Различные подходы к разработке системы упражнений в обучении ин.яз. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные подходы к разработке системы упражнений в обучении ин.яз.



Упражнение – специально организованное, многократно повторяемое действие языкового или речевого материала с целью формирования навыка или развития умения

Система упражнений – сочетание типов и видов упражнений в соответствии с этапами усвоения ин яз уч-ся.

В систему упражнений входят 4 подсистемы – по числу видов речевой деятельности – для обучения говорению, аудированию, чтению и письму. Каждая подсистема может состоять из нескольких комплексов упражнений – часть подсистемы, включающая упражнения для обучения частным умениям (для обуч письму, диалогу).

Существуют различные подходы к классификации упражнений:

Психологический подход: Грузинская:(1. Рецептивные2. Репродуктивные3. Продуктивные) Пальмер: 1. Пассивное восприятие (чисто рецептивные формы работы)2. Активное восприятие 3. Репродукция (воспроизведение) 4. Продукция (творчество)

Функциональный подход (функции языка): 1. Коммуникативные (тренировочно-коммуникативные)2. Коммуникативно-познавательные

Лингвопсихологический подход: Рахманов:1. Языковые 2. Речевые

Дидактико-методический подход: Комков: 1. Информационные2. Тренировочные3. Речевые

Для создания системы упражнений необходимо соотнести типы упражнений и этапы усвоения речевого и языкового материала. Согласно дидактико-методическому подходу к классификации упражнений выделяются следующие типы:

1. На этапе введения применяются ознакомительные упражнения, которые в свою очередь могут быть переводными и беспереводными.

2. На этапе тренировки или автоматизации языковых навыков применяются языковые ( работа только над языковой формой – open the brackets, fill in the gaps, change the sentences ), а речевых навыков условно-речевые упражнения, для которых характерно: 1) ситуация общения, 2) коммуникативная задача (переспросите, возразите, выразите удивление/ согласие/ несогласие, поприветствуйте/попрощайтесь с собеседником).

3. На этапе применения (активизации) приобретенных навыков, т.е. для развития речевых умений во всех видах речевой деятельности (говорении, письме, аудировании и чтении) применяются речевые упражнения ( отсутствие опоры ).

Таким образом, все упражнения можно свести к трем типам:

I тип – подлинно коммуникативные или речевые упражнения (РУ)

II тип – условно-коммуникативные или условно-речевые упражнения (УРУ)

III тип – некоммуникативные или языковые упражнения.

Упражнения II и III типа иногда называют тренировочные или подготовительные.

Каждый тип упражнений включает в себя несколько видов: -имитационные, -дифференцировочные, -подстановочные, -трансформационные.

В структуру упражнения входит 3 части:

1. инструктивная (формулировка задания и указания по выполнению);

2. исполнительная (рабочая часть: обеспечивает выполнение операций и действий учащихся с материалом);

3. контрольная (обеспечивает контроль и коррекцию или самоконтроль и самокоррекцию).

Современный урок иностранного языка в школе. Типология уроков.

 

 

Особенности и методическое содержание урока иностранного языка в школе.

Урок - это ед. учебного процесса, сложный, управляемый динамический комплекс учебных задач ведущий уч-ся оптимальным путём к конкретной цели.

Методическое содержание урока ИЯ - совокупность научных положений, определяющих его особенности, стр-ру, логику виды и приемы работы (Е.И.Пассов). в основе методического содержания урока лежат: коммуникативность, ситуативность - стимул побуждения к высказыванию, функциональность - должен отвечать потребностям детей, деятельностный характер, новизна (содержания), индивидуализация

Особенности урока ин яз

- атмосфера общения: учитель должен создать психологический комфорт, условия близкие к реальным, учитель и ученики должны стать речевыми партнерами

- воспитательный потенциал: воспитательным значением обладает содержание учебных материалов, обсуждение прочитанных текстов, личность и поведение учителя

- характер цели урока: главной целью является создание речевого навыка или умения, образовательная цель должна формулироваться четко и понятно, практические

дидактические задачи должны сопутствовать главной цели. Воспитательная и развивающая цель формируются в соответствии с материалами урока.

- адекватность упражнений целям: необходимо подбирать упражнения в соответствии с теми видами деятельности, которые присутствуют на уроке, хар-ру формируемого навыка и с учетом условий обучения

- последовательность упражнений: существует определенная последовательность стадий формир. уч. навык, необходимо подбирать упражнения в соответствии с этой последовательностью

- речь как цель и ср-во обучения: необходимо орг постоянное общение учеников, речь учителя явл образцом для уч-ся

- Урок как звено в цепи урока: кажд урок явл продолжением предыдущего и базой планирования следующего. Цели1-го урока зависят от системы работы в метод цикле урока

- позиция ученика на уроке: речемыслительная активность детей стимулир разнообразн приёмами обучения исп. нестандартных форм урока. Ученик должен быть не объектом, а субъектом в уч деятельности

Логика урока.

Логика урока связана со структурой урока, т.е. составляет внутреннюю сущность урока. Это комплексное понятие.

Пассов выделяет 4 аспекта логики урока:

-целенаправленность (соотнесенность всех компонентов урока с ведущей цепью);

-целостность (соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу);

-динамика (движение по стадиям усвоения речевого материала);

-связность (единство и поспедовательность материала

Тип урока – серия уроков, обладающая рядом устойчивых признаков, соответствующих цели конкретного этапа становления речевых умений.

Типы уроков:

- формирование навыков: уроки формирования навыков говорения, навыков чтения, навыков аудиро­вания (редко) и навыков письма (только на начальной ступени обуче­ния);

- совершенствование навыков: уроки совершенствова­ния навыков устной речи (говорение и аудирование), навыков письмен­ной речи (чтение и письмо), речевых навыков (синтетические уроки, главным образом, на начальной ступени обучения);

- развитие речевых умений: уроки развития умения говорить, умения чи­тать, если есть возможность, то и умения аудировать, умения писать.

Вид урока – урок, который выделяется внутри типа, в соответствии с аспектами языка и видами речевой деятельности, подлежащими овладению в данном конкретном случае.

1 вид: формирование лексических навыков, грамматических навыков.

2 вид: совершенствование речевых навыков на основе аудиотекста, на основе печатного текста.

3 вид: развитие диалогической речи, монологической речи, развитие умения читать.

Схема традиционного урока иностранного языка: - орг. момент- речевая зарядка- фонетическая зарядка- проверка д/з- объяснение нового материала- физ. минутка– тренировка- подведение итогов- выставление отметок- комментирование д/з

Планирование коммуникативно-ориентированных уроков иностранного яз.

Урок – основная форма организации учебно-восп процесса. Сущность: организация взаимодействие учителя и ученика по решению учебно-восп задач. Методическое содержание урока ИЯ – совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику, виды и приемы работы. Атмосфера общения - главная черта урока ия, учитель должен стимулировать РД учащихся, создавать благопр атмосферу, мотивир РД уч,

Особенности урока ИЯ: создание атмосферы инояз общения: кабинет ИЯ – "островок иноязычной культуры" + соотв оборуд; реч зарядка или разминка; урок должен проходить на ия. Иноязычная речь - как цель и как средство обучения.

Условия: -Адекватность упр цели и их строгая последовательность. -Комплексность урока – взаимосвязанность и взаимообусловленность всех видов РД при ведущей -роли одного из них. -Отсутствие контроля в чистом виде. Урок ИЯ – звено в цепи уроков

Структура урока: из 3 частей: начала, центральной части и завершения. должны быть инвариантные и вариативные моменты. Инвариантные моменты: реч зарядка объявление темы, целей урока и мотивация; объяснение дз; подведение итогов; вариантные моменты: фон зарядка; введ нового мат-ла; тренировка изуч мат-ла; применение изуч мат-ла

Логика урока. Логика урока связана со структурой урока Пассов выд 4 аспекта: целенаправленность (соотнесенность всех комп урока с ведущей целью); целостность (соразмерность всех компонентов урока, их соподчиненность друг другу); динамика (движение по стадиям усвоения речевого материала); связность (единство и последовательность материала по содержанию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.012 с.)