Исследовательский проект защищен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательский проект защищен



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет истории, философии и права

Кафедра отечественной истории

 

Изучение истории родного города, как способ формирования патриотизма и гражданской идентичности в рамах элективного курса "Мой город Омск"

Исследовательский проект

по теории и методике исторического образования

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Историческое образование»

Выполнил: магистрант 2-го года обучения,

направление «Историческое образование»

Жакупова Татьяна

Научный консультант: к.филос.н, доцент

Навойчик Е.Ю.

Исследовательский проект защищен

«___»__________20__г.

Оценка_________________

Председатель ГАК_____________________

(подпись)

 

Омск 2015 г.

 

Сведения об учреждении.

Наименование учреждения: БОУ «СОШ №38 с УИОП»

Место нахождения: 644001, Омск-01, ул. 5 Линия, 117 «Б»

Телефон: 53-54-66, 53-54-48

e-mail: school38omsk@mail.ru

Ф.И.О. руководителя: Индюкова Людмила Викторовна

Класс- 9

 


Паспорт проекта

Направление, в котором проект будет реализован Внеурочная деятельность
Проблема, на решение которой проект направлен Существование объективных противоречий между необходимостью формирования патриотизма и гражданской идентичности и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов, приемов патриотического воспитания в школе
Замысел проекта (кратко) Создание программы элективного курса
Цель и задачи Цель: Разработать программу элективного курса «Мой город Омск», развивать у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития. Задачи: •Определить компоненты гражданской идентичности и патриотизма; •Выделить особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников; •Диагностировать начальный уровень информационно-познавательного компонента; •Разработать программу элективного курса; •Разработать методические рекомендации для дальнейшего исследования.
Предполагаемые сроки реализации Учебный год
Этапы реализации Диагностический: Выявить начальный уровень информационно-познавательного компонента; Организационный: утверждение программы действий по реализации проекта. Основной: деятельность по реализации проекта. Постпроектный: анализ результатов, поиск путей дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты Формирование патриотизма и гражданской идентичности

 


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования чувства патриотизма и гражданской идентичности учащихся

1.1. Патриотизм и гражданская идентичность: понятие и компоненты.

1.2. Особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников.

Глава 2. Практика формирования патриотизма и гражданской идентичности через элективную деятельность.

2.1. Диагностика начального уровня информационно-познавательного компонента

2.2. Содержание проекта элективного курса «Мой город Омск»

2.3. Предполагаемые результаты.

Заключение

Список использованной литературы


Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.

Введение

Актуальность

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития России приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.

Город в сегодняшней России – это не только поселение с уникальной экономикой. Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.

Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.

Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. Большая роль должна отводиться внеурочной деятельности, которая реализуется в элективных курсах. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности.

Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

Гипотеза:

Изучение истории своего города, где учащиеся смогут самостоятельно оценивать историю, позволит сформировать патриотизм и гражданскую идентичность у учащихся. Особенности учащихся 9(3) класса позволяют реализовать данную цель в рамках школьной программы (элективного курса).

Цель: Разработать программу элективного курса «Мой город Омск», развивать у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи:

Определить компоненты гражданской идентичности и патриотизма;

Выделить особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников;

Диагностировать начальный уровень информационно-познавательного компонента;

•Разработать программу элективного курса;

•Разработать методические рекомендации для дальнейшего исследования.

Этапы реализации проекта:

Диагностический: выявить начальный уровень информационно-познавательного компонента

Организационный: утверждение программы действий по реализации проекта.

Основной: деятельность по реализации проекта.

Постпроектный: анализ результатов, поиск путей дальнейшей работы.

 

Диагностики:

В качестве начальной диагностики мною была выбрана форма самостоятельной работы учащихся, а именно написание эссе по одному из вопросов истории родного края. Конечно, реальное чувство патриотизма на бумаге проверить достаточно сложно. Данное чувство должно воспитываться не только в школе, но и дома.

Выбор данного метода оценки учащихся обоснован тем, что учащиеся 9 класса должны обладать всеми умениями, необходимыми для реализации проекта.

Итоговая диагностика так же заключалась в итоговой самостоятельной работе.

 

 


Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве[3].

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание. Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов. Актуальность формирования правого сознания личности как компонента гражданской идентичности связана с тем, что отличительными чертами российского правосознания выступают потеря авторитета, недоверие к государству и правовым институтам, отсутствие веры в их эффективность, негативное восприятие закона, понимаемого как средство защиты государства, выполняющее карательную функцию, склонность к абстрактному принятию правовых принципов с неумением использовать их на практике.


Практическая часть

Заключение

Достигая поставленную цель, в исследовании нами были поставлены задачи, решение которых позволило выявить потенциал народной педагогики в формировании патриотизма у обучающихся.

Патриотизм обучающихся нами определен как нравственное качество личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке, любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении беречь честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость Родины.

Критериями сформированности патриотизма у обучающихся являются:

- когнитивный (связан с познанием). Показатели: желание узнать о культуре своего народа, следовать его традициям, потребность в изучении и говорении на родном языке, знания, представления и понятия, которыми владеет ученик о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины; умение устанавливать связи между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к историко-культурному наследию; умение использовать знания в различных ситуациях;

- оценочно-эмоциональный. Показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение ученика к Отечеству; способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этническим ценностям; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью школы, семьи, класса, страны; сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности; действенно-критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям;

- мотивационно-поведенческий. Показатели: устойчивая форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.

Уровни проявления сформированности патриотизма: высокий, средний, низкий.

Проведенное исследование не претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы. Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся подросткового и старшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

По итогам педагогической практики, мною был сделан следующий вывод - данный проект необходимо изучать на протяжении более длительного времени. В рамках краткосрочного периода трудно добиться значительных преобразований и изменений. Даже не смотря на то, что учащиеся проявляют большой интерес. Что бы положительная динамика сохранялась, нужно продолжать изучать свой край на протяжении нескольких лет (например с 5 по 11 классы).

Учащимся было выделено короткое время для исследовательских проектов, которые они защищали в конце элективного курса. На следующий год, я планирую расширить горизонт деятельности, чтобы они смогли более детально изучить родной край.

Было выявлено, что реализация данного проекта возможно не только во внеурочное время, но и в урочное. В результате этого мы сможем сформировать устойчивый результат (который включает в себя морально-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание).

 

Список используемой литературы

1. Аберкомби Н. Социологический словарь, изд. «Экономика», 2004.

2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с.

3. Баранов Н.А. // Патриотизм в системе общероссийских ценностей.

4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, изд. «Полрадис», 1997.

5. Голикова Л.В. // Патриотизм – основное качество в России, 1987.

6. Грицанов А.А. Философский словарь, 2001.

7. Кошнева К. Патриотизм в культуре современной России // Русский литературный журнал.

8. Карамзин Н.Н. О любви к отечеству и народной гордости. / Избранные сочинения в двух томах. М; Л, 1964.

9. Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005.

10. Кондратенко, Е.В. Гражданское воспитание в современной гимназии: личностно-ориентированный подход / Е.В. Кондратенко, Р.Г. Чулкова: монография. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. – 178 с.

11. Лутвинов В.И. / Российский патриотизм: история и современность.

12. Нестеров Ф. Связь времен. изд. «Молодая Гвардия», 1987.

13. Ожегов С.И. Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «ИТИ Технология», М., 2005.

14. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

15. Фёдоров В. Российский патриотизм – истинный и мнимый // Российская газета.


Приложение 1

Опросник «Мой Омск»

Вопросы, составляющие основу опросника:

1. В каком году был основан город Омск?

2. Кем был основан город?

3. При каких обстоятельствах происходило основание города?

4. Кто являлся инициатором мероприятия?

5. Известные люди, которые родились в Омске?

6. Можете ли вы назвать исторические памятники Омска?

7. С каким культурным памятником у вас ассоциируется город Омск?

8. Как организован досуг омичей?


Приложение 2

Программа элективного курса

В рамках внеурочной деятельности в БОУ «СОШ №38 с УИОП», я проводила элективные занятия с учащимися 9 класса. Моя практика включила в себя проведение 7 занятий (10 часов).

 

Береги свой край». (1 ч)

Итоговое занятие. Итоговая диагностика.

 

Итоги.

После того, как мною было проведено 7 занятий (10 часов), я могу сделать вывод о том, что моя программа была для них интересна, они проявили интерес к выполнению заданий, так же предлагали свои идеи для наших занятий.

Некоторые из ребят, впервые проявили интерес к истории своей семьи. Как сказали сами ребята: «Раньше мы не задумывались о своих предках, о том, что было 20,30, 50, 70 лет назад». Некоторые попытались даже составить генеалогическое древо.

Обучающиеся 9 класса расспросили у своих родных о том, какой вклад внесла их семья в Великую Победу.

В рамках освоения содержания программы учащиеся могут принимать участие в различных интеллектуально-творческих мероприятиях.

Рекомендации.

При дальнейшем изучении данной программы учащиеся смогут сами подготовить проектно-исследовательские работы, с которыми могут выступить на научно-практических конференциях. Узнать гораздо больше о своем городе. Научиться любить и беречь свой край.

 

Занятие 1

На первом занятии я презентовала обучающимся наш курс. Рассказала о целях и задачах, о проекте, который они будут готовить.

Так же я предложила учащимся ответить на вопросы опросника, на знание основных фактов и событий города Омска.

С помощью диагностики мы определили уровень сформированности информационно-познавательного компонент среди учащихся 9(3) класса.

Для диагностики нами были использованы следующие методики

Опрос обучающихся на тему: «Мой Омск».

Результаты проведенной диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:

 

Фамилия, имя обучающегося Количество правильных ответов на вопросы опросника Общий вывод о знаниях родного города
Айтмуханов Арман   Средний
Бек Всеволод   Высокий
Берестов Владислав   Средний
Глушко Мария   Высокий
Грудина Виктория   Высокий
Дементьева Яна   Высокий
Кайрденов Мади   Средний
Мусс Максим   Средний
Османова Парвана   Высокий
Радыгина Анастасия   Высокий
Режепа Евений   Средний
Сарсенов Евгений   Средний
Сироткина Екатерина   Средний
Устинов Родион   Высокий
Фокин Вадим   Высокий
Фокина Дарья   Высокий
Чертакова Софья   Высокий
Чусова Екатерина   Низкий

 

В результате проведения исследования было выявлено, что 55,5% учащихся имеют высокий уровень сформированности информационно-познавательного компонента.

Средний уровень наблюдается у 39% учащихся.

Низкие результаты у одной обучающейся и это 5,5%.

 

Наглядно преобладание того или иного уровня информационно-познавательного компонента демонстрируется на диаграмме:

Таким образом, мы видим, что создание элективного курса «Мой город Омск» на базе БОУ «СОШ №38 с УИОП» среди учащихся 9 класса является целесообразным.

 


 

Занятие 2

«Судьбы, связанные с Омском».

Судьбы многих выдающихся и талантливых людей были связаны с нашим городом.

Как знать, проявил бы себя без омских впечатлений талант замечательного скульптора Петра Клодта, конные группы которого украшают Аничков мост в Петербурге. Ведь именно в Омске, в этом тихом степном городке, зародилась у даровитого подростка любовь к лошади – гордому и прекрасному животному. “Там – то, - писал биограф, – вдали от всех образцов искусства, далеко за рубежами артистического европейского мира, впервые развилась в бароне Клодте та страсть к лепке и резьбе и преимущественно к изучению лошади, которая поставила имя нашего художника наряду с самыми замечательными художественными именами”. Слава к ваятелю пришла уже в северной столице.

В 1856 году в Крепостной Соборо – Воскресенской церкви был крещен Михаил Врубель, великий художник, уроженец Омска. Его имя носит сейчас Омский музей изобразительных искусств. Михаилу Врубелю было немногим более трех лет, когда отец увез его из Омска. Но, может быть, детские впечатления проявили себя в зрелые годы? В этом убежден поэт Л. Мартынов, посвятивший Врубелю новеллу в книге воспоминаний “Воздушные фрегаты”. “Откуда мы знаем, - пишет он, - что и с каких пор человек помнит? И почему бы у младенца Врубеля не могла бы запечатлеться за окном их обиталища какая – нибудь весенняя сирень, расцветшая фиолетовыми звездами на омских задворьях? Да только ли сирень?”

Самое большое потрясение просвещенные иностранцы, попадающие в Омск, испытывают, когда узнают, что в нашем городе некогда бывал гениальный Достоевский.

Несведущие, как правило, даже зажмуриваются от ужаса: “Как, здесь когда-то была каторга?” Да, тот самый Мертвый дом, с такой психологической силой описанный Ф.М. Достоевским в его “Записках из Мертвого дома”. Но какай бы ужасающей ни была причина четырехлетнего пребывания Достоевского на каторге, невозможно отрицать, что омский период сыграл решающую роль в его творческом и философском становлении.

Не случайно, уезжая в феврале 1854 года из Омска, он писал: “Вообще, время для меня не потеряно. Если я узнал Россию, то народ российский хорошо, и так хорошо, как, быть может, немногие знают его”. Потому-то так дорог каждый факт, свидетельствующий об этих годах жизни великого писателя. Потому-то с особым чувством относятся омичи к музею, носящему имя Достоевского. Музею, разместившемуся вовсе не случайно в бывшем комендантском доме, в котором отверженный каторжник встречал теплоту и участие семьи коменданта Омской крепости полковника де Граве.

С именем великого узника в Омске связано несколько мест. Большинство тех домов не сохранилось, но есть и уцелевшие свидетели истории, и возрожденные заново. Среди них:

гауптвахта Омской крепости, в которой бывал писатель и Тобольские ворота Омской крепости. Через них Достоевского сотоварищи выводили на работы.

 

Вид контроля: Написание рефератов по одной конкретной судьбе (личности), связанной с Омском.


 

Занятие 3

Занятие 4.

СИБИРЬЮ СВЯЗАННЫЕ СУДЬБЫ

Борис Богатков

 

Решив судьбу стремительной атакой,

сержант ушёл в безумие огня…

И задохнулась, землю очерняя,

своей слюной фашистская собака.

 

Пройдут года, строка во имя блага

откроется – не время обвинять,

а боль тупую в сердце приунять,

крепить в солдате мужество, отвагу.

 

На подвиг песня грозная звала,

в бою раскрыв могучие крыла,

взлетела птицей в солнечные выси!

 

И вскоре он, познав смертельный риск,

пришёл домой, в родной Новосибирск,

снял каску, замер, воин светлолицый.

15.12.1995

Павел Васильев

Иртыш, зима. На всех ветрах секущих

топорщится пожухлый куст репья.

На берегу – озлобленно стоят

два волка. Гривы – в серебре колючем.

 

О, этот вой, живое всё гнетущий!

Не вздрогнет кто? Чья не рванёт шлея

через снега в открытые края,

где виден день, спасение несущий?

 

Зовут кого из тьмы небытия –

глаза? А взоры чьи, вдали виясь,

уходят, словно медленные реки?..

 

Сибири волк, безумствуй от души!

За это будешь пулею прошит

и не забыт в поэзии вовеки.

30.10.1996

Георгий Вяткин

В горах великого Алтая

песнь родилась хвалить творца,

не изменился лишь с лица

Хан-Бобырган, в тумане тая.

 

Катунь, горячая, крутая

(найдет ли кто реке ловца?),

рвалась из тайного ларца

в строку, легендой обрастая.

 

В гортанном клёкоте шамана

нашёл он посвист турухтана,

степной России голоса.

 

И ветвь раскидистого кедра,

песок золотоносный в недрах –

судьбы счастливой полоса.

25.01.1997

 

Геннадий Карпунин

Придя – по мысленному древу –

к великим подвигам славян,

развеял он седой туман

былин и тайн Обиды-Девы.

 

В душе знаток значений древних

нёс груз преданий, как Боян,

чтил свято «Слово», инь и янь

и в поле колос недозрелый.

 

А на тунгусском пепелище

готов построить городище,

оставить след заметный свой.

 

И в русской речи, в тёплых встречах

живёт певец Синильги вечной,

огней сибирских – костровой.

24.06.1997

 

Занятие 5.

«В мастерской художника».

Хотелось бы выделить наиболее удачные на мой взгляд работы:


Занятие 6.

Приложение.

Для того чтобы узнать, что ребята знают о нашем городе, я провела небольшое анкетирование.

1. Что вы знаете об участниках Великой Отечественной Войны, живущих в нашем городе, рядом с Вами? (как пример: улицы, названные в их честь)

2. Какие музеи есть у нас в городе?

3. Для чего нужно чтить память о значимых событиях, связанных с историей нашего города?

4. Какие в нашем городе есть парки, сады, скверы?

5. Какое ваше любимо место отдыха в Омске?

Результаты анкетирования:

89% учащихся ответили на вопросы развернуто, правильно.

11% учащихся 9 класса затруднялись назвать ответ на 4 вопрос. Не полностью ответили на вопрос 2.


Занятие 7.

«Береги свой край»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

Факультет истории, философии и права

Кафедра отечественной истории

 

Изучение истории родного города, как способ формирования патриотизма и гражданской идентичности в рамах элективного курса "Мой город Омск"

Исследовательский проект

по теории и методике исторического образования

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»,

магистерская программа «Историческое образование»

Выполнил: магистрант 2-го года обучения,

направление «Историческое образование»

Жакупова Татьяна

Научный консультант: к.филос.н, доцент

Навойчик Е.Ю.

Исследовательский проект защищен

«___»__________20__г.

Оценка_________________

Председатель ГАК_____________________

(подпись)

 

Омск 2015 г.

 

Сведения об учреждении.

Наименование учреждения: БОУ «СОШ №38 с УИОП»

Место нахождения: 644001, Омск-01, ул. 5 Линия, 117 «Б»

Телефон: 53-54-66, 53-54-48

e-mail: school38omsk@mail.ru

Ф.И.О. руководителя: Индюкова Людмила Викторовна

Класс- 9

 


Паспорт проекта

Направление, в котором проект будет реализован Внеурочная деятельность
Проблема, на решение которой проект направлен Существование объективных противоречий между необходимостью формирования патриотизма и гражданской идентичности и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов, приемов патриотического воспитания в школе
Замысел проекта (кратко) Создание программы элективного курса
Цель и задачи Цель: Разработать программу элективного курса «Мой город Омск», развивать у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития. Задачи: •Определить компоненты гражданской идентичности и патриотизма; •Выделить особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников; •Диагностировать начальный уровень информационно-познавательного компонента; •Разработать программу элективного курса; •Разработать методические рекомендации для дальнейшего исследования.
Предполагаемые сроки реализации Учебный год
Этапы реализации Диагностический: Выявить начальный уровень информационно-познавательного компонента; Организационный: утверждение программы действий по реализации проекта. Основной: деятельность по реализации проекта. Постпроектный: анализ результатов, поиск путей дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты Формирование патриотизма и гражданской идентичности

 


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования чувства патриотизма и гражданской идентичности учащихся

1.1. Патриотизм и гражданская идентичность: понятие и компоненты.

1.2. Особенности формирования патриотизма и гражданской идентичности у школьников.

Глава 2. Практика формирования патриотизма и гражданской идентичности через элективную деятельность.

2.1. Диагностика начального уровня информационно-познавательного компонента

2.2. Содержание проекта элективного курса «Мой город Омск»

2.3. Предполагаемые результаты.

Заключение

Список использованной литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.174 с.)