Проективное интервью Земша Р. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективное интервью Земша Р.



Проективное интервью Земша Р.

Проективное интервью Семаго Н.Я.

Рисуночные методики

Рисунок семьи: общая характеристика

Интерпретация рисунка семьи по Баркан

Для того чтобы Вы могли поглубже заглянуть в душу своего ребенка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, если у Вас нет возможности проконсультироваться с нужным специ­алистом, проведите с ним самостоятельно один из адаптированных нами спе­циально для родителей вариантов — вариант рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения.

Дайте Вашему ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (чер­ный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Так как эта проба адаптирована для родителей и оценивать ее не будет специалист, то набор карандашей может содержать не 6 цветов, а гораздо больше.

Предложите Вашему ребенку, чтобы он нарисовал Вашу семью. После этого займитесь чем-нибудь, сделав вид, что Вам не до рисунка. Пусть ребенок ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд — как пру­тья на решетке широко распахнутого настежь в сад окна, и как бы ни было велико окно, решетка все равно Вас превращает в узника. Так и этот при­стальный взгляд невольно заставляет сына или дочь все "взвесить" на рисун­ке в пользу Вас. Пусть рисующий ребенок пребывает лишь наедине с самим собой. Тем не менее, "работая", Вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует...

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы по нижеприведенной нами схеме. И если Вы научитесь правильно трактовать эти дан­ные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что Ваш ребенок тща­тельно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать Вам вслух, все то, что в нем "бурлит" и "закипает", все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, "вырывается" наружу и застывает с "немым криком" на бумаге. И, застывая, молча крича, молит Вас о помощи.

И этот "крик" должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, роди­телям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка. Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как распо­ложены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком кончает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил", кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т.д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа (эти особенности вы­явлены при обследовании интеллектуально полноценных детей дошкольно­го, младшего школьного и среднего школьного возрастов г. Караганды).

 

1. Последовательность выполнения задания. Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и толь­ко потом дополняющие рисунок детали. Если же вдруг художник по непо­нятной причине акцентирует свое внимание на чем угодно, кроме семьи,"забывая" нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения второстепенных объектов и предметов, необходимо задуматься, почему он так поступает и что кроется за всем этим. В чем причина его равнодушия к своим близким? Для чего он оттягивает время изображения их? Чаще всего "ларчик" открывают наводящие вопросы и уточняющие оттенки семейных взаимоотношений, другие методики. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.

2. Сюжет рисунка. Чаще всего сюжет предельно прост. Ребенок изобра­жает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут кустики и деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среде мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома,а кто-то на улице. Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безу­словно, самым важным — ребенок. Эти рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом.

Как уже было сказано выше, иногда дети просто отказываются от рисо­вания или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на пер­вый взгляд. Рисунок семьи "без семьи" — крик протеста ребенка и подавае­мый им таким образом сигнал бедствия — SOS. На предлагаемом нами ри­сунке десятилетняя девочка, ревнуя родных к младшим детям в семье, всех членов семьи спрятала в доме за толстыми стенами. Себя же, как Карлсона, она разместила где-то на крыше (подробная трактовка рисунка будет приве­дена ниже). Когда ваш ребенок рисует семью "без семьи", забросьте дела решите шараду. Задумайтесь — почему? Наведите мосты. Иначе Вы можете "прозевать" что-то существенное в Вашем ребенке и потеряете "ключ" от него. Если рисунок семьи у ребенка ассоциируется с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них, ярким солнцем — символом ласки, добра и любви.

Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.

3. Последовательность расположения членов семьи. Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным ребенок считает себя, он, не скрывая это, рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его автори­тет у ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если ребенок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.

4. Размеры фигур членов семьи. Чем более авторитетным в глазах ребенка жмется изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете род­ственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергну­тые дети изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми, кро­шечными мальчиками-с-пальчиками или Дюймовочками, подчеркивая всем этим свою ненужность и незначительность. В противовес "отвергнутым" ку­миры не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой, и даже выше их.

Цветовой тест Люшера

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических! психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем здесь только некоторые уточнения, отражающие особенности работы с детьми 6-8-ми лет.

Процедура исследования цветовых ассоциаций («Мое настроение]в школе», «Мое настроение дома» и т. п.) позволяет выявить, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома и в школе, выявить эмоциональные установки дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению. Неблагополучная ситуация в семье и негативное отношение ребенка к школе могут существенно осложнит школьную адаптацию. Эта информация должна быть обязательно учтена в индивидуальной работе с ребенком, но она не может быть основанием для вывода о его неготовности к школьному обучению. Эта информация не представлена среди показателей «Психологической характеристики», но составляет определенный контекст, влияющий на интерпретацию всех полученных результатов. Ниже приведем интерпретации цветовых выборов и цветовых acсоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1)1

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятно­го) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хоро­шим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком лично­стном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворе­ния, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциона­льный настрой ребенка.

Зеленый цвет (2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьез­ное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не об­ращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся получать только «пятерки», хотят быть отличника­ми, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объя­вят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).

Красный цвет (3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию2. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают него хорошее и светлое настроение.

1. Цифровое обозначение цвета, принятое согласно стандартной процедуре работы с тестом Люшера.

2. Более 50% первоклассников настроение в школе оценивают как «желтое», а до­ма — как «красное», то есть дома эти дети раскованны и активны, а в школу они идут с радостным ожиданием новых впечатлений, с надеждой, что эти впечатления будут приятными и светлыми. Такой выбор можно, пожалуй, определить как отражающий нормальное, эмоционально-здоровое состояние первоклассника.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с первоклассником как с маленьким ребенком, умиляются его капризам строят отношения с ним на принципах гиперопеки.

Коричневый цвет (6)

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто и испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятный болезненные ощущения («мне нехорошо, «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических заболевание (чаще — сильный диатез, аллергии) или является следствием каких-либо травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих! ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (напри­мер, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.

Черный цвет (7)

Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее все-1 го, согласился стой отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как прави­ло, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах раз­вития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают за­ранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, токе). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронта­ции с родителями.

Серый цвет (0)

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличи­ем. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых харак­терны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предо­ставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равноду­шие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на ситуацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.

Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже ее посещает, следует прове­рить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математике, чте­нии и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностя­ми в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой почерк и т. п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении к шко­ле могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на ка­кой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на пере­мене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный и родители излишне фиксированы на его школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выявлена у ребенка по отношению к дому, более подробную диагностик проводить не надо, так как достаточно информации можно будет получить из теста Амен и теста «Рисунок семьи».

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятие го цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по фор-1 мулам А. И. Юрьева и К. Шипоша, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И Филимоненко (СПб, ИМАТОН, 1995).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбор Цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест которые занимают цвета в выборе ребенка, с их«идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реальным занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным, в таблице приведен пример расчета суммарного отклонения (С0 = 18)

 

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн. серый черный
место цвета в аут. норме                
Место цвета в выборе исп-го                
Разность                

 

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка. В «Психологической характеристике» этот показатель так и обозначен «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности:

II зона — Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка до­минируют плохое настроение и неприятные переживания, причи­ну которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетель­ствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проб­лем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

III зона — Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адапта­ция протекает, в целом, нормально.

IV зона — Преобладание положительных эмоций. Ребенок ве­сел, счастлив, настроение оптимистично.

Преобладание плохого настроения (II зона) не является проти­вопоказанием для обучения ребенка в школе, но свидетельствует о том, что он остро нуждается в психологической (психотерапев­тической) помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и попытаться изменить окружающую среду, не­гативно влияющую на ребенка и способствующую его невротизации.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» (Прило­жение 5) эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

 

ВК = 18 – место красного цвета – место желтого цвета

18 – место синего цвета – место зеленого цвета

 

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для при­веденного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:

 

ВК = 18 - 3 – 8 = о,64

18 – 5 – 2

 

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: II зона —Хроническое переутомление, истощение, низкая рабо­тоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их су­щественное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости ин­фекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

III зона — Компенсируемое состояние усталости. Самовосста­новление оптимальной работоспособности происходит за счет пери­одического снижения активности. Необходима оптимизация рабо­чего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

IV зона — Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовно­стью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать за­траченную энергию.

V зона — Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом ра­боты ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном; для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда; необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нару­шается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше — отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение; нагрузок.

Для правильного понимания причин хронического переутомления; ребенка (зона II), необходимо также учитывать взаимное располо­жение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и падение энергетики приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в раз­ряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше вос­принимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные — резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания (26, с. 212-214).

Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом исто­щении и хроническом переутомлении можно говорить, когда не только значение ВК соответствует II зоне, но и в самом цветовом выборе жел­тый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда. Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, бли­же к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (ав­торитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим ис­тощением, а имеем суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения ак­тивности. Оптимизировать состояние и работоспособность ребенка «южно за счет нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельно­сти без снижения нагрузок.

ММД является дополнительным фактором, осложняющим дея­тельность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энергообеспечении организма. Если при ММД вегетативный коэф­фициент ВК находится в зоне III или V, то без специального лече­ния компенсация дисфункции оказывается невозможной- Если ВК оказался в зоне II, то вполне вероятны серьезные ухудшения и дезорганизация мозговой деятельности. В этом случае необходи­мо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обяза­тельно должно сочетаться с его лечением. Если ВК находится в зоне IV, то найден оптимальный режим жизнедеятельности ребен­ка, при котором вполне вероятна и постепенная нормализация ра­боты мозга без дополнительного лечения.

Обоснование методики

Цветовой тест отношений (ЦТО) — невербальный тест, отражаю­щий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни эмо­циональных отношений человека. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений к объектам и яв­лениям окружающего мира, другим людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях с ними. Цветоассоциативный тест показыва­ет неосознаваемые компоненты отношения, минуя защитные меха­низмы сознания.

Методика ЦТО используется нами с целью выяснения отношения детей к употреблению ПАВ на основе их оценки потребителей психо­активных веществ.

Оборудование

Набор цветных стимулов из восьмицветового теста М. Люшера.

Процедура обследования

Обследование проводится индивидуально. Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Исследователь совместно с ребёнком составляет список значимых людей из непосредственного окружения ребёнка. Для того чтобы оценить отношение ребёнка к употреблению психоактив­ных веществ, этот список дополняется людьми, употребляющи­ми ПАВ: «человек, который курит», «человек, который выпива­ет (пьёт спиртные напитки)», и по решению ведущего группы, если ребёнок отчётливо представляет, что вкладывается в поня­тие «наркотик», — «человек, который принимает наркотики», или понятиями «сигареты», «алкоголь», «наркотики».

2. Перед ребёнком на белом фоне в случайном порядке раскладывают цветные карточки и предлагают подобрать каждому человеку и понятию из списка подходящие цвета. Выбранные цвета
могут повторяться.

Инструкция может быть, например, такой: «Не знаю, правда ли, просто ли красивая легенда, но говорят, где-то далеко, а может быть, и близко есть удивительная страна. От всех жителей этой страны, от животных, растений и всех предметов исходит Внут­ренний Свет, различимый для человеческого глаза. То есть можно ви­деть не только внешнюю сторону предметов и не только внешний облик живых существ, но и их внутреннюю сущность, их характер, их душу (Внутренний Свет). При этом разные люди и предметы све­тятся разными цветами. Кто-то синим, кто-то красным. Представляешь, как красиво — самые обычные улицы, с самыми обычны­ми домами, фонарями, прохожими сияют и переливаются всеми цве­тами радуги! Посмотри на цветные карточки. Если бы ты попал(а) в эту страну, какого цвета был бы твой внутренний лучик? Выбери самую подходящую тебе карточку и покажи... Интересно, какими цветами светились бы твои родные и знакомые или разные предме­ты? Давай поиграем в такую игру: я буду называть людей или пред­меты, а ты подберёшь подходящий цвет для их внутренних лучиков. Один и тот же цвет можно подбирать для разных людей. Попробу­ем? Подбери цвет, подходящий твоему папе...» (ребёнок подбирает цвета всем людям и понятиям из списка).

3. После завершения ассоциативной процедуры ребёнок ранжирует цвета в порядке убывания предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаза» и заканчивая «са­мым некрасивым, неприятным» (таким образом, выполняет­ся краткий вариант восьмицветового теста М. Люшера).

Методика «Клипец» Левицкого

Методика, тоже построенная по принципу «обучающего эксперимента», предложена и апробирована польским психолоюм А. Левицким. В последние годы апробирована и видоизменена дефектологами Т. И. Гудилиной и Т. Гриньковой.

Используется для выявления способности к абстрагированию применительно к детям с небольшим образовательным уровнем.

Нужно приготовить 26 небольших карточек, на которых в цвете (либо аппликацией) изображены различные по сочетанию форм и красок орнаменты. Среди них 6 карточек, в центре которых изображен черный квадрат на различном фоне.

Нужен также секундомер.

Профессор А. Левицкий предложил закрытий вариант.

I (закрытый) вариант.

Без каких-либо предисловий или разъяснений цели и задачи опыта ребенку показывают одну из тех карточек, в центре которых изображен черный квадрат, а затем говорят: «Эта карточка называется «Клипец». Это просто название ее, само слово ничего не означает». Затем показывают вторую карточку (с иным узором) и говорят: «А это не Клипец». Вторая карточка кладется поверх первой. Дальше опыт идет так: ребенку показывают (по одной) заранее перенумерованные карточки и каждый раз спрашивают: «А это Клипец или нет?» Если ребенок называет Клипцем не Клипец, ему говорят: «Нет, это не Клипец», если он дает правильный ответ, экспериментатор говорит: «Правильно, это не Клипец».

После предъявления всех 26 карточек ребенка спрашивают:

«Так какие карточки называются Клипец?» Если он отвечает правильно, т. е. говорит, что карточки с черным квадратом в середине, опыт считается законченным.

В некоторых случаях, если по называнию карточек очевидно, что ребенок уже выделил Клипец из остальных фигурок, но затрудняется сформулировать, какие фигурки называются «Клипец», ему можно (для контроля) предложить выбрать из всех карточек все Клипцы. Если же после просмотра всех 26 карточек вопрос остается неясным, просмотр повторяется второй, третий, а иногда и пятый раз, т. е. до тех пор, пока ребенок твердо не установит, какие именно карточки носят название «Клипец».

II (открытый) предложенный нами вариант отличается тем, что первая карточка Клипец не накрывается следующей, а во все время эксперимента остается открытой.

В остальном эксперимент идет точно так же, как и при закрытом варианте. Это, казалось бы, небольшое различие в методике проведения опыта коренным образом меняет его психологическую суть. При открытом варианте ребенок может каждый раз зрительно сравнивать следующую карточку с заданным образцом «Клипец». При этом не требуется сохранять в памяти образец.

 

Проективное интервью Земша Р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.07 с.)