Концептуальные основы проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы проекта



Актуальность проблемы исследования обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетнее пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это, и школа, и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.

Изучение научной литературы по вопросам взаимодействия школы и семьи позволило выявить степень проработанности отдельных аспектов исследуемой проблемы.

Семейному воспитанию посвящены труды К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. В педагогических трудах Н.К. Крупской нашла отражение идея педагогического просвещения родителей в процессе взаимодействия со школой. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы со средой, частью которой является семья школьника.

Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой.

Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, А.В. Петровским, А.С. Спиваковской.

Вопросы взаимодействия школы со средой, в том числе с семьей школьника исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым.

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

- противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и отсутствием опоры на теоретические наработки такого взаимодействия на практике;

- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия в сфере «школа-семья» и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике, что влечет за собой необходимость проектирования технологии взаимодействия школы и семьи.

Заявленная проблема определила тему исследования «Создание

модели эффективного взаимодействия учитель – ученик – родители».

Проект «Шаг навстречу» основан на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов, учащихся и их родителей. Родителей мы видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик, будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

 

 

Основные направления работы школы с родителями:

· государственное общественное управление

· информационно- просветительское

· образовательное

· художественно-эстетическое

· хозяйственно-трудовое

· профориентационное

· спортивно-оздоровительное

Этапы проекта

I этап - Информационно-организационный (сентябрь)

Цель -знакомить родителей с основными направлениями совместной деятельности и предоставить выбор форм взаимодействия.

Содержание деятельности:

Определены формы взаимодействия:

- проведение классных и общешкольных родительских собраний;

- изучение отношения родительской общественности к школе, к предлагаемым направлениям деятельности и формам взаимодействия (информационные листы, информирование по телефону, работа школьного сайта, анкетирование);

- выбор представителей от школы и родительской общественности для совместной деятельности в каждом направлении: государственное общественное управление, информационно-просветительское, образовательное, художественно-эстетическое, профориентационное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное.

Например:

Представители родительской общественности Представители школы
Государственное общественное управление
Петров Иван Иванович, родитель Петровой Ани, ученицы 3 класса Иванова Ольга Ивановна, учитель географии
Информационно- просветительское
Горская Антонина Александровна, мама ученика 9 класса Горского Славы Горчакова Светлана Васильевна, учитель информатики

 

Результат этапа:

- в каждом направлении совместной деятельности будут определены представители школы и родительской общественности для координации совместной работы;

- определены родителями желаемые формы совместной деятельности по предложенным направлениям.

 

II этап - Практический (октябрь – апрель)

Цель - вовлечь родителей в различные виды деятельности по направлениям.

Содержание деятельности: взаимодействие школы с семьей по различным направлениям: государственное общественное управление, информационно-просветительское, образовательное, художественно-эстетическое, профориентационное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.008 с.)