Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость внимания)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Перепутанные линии» (концентрация и устойчивость внимания)



Цель методики "Перепутанные линии": измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики "Перепутанные линии".
Оборудование: секундомеры, специальные бланки .
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок".
Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка".
Другой вариант проведения опыта - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда "Стоп!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики "Перепутанные линии"

Ф.И.О.______________ Дата________

 

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного "ключа") числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Y = T
N пр

где Т - время выполнения задания (мин),
N np, - количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.
Критерии оценки по методике "Перепутанные линии":

19 и более -отлично; 4 - 9 - удовлетворительно;
10 - 18 - хорошо; 3 и менее - неудовлетворительно.

Методика диагностики развития стадии конкретных логических операций Ж.Пиаже

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цели:

— изучение оценочного компонента установки по отношению
к употреблению ПАВ;

— изучение системы отношений ребёнка к себе и другим значи­мым людям в семье и школе.

Обоснование методики

Цветовой тест отношений (ЦТО) — невербальный тест, отражаю­щий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни эмо­циональных отношений человека. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений к объектам и яв­лениям окружающего мира, другим людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях с ними. Цветоассоциативный тест показыва­ет неосознаваемые компоненты отношения, минуя защитные меха­низмы сознания.

Методика ЦТО используется нами с целью выяснения отношения детей к употреблению ПАВ на основе их оценки потребителей психо­активных веществ.

Оборудование

Набор цветных стимулов из восьмицветового теста М. Люшера.

Процедура обследования

Обследование проводится индивидуально. Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Исследователь совместно с ребёнком составляет список значимых людей из непосредственного окружения ребёнка. Для того чтобы оценить отношение ребёнка к употреблению психоактив­ных веществ, этот список дополняется людьми, употребляющи­ми ПАВ: «человек, который курит», «человек, который выпива­ет (пьёт спиртные напитки)», и по решению ведущего группы, если ребёнок отчётливо представляет, что вкладывается в поня­тие «наркотик», — «человек, который принимает наркотики», или понятиями «сигареты», «алкоголь», «наркотики».

2. Перед ребёнком на белом фоне в случайном порядке раскладывают цветные карточки и предлагают подобрать каждому человеку и понятию из списка подходящие цвета. Выбранные цвета
могут повторяться.

Инструкция может быть, например, такой: «Не знаю, правда ли, просто ли красивая легенда, но говорят, где-то далеко, а может быть, и близко есть удивительная страна. От всех жителей этой страны, от животных, растений и всех предметов исходит Внут­ренний Свет, различимый для человеческого глаза. То есть можно ви­деть не только внешнюю сторону предметов и не только внешний облик живых существ, но и их внутреннюю сущность, их характер, их душу (Внутренний Свет). При этом разные люди и предметы све­тятся разными цветами. Кто-то синим, кто-то красным. Представляешь, как красиво — самые обычные улицы, с самыми обычны­ми домами, фонарями, прохожими сияют и переливаются всеми цве­тами радуги! Посмотри на цветные карточки. Если бы ты попал(а) в эту страну, какого цвета был бы твой внутренний лучик? Выбери самую подходящую тебе карточку и покажи... Интересно, какими цветами светились бы твои родные и знакомые или разные предме­ты? Давай поиграем в такую игру: я буду называть людей или пред­меты, а ты подберёшь подходящий цвет для их внутренних лучиков. Один и тот же цвет можно подбирать для разных людей. Попробу­ем? Подбери цвет, подходящий твоему папе...» (ребёнок подбирает цвета всем людям и понятиям из списка).

3. После завершения ассоциативной процедуры ребёнок ранжирует цвета в порядке убывания предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаза» и заканчивая «са­мым некрасивым, неприятным» (таким образом, выполняет­ся краткий вариант восьмицветового теста М. Люшера).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.007 с.)