Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.



А) Сборы взимаются за услуги государства, которые оно оказывает конкретной категории своих граждан, то есть это принудительные платежи за услуги индивидуального характера.

Б) Взносы являются принудительными платежами за услуги, которые государство оказывает определенным группам своих граждан без эквивалентного обмена.

В) Пошлины (вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними Пошлины имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к нему или между собой. Некоторые Пошлины носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частнохозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые Пошлины, не носят материального характера (как, напр., почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или железными дорогами и т. д.).

Г) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

Д) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

Е) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.)

Ж) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа

 

Функции налогов и их взаимосвязь

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальная (состоит в формировании денежных доходов государства);

2) регулирующая (состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. происходит государственное регулирование экономики);

3) стимулирующая (с помощью налогов государство может поддерживать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и др.);

4) контролирующая (благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов).

5) поощрительная – (порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.Некоторые экономисты указываю на социальную функцию налогов, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами различных групп населения.Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

Место и роль налогов в воспроизводственном процессе.

Налоги объективно в силу своей экономической сущности оказывают воздействие на индивидуальное и общественное воспроизводство. Налоги, изымая часть дохода хозяйствующего субъекта, не могут быть нейтральными по отношению к индивидуальному воспроизводству. Это воздействие может быть позитивным или негативным.

Негативное: Налоги уменьшают доход, который остается в распоряжении хозяйствующего субъекта или отдельного лица. Это ведет к тому, что у частных хозяйств снижаются возможности для развития производства, у населения сокращаются потребление и сбережения. Уменьшение сбережений приводит к сокращению объемов инвестиций, к снижению объемов производства след производственного цикла. В результате появляются негативные последствия и для общественного производства, так как уменьшается совокупный спрос и снижается совокупное предложение. Падают темпы экономического роста в целом.

Позитивное: уменьшая число налогов, снижая налоговые ставки, устанавливая доп. налоговые льготы, гос-во способствует развитию частного бизнеса, который является основой для развития общественного производства в целом, для увеличения темпов роста национальной экономики. Развитие частных хозяйств ведет к значительному росту налоговых поступлений в бюджет. В результате гос-во получает больше возможностей для производства общественных благ. Гос-во получает доп возможности для влияния на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Налоги позволяют стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано гос-во.

Налоги перераспределяют ВВП, что и позволяет им оказывать воздействие на воспроизводство. Налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия гос-ва на объем спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных видов, отраслей и сфер экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.007 с.)