученый и философ. Осн. черта филос. мировоззрения Д. - дуализм души и тела, "мыслящей субстанции" и "протяженной" (материальной) субстанции. В своей космологии, космогонии, физике, физиологии Д. - материалист. В то же время в психологии (в учении о душе), теории познания, в учении о бытии Д. оставался идеалистом.

Род. в семье франц. дворянина в Лаэ (провинция Турень). Образование получил в привилегированной иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, к-рую покинул в 1621, и после неск. лет путешествий переселился в Нидерланды - передовую капиталистич. страну того времени, где провел двадцать лет в уединенных науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. - "Рассуждение о методе..." ("Discours de la mйthode...", 1637, рус. пер. со ст. Т. И. Ойзермана, Философское учение Декарта, М., 1953), "Размышления о первой философии..." ("Meditationes de prima philosophia...", 1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" ("Principia philosophiae", 1644, рус. пер. 1950). Проникновение новаторских идей Д. в нидерл. ун-ты навлекло на него ожесточ. преследования протестантских богословов. Поэтому в 1649 он принял приглашение швед. королевы Христины и переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Вопросы физики и космологии, так же как и вопросы математики, Д. разрабатывал не только как философ. но и как крупнейший ученый. В математике Д. - один из творцов аналитич. геометрии, в к-рой он уже владел новым в математике понятием о функции. Он разработал аналитич. способ выражения геометрич. объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. От Д. также ведет начало система алгебраич. обозначений, перешедшая с небольшими изменениями в наше время. Д. открыл путь к признанию отриц. корней и к оперированию с ними. В механике Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В оптике обосновал (независимо

[Философская Энциклопедия: Декарт, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 3351 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 1, С. 447 Словарь)]

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология) - раздел философии, в к-ром изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и др. наук, Т. п. как филос. дисциплина анализирует не характер индивидуальных, функционирующих в психике механизмов, позволяющих тому или иному субъекту прийти к определенному познават. результату, а всеобщие основания, дающие право говорить об этом результате как о знании, т.е. как о чем-то выражающем реальное, истинное положение дел. Двумя осн. направлениями в Т. п. являются материализм и идеализм. Термин "Т. п." ввел в философию шотл. философ Дж. Феррьер в 1854.

Любая спец.-науч. теория относится к ограниченной сфере реальности и исходит из нек-рых предпосылок, принимаемых ею как данные, неанализируемые (результаты др. науч. теорий, эксперимент, материал, зафиксированный в категориях обыденного языка, определ. представления об условиях приемлемости науч. теории и т.д.). В отличие от этого, Т. п. пытается выявить и критически исследовать сами условия истинности всякого знания, обнаружить те конечные, предельные основания, к-рые позволяют бесспорно судить о степени обоснованности, соответствия реальности любого конкретного вида знания. Поскольку Т. п. (во всяком случае - в идеале) не может предполагать существования предпосылок, к-рые не анализируются, а просто принимаются в качестве общепризнанных, постольку она не может строиться как обычная теория. Но именно потому, что те предельные основания знания, поисками к-рых занимается Т. п., не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным, существует возможность их различного понимания и трактовки. Поэтому Т. п. всегда выступала и выступает в виде наличия различных, как правило, взаимоисключающих концепций - материалистов и идеалистов, эмпириков и рационалистов, интуитивистов и интеллектуалистов, скептиков и догматиков и т.д. Другая особенность построения Т. п. состоит в

[Философская Энциклопедия: Теория познания, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 17413 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 216 Словарь)]

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - 1) В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) В логике и методологии науки Ф. можно определить как обозначение особого рода предложений, фиксирующих эмпирич. знание (иногда Ф. определяют как знание, достоверность к-рого доказана). Это второе значение термина "Ф. " связано с тем, что при рассмотрении науки как системы знаний об определ. системах объектов в ней можно выделить совокупности предложений, различные по их гносеологич. функциям и логич. характеристикам. Одним из важнейших является различение групп предложений, образующих теорию и факты науки. Специфика Ф. науки заключается в том, что они, выражая знание о системе объектов, образующих предметную область данной теории, а) составляют базу для т.н. эмпирич. обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке эмпирич. законов; б) используются для установления эмпирич. значения теории, т.е. для ее верификации или фальсификации. В случаях, когда законы и гипотезы содержат утверждения относительно бесконечных предметных областей и допускают лишь статистич. проверку, подобная процедура наз. эмпирич. подтверждением.

Хотя для каждого фиксированного момента времени любая науч. теория содержит конечное число предложений, формулирующих ее законы и гипотезы, количество следствий из этих предложений, получаемых на основе дедуктивного вывода, может быть в принципе бесконечным. Согласно неопозитивистской логике науки, окончат. средством установления эмпирич. значения теории должны быть эмпирич. высказывания, фиксирующие результаты единичного наблюдения и получившие название "протокольных предложений", "данных", "констатаций" и т.д. В этой связи возникают следующие затруднения: 1) для проверки бесконечного (или неограниченно большого) числа следствий необходимо бесконечное (неограниченно большое) число наблюдений; 2) остается неясным, может ли единичное наблюдение, несущее в себе случайную информацию, подтверждать или опровергать соответствующее ему следствие из теории;

[Философская Энциклопедия: Факт, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 18005 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 298 Словарь)]

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) - носитель предметно-практич. деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. С т. зр. марксистской философии С. индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (т.е. переживанием собственного "Я") постольку, поскольку он в определ. мере овладел созданным человечеством миром культуры: орудиями предметно-практич. деятельности, формами языка, логич. категориями, нормами нравственных и эстетич. оценок и т.д. Активная деятельность С. является условием, благодаря к-рому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С. в формах его деятельности. При этом формы воспроизведения объекта в знании, отражая характеристики объективной реальности, в то же время производны от форм предметно - преобразоват. деятельности С. (см. Идеальное).

Проблема отношения С. к объекту как отношения познающего к познаваемому всегда была одной из центр. проблем философии и поставлена с возникновением самой философии. В рамках того или иного решения этой проблемы понималась и природа С. В антич. философии отношение С. и объекта воспроизводилось в неадекватной форме, напр. как отношение неистинного знания по мнению и соответствующего ему небытия и знания по истине и соответствующего ему бытия. Резкое противопоставление субъективной достоверности, самосознания С. и мира объективной действительности впервые проведено Декартом, к-рый тем самым поставил для последующей мысли вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности, т.е. сформулировал отношение С. и объекта как специфич. проблему, понимая С. как нечто отличное от объекта. Нем. классич. философия показала невозможность метафизически-дуалистич. противопоставления С. и объекта как двух внутри себя замкнутых субстанций и попыталась понять объект в единстве с творчески-созидат. деятельностью С. (здесь это понимание было достигнуто на идеалистич. основе - на основе признания

[Философская Энциклопедия: Субъект, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 16962 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 154 Словарь)]

СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (нем. - Wissenssoziologie, англ. - sociology of knowledge, франц. - sociologie de la connaissance) - отрасль теоретич. и эмпирич. исследований знания и познания как социальных явлений. С. п. изучает гл. обр. социальную детерминацию форм знания, а также форм его хранения, распространения и использования в обществе; социальную обусловленность типов мышления, характерных для опр. историч. периодов; социальную структуру духовного производства, институциональные формы, в к-рых оно осуществляется, и типологию производителей знания. Термин "социология познания" возник в 20 в. Однако первые попытки решения некоторых проблем С. п. предпринимались в философии нового времени (учение Ф. Бэкона о "призраках", учения Декарта, Спинозы, Локка об "очищении" разума, получившее развитие в философии франц. Просвещения, "коммуникационная" теория меток и знаков Гоббса, учение нем. классич. идеализма о надиндивидуальном, исторически развертывающемся разуме и т.д.).

Заслуга Маркса в том, что он создал развитое учение об обществ. сущности и обусловленности познания и знания. По Марксу, деятельность общества по созданию, передаче, обобщению и изменению знаний есть духовное производство, к-рое специфич. образом зависит от осн. характера материального произ-ва эпохи и обладает сложной структурой. Объективное знание, в т.ч. научное, должно анализироваться как социальный продукт; формы его осуществления, степень развития, а также способы деятельности индивидов, занятых производством знаний, детерминируются развитием общества. Марксу принадлежит также учение о социальной обусловленности идеологич. продуктов, к-рое одновременно является критикой ранее существовавших идеологий, поскольку вскрывает присущие им иллюзорно-косвенные способы выражения социального бытия, превращенные формы выражения интересов и целей классов, групп, индивидов. Теория Маркса оказала глубокое воздействие на формирование в 20 в. С. п. как самост. социологич. дисциплины, к-рая вначале в 20-30-х гг. развилась в Германии, а затем в др. странах Европы и США.

[Философская Энциклопедия: Социология познания, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 16568 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 100 Словарь)]

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т.о., С. н. в узком и широком аспекте. С. н. в современном ее состоянии относится к науковедч. дисциплинам (см. Наука о науке). В качестве самостоят. области исследования С. н. особенно развилась в 50-60-х гг., хотя возникла она в 30-х гг. 20 в. (работы Дж. Бернала, Б. Гессена и др.). С. н. формируется на стыке философии, организации науки, психологии науч. творчества, базируется на конкретно-социальных исследованиях, использует математич. и статистич. анализ.

Центр. задачей С. н. является определение места и роли науки в развивающейся обществ. системе. С. н. исследует отношения, складывающиеся в науч. коллективах в процессе произ-ва знаний, а также различные аспекты воздействия обществ. условий на развитие науки и влияние науки на развитие общества. Она выявляет факторы, способствующие повышению производительности науч. труда, критерии роста социальной эффективности науки. С. н. изучает роль личности в совр. науке, влияние коллектива и коллективного характера труда на творч. процесс, рассматривает социально-экономич. условия, к-рые влияют на этот процесс. С. н. анализирует взаимоотношения, складывающиеся между наукой и техникой, экономикой, политикой, идеологией, системой образования, искусством и вместе с тем вскрывает внутр. логику развития науч. идей.

В СССР и др. социалистич. странах в последние годы ведутся не только теоретические, но и конкретно-социологич. исследования науч. деятельности, к-рые направлены на совершенствование системы организации и управления наукой.

В капиталистич. странах С. п. развивалась под воздействием идей М. Вебера, Дюркгейма, Mанхейма. Среди многочисл. концепций немарксистских исследователей науки выделяются два осн. направления, одно из к-рых акцентирует внимание на роли науки в духовной культуре (Манхейм, Парсонс, Сорокин), а другое рассматривает ее преимущественно как фактор технико-экономич. прогресса (У. Огборн,

[Философская Энциклопедия: Социология науки, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 16560 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 99 Словарь)]

СМЫСЛ - 1) Термин, употребляемый в логике, логич. семантике и науке о языке как синоним "значения"; 2) В нек-рых теориях значения (напр., Фреге и Чёрча) термин "С." служит для обозначения того мысленного содержания, той информации, к-рая связывается с данным языковым выражением, являющимся собственным (хотя быть может и описательным) именем, в отличие от "значения" (предмета, денотата), называемого этим выражением. См. Значение, Имя, Название и лит. при этих статьях.

[Философская Энциклопедия: Смысл, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 16143 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 38 Словарь)]

СИМВОЛ (греч. sumbolon - знак, примета) - идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указание на те или иные, отличные от нее предметы, для к-рых она является обобщением и неразвернутым знаком. Как идеальная конструкция вещи С. в скрытой форме содержит в себе все возможные проявления вещи и создает перспективу для ее бесконечного развертывания в мысли, перехода от обобщенно-смысловой характеристики предмета к его отд. конкретным единичностям. С. является, т.о., не просто знаком тех или иных предметов, но он заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания. Образцом логически точно разработанного С. может служить любая математич. функция, содержащая в себе закон своего разложения в бесконечный ряд то более, то менее близких друг другу значений. В иск-ве, напр. в назв. произв. "Дым" Тургенева, "Гроза" Островского, "Вишневый сад" Чехова, "На дне" Горького, "Поднятая целина" Шолохова, непосредственно обозначаемый чувств. образ содержит одновременно обобщающий принцип раскрываемой в этих произв. действительности.

Термин "С." этимологически связан с греч. глаголом symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю. Уже эта этимология указывает на соединение двух планов действительности, на то, что С. представляет собой арену встречи известных конструкций сознания с. тем или иным возможным предметом этого сознания. Ввиду многозначности самого термина "С." его часто отождествляли со "знаком", "олицетворением", "аллегорией", "метафорой", "эмблемой" и т.п. Это делает необходимым отграничить понятие С. от др. категорий.

В отличие от аллегории, где образ играет подчиненную роль и выступает как иллюстрация нек-рой общей отвлеченной идеи, С. предполагает равновесие идеи и образа. С. не является персонификацией или схематич. олицетворением отвлеченного понятия (как, напр., Добродетель, Порок, Наслаждение, Грех и т.п. в ср.-век. мистериях). В персонификации значение образа не выходит за пределы олицетворяемой им абстракции, тогда как в С. образ полностью сохраняет свою

[Философская Энциклопедия: Символ, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 15939 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 5, С. 10 Словарь)]

ПОНЯТИЕ - узловая форма движения мышления, отражающая конкретно-всеобщую природу или "общий тип" определ. круга (рода) явлений; синоним "понимания сути дела", - т.е. имманентного данному типу явлений закона их существования, их конкретного (многократно и закономерно расчлененного внутри себя) единства в составе нек-рого объективно-выделенного целого. П. обретает свою полную и законченную форму лишь в процессе развития определений, лишь в составе развернутого теоретич. изображения известного комплекса явлений. Отд. абстрактные определения составляют лишь моменты П., и П. выражается только через их единство. "Определением П." выступает поэтому не фиксированное в др. знаках определение "смысла" или "значения" знака, термина, слова, а только выраженное через совокупность знаков, терминов, слов объективное единство различных моментов той особенной сферы явлений, к-рая составляет объект (предмет) данного П. Поэтому Маркс употребляет выражение "П." как полный синоним общей природы или "общего типа" определ. круга явлений (см. "Капитал", т. 3, 1955, с. 149).

Термин "П." введен стоиками. Основоположник стоич. школы Зенон из Китиона на Кипре разумел под П. (katalnpis) постигнутое представление, т.е. представление, в к-ром сознается его согласование с объектом.

В подходе к П. в истории философии обнаруживаются две линии - линия Демокрита и Локка (большее или меньшее сращение номинализма, эмпиризма и психологизма, сведение П. как всеобщего к индивидуальному) и линия Платона, Спинозы и Гегеля (реализм в тех или иных модификациях, априоризм, спекулятивность, выведение особенного из всеобщего, понимание особенного как модификации всеобщего П., понимание П. как синтеза, как продукта духовного созидания, конструирования). Временное примирение этих двух направлений (напр., у Аристотеля) приводило впоследствии к еще большей их поляризации. (Следует, однако, иметь в виду, что исходные П. первого направления - напр., П. атома как филос. принципа - почерпнуты отнюдь не непосредственно из эмпирии).

[Философская Энциклопедия: Понятие, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 13906 (ср. Философская Энциклопедия. Т. 4, С. 311 Словарь)]

ОЩУЩЕНИЕ - исходный, простейший элемент процесса отражения, элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств. Проблема О. рассматривалась уже в антич. философии. Эмпедокл, а за ним Демокрит и Эпикур говорили об "истечениях" (у Демокрита - "эйдосы"), отделяющихся от вещей и действующих на органы чувств. У Платона О. понималось как нечто связывающее душу с миром идей. Стоики полагали, что О. представляют собой впечатления, получаемые от вещей внешнего мира. В новое время проблему О. рассматривали Ф. Бэкон, высказавший, в частности, верное положение о зависимости цвета от света (позднее это экспериментально доказал Ньютон), и Локк, к-рый ввел различение всех воспринимаемых св-в вещей на первичные качества и вторичные качества и заложил основу для различения О. и восприятия (Т. Рид). Беркли указал на связь зрит. и осязат. О., связь между видимой величиной предметов и расстоянием до них, а его идея о minimum visibile предвосхитила понятие порога О. Однако данное им филос. истолкование О. носило субъективно-идеалистич. характер. В нем. классич. философии проблема О. рассматривалась мало в связи с общей направленностью в сторону рационализма и недооценкой чувств. ступени познания. Субъективно-идеалистич. концепцию О. как "элементов" мира возродил в новейшее время эмпириокритицизм, подвергнутый материалистич. критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм".

Диалектич. материализм рассматривает О. как единств. источник знаний человека о мире, как "субъективный образ объективного мира" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 106). Всякое познание, в т.ч. научное, в конечном счете основывается на О. На базе О. строятся восприятия и представления, к-рые, в свою очередь, служат материалом для образования понятий. Диалектико- материалистич. концепция О. опирается на данные совр. естеств.-науч. анализа О.

С середины 19 в. О. становятся предметом изучения ряда естеств. наук (психологии, физиологии, психофизики и др.), к-рые стремятся раскрыть механизмы О. и роль О. в ориентировочной деятельности животных и человека. В естеств.-науч. анализе О.

[Философская Энциклопедия: Ощущение, С. 1 и далее.Философская энциклопедия, С. 13100 (ср. Философская Энцик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.053 с.)