Раздел 1 Методы формирования концепций в дизайне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Методы формирования концепций в дизайне



Раздел 1 Методы формирования концепций в дизайне

Синектика

Синектика – это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Слова, которыми пользуется поэт, или вещи, которые использует изобретатель, – это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.

Синектика – это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений.

Синектика в дизайне

может использоваться как индивидуально, так и в качестве групповой техники. В индивидуальной работе синектика может быть полезным инструментом не только для непосредственно креативщиков, но и для дизайнеров, стремящихся создавать визуально яркие, необычные работы.

Одна из основных концепций деятельности в синектике – использование аналогий, то есть процесс обнаружения сходных черт у непохожих вещей. Аналогии делятся на логические и психологические.

Логические аналогии:

· Структурные аналогии. Изображения, напрямую соотносящиеся с формой или структурой заданного предмета.

· Функциональные аналогии. Например, движение реактивного самолета и кальмара основано на одном и том же принципе.

· Феноменальные аналогии. Изображения, основанные на наблюдаемых качествах явления.

Психологические аналогии – это субъективные связи, основанные на внутренних, а не на внешних признаках:

· Сенсорные аналогии. Например, картина, изображающая песню.

· Эмпатические аналогии. Аналогии, основанные на личных чувствах, например, летающие фигуры на картинах Шагала.

· Символические и метафорические аналогии.

· Фантастические аналогии.

Как это происходит?

Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.

В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.

Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов – вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых методов генерации идей.

Произвольным образом компонуйте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты – может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углубляясь в их критику.

Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).

Как видите, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное – дело времени. Его, кстати, уходит не так много –20–30 минут.

Шесть шляп

Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп.

· Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

· Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у креативщиков появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

· Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

· Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

· Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

· Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы над формированием концепции для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Как это происходит?

В групповой работе самая распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества

Вот некоторые преимущества метода, найденные во время пребывания под желтой шляпой.

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом – эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Катена-мэппинг

Катена-мэппинг – это техника генерации идей, которую можно использовать на начальном этапе работы для создания большого количества идей, особенно в случаях, когда сфера, к которой относится решаемая задача, кажется или совсем непонятной, или, наоборот, слишком тривиальной. Катена-мэппинг помогает расширить и сделать богаче пространство нашего мышления, преодолеть творческие блоки, а найденные в процессе этой работы стимулы преобразовать в идеи.

В основе катена-мэппинга лежит катена – игра, которая заключается в связывании двух слов, начального и конечного, цепочкой промежуточных слов, выбираемых по определенным правилам. В катена-мэппинге эта игра используется для нахождения стимулов, помогающих расширить поле возможных решений.

Как это происходит?

Четко сформулируйте задачу и запишите ее.

Выделите в формулировке задачи 2–4 ключевых слова. Ключевыми словами могут быть, например, центральная тема задачи и главное требование к результату.

Соедините ключевые слова в пары и постройте минимум по пять катен с каждой парой. В катене используются два типа связей – связи, возникающие из типичных ситуаций, связанных со словом (например, «торт – свеча»), и связи по аналогии (например, аналогия по форме «галактика – ракушка»).

Выбирайте по одному слову из каждой катены и используйте его как случайный стимул для нахождения идей. Сразу записывайте возникшие идеи.

После перерыва выберите лучшие идеи для дальнейшей доработки.

Несколько советов

Очень часто лучшим кандидатом на стимул оказывается второе слово в цепочке – в нем может присутствовать определенная связь и с исходным, и с конечным словами, но связь неявная, не мешающая возникновению свежих идей.

Связи не всегда бывают двусторонними, поэтому можно получить дополнительные результаты, поменяв местами слова в исходной паре катены.

Качество получившихся катен и строгость соблюдения правил не играют в катена-мэппинге особой роли, поскольку игра здесь имеет чисто прикладное значение.

Хотя очевидным результатом катена-мэппинга являются найденные идеи, не менее важно и другое – игра помогает без особых усилий освоить саму область, к которой относится задача, даже если вы не раньше не имели к ней отношения. Благодаря этому из незнакомой и чуждой или слишком знакомой и скучной задача превращается в живую и интересную.


Сценарное моделирование

Это более сложное, но и более «творчески насыщенное» направление «демонстрации» качеств товара, в котором условия демонстрации являются самостоятельным предметом проектной деятельности дизайнера.

Следует отметить, что данная проектная технология получила свое развитие в системном дизайне как средство разработки предметных комплексов, обеспечивающих желаемое состояние социально-пространственного объекта на основе моделирования различных ситуаций функционирования этих предметных комплексов. «Сценарное моделирование» позволяет представлять проектируемый объект не изолированно и статично, а в некоем сценическом пространстве, где разыгрываются различные эпизоды и сцены из его жизни. Жизнь же его протекает во взаимодействии с окружающей средой, другими объектами и, самое главное, теми людьми, которые этот объект воспринимают, используют, обслуживают, перестраивают и т. д. Иными словами, с помощью сценирования создаются динамические, не только пространственные, но и развертывающиеся во времени образные модели объекта, которые позволяют гораздо полнее, наглядней представить его существенные черты, свойства, характеристики.

Указанное сценическое пространство формируется такими структурными элементами, как «среда», «ситуация», «сюжет», «мизансцена», каждый из которых «выполняет определенную функцию в процессе целостного (синтетического) представления объекта». Одним из наиболее значимых аспектов сценарного моделирования в дизайне является то, что содержание средовой ситуации берется и исследуется в своем реальном существовании, т. е. в потоке той жизни (культурной, социальной, научно-технической и др.), в которую конструируемый объект... проецируется. Таким образом, сценарное моделирование в дизайне дает возможность проектировщику обнаружить те свойства и качества объекта, необходимые для его полноценного функционирования, которые с помощью иных проектных методов оказались бы скрыты от его внимания. А уже будучи выявлены, эти важные для общества и для конкретного потребителя свойства и качества товара становятся предметом тщательной дизайнерской проработки.

Сценарное моделирование в дизайне рекламы имеет иную направленность – дизайнером рекламы проектируются не свойства вещи, а именно сценарии, в которых заданные свойства оказываются важными. При этом, в отличие от отмеченной выше установки дизайна на реальность используемой средовой ситуации, рекламный дизайн раздвигает «реальные рамки», переводя сценарий как свой проектируемый объект в состояние, свободное от большинства ограничений. Творческими ограничителями для дизайнера остаются только цели коммуникации и сами свойства товара, требующие демонстрации.

Рассмотрим основные структурные компоненты «рекламного сценария».

Время для дизайнера рекламы – не просто будущее, прошлое или настоящее.

Прошлое может быть использовано в сценарном моделировании, чтобы показать историю создания или длительные традиции производства рекламируемого товара, связать товар с историческими персонажами, сюжетами, событиями. Так же как и будущее, прошлое дает возможность обнаружить для потребителя сверхценность товара, связанную с его значением в человеческой жизни.

Помимо простых перемещений товара в прошлое или будущее в сценарном
моделировании возможны разнообразные манипуляции с самим временем. Время становится податливым материалом, который может быть подвергнут разнообразным технологическим операциям. Например, можно «повернуть время вспять», чтобы установить причинно-следственную связь тех или иных событий и вдруг «обнаружить» для потребителя подлинный источник происходящего – это, конечно же, рекламируемый товар.

Следующие варианты манипуляции временем – «сжатие», «растягивание»,
«остановка» – тоже могут оказаться полезными для раскрытия рекламируемых качеств товара: «…время летит незаметно!».

С точки зрения здравого смысла гораздо более приятно, когда время по мановению рекламы «останавливается», чтобы можно было в полной мере насладиться рекламируемым товаром: «…и пусть весь мир подождет!»

В сценарном моделировании время легко «раскладывается» на синхронные
отрезки, оно «компонуется» из нескольких частей в нужной последовательности, оно складывается» из далеко отстоящих друг от друга промежутков и т. д.

Персонажи в сценарном моделировании – это особая тема. На рекламных персонажей ложится огромное количество функциональных «обязанностей», связанных с созданием рекламного образа товара или торговой марки.

Типологии ситуаций, используемых для сценарного моделирования, предполагают «присутствие» самых разнообразных персонажей, которые «помогают» воплотить рекламную концепцию: и русалки, тянущие узкие джинсы, и рекламисты, жертвующие собой за свою рекламную идею, и безмолвные изваяния классиков... В этом смысле сценарное моделирование может оцениваться как проектная технология, обеспечивающая значительную творческую свободу для дизайнера рекламы.

Мизансцена – это искусство соединения различных элементов в единой композиции. Разумеется, композиция присутствует в любом произведении дизайна, являясь одним из главных инструментов профессиональной деятельности. Пропорции различных элементов, используемых в рекламе, взаимное расположение этих элементов, выбранные ракурсы и фрагменты, ритмические повторы и т. д. – все это средства, которые могут быть использованы дизайнером для того, что было названо смыслообразованием.

Ситуация

Ситуация – потенциально один из наиболее сильных «конструктивов», обеспечивающих воплощение проектной концепции предмета. Проектное моделирование ситуации позволяет эффективно, выпукло и образно представить качественные и потребительские свойства предмета.

Представление предмета в естественных ситуациях – это эпизод из «обычной жизни предмета», начинающейся с его появления на свет и заканчивающейся тогда, когда он свой жизненный путь завершает. Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее распространенный вариант представления предмета, близкий по сути принципу «объект – лицом».

Если попытаться систематизировать дизайнерские приемы, связанные
с использованием естественной ситуации, то это конструирование оппозиции «обычное-необычное»:

· поиск «пограничных» состояний, относящихся жизненному циклу предмета;

· поиск пограничных состояний потребителя, в которых может проявиться
особое отношение к предмету;

· поиск метафорического образа самой ситуации, при которой обыденность
заменяется ценностно значимыми для потребителя характеристиками этой
ситуации.

Раздел 1 Методы формирования концепций в дизайне

Синектика

Синектика – это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Слова, которыми пользуется поэт, или вещи, которые использует изобретатель, – это самые обычные слова и вещи. Новизна заключается в их взаимосвязи. При этом такая связь обладает синергетическим эффектом, то есть сумма здесь больше составных частей, взятых по отдельности.

Синектика – это процесс открытия или создания новых связей, синтеза новых идей и решений.

Синектика в дизайне

может использоваться как индивидуально, так и в качестве групповой техники. В индивидуальной работе синектика может быть полезным инструментом не только для непосредственно креативщиков, но и для дизайнеров, стремящихся создавать визуально яркие, необычные работы.

Одна из основных концепций деятельности в синектике – использование аналогий, то есть процесс обнаружения сходных черт у непохожих вещей. Аналогии делятся на логические и психологические.

Логические аналогии:

· Структурные аналогии. Изображения, напрямую соотносящиеся с формой или структурой заданного предмета.

· Функциональные аналогии. Например, движение реактивного самолета и кальмара основано на одном и том же принципе.

· Феноменальные аналогии. Изображения, основанные на наблюдаемых качествах явления.

Психологические аналогии – это субъективные связи, основанные на внутренних, а не на внешних признаках:

· Сенсорные аналогии. Например, картина, изображающая песню.

· Эмпатические аналогии. Аналогии, основанные на личных чувствах, например, летающие фигуры на картинах Шагала.

· Символические и метафорические аналогии.

· Фантастические аналогии.

Как это происходит?

Нарисуйте таблицу, лучше всего примерно 5 столбцов на 10 рядов.

В первом ряду выпишите основные параметры задачи. Например, если это дизайн буклета: формат, материалы, отделка, обложка/упаковка, стилистика.

Заполните ряды таблицы вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, дизайнерская бумага, бумага ручной работы с вкраплениями шоколада/перьев/мелко нарезанных банковских купюр и т.д., калька, алюминий, пластик, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты нужно стараться придумывать поинтереснее, на минутку отойдя от стандартов – вы всегда потом успеете к ним вернуться. Может быть полезным использование случайного стимула или других простых и быстрых методов генерации идей.

Произвольным образом компонуйте отдельные ячейки в столбцах и смотрите, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная дизайнерская бумага с цветной забрызганной серебром калькой, выборочная УФ-лакировка, обложка из шлифованного алюминия с незаметной гравировкой имени любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если у кого-то вопрос бюджета стоит более остро, чем в этом примере, это не проблема, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, не будем пытаться перебрать абсолютно все варианты – может быть, проще использовать возникающие комбинации как, опять-таки, своего рода случайные стимулы. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, пока не углубляясь в их критику.

Когда наберется достаточное количество вариантов, выберите наиболее подходящий (если решение принимаете не вы, предложите несколько вариантов).

Как видите, все довольно просто. Секреты успеха заключаются в выборе небольшого числа самых существенных параметров (выбрать главное почему-то всегда бывает нелегко) и как можно большего числа самых невероятных вариаций, а также в хорошем знании темы. Остальное – дело времени. Его, кстати, уходит не так много –20–30 минут.

Шесть шляп

Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп.

· Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

· Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у креативщиков появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

· Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

· Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

· Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

· Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы над формированием концепции для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Как это происходит?

В групповой работе самая распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества

Вот некоторые преимущества метода, найденные во время пребывания под желтой шляпой.

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Цветные шляпы – это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом – эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Катена-мэппинг

Катена-мэппинг – это техника генерации идей, которую можно использовать на начальном этапе работы для создания большого количества идей, особенно в случаях, когда сфера, к которой относится решаемая задача, кажется или совсем непонятной, или, наоборот, слишком тривиальной. Катена-мэппинг помогает расширить и сделать богаче пространство нашего мышления, преодолеть творческие блоки, а найденные в процессе этой работы стимулы преобразовать в идеи.

В основе катена-мэппинга лежит катена – игра, которая заключается в связывании двух слов, начального и конечного, цепочкой промежуточных слов, выбираемых по определенным правилам. В катена-мэппинге эта игра используется для нахождения стимулов, помогающих расширить поле возможных решений.

Как это происходит?

Четко сформулируйте задачу и запишите ее.

Выделите в формулировке задачи 2–4 ключевых слова. Ключевыми словами могут быть, например, центральная тема задачи и главное требование к результату.

Соедините ключевые слова в пары и постройте минимум по пять катен с каждой парой. В катене используются два типа связей – связи, возникающие из типичных ситуаций, связанных со словом (например, «торт – свеча»), и связи по аналогии (например, аналогия по форме «галактика – ракушка»).

Выбирайте по одному слову из каждой катены и используйте его как случайный стимул для нахождения идей. Сразу записывайте возникшие идеи.

После перерыва выберите лучшие идеи для дальнейшей доработки.

Несколько советов

Очень часто лучшим кандидатом на стимул оказывается второе слово в цепочке – в нем может присутствовать определенная связь и с исходным, и с конечным словами, но связь неявная, не мешающая возникновению свежих идей.

Связи не всегда бывают двусторонними, поэтому можно получить дополнительные результаты, поменяв местами слова в исходной паре катены.

Качество получившихся катен и строгость соблюдения правил не играют в катена-мэппинге особой роли, поскольку игра здесь имеет чисто прикладное значение.

Хотя очевидным результатом катена-мэппинга являются найденные идеи, не менее важно и другое – игра помогает без особых усилий освоить саму область, к которой относится задача, даже если вы не раньше не имели к ней отношения. Благодаря этому из незнакомой и чуждой или слишком знакомой и скучной задача превращается в живую и интересную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.062 с.)