Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Спортивно-оздоровительное направление
Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.
Содержание деятельности:
- привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
- проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;
- обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.
Предлагается в течение года проводить следующие мероприятия:
- «День здоровья» совместно с родителями;
- соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»;
- тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
- «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;
- «День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные соревнования;
- встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.
Существующие формы взаимодействия
| Предлагаемые формы взаимодействия
| Туристические походы совместно с родителями
| Семейный физкультурно-оздоровительный клуб
Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству
| «Дни здоровья» совместно с родителями
| Конкурс «Лучший спортивный класс школы»
| Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
| Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника»
| Тематические родительские собрания, конференции
| Декада «За здоровый образ жизни»
|
Профориентационное направление
Цель - привлечь родителей к активному участию в профессиональной ориентации детей.
Содержание деятельности:
- организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
- проведение родителями встреч с интересными людьми;
- создание семейных проектов.
Данное направление сегодня в школе не развито.
В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.
Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают их к выбору нелюбимой профессии. (Приложение № 3)
Существующие формы взаимодействия
| Предлагаемые формы взаимодействия
| Проведение тематических родительских собраний (общешкольных, классных)
| Беседа родителей со школьниками о будущей профессии.
| Лектории для родителей
| Родитель-руководитель кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра.
|
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников
| Родитель-консультант по организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
| Анкетирование родителей учащихся
| Семейный проект (Приложение № 4)
| Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
| Родитель-экскурсовод (в учебные заведения, на предприятия, по городу и т.д.)
|
Художественно-эстетическое направление
Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности:
- приобщение к национальному и мировому наследию;
- стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
- организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.
В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит
неформально подойти к организации экскурсий на выставки в музеи, театры, концерты. В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.
Существующие формы взаимодействия
| Предлагаемые формы взаимодействия
| Экскурсии
| Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности
| Посещение музеев
| Организация кружков, секций, клубов родителями
| Просмотр спектаклей, кинофильмов
| Коллективные творческие дела
|
Хозяйственно-трудовое направление
Цель - приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.
Содержание деятельности:
- организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
- проведение «Ярмарки семейных дел»;
- организация и проведение для учащихся трудовой практики на предприятиях их родителей.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей.
Существующие формы взаимодействия
| Предлагаемые формы взаимодействия
| Трудовые десанты, рейды, субботники
| Ярмарки, аукционы поделок, выставки предметов художественного промысла, выполненных совместно с родителями
| Благотворительность, спонсорство, ремонт
| Трудовая практика на предприятиях родителей
| Результаты деятельности II этапа:
Предполагается, что родители будут не только взаимодействовать со школой в новых предлагаемых формах, но и активизируются в рамках совместной деятельности по следующим направлениям:
· государственное общественное управление
· информационно- просветительское
· образовательное
· художественно-эстетическое
· хозяйственно-трудовое
· профориентационное
· спортивно-оздоровительное
III этап Рефлексивный (май-июнь)
Цель - проанализировать эффективность взаимодействия семьи и школы.
Содержание деятельности:
- изучение опыта взаимодействия;
- определить эффективность использованных форм и направлений;
- систематизация форм и методов;
- оформление результата деятельности.
Результаты этапа: установлен уровень эффективности взаимодействия семьи и школы с использованием определенных направлений и форм.
Ожидаемые результаты
Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется
- в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
- во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
- в расширении форм взаимодействия семьи и школы;
- в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;
- в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.
Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель - учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.
Управление проектом
В основе управления проектом лежат следующие принципы:
- ориентация на заказчика-родителя, которая учитывает его настоящие и будущие потребности для удовлетворения его ожиданий;
- принцип системности, который предполагает управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, на основе системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении;
- принцип партисипативности, вовлекающий участников в управление для использования их способности на благо реализации цели;
- делегирование полномочий- передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.
Условия реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы:
- средняя общеобразовательная школа, в которой только формально существует школьный родительский комитет и отсутствует эффективное взаимодействие между участниками образовательного и воспитательного процесса;
- заинтересованный руководитель и профессиональный педагогический коллектив - грамотные специалисты, способные заинтересовать и вовлечь во взаимодействие со школой учащихся и их родителей;
- учащиеся и их родители, характеризующиеся нормальными отношениями, уделяющие достаточно внимания обучению и воспитанию детей;
- психолого-педагогическое сопровождение, которое будет осуществлять психолог, социальный педагог, медицинская служба, руководитель физического воспитания, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь;
- благоприятный психологический климат, предполагающий взаимное доверие. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между ними возникает взаимопонимание. Значит, чтобы привлечь родителей к совместному творчеству, необходима доброжелательная атмосфера;
- современные технологии обучения и воспитания: бинарный урок, диспут, мастерская, проектная деятельность, игра и т.д., которые должны применять педагоги для формирования тройственного союза: школа-семья-ученик;
· обеспечение современной интерактивной техникой и выход в Интернет, являющиеся единым информационным пространством в процессе взаимодействия педагогов, родителей и учащихся;
- установленные связи с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать работники поликлиники, педагоги дома творчества юных, сотрудники научно-методического центра, специалисты районного социального и психологического центров, инспекторы ОДН и др.;
- нормативно-правовое обеспечение:
Конституция РФ1
Семейный кодекс РФ2
Закон РФ «Об образовании»3
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 3 июля 1998 года
Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН4
Устав ОУ (действующий)
1 Издательство: АСТ, 2010, Серия: Новейшее российское законодательство
2 Издательство: Омега-Л, 2010 Серия: Кодексы Российской Федерации
3 Издательство: Омега-Л, 2009 Серия: Законы Российской Федерации
4 Издательство: РИОР, 2006
месяц
| Управление моделью эффективного взаимодействия «ученик – родитель-учитель»
| | Управленческое
| Образовательное
| Информационно-просветительское
| Спортивно-оздоровительное
| Хозяйственно-трудовое
| Художественно-эстетическое
| Профориентационное
| | I этап Информационно – организационный
| сентябрь
| Установление связей с общественностью Выбор родительского комитета ОУ, создание Попечительского
совета, планирование деятельности.
|
| Горячая линия
Родительские собрания
| Совместный поход
| Ярмарка поделок
| Экскурсия
|
| Деятельность руководителя
| Организация деятельности - создание творческой группы, делегирование полномочий: руководитель по внедрению проекта - зам. директора по УВР, организаторы по направлениям: зам.директора по ВР, психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, врач, руководитель физ.воспитания,
Контроль за деятельностью осуществляют - руководитель физ. воспитания, который предоставляет отчет о походе, зам.директора по ВР – о ярмарке поделок и экскурсиях, о проведении горячей линии- зам.директора по УВР отчитывается напрямую директору. Отчеты руководители деятельности по направлениям сдают координатору по реализации проекта зам. директора по УВР
Анализ результатов деятельности - возможные трудности - нежелание общественных организаций идти на контакт с учреждением, нежелание некоторых родителей приходить в школу из-за некорректной работы учителей (Приложение № 5), невысокий процент посещения мероприятий по причине занятости родителей.
Коррекция деятельности - организация массовых мероприятий в официальные выходные дни, например, в субботу.
Для установления связей с общественными организациями повышать престиж школы через СМИ, телевидение.
Провести индивидуальные беседы с учителями, привлечь специалистов НМЦ для повышения коммуникативной компетентности.
|
| II этап Практический
«Н е д е л я на о т л и ч н о» (Приложение № 7)
| октябрь
|
| Открытые уроки
| Родительский лекторий
|
| Субботник
| Посещение театра
| Тематические классные часы силами родителей
|
| Д е н ь о т к р ы т ы х д в е р е й (Приложение № 6)
|
| Конференция «Партнерские отношения семьи и школы»
| Урок-соревнование, совместное изучение, практическое участие и т.д.
| Индивидуальные беседы с психолого-педагогической службой, педагогами, администрацией
Мастерские и практикумы.
| Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья»
| Выставка творческих работ учащихся и родителей
| | ноябрь
| Участие родительского комитета в организации, проведении и анализе мероприятий
| Консультации педагогов родителям
| Тренинг «Семейные ценности»
| Тематическая лекция «Формирование здорового образа жизни»
| Работа кружков
под руководством родителей
| Экскурсии в музеи.
|
| Выбор семейных проектов по направлениям
| декабрь
| Участие родительского комитета в организации, проведении и анализе мероприятий
| Семейные олимпиады
| Скайп-чат,
телефон доверия,
письмо родителям
| День здоровья совместно с родителями
| Подготовка к Новому году (украшение, изготовление поздравлений и т.д.)
| Экскурсии на предприятия, где работают родители.
|
| Консультации педагогов по учебным семейным проектам выполняется по графику
| январь
| Создание семейных проектов
| февраль
| Участие родительского комитета в организации, проведении и анализе мероприятий
| Урок–совместное изучение инф. технологий
| Горячая линия,
индивидуальные беседы с родителями
| День лыжника
| Трудовой десант- помощь ДОУ
| Экскурсии по индивидуальному проектному маршруту
| |
| Оформление семейных проектов
| март
| Участие родительского комитета в организации, проведении и анализе мероприятий
| Консультации по проектам выполняются по графику
| Лекция для родителей (Приложение № 10,11,12)
| Спортивные состязания между сборными командами родителей, учащихся и учителей
| Выставка работ, выполненных совместно с папами «Подарок маме»
| Совместная подготовка и участие в празднике «Дорогая мама»
| Заочная ярмарка профессий
|
| Защита семейных проектов, оценивание результатов, аттестация по предмету, рефлексия.
| Деятельность руководителя
| Организация деятельности – корректировка состава творческой группы, делегирование полномочий: ответственные за организацию семейной проектной деятельности зам. директора по УВР, организаторы по направлениям (психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, учителя- предметники, руководитель физ.воспитания, классные руководители, родители-участники образовательного и воспитательного процесса, зам.директора по АХЧ, школьный врач, учитель информатики)
Контроль за деятельностью осуществляют руководитель физ.воспитания, который предоставляет отчет о спортивных мероприятиях, зам.директора по ВР – о мероприятиях эстетической направленности, классные руководители и родители – лидеры о работе кружковой деятельности и об организации профориентационной работы, за проведение скайп-чатов отчитывается учитель информатики, за организацию горячей линии и телефона доверия - психолог, за организацию деятельности по учебным семейным проектам - председатели метод. объединений, за организацию и проведение семейных олимпиад зам.директора по УВР отчитывается напрямую директору. Отчеты руководители деятельности по направлениям сдают координатору по реализации проекта зам.директора по УВР
выборочное посещение заявленных мероприятий осуществляет сам директор, а также лично участвует в работе горячей линии.
Анализ деятельности - возможные трудности – низкий процент явки родителей на тематические лекции, протест некоторых педагогов участвовать в спортивных соревнованиях.
Коррекция деятельности - целесообразно изменить традиционную форму лекций на более эффективные формы работы: мастерские, мозговой штурм, практикумы и т.д. Провести индивидуальные беседы с учителями, пропагандировать здоровый образ жизни в коллективе личным примером (участие в спортивных мероприятиях) и мотивировать отгулом.
| месяц
| Управленческое
| образовательное
| Информационно-просветительское
| Спортивно-оздоровительное
| Хозяйствеенно-трудовое
| Художественно-эстетическое
| Профориентационное
| апрель
| Участие родительского комитета в организации, проведении и анализе мероприятий
| Посещение уроков родителями,
Родитель-эксперт на уроке
| Скайп - чат,
Вопрос-ответ на сайте школы
| День здоровья
| Субботник по облагораживанию территории
| Экскурсии, посещение музеев, театра, кинотеатра
|
|
| III этап Рефлексивный
| май
| Отчет о работе Попечительского совета и школьного родительского комитета
|
| Фотовыставка-отчет о совместной работе школы-ученика и родителя
| Туристический слет
|
| Выставка лучших творческих работ родителей, учащихся и учителей
| Помощь родителей в организации трудоустройства учащихся на каникулах
|
| Общешкольный праздник - подведение итогов «Школьные искорки»
| Деятельность руководителя
| Организация деятельности - ответственные за организацию итогового праздника зам.директора по УВР, организаторы по направлениям: психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, классные руководители, руководитель физ.воспитания, учитель информатики, председатели родительского комитета и Попечительского совета.
Контроль за деятельностью осуществляют руководитель физ.воспитания, который предоставляет отчет о спортивных мероприятиях, зам.директора по ВР – о мероприятиях эстетической направленности и о совместной выставке, отчеты председателей родительского комитета и Попечительского совета напрямую директору, председатели МО о мероприятиях образовательного направления, учитель информатики и зам.директора по ВР отчитываются по мероприятиям информационно-просветительского направления, отчет и анализ праздника «Школьные искорки» предоставляет координатор проекта - зам.директора по УВР.
По завершении реализации проекта составляется сводный анализ направлений деятельности координатором проекта - зам.директора по УВР, на основе этого анализа корректируется и планируется последующая работа по взаимодействию с семьей.
Анализ деятельности – увеличился процент участия родителей в мероприятиях учреждения, а значит, сформирована активная позиция большинства родителей во взаимодействии со школой и ребенком– но имеют место семьи, которые уклоняются от своих родительских обязанностей, перекладывая весь воспитательный процесс на школу;.
Коррекция деятельности - семьи все разные: полные, неполные, благополучные, неблагополучные, многодетные, обеспеченные, малообеспеченные, поэтому надо продолжать работу по дальнейшему поиску новых, более эффективных форм работы с ними.
| | | | | | | | | | |
|