Величина пространства и его размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Величина пространства и его размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости.



Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоцио­нальная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию всемье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разоб­щенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами, или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц.

При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребе­нок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок нахо­дится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому чле­ну. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным прост­ранством от других.

6. Место расположения ребенка на рисунке — источник важной информа­ции о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нуж­ным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисунке, что ребе­нок изобразил себя после своих всех братьев и сестер, подальше от родите­лей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, кого он считает себя лишним и ненужным в доме.

7. Когда ребенок почему-то "забывает" вдруг нарисовать себя, ищите вес­кую причину в своих семейных отношениях. Они обычно не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя — сигнал конфликта между ним и кем-то в Вашем доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близки­ми ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье, интуитивно догадавшись, что он давно отвергнут Вами, что Вы его почти "забыли", заботясь о других в семье, ребенок "мстит" Вам на бумаге, не понимая, что отказом от рисова­ния себя он выдает свои секреты, невольно выплеснув наружу клокочущий в нем дискомфорт.

8. Когда ребенок почему-то "забывает" вдруг нарисовать кого-то из роди­телей или других реальных членов своей семьи, то, вероятнее всего, не кто иной, а именно "забытый" родственник ребенка и есть источник его дис­комфорта, переживаний и мучений. Умышленно "забыв" включить такого близкого в состав своей семьи, ребенок как бы нам указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник "устраняет" конкурентов, пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям илик родителям своего пола. Особенно упорно "мстит" ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: "Где этот член семьи?" — ребенок, продолжая "мстить" ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу. Короче говоря, таким путем ребенок, пусть наивно, но мечтает взять ре­ванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день.

9. Когда ребенок почему-то "дополняет" вдруг свою семью несуществую­щими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Не­редко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по ихмнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хотькак-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, моделируя состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовер­шенствованный и выбранный им, а не кем-нибудь другим, вариант.

Помимо посторонних лиц, художник часто "дополняет" свою семью животным миром: мы видим птиц, зверей, но больше всего преданных и нужных человеку кошек и собак. И если в этих "дополнениях" нет никакой идентификации с реальным членом семьи ребенка, и если кошки и собаки, просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным. Ему с рождения необходимо, чтобы еголюбили и чтобы он ответно тоже кого-то горячо любил. И если Вы не удовлетворили его своей любовью, то он интуитивно ищет любовь на стороне. Поэтому задумайтесь серьезнее над тем, с какой целью Ваш ребенок, кото­рый будто бы ничем не обделен, упрямо каждый раз на всех рисунках своей семьи штампует призраки несуществующих и не живущих в доме кошек и собак, которых даже Вы не обещали ему приобрести. Задумайтесь серьезно. И расцените это как симптом, Вам говорящий о дефиците нужного общения и дефиците нежности и ласки, который ощущает Ваш ребенок. Задумайтесь: не Вы ли виноваты в этом дефиците?

10. Когда ребенок почему-то вместо семьи рисует только одного себя, "за­быв" нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит о том, что он не ощущает себя полноценным членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места.

Довольно часто на рисунках одного себя неприятие ребенка членами семьи видно через эмоциональный фон и сумрачную цветовую гамму. Оди­ночество отвергнутого в возрасте, когда еще дети не способны обходиться без родителей, — грозный признак неблагополучной ситуации в семье для Вашего ребенка. Иногда художник при изображении семьи специально вы­деляет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для ос­тальных. Это чаще всего делают кумиры или дети, не скрывающие свой эго­центризм. От отвергнутых такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второсте­пенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой.

11. Чтобы провести подробнее анализ, детально рассмотрите, как ребенок вырисовывает лица и другие части тела.

Особенно информативен рисунок головы. Когда Вы видите, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изоб­ражает лицо "без лица", то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то это чаще всего — выражение протеста худож­ника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно постоянно переполнен негативными эмоциями.

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без глаз, без рта, без носа, то это признак отчужденности его в семье и нарушения общения со многими людьми.

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, ребенок Вас осведомляет, что этот член семьи все время наблюдает и следит за ним, не допуская никаких его проступков, ребячьих шалостей и баловства. И этот родственник "все вижу" - источник большин­ства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого "все слышу", на котором автор поглощен изображением ушей, пре­вышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей ребенок выделя­ет лишь рот, то, вероятнее всего, "хозяин рта", как прессом, давит на худож­ника, "воспитывая" его бесконечными нотациями, нравоучениями в рамках собственной морали, и культивирует в нем страх.

Когда Вы видите, что на рисунке художник больше всего акцентирует внимание на голове и досконально вырисовывает все части лица, предпочи­тая лицо всему остальному, то, очевиднее всего, ребенок лишний раз показывает Вам, как для него значителен изображенный им таким путем ближай­ший родственник. А если Ваш ребенок так изображает самого себя, то эта просто любование собою или один из признаков, свидетельствующий, как он серьезно озабочен своей внешностью. Нередко этим способом художник скрашивает собственный физический "дефект". А если так свое лицо рисует девочка, то чаще всего она просто подражает своей матери, которая из-за кокетства постоянно на ее глазах подкрашивает губы, припудривает нос, приглаживает волосы.

Помимо головы, большую информацию Вам могут дать и нарисованные руки. Когда длина их сразу же бросается в глаза, то, вероятнее всего, они принадлежат тому из близких членов семьи ребенка, который агрессивно относится к нему. Такого родственника автор иногда изображает вообще без рук, пытаясь, хотя бы символически, погасить агрессию.

Когда безруким на рисунке мы видим самого ребенка, то, вероятнее всего, таким путем художник хочет нас осведомить о том, что он совсем бессилен и не имеет права голоса в семье.

Когда ребенок на рисунке подчеркивает длину не чужих, а своих рук или рисует их приподнятыми вверх, то этим он показывает свою агрессивность или свое желание быть агрессивным, чтобы хоть как-то утвердить себя в семье.

12. Цветовая гамма рисунка — своеобразный индикатор палитры чувств, излучаемых ребенком при воспоминании о близких, которых он изображает. Особенности и нюансы эмоционального отношения детей к отдельным членам своей семьи или к семье всей в целом, романтика привязанностей их и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды как будто "закодированы" в цвете, которым разукрашен каждый персонаж. И Вам, родителям, необходимо найти шифр к коду, чтобы вовремя прийти на помощь, великодушно протянув свою руку отчаянно хватающемуся за тонкую соломинку, по той или иной причине сникшему под прессом жестких будней и житейских неурядиц Вашему ребенку.

Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то из присутствующих на рисунке дети, об этом не догадываясь сами "выпячивают" ярким, сочным цветом, невольно привлекающим Ваш взор. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы, приснившейся в волшебном сне.

И если даже Ваш ребенок не использует всю гамму красок, имеющихсяу него, он все равно, желая того или не желая, но выделяет хоть неординарным, бросающимся Вам в глаза мазком любимого им родственника среди всех остальных.

Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним дети выражают конструированием для них таких моделей фантастической одежды, патенты на которые, наверно бы, закупили у них модные журналы. Помимо платьев, блузок, где рюшки, вышивки, воланы, у многих мам в ушах сережки, на шеях бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. А если Вы вглядитесь в цвет волос их, то чаще всего скажете: так не бывает — с каких пор волосы оранжевые, желтые и даже синие. Так не бывает в жизни, но бывает на рисунке, когда ребенок в поло­водье нежных чувств, выплескивающихся этим способом наружу.

Любимым папам тоже есть во что одеться. И очень часто их наряды практически не уступают маминым. Ребенок так же ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он так же празднично наряжен и излучает теплые тона.

Холодные тона, изображенные ребенком, — как красный цвет на свето­форе, сигнализирующий "стоп". Остановитесь на минутку. Задумайтесь, что это значит. Задайте себе мысленно вопрос: "Почему?"

Холодные тона, как правило, — свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, обычный черный цвет, чаще всего несущий информацию об эмоциональном неприятии ребенком того из родственников на рисунке, кого он им изобразил. И это неприятие бывает явным или скры­тым. О явном неприятии Вам, кроме цвета, подскажет еще ряд деталей. О скрытом Вам придется догадаться, распутывая лабиринты чувств ребенка. И если черным цветом почему-то вдруг разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному им члену своей семьи. И как бы только в этих случаях художник ни пытался уверить Вас, что рисовал по памяти почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка — "черная", и мама тоже всем цветам предпочитает "черный цвет", а у сестры и вправду косы "черные", Вам надо тщательно проверить и понять причину его "реализма". Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их сказочно раскрашены.

Как правило, причина реализма в том, что, обожая маму или папу, ребе­нок как бы ни хотел, но вот не может и не в состоянии смириться с тем, что папа выпивает, дебоширит, является источником скандалов, а мама, занятая бесконечными делами, не замечает преданной любви ребенка. Сестра же просто вызывает ревность. А вдруг ей больше достается нежности и ласки...

Сигналом бедствия и неблагополучия для Вашего ребенка может слу­жить и контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи всей в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.

Итак, анализируя особенности интерпретации рисунка "Моя семья", Вы словно заново узнали своего ребенка и поняли, что Ваш ребенок — лич­ность, пусть еще маленькая, несмышленая, но личность, смотрящая на мир своими собственными чистыми глазами, имеющая свой особый угол зрения на жизнь. И этот угол зрения Вам должен быть известен. Иначе вдруг окажется, что Вы и Ваш ребенок все видите по-разному и разными глазами и говорите часто на разных языках. И чтобы все-таки язык Ваш был единым. Вам надо знать символику его для Вашего ребенка хотя бы на рисунке.

Давайте еще раз представим, какими средствами, деталями, нюансами художник сообщает Вам о своей роли в собственной семье и о сложившихся в ней отношениях между другими членами семьи.

1. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому poдителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна.Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие меж­ду родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая юному художнику своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, нередко дети помещают его на специально выдуманный ими пьедестал. Родитель, обожаемый ребенком, не только тща­тельно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче самых ярких одежд художника. Бывают случаи, когда наряд художника и самой лучшей для него на свете мамы и самого прекрасного на свете папы идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики — поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется, и девочки уже находятся вплотную к мамам, а мальчики — вплотную к папам. Причем родитель, обожаемый ребенком не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей.

Когда ребенок почему-то, вдруг рисуя себя рядом с обожаемым родителем, невольно между этим "рядом" оставляет пустой промежуток, то, вероятнее всего, тот промежуток — отражение невидимого нам барьера между двумя любящими людьми. Чаще всего этот барьер — черты характера родителя, отталкивающие от себя ребенка и заставляющие юного художника придерживаться при общении с родителем определенной, как на поводке, дистанции.

Свое неудовлетворение ребенок обычно выражает черным цветом или хотя бы одним сумрачным мазком. Взгляните на рисунок девочки-подростка. Здесь черный цвет брюк обожаемого папы свидетельствует о волнениях ребенка по поводу того, что папа стал употреблять спиртное.

Когда привязанность ребенка обоюдна, он счастлив, достигая всех вершин блаженства.

Когда любовь ребенка безответна, она является нетлеющим источником психического дискомфорта юного художника.

Поэтому, анализируя рисунок и "разгадав", кто больше всех необходим ребенку, Вы постарайтесь сделать шаг ему навстречу. Пусть он почувствует, как он необходим.

2. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ре­бенок ощущает себя лишним и ненужным, отверженным в своей семье, он или просто не желает и не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, поза­быв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою ма­ленькую и невзрачную фигурку вдали от всех, подчеркивая этим свое одино­чество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами его семьи находятся какие-то ненужные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети пустой промежуток вдруг заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующи­ми, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.

Когда ребенок ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, его фигура меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой ребенок часто просто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. В тех случаях, когда ребенок, вопреки всему, привязан все-таки к кому-то из родителей или к обоим сразу, он их рисует теплыми тонами, не скупясь на ласковые краски. И эти теплые тона в контрасте с теми холодными тонами, которыми изображен художник, сви­детели уже образовавшейся или начавшей образовываться пропасти взаи­моотношений между ребенком и его семьей.

Шестилетняя девочка, обиженная холодностью своих родителей и счи­тающая себя ненужной им, нарисовала их празднично и красиво, преднаме­ренно "позабыв" нарисовать рядом с ними себя. По просьбе эксперимента­тора она потом все-таки дорисовала свою фигурку, изобразив ее контуром и черным карандашом, уменьшив реальные размеры. Затем, поразмыслив минутку, она вдруг радостно осветила себя солнцем, нарисовала траву. И весь ее внешний вид на рисунке теперь говорил всем: смотрите, смотрите, какая я маленькая. Мне так еще надо, чтобы любили меня. И если родители не понимают этого, пускай хотя бы солнышко заменит их.

Как правило, отверженные дети обычно "забывают" нарисовать того из членов своей семьи, который, по их мнению, их отвергает.

3. Конфликтная ситуация в семье. Известно, что чем младше и чувстви­тельнее ребенок, тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник "забывает" нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки ребенок рисует того человека, он, чтобы привлечь к нему внимание, изображает его выше или ниже всех, стоящих рядом, в холодных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родствен­ники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены все друг от друга ненужными предметами, пустыми промежутками, как будто существуют не все вместе, а каждый сам с собой.

Когда ребенок при конфликтах "забывает" вдруг нарисовать себя, то этим как бы он наказывает самого себя. Когда ребенок неожиданно для Вас изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то этим способом он чаще всего хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть и полностью замять конфликт.

4. Ревность к одному из родителей в семье. Когда ребенок ощущает рев­ность к кому-то из родителей, то он пытается ее завуалировать тем, что вне­запно "забывает" вдруг нарисовать "ненужного" родителя, или, рисуя его,оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, "мешающий" ро­дитель намного ниже всех, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка лишь хватает терпения на то, чтобы изобразить его хотя бы контурами. "Ме­шающий" родитель на рисунке чаще всего "бездействует", в то время как любимый занят с ребенком общим делом.

5. Ревность к братьям и сестрам. Чем тяжелее справиться ребенку с на­хлынувшим вдруг на него чувством соперничества к другим детям в семье, тем явственнее выдает он это чувство, несмотря на маскировку. Обычно млад­ший ревнует к старшему, а старший — к младшему ребенку в доме. Но тяже­лее всего среднему: его любовь к родителям с ним делят сразу двое — и самыймладший, и самый старший. Еще труднее маленьким ревнивцам в многодетных семьях. Нередко брат ревнует маму с папой к своей сестре, сестра ревну­ет к брату. Короче говоря, в любой семье, где несколько детей, всегда есть почва, на которой вырастает ревность. И Вы, родители, об этом должны помнить, чтобы вырвать с корнем даже ее первые ростки. Обычно тот ребенок, к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка и начинается рисунок. Чтобы привлечь Ваше внимание к "любимчику", ревнивец или тщательно, буквально до деталей, вырисовывает всю его фигуру, увеличивая рост и наряжая в броские одежды, лишний раз подчеркивая этим, как "любимчику" живется хорошо в семье или же, забыв о всех предосторожностях и "расправляясь" со своим "мучилем" хотя бы на бумаге, изображает его контурами в траурных тонах, чтобыдать понять Вам, как "любимчик" неприятен самому художнику. Если ревность так сильна, что Ваш ребенок сам не в силах справиться с собою, нечаянно вдруг "забывает" включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их в доме. Есть еще один вариант... Чтобы привлечь к себе внимание родителей, ревнивец, тщательно рисуя братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех, подчеркивая этим, чтоон - лишний. Если в Вашей семье несколько детей и один из них во время пробы на рисунке лишь изображает рядом с Вами братьев и сестер, "забыв" нарисовать себя, или же рисует себя в отдалении от всех, задумайтесь, в чем все-таки причина дискомфорта юного художника и нет ли Вашей вины в этом.

6. Неполная семья. Наверное, особенно тяжелой травмой в детскомвозрасте является развод родителей. Ребенку просто не понять, как этомогут его любимый папа (чаще всего уходит папа) или мама, без которой вообщеневозможно жить, уйти из дома, причем надолго, навсегда. И где-то в глубине души считая именно себя виновником событий, он хочет и мечтает возвратить былое, расставив все по старым, прежним, таким удобным для него местам. Кроме того, ребенок хочет скрыть конфликт от посторонних, особеннотогда, когда рисуночную пробу проводите не Вы. Поэтому обычно на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, пауз, грызения карандашей. Ребенок словно Гамлет должен сделать выбор: "быть или не быть"... нарисовать... или не стоит... И если выбор сделан, чтобы все-таки нарисовать, отсутствующий член семьи рисуется как будто он реальный, и очень часто даже имеет много сходства с самим художником. Нередко такой член семьи изображается неясным контуром, а между ним и всеми остальными присутствуют различные предметы, домашние животные, соседи, родственники и друзья или приветливые незнакомцы — явления волшебных грез ребенка, короче говоря, все те, кто сможет смягчить

участь юного художника.

Когда ребенок уже привыкает и по-своему смиряется, что у него неполнаясемья, он все рисует так как есть на самом деле, и чтобы лишний раз нам показать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента для него деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет бу­ферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.

7. Единственный ребенок — очень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он — главное звено объедине­ния родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. Когда в семье не все благополучно или в период романтической любви к родителям, семейная идиллия в виде триады — мама, Ваш ребенок, папа или папа, Ваш ребенок, мама — претерпевает крах. И на рисунке юногохудожника последовательность расположения всех членов семьи может иметь множество вариантов. А при хронической конфликтной ситуации, при резко выраженном дефиците общения в семье ребенок, словно инопланетянин, ищет новые контакты вне семьи и "дополняет" свою семью теми, кто никогда не жил в их доме, но с кем он сможет в трудную минуту отвести хотябы душу. Чаще всего единственный ребенок, рассказывая о семье, изоб­ражает тип родительского воспитания.

 

Цветовой тест Люшера

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических! психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем здесь только некоторые уточнения, отражающие особенности работы с детьми 6-8-ми лет.

Процедура исследования цветовых ассоциаций («Мое настроение]в школе», «Мое настроение дома» и т. п.) позволяет выявить, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома и в школе, выявить эмоциональные установки дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению. Неблагополучная ситуация в семье и негативное отношение ребенка к школе могут существенно осложнит школьную адаптацию. Эта информация должна быть обязательно учтена в индивидуальной работе с ребенком, но она не может быть основанием для вывода о его неготовности к школьному обучению. Эта информация не представлена среди показателей «Психологической характеристики», но составляет определенный контекст, влияющий на интерпретацию всех полученных результатов. Ниже приведем интерпретации цветовых выборов и цветовых acсоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1)1

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятно­го) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хоро­шим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком лично­стном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворе­ния, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциона­льный настрой ребенка.

Зеленый цвет (2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьез­ное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не об­ращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся получать только «пятерки», хотят быть отличника­ми, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объя­вят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).

Красный цвет (3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию2. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают него хорошее и светлое настроение.

1. Цифровое обозначение цвета, принятое согласно стандартной процедуре работы с тестом Люшера.

2. Более 50% первоклассников настроение в школе оценивают как «желтое», а до­ма — как «красное», то есть дома эти дети раскованны и активны, а в школу они идут с радостным ожиданием новых впечатлений, с надеждой, что эти впечатления будут приятными и светлыми. Такой выбор можно, пожалуй, определить как отражающий нормальное, эмоционально-здоровое состояние первоклассника.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с первоклассником как с маленьким ребенком, умиляются его капризам строят отношения с ним на принципах гиперопеки.

Коричневый цвет (6)

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто и испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятный болезненные ощущения («мне нехорошо, «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических заболевание (чаще — сильный диатез, аллергии) или является следствием каких-либо травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих! ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (напри­мер, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.

Черный цвет (7)

Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее все-1 го, согласился стой отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как прави­ло, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах раз­вития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают за­ранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, токе). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронта­ции с родителями.

Серый цвет (0)

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличи­ем. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых харак­терны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предо­ставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равноду­шие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на ситуацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.

Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже ее посещает, следует прове­рить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математике, чте­нии и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностя­ми в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой почерк и т. п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении к шко­ле могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на ка­кой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на пере­мене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный и родители излишне фиксированы на его школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выявлена у ребенка по отношению к дому, более подробную диагностик проводить не надо, так как достаточно информации можно будет получить из теста Амен и теста «Рисунок семьи».

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятие го цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по фор-1 мулам А. И. Юрьева и К. Шипоша, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И Филимоненко (СПб, ИМАТОН, 1995).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбор Цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест которые занимают цвета в выборе ребенка, с их«идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реальным занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным, в таблице приведен пример расчета суммарного отклонения (С0 = 18)

 

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн. серый черный
место цвета в аут. норме                
Место цвета в выборе исп-го                
Разность                

 

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка. В «Психологической характеристике» этот показатель так и обозначен «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности:

II зона — Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка до­минируют плохое настроение и неприятные переживания, причи­ну которых необходимо выяснить. Плохое настроение сви



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.071 с.)