Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.
Содержание деятельности:
привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;
проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;
обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.
Предлагается в течение года проводить следующие мероприятия:
«День здоровья» совместно с родителями;
соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»;
тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
«День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и длительных экскурсий;
«День лыжника», в рамках которого будут проводиться семейные соревнования;
встречи семейного оздоровительного клуба с организацией совместного выезда на природу.
Существующие формы взаимодействия
Предлагаемые формы взаимодействия
Туристические походы совместно с родителями
Семейный физкультурно-оздоровительный клуб
Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового стиля жизни, интереса к физической культуре, творчеству
«Дни здоровья» совместно с родителями
Конкурс «Лучший спортивный класс школы»
Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
Тематические дни, например, «День туриста», «День лыжника»
Тематические родительские собрания, конференции
Декада «За здоровый образ жизни»
Профориентационное направление
Цель - привлечь родителей к активному участию в профессиональной ориентации детей.
Содержание деятельности:
организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;
проведение родителями встреч с интересными людьми;
создание семейных проектов.
Данное направление сегодня в школе не развито.
В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.
Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений об интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают их к выбору нелюбимой профессии. (Приложение № 3)
Существующие формы взаимодействия
Предлагаемые формы взаимодействия
Проведение тематических родительских собраний (общешкольных, классных)
Беседа родителей со школьниками о будущей профессии.
Лектории для родителей
Родитель-руководитель кружка, спортивной секции, художественной студии, школьного театра.
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников
Родитель-консультант по организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
Анкетирование родителей учащихся
Семейный проект (Приложение № 4)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Родитель-экскурсовод (в учебные заведения, на предприятия, по городу и т.д.)
Художественно-эстетическое направление
Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности:
приобщение к национальному и мировому наследию;
стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.
В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволит
неформально подойти к организации экскурсий на выставки в музеи, театры, концерты. В этом направлении предлагается организация выставок работ родителей, концерта с участием родителей, спектакля, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли.
Существующие формы взаимодействия
Предлагаемые формы взаимодействия
Экскурсии
Участие в выставках и конкурсах художественной самодеятельности
Посещение музеев
Организация кружков, секций, клубов родителями
Просмотр спектаклей, кинофильмов
Коллективные творческие дела
Хозяйственно-трудовое направление
Цель - приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.
Содержание деятельности:
организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;
проведение «Ярмарки семейных дел»;
организация и проведение для учащихся трудовой практики на предприятиях их родителей.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых дети будут жить и работать. Наибольшую ценность представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы в восстановлении семейных традиций. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно–нравственных ценностей.
Существующие формы взаимодействия
Предлагаемые формы взаимодействия
Трудовые десанты, рейды, субботники
Ярмарки, аукционы поделок, выставки предметов художественного промысла, выполненных совместно с родителями
Благотворительность, спонсорство, ремонт
Трудовая практика на предприятиях родителей
Результаты деятельности II этапа:
Предполагается, что родители будут не только взаимодействовать со школой в новых предлагаемых формах, но и активизируются в рамках совместной деятельности по следующим направлениям:
· государственное общественное управление
· информационно- просветительское
· образовательное
· художественно-эстетическое
· хозяйственно-трудовое
· профориентационное
· спортивно-оздоровительное
III этап Рефлексивный (май-июнь)
Цель - проанализировать эффективность взаимодействия семьи и школы.
Содержание деятельности:
- изучение опыта взаимодействия;
- определить эффективность использованных форм и направлений;
- систематизация форм и методов;
- оформление результата деятельности.
Результаты этапа: установлен уровень эффективности взаимодействия семьи и школы с использованием определенных направлений и форм.
Ожидаемые результаты
Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, которое проявляется
в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;
во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;
в расширении форм взаимодействия семьи и школы;
в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;
в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.
Реализация «Модели эффективного взаимодействия «ученик – родитель - учитель» обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.
Управление проектом
В основе управления проектом лежат следующие принципы:
ориентация на заказчика-родителя, которая учитывает его настоящие и будущие потребности для удовлетворения его ожиданий;
принцип системности, который предполагает управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, на основе системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении;
принцип партисипативности, вовлекающий участников в управление для использования их способности на благо реализации цели;
делегирование полномочий- передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня.
Условия реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы:
средняя общеобразовательная школа, в которой только формально существует школьный родительский комитет и отсутствует эффективное взаимодействие между участниками образовательного и воспитательного процесса;
заинтересованный руководитель и профессиональный педагогический коллектив - грамотные специалисты, способные заинтересовать и вовлечь во взаимодействие со школой учащихся и их родителей;
учащиеся и их родители, характеризующиеся нормальными отношениями, уделяющие достаточно внимания обучению и воспитанию детей;
психолого-педагогическое сопровождение, которое будет осуществлять психолог, социальный педагог, медицинская служба, руководитель физического воспитания, педагог-организатор, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь;
благоприятный психологический климат, предполагающий взаимное доверие. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между ними возникает взаимопонимание. Значит, чтобы привлечь родителей к совместному творчеству, необходима доброжелательная атмосфера;
современные технологии обучения и воспитания: бинарный урок, диспут, мастерская, проектная деятельность, игра и т.д., которые должны применять педагоги для формирования тройственного союза: школа-семья-ученик;
· обеспечение современной интерактивной техникой и выход в Интернет, являющиеся единым информационным пространством в процессе взаимодействия педагогов, родителей и учащихся;
установленные связи с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать работники поликлиники, педагоги дома творчества юных, сотрудники научно-методического центра, специалисты районного социального и психологического центров, инспекторы ОДН и др.;
нормативно-правовое обеспечение:
Конституция РФ1
Семейный кодекс РФ2
Закон РФ «Об образовании»3
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 3 июля 1998 года
2 Издательство: Омега-Л, 2010 Серия: Кодексы Российской Федерации
3 Издательство: Омега-Л, 2009 Серия: Законы Российской Федерации
4 Издательство: РИОР, 2006
месяц
Управление моделью эффективного взаимодействия «ученик – родитель-учитель»
Управленческое
Образовательное
Информационно-просветительское
Спортивно-оздоровительное
Хозяйственно-трудовое
Художественно-эстетическое
Профориентационное
I этап Информационно – организационный
сентябрь
Установление связей с общественностью Выбор родительского комитета ОУ, создание Попечительского
совета, планирование деятельности.
Горячая линия
Родительские собрания
Совместный поход
Ярмарка поделок
Экскурсия
Деятельность руководителя
Организация деятельности - создание творческой группы, делегирование полномочий: руководитель по внедрению проекта - зам. директора по УВР, организаторы по направлениям: зам.директора по ВР, психолог, соц.педагог, председатели МО, библиотекарь, врач, руководитель физ.воспитания,
Контроль за деятельностью осуществляют - руководитель физ. воспитания, который предоставляет отчет о походе, зам.директора по ВР – о ярмарке поделок и экскурсиях, о проведении горячей линии- зам.директора по УВР отчитывается напрямую директору. Отчеты руководители деятельности по направлениям сдают координатору по реализации проекта зам. директора по УВР
Анализ результатов деятельности - возможные трудности - нежелание общественных организаций идти на контакт с учреждением, нежелание некоторых родителей приходить в школу из-за некорректной работы учителей (Приложение № 5), невысокий процент посещения мероприятий по причине занятости родителей.
Коррекция деятельности - организация массовых мероприятий в официальные выходные дни, например, в субботу.
Для установления связей с общественными организациями повышать престиж школы через СМИ, телевидение.
Провести индивидуальные беседы с учителями, привлечь специалистов НМЦ для повышения коммуникативной компетентности.
II этап Практический
«Н е д е л я на о т л и ч н о» (Приложение № 7)
октябрь
Открытые уроки
Родительский лекторий
Субботник
Посещение театра
Тематические классные часы силами родителей
Д е н ь о т к р ы т ы х д в е р е й (Приложение № 6)
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.109 с.)