Рязанский областной ТУРИСТСКИЙ КЛУБ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рязанский областной ТУРИСТСКИЙ КЛУБ



Рязанский областной ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

 

ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 2 К. С. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ

 

С 25 марта по 5 апреля 20014 г.

 

Руководитель группы и автор отчета Середа Николай Владимирович

Общие сведения о походе


Вид туризма: лыжный.
Место проведения: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ, Полярный Урал, хребет Оченырд, озеро Тисьнензато, истоки р. Бол. Кара.

Листы карты –километровки: R41-143,144, R42-133,134, Q41-011,012.
Категория сложности: вторая.
Протяженность маршрута: 152 км.
Перепад высот: 8 км (3 км вверх и 3 км вниз).
Продолжительность: 11 ходовых дней.
Количество участников: 6 человек.

Подробная нитка маршрута


Трасса «Газпром» в районе слияния рек Б.Лядхэйяха и М.Лядхэйяха – оз. Очеты – г. Нгэтенапэ (восх)– оз. Тисьнензато – г. 1128 (восх. 1А) – истоки р. Б. Кара – г. Лимбятапэ (восх. 1А) – оз. Гнетьты – трасса «Газпром» в районе верховьев р. Буршор.

Участники похода

Середа Николай Владимирович – руководитель. 5у, 4р (Полярный Урал, Алтай, Хибины)

Лаптев Игорь Валентинович- зам. руководителя. 3у лыжный, 4р горный (Полярный Урал, Хибины)

Середа Александр Владимирович– GPS-штурман. 3у лыжный, 4у горный (Полярный Урал, Хибины)

Бахарев Алексей Серафимович – участник. 4у, 3р (Полярный Урал, Хибины, пл. Путораны, Камчатка)

Петрищев Олег Викторович – Рем. мастер, 2у лыжный (Сев. Урал), 5у, 4р горный

Родионова Ирина Вячеславовна – 3у, 4у горный (Полярный Урал, Хибины).

Общая идея похода

 

Целью запланированного похода было посещение самых северных вершин Урала:

– г. Константинов камень (483м),

– г. Бол. Манясей (643м)

– самый северный тысячник Урала (1128м),

– высшую точку хребта Оченырд (г. Нгатэнапэ,1338м),
– г. Лимбятапэ (лучшая точка для обзора хр. Оченырд,1010м).

Соответствие заявленного и пройденного маршрута

Заявленный маршрут соответствовал четвертой категории сложности, однако маршрут пришлось изменить из-за крайне плохой погоды. Затяжной пургой перед началом похода была занесена трасса «Газпром», из-за чего, во-первых, пришлось на один день задержаться в Воркуте и ждать, когда начнут расчищать трассу, а во-вторых, не удалось добраться до начальной точки маршрута (г. Константинов Камень). Трасса «Газпром» была расчищена только до передвижного рабочего поселка «Лядхэй», находящегося у слияния рек Большой и Малый Лядхэйяха. С этой точки удалось выйти только в среднюю часть запланированной нитки маршрута – к озеру Очеты и хребту Оченырд.

Кроме того, в течение всего похода непрекращающиеся ветра сильно замедляли скорость передвижения. Из-за шквального ветра пришлось прекратить восхождение на г. Нгатенапэ, не набрав последние 150-200 метров высоты.
На шестой и девятый день маршрута из-за пурги пришлось устроить дневки.

Пройденный маршрут соответствует второй категории сложности.

Подъезд и отъезд (все время московское)


Подъезд: поезд № 376 Москва - Воркута (ежедневно). Далее подъезд по трассе, построенной корпорацией «Газпром» . Трасса начинается от пос. Советский в 10 км от Воркуры. При планировании отъезда следует иметь в виду, что трасса Газпрома является ведомственной и для проезда по ней водитель должен иметь разрешение. Поэтому о подъезде к началу маршрута по газпромовской дороге лучше договариваться заранее. В Воркуте имеется несколько фирм, обеспечивающих заброску групп на маршрут по газпромовской дороге, которые не трудно найти по Интернету. Можно попытаться добраться и на попутном транспорте, но в этом случае следует быть готовым к возможной потерей времени на ожидание транспорта и к тому, что группу возможно придется разбивать на части, каждая из которых будет добираться до начала маршрута с несколькими пересадками.

При подготовке маршрута мы столкнулись с проблемой отсутствия карт, на которых нанесена трасса «Газпром», ввиду того, что эта трасса построена совсем недавно. В конце-концов с помощью работников городской станции развития туризма удалось получить GPS-трек этой трассы и нанести ее на стандартные карты Генштаба. (см. приложение).

Стратегия похода. Аварийные выходы


Как уже отмечалось, запланированный маршрут представлял собой передвижение от г. Константинов камень на юг через оз. Тисьнензато к хребту Оченырд с восхождениями на горы Константинов камень, Бол. Манясей (643м), самый северный тысячник Урала (1128м), высшую точку хребта Оченырд (г. Нгатэнапэ,1338м) и г. Лимбятапэ.

Аварийный выходом из маршрута наиболее логичным являлся путь из середины маршрута через оз. Очеты к трассе «Газпром» в районе слияния рек Большая и Малая Лядхэйяха.

Однако из-за того, что трасса «Газпром» была занесена снегом, добраться на машине оказалось возможным только до передвижного рабочего поселка, расположенного как раз в районе слияния рек Большая и Малая Лядхэйяха. Поэтому по запланированному пути нитке аварийного выхода с маршрута был осуществлен заход на маршрут.

Техническое описание пройденного маршрута


Снега в горах было не много. Не везде можно было найти подходящее место с глубоким снегом, достаточным для строительства ветрозащитной стенки.

Температура в течение похода менялась от –2 до –20 градусов.

Хронометраж времени на маршруте производился двумя способами – с помощью GPS-навигатора и с помощью фотографирования ключевых мест на цифровой фотоаппарат, который записывал дату и время съемки в файл кадра.

Продолжительность дневных переходов составляла около 8 ч чистого времени.

В начале маршрута восход солнца – 5:06, заход – 17:56, долгота дня – 12:50.
В конце маршрута восход солнца – 4:28, заход – 18:28, долгота дня – 14:00.

(время московское).

Сумерки длятся час до восхода солнца и час после захода.

 

Для эффективного использования светового времени подъем дежурных в ходовые дни был назначен на 5:00 по московскому времени.

 

Марта – Прибытие в Воркуту

Поезд прибыл в Воркуту в 12-30. Легкий ветер, поземка.

 

Прибывший нас встречать водитель «УАЗ» сказал, что только вчера улеглась очень сильная пурга, которая продолжалась четыре дня. В Воркуте были отменены школьные занятия и не работали гос.учреждения.  
Загрузились в «УАЗ» и попытались выехать на трассу «Газпром» (она начинается от пос. Советский в 8 км от города), но нас на пропускном пункте развернули, поскольку трасса занесена снегом и еще не расчищена.  
Водитель «УАЗ» ненец Степан Валей
На ночь устроились в городском центре развития туризма. Слева на право – Александр Середа, Олег Петрищев, Игорь Лаптев, Степан Валей (водитель), Николай Середа (сидит), Ирина Родионова, Алексей Бахарев директор центра Витман Ирина Владимировна

 

.

Марта – Отъезд из Воркуты

Утром следующего дня предприняли очередную попытку пройти через пропускной пункт газпромовской дороги. Нас пропустили, но сказали, что гарантировать проезд не могут.

Дорога оказалась очень сильно заметена. Наш «УАЗ» пристроился в хвост большой автоколонне, которая пробивала себе дорогу с помощью двух бульдозеров.
Высота снега на обочинах достигала высоты 1,5 метра. К вечеру поднялась метель и поземка несла снег как раз на уровне лобового стекла.

 

.

Скорость движения крайне медленная. К вечеру поднялась пурга, которая заметала лобовое стекло автомобиля на столько, что водитель вел машину, высунувшись в окно.
Заночевать пришлось в «вахтовке», перевозившей вахтовых рабочих.

Апреля. Пурга. Дневка.


В ночь с 1 на 2 апреля поднялась пурга, которая продолжалась весь день.

К вечеру ветер начал стихать и на небе появились просветы.

 

Апреля. Отъезд в Воркуту

То, что нас не пустили ночевать в поселке «Гагарацкий», имело положительные стороны. Ночевали в палатке у трассы, рано начали голосовать и быстро нашли попутный транспорт в Воркуту. В 10-30 мы были уже в городе.

 

Выход в Воркуте из попутки. На таких машинах Газпром перевозит рабочих на севере.
Ночевали опять в городском центре развития туризма.
Заснеженная Воркута.

 

Апреля. Выезд из Воркуты

Билеты на обратную дорогу заранее не покупали, поэтому ехали в поезде не очень комфортно – удалось купить билеты только на верхние боковые полки.

Сложные участки маршрута

Лавины, снежные карнизы
Снега в горах было не много, потому в течение всей зимы стояла ясная погода. Пурга «взяла свое» весной, но опасного объема снега за мартовские и апрельские снегопады все же и пурги не накопилось.

Вершины

Все три вершины, которые были взяты в этом маршруте, проходились в кошках. Льда на подъемах не было, но фирн местами был такой твердый, что для безопасности надевались кошки. Веревка на восхождения всегда бралась, но нигде не понадобилась.

Пурга

Как уже отмечалось, именно из-за постоянных ветров не удалось совершить маршрут по намеченному плану. В результате пройденное за время похода расстояние составляет чуть больше 150 км. Постоянные ветра существенно усложнили маршрут.
Ветрозащитные стенки вокруг палатки ставились всегда. Пурга на оз. Тисьнензато за сутки источила стенку и ночью она обрушилась. Через пробоину сразу стало заносить палатку снегом. Поэтому ветрозащитные стенки следует делать с большим запасом прочности и обязательно вокруг всей палатки. Если надвигается пурга стенку следует укрепить со стороны ветра. При дневке во время пурги обязательно осматривать и восстанавливать стенку, чтобы не пришлось подниматься на авральные работы ночью.

Подлип
Подлипа на маршруте не было. Даже когда перешли не снимая лыж Б. Кару по тонкому слою воды надо льдом, все равно обошлись без подлипа.

Снаряжение, питание


Личное специальное снаряжение

Кошки, ледоруб (один на всю группу), карабины, лавинная лента, горнолыжные очки, ветрозащитные маски, санки-волокуши.

Общественное специальное снаряжение

Веревка 8 мм 25 м, ножовка, снеговая лопата с укороченным черенком, две лопаты для резки снежных блоков, два GPS-навигатора. Палатка «Зима». Легкое групповое одеяло.

Кухонное снаряжение

Три мультитопливных горелки (две рабочих, одна запасная), два цилиндрических котла, половник. Бензин «Галоша» (из расчета 100 грамм на человека в день). Подставки под горелки из пористого пластика, обернутые гофрированным алюминием (от старого рукава для газовых колонок и котлов). Стеклоткань для теплоизоляции котлов и горелок и защиты от ветра.

Питание

Рацион составлялся из расчета 600 грамм продуктов на человека в день. Все крупы – в виде хлопьев, которые достаточно залить кипятком. Утром – молочные каши, вечером – мясные. В качестве мяса использовался замороженный олений фарш, приобретенный в Воркуте.

Во время длинных дневных переходов обед не готовился – обходились сухим перекусом.

Во время дневок в обед варился суп и чай.

Схема маршрута

Рязанский областной ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.254 (0.016 с.)