Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)



Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не научилось учиться.

 

И.Ефремов

 

Волович Марк Бенцианович — профессор московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

 

Классификационные параметры

 

По уровню применения: частнопредметная.

 

По основному фактору развития: социогенная.

 

По концепции усвоения: интериоризаторская.

 

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

 

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

 

По типу управления познавательной деятельностью: программное управление. По организационным формам: все формы.

 

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

 

По преобладающему методу: программированное обучение.

 

По направлению модернизации: на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования материала.

 

По категории обучаемых: все категории.

 

Целевые ориентации

 

• Эффективное усвоение программных ЗУН.

Концептуальные положения

 

И.П.Павлов: ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению рефлекса (знания).

 

Л.С.Выготский: мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики.

 

П.Я.Гальперин: понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как "свернутый в языке" процесс внешней предметной деятельности (см. п. 2.3.).

 

Интериоризация (присвоение) деятельности в онтогенезе происходит в четыре этапа:

 

1) материальное действие с реальными предметами;

 

2) действие в громкой речи с образами (без предметов);

 

3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);

 

4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое).

 

Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД).

 

Возможны 3 типа соотношения ООД и ученья (системы исполнения заданий - СИ):

 

1) При недостающей информации (ООД < СИ) получаются методы проб и ошибок, догматические.

 

 

Успешность усвоения обеспечивается правильной организацией ориентировочной основы действий.

 

Особенности содержания и методики

 

Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.

 

Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.

 

С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.

При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

 

Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.

 

 

Носителями тестов являются тетради с печатной основой.

 

Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами.

 

«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).

 

В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

В учебном процессе используется четырехурочнын цикл.

 

1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знании: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТСО) ч. на конец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.

 

2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуа лизированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши само стоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.

 

3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в па рах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.

 

4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических ма териалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от кон троля к самоконтролю.

 

Литература

 

1. Воловик М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) Народное образование. -1989. - № 10.

 

2. Волонич М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина)/ / Народное образование -1989 -№9.

 

3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М.: Lmka-press, 1995

 

4. Волович М.Б. Наука обучать. - М.: Lmka-press. 1995.

 

5. Волович М.Б Система ориентиров - условие успешности обучения // Совет ская педагогика. -1988. -.№ 4.

6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. — М : Аквариум, 1996.

 

7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. — М., 1996.

 

8 .Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: 1985.

 

9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М„ 1988.

 

10 Фридман Л.М.. Волков К.Н. Психологическая наука - учителю М.: Просвещение, 1995

VIII. Частнопредметные педагогические технологии

 

Дидактические задачи конкретных учебных предметов решаются с помощью адекватных частно-предметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научного содержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности (см. п. 2.2.).

 

Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную часть.

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

 

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.

 

А.Эйнштейн

 

Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность.

 

Комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет целенаправленной творческой деятельности Н.А.Зайцева, базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке - И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, В.М.Бехтерева и др.

 

 

Сущность технологии Н.А.Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Н.А.Зайцев утверждает, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

 

Само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Н.А.Зайцева, приводит не к опережению в развитии целостной личности, а к замедлению его.

 

Классификационные параметры технологии

 

По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН - СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, монотехнология.

 

По типу управления: система малых групп - дифференциация + «репетитор».

 

По организационным формам: классно-урочная + дифференцированная т индивидуальная.

 

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная - игровая По направлению модернизации: альтернативная + природосообразная. По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

 

• Научить ребенка читать и считать в пределах ста к пяти годам.

 

Концептуальные положения

 

• Становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому.

 

• Складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа.

 

• Соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складо-вых песенок-напевок).

 

• Путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению).

 

• Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.

 

• Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.

 

• Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.

 

Особенности содержания

 

Игра-пособие «Кубики Зайцева» содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.

 

Кубики различаются:

 

- по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов);

 

- по объему;

 

- по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);

 

- по вибрации наполнителя;

 

- по весу;

 

- по сочетаниям признаков.

 

По Зайцеву, склад - это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ.

 

Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.

 

Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»). В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 ... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением

 

значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы — белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.

Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с однои двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.

 

Особенности методики

 

Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.

 

А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого.

 

Последовательность тематики: 1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения.

 

Технологическая цепочка исполнения: 1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.

 

Рекомендации: не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.

Имеются логопедические варианты методики.

 

Литература

 

1.Зайцев Н. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. - 1994. -№1.

 

2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям // Педагогический вестник. - 1995. - № 8.

 

3. Зайцев Н.А. Конспект методик по раннему обучению грамоте.

 

4. Зайиен Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. - Челябинск, 1994.

 

5. Пижурина Н. Кубики Зайцева / /' Учительская газета. -1989. -13 июля.

 

6. Шарапова Е Читаем по Зайцеву / / Частная школа. -1995. - .N?3.

 

7. Шарыпова Е.У. У Зайцева и малыш грамотный / / Педагогический вестник. -1994,

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)

 

Повторенъе - мать ученья. Пословица

 

Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы МОиПО «Преемственность», кандидат педагогических наук.

 

Классификационные параметры технологии

 

По уровню применения: частнопредметная.

 

По основному фактору развития: социогенная.

 

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

 

По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН.

 

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая.

 

По типу управления: система малых групп + программное управление.

 

По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная.

 

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

 

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая.

 

По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование.

 

По категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными.

 

Целевые ориентации

 

■Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.

■Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).

 

• Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).

 

• Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы). ■Обучить пересказу (перевод 90°о двоечников на нормативный уровень).

 

• Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы)

 

• Сохранять учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%).

 

Концептуальные положения

 

• Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение.

 

• Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти.

 

• Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагностика и самодиагностика.

 

■ Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений.

 

Процессуальная характеристика

 

Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.

 

Подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.

 

Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты по И.Т.Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражнения; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном.

 

Увеличение быстроты письма: уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм.

 

Повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты; применение игровых словариков; обучение пересказу.

 

Совершенствование вычислительных умений: усвоить таблицы умножения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти).

Сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для перешедших в 5-й класс.

 

Общеорганизационные рекомендации:

 

• диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки;

 

• деление учебного года на 3 части - триместры;

 

• организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе;

 

• оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»;

 

• стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного.

 

Литература

 

1. Баева Т.В. Игровой словарик. - Самара, 1995.

 

2. Зайцев В.Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. -№8.

 

3. Зайцев В.Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3.

 

4. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992.

 

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.

 

6. Зайцев В.Н. С чего начать. - Донецк, 1995.

 

7. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.

 

8. Зайцев В.Н. Умножение и деление. - Самара, 1995.

 

9. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. - Донецк, 1995.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.024 с.)