Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно территориального устройства(конспект)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно территориального устройства(конспект)



 

Компетенция госорганов определяется законом от5.05.98г.

Наиболее важные вопросы решает президент РБ.:

-образует и упраздняет обл. и районы, устанавливает и переносит их админ центры, уст и изм границы.

-присваивает наименования областям(о), районам(р), городам областного подчинения(гоп), а также районам города Минска.

-решения по спорам между советами депутатов (СД). По вопросам а-т устройства.

-относит нас пункты к городам

-принимает решение о передаче поселков городского типа (пгт) и сельских нас пунктов в админ подчинение гор СД.

- объединяет с учетом местного населения и МСД одноименные А-т — единицы.

Совет Министров РБ:

- представляет предложения Президенту РБ по вопросам а-т устройства для принянятия соотв решений.

-уст порядок учета и регистрации а-т единиц.

- контроль за порядком учета и регистрации а-т единиц.

- определяет порядок наименования и переименования предприятий и т.д

-дает согласие Обл СД на отнесение нас пунктов к категории грп

- создает топонимическую комиссию.

Областные Советы Депутатов:

-вносят в Совмин предложения об изменении границ области.

- относят нас.п к Грп.

-устанавливают и изменяют границы Грп и поселкового типа.

-относят поселки ГТ к иным категориям нас п.

-образ и изм сельсоветы.

 

 

42.Понятие избирательного права, избирательной системы. Ис­точники избирательного права Республики Беларусь.(конспект)

 

(ст. 64, 72 Конституции; гл.1 р.3 Избирательного Кодекса).

И.П. имеет 2 назначения – объективное и субъективное.Объективное И.П – это сов-сть конституционно-правовых норм, регулирующих общ-ые отношения, возникающие при проведении выборов.Субъективное И.П- это сов-сть конкр прав гражданина на участие в выборах. В этом значении И.П граждан подразделяется на активное (то есть право избирать) и пассивное (то есть право быть избранным) право.Активное– это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов гос. органов.Пассивное– это право быть избранным в кач полномочного лица в выборные гос. органы.Прямое И.П – это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.Косвенное И.П – это право избирать членов выборных государственных органов через ранее избранных представителей.

Избирательная сис-ма является важнейшим и обяз элементом демокр режима. Ее следует рассматривать в широком и узком смысле.В шир смысле – сов-сть общ отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.В узком смысле – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосований.

Источниками И.П являются: 1)Конституция РБ;2) Избирательный кодекс РБ от 11.02.2000г. с изменениями и дополнениями 3) акты главы гос-ва по вопросам орг-ции и проведения выборов; 4) постановления Палаты представителей Нац собрания РБ ( например, о сроках проведения президентских выборов)

 

 

43.Конституционные принципы избирательного права Респуб­лики Беларусь.

 

1) Принцип всеобщности - означает что все гр-не РБ,достигшие 18 лет имеют право уч-ть в выборах. в выборах или реферундумах не могут уч-ть гр-не, признанные судом недееспособными, а также лица, сод-ся по приговору судав местах лишения свободы, а также гр-н сод-ся под стражей.

2) Возрастной ценз - достижение опред возраста, после которого гр-н приобретает изб право. Миним возраста кандидата для избр-ния Президентом РБ сост-т 35 лет, депутатом Палаты представителей нац собрания РБ, 21 год, членом Советом Республикик Нац собрания - в 30 лет, депутатом местного Совета депутатов - при достижении 18 летнего возраста.

3) Ценз гражданства - участие выборах лишь гр-н РБ. вместе с тем Президент РБ может быть избран только гр-н РБ по рождению. Такое огр-ниче не распостр-ся на кандидатов в депутаты Палаты Представителей нац собрания РБ, местных советов депутатов.

4) Ценз оседлости - признание за гр-ом изб прав при условии, если он проживал в стране и на соотв тер-рии опред время.

5) Принцип равентсва - каждый избиратель или уч-к референдума имеет только 1 голос и кандидаты, избираемые на гос должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

6) Принцип свободного голосования- - избиратель лично решает участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

7) принцип прямого голосования - означает что в РБ выбора президента РБ, депутатов палаты представитилей, местных советов депутатов явл прямыми. президент нашей страны изб-ся непосредственно всеми гр-ми, обл-х изб правом.

8) Принцип тайного голосования - обеспечивает действит сободу волеизъявления избирателся, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля.

 

 

44. Понятие и виды выборов.

 

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

В РБ существуют следующие виды выборов: По способу избрания: - прямые - когда избиратели сами непосредственно решают вопрос об избрании; - косвенные - когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредствнно, а избранные ими представителями (выборы членов совета Республики Нац собрания РБ). По терр-рии проведения: - республиканские - проводятся в масштабах страны ( выборы Президента РБ, депутатов Палаты Представителей нац собрания РБ) - местные - проводятся в адм-тер единицах (выборы депутатов местных советов депутатов). по срокам проведения - очередные выборы - проводятсяв в установл законом сроки; - внеочердные - проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборного органа.

 

45.Основные стадии проведения выборов.

 

1) началом офиц изб кампании явл назначение даты выборов. выборы президента РБ назн-ся палатой представителей. Президент РБ назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представит органы.

2) образование избир округов и орг-ция изб участков. в РБ исп-ся террит принцип орг-циии выборов. выборы проводятся по изб округам.

коллегиальные органы, орг-щие и обесп-щие подготовку и проведение выборов.

3) Составление списков избирателей Списки изб-лей сост-ся по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарём участ комисии. Список изб-лей предоставля-ся для ознаколмения за 15 дней. до выборов.

4) Выдвижения кандидатов.

5) Регистрация кандидатов осущ-ся: - в президенты РБ центр комиссией за 30 -35 дей до выборов;

6) Предвыборная агитацционая кампания. Под предвыборной агитацией понимается деят-ть гр-н РБ , полит партий, др общ объединений, тр коллективов итд осущ-х сбор подписей по выдвижению и проводящих агитацию за их избрание.

7) голосование - проводитсяв календарный выходной день с 8 утра до 20 часов. О времени и месте голосования участковые изб комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов.

8)подведение итогов голосования, итоги выборов.

Организация и проведение выборов.

1-й этап -установление избирательный округов, создание избирательных участков, избирательных органов, регистрация избирателей.

Избирательный округ – это территория, от которой избирается депутат. Они могут устанавливаться специально, в некоторых случаях ими служат административные единицы или территории субъектов федерации.

Избирательные округа могут быть трех видов:

-одномандатные (избирается один депутат);

-многомандатные (избирается несколько депутатов);

-единые (округ совпадает с границами страны).

Избирательные округа делятся на избирательные участки – конкретные места для голосования, там где голосуют граждане.

Избирательные органы – органы, которые организуют выборы, следят за их проведением и подводят итоги.

Выделяют окружные избирательные органы, которые в свою очередь, назначают участковые избирательные комиссии.

В выборах участвуют зарегистрированные избиратели. Применяются разные способы регистрации избирателей. традиционным, самым распространенным способом регистрации является составление списков с занесением в их имен избирателей.

2-й этап - Назначение выборов, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов. Порядок выдвижения кандидатов обычно закрепляется в законодательных или подзаконных актах.

Существует несколько способов:

- самовыдвижение, согласно поданного заявления;

- путем сбора подписей избирателей;

- выдвижение кандидата политическими партиями.

3-й этаппредвыборная борьба, голосование.

Процедура голосования – главная стадия избирательного процесса, подробно описывается в избирательных законах.

4-й этапподсчет голосов, установление итогов голосования..

Поданные голоса подсчитываются по избирательным участкам, данная процедура проводится членами избирательных комиссий, при этом могут присутствовать наблюдатели от политических партий. Составляется протокол, в котором отмечают итоги голосования. Протоколы, составленные избирательными участками и окружные протоколы отсылаются в вышестоящую избирательную комиссию, где и подводятся окончательные итоги.

 

 

46.Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 

Ответсвенность за нарушение изб права граждан, а также отв-ть должн лиц за наршуение зак-ва о выборах закрепленав главе 12 Изб кодекса РБ. Помимо этого предусмотрена адм и уголовная ответ-ть. В КоАП 2003 г предусм привлечение к адм отв-ти в след случаях: - проведение агитации вдень выборов, референдума либо незаконное привлечение или использование ден стр-в или материал ресурсов при подготовке и проведения выборов: - умышленное уничтожение или повреждение инф-ции либо агитац печатных материалов, размещённых в соотв с зак-вом на зданиях , сооружениязх или иных объектах с согласия; - нарушение председателем членом комисии по выборам президента РБ, избират комиссии , комиссии по референдуму, установленного законом порядка подсчёта голосов. а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности,— влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголоная отв-ть: - подлог док-тов по выборам, референдуму либо заведомо неправильный

подсчёт голосов, либо иное искажение результатов голосования.

 

47.Понятие, назначение и виды референдумов.

 

Статья 111. Понятие, виды и цель референдума(избират.кодекс)

Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

 

 

48.Порядок организации и проведения республиканского референдума.

Статья 74.(Конституция)

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

 

49.Порядок организации и проведения местного референдума.

Статья 75.(конституция)

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Статья 76.Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Статья 77.Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Статья 78.Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь.

 

50.Референдумы в Республике Беларусь.

 

В истории независимой Беларуси было проведено 3 референдума: в 1995, 1996 и 2004 гг.

7.5. РЕФЕРЕНДУМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Республиканские референдумы прошли в Беларуси 17 марта 1991 г., 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу о сохранении СССР. 14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум, на который были вынесены вопросы: о придании русскому языку равного статуса с белорусским языком; об установлении новых Государственного флага и Государственного герба; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. Первые три вопроса имели решающий, окончательный характер, четвертый — рекомендательный характер. 24 ноября 1996 г. на республиканский референдум было вынесено 7 вопросов, из которых 4 были инициированы Президентом Республики Беларусь: — о перенесении Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) на 3 июля — День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне; — о принятии Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко; — о свободной, без ограничений, купле-продаже земли; — об отмене смертной казни в Республики Беларусь. Три вопроса были инициированы депутатами Верховного Совета: — о принятии Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев; — об избрании руководителей местных органов исполнительной власти непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы; — о финансировании всех ветвей власти, которое должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета. В республиканском референдуме, который прошел 24 ноября 1996 г., приняло участие 6 181 463 человека, или 84,14 % от граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме (7 346 397 человек). На второй вопрос: «Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко», за принятие проголосовали 5 175 664 человека, или 70,45 %, против – 689 642 человека, или 9,39 %. 316 157 бюллетеней в части данного вопроса признаны недействительными. Таким образом, 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции Республики Беларусь 1994 г. 17 октября 2004 г. состоялся республиканский референдум, на который был вынесен вопрос следующего содержания: «Доверяете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В голосовании на референдуме приняло участие 6 307 395 граждан, или 90,28 % от числа граждан, внесенных в списки. За принятие решения по вынесенному вопросу проголосовало 5 548 477 граждан, или 79,42 %, против — 691 917 граждан, или 9,90 %. 17 ноября 2004 г. Президент Республики Беларусь подписал решение, принятое на республиканском референдуме. Следует отметить, что в Республике Беларусь до настоящего времени местные референдумы не проводились.
ИЛИ

 

50.Референдумы в Республике Беларусь

Статья 1. Понятие, виды и цель референдума (народного голосования)

Референдум (народное голосование) (далее - референдум) является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Статья 2. Законодательство о референдуме

Законодательство Республики Беларусь о референдуме состоит из Конституции Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 3. Основные принципы проведения референдума

Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается.В референдуме участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.В референдуме не принимают участия граждане:признанные судом недееспособными;содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях: каждый гражданин имеет один голос.Референдум является прямым: граждане участвуют в референдуме лично.

Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.На республиканский референдум не могут выноситься вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с назначением (избранием) и освобождением Президента Республики Беларусь и должностных лиц, назначение (освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета, об установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, помиловании. На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа и его руководителя.

Статья 5. Гласность при подготовке и проведении референдума

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.

 

 

51.Ответственность за нарушения законодательства о референдумах Республики Беларусь

 

Ответственность за нарушение законодательства о референдуме регулируется Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» и Уголовным Кодексом Республики Беларусь.

Статья 191 УК Республики Беларусь

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, либо реализации права законодательной инициативы граждан, либо работе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата

1. совершенное с применением насилия, угрозы, обмана, подкупа или иным способом, -

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 192 УК Республики Беларусь

Нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы граждан

Подлог документов,либо заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования,либо подлог документов при подготовке и проведении мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, совершенный должностными лицами государственных органов, общественных объединений, других организаций и иными лицами, -наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Так, кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по статье 9.10. за нарушение законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы граждан, а именно проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Согласно статье 9.11 КоАП Республики Беларусь умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах, с согласия их собственника или владельца, в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы — влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

 

 

52.Понятие, виды и система государственных органов Республики Беларусь

 

8.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Государственный орган — это гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действуют в рамках своей компетенции в установленном государством порядке. Система государственных органов характеризуется целостностью, обладает единством, которое обусловлено общностью их задач и целей. Единство системы проявляется, с одной стороны, в том, что все составляющие ее органы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. С другой стороны, между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь. Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов. Классификация государственных органов. 1. По территории действия выделяют: — республиканские государственные органы (Совет Министров Республики Беларусь); — местные государственные органы (Минский городской исполнительный комитет). 2. В соответствии с принципом разделения властей выделяют: — законодательные органы; — исполнительные органы; — судебные органы. 3. В зависимости от порядка образования определяют: — избираемые органы (Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь); — назначаемые органы (Совет Министров Республики Беларусь). 4. В зависимости от своего организационного устройства существуют: — коллегиальные органы (Совет Министров Республики Беларусь); — единоначальные органы (Президент Республики Беларусь). Все государственные органы можно разделить на две большие группы: 1. органы государственной власти: 1) органы государственной власти с особым статусом (Президент Республики Беларусь); 2) органы законодательной, исполнительной, судебной власти; 3) другие органы государственной власти (Прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам); 2. другие государственные органы (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларусь и др.).

 

 

53.Конституционные основы классификации государственных органов

В зависимости от критерия государственные органы могут быть классифицированы. Классификация помогает уяснить специфику каждого государственного органа, понять причины их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия государственных органов.
По уровню, территории своей деятельности государственные органы делятся на республиканские (Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и т.д.) и местные (местные исполнительные комитеты – областные, городские, районные, администрации в городах с районным делением) и т.д.
По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, например, Совет Министров Республики Беларусь, исполнительные комитеты и специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности, например, министерства. Органы исполнительной власти специальной компетенции в свою очередь по характеру своей компетенции могут подразделяться на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления (например, министерства), и органы, осуществляющие межотраслевое управление (например, государственные комитеты).
По форме осуществления своих полномочий или организационного устройства исполнительные органы можно подразделить на коллегиальные (например, Правительство), исполнительные комитеты, где решения принимаются большинством голосов лиц, входящих в состав этих органов, и единоначальные, где от имени этого органа выступает одно лицо (например, Президент, министр, председатель государственного комитета и т.д.).
В соответствие со ст. 6 Конституции Республики Беларусь, закрепившей принцип разделения властей, органы государственной власти подразделяются на законодательные (например, Национальное собрание), исполнительные (например, Совет Министров, исполкомы) и судебные (например, высшие судебные органы – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, и судебные органы на местах – областные и районные суды).
В зависимости от порядка формирования органы государства можно классифицировать на избираемые (например, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь) и назначаемые (например, Совет Министров Республики Беларусь).
В юридической литературе государственные органы классифицируются и по другим принципам. Например, по форме реализации государственной деятельности – на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и т.д. Однако такого рода основания классификации не получили сколь-нибудь широкого признания в научной литературе.12

 

54.Конституционно-правовое регулирование деятельности государственного аппарата

 

Организация и деятельность государственного органа и его аппарата регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (с изм. и доп.), иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Деятельность государственного аппарата в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

- Законности, который включает в себя ряд требований, предъявляемых к государственному органу и егоаппарату.
- Приоритета прав и законных интересов граждан перед интересами государства. Этот принцип вытекает из положений ст. 2 Конституции Республики Беларусь провозгласившей, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

- Общедоступности службы в государственном аппарате.

Данный принцип устанавливается в ст.ст.38 и 39 Конституции Республики Беларусь, которые закрепили, что граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38 Конституции) и в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39 Конституции).
Этот принцип подразумевает и участие граждан в работе органов местного самоуправления.

- Возможности обращения граждан (лично или коллективно) в государственные органы.
Согласно ст. 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996г. (с изм. и доп.) детально регламентируется порядок обращения граждан в государственные органы, сроки рассмотрения их заявлений, жалоб и предложений и ответственность государственных органов в случае неисполнения положений данного закона.
Все государственные органы призваны обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Одной из юридических гарантий является право обжалования в суде решений и действий государственных органов, позволяющих гражданскому обществу контролировать государственные институты.

- Профессионализма, компетентности, инициативности, честности преданности делу

- Ответственности государственных органов и должностных лицза действия, нарушающие права и свободы личности. В ст. 59 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
Глава 8 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (с изм. и доп.) предусматривает ответственность государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей.

- Подконтрольности и подотчетности государственных органов и служащих государственного аппарата,

Гласность в работе государственного аппарата обеспечивается:

- Обязательности исполнения решений вышестоящих государственных органов нижестоящим.Решения вышестоящих государственных органов обязательны для исполнения нижестоящими органами государства и полежат неукоснительному исполнению.

- Планирования и прогнозирования в деятельности государственного аппарата.Планирование представляет собой совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений направленных на достижение целей государственного регулирования обществом. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации - оно требует от государственных служащих аналитического мышления.
- Департизации государственного аппарата. В государственном аппарате Республики Беларусь не создаются структуры политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели

- Обязательности для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований органов государства и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата.
Решения государственных органов обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.

- Экономической, социальной и правовой защищенности служащих государственного аппарата заключается в установлении законодательством соответствующих гарантий правовой и социальной защиты служащих государственного аппарата. Так Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» закреплено правовое положение государственного служащего, материальное и социальное его обеспечение, а также назначение и выплата пенсий государственным служащим, финансирование расходов на их выплату.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)