В.О. Ключевский. Исторические портреты. Иван III. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.О. Ключевский. Исторические портреты. Иван III.



Обратимся к изучению третьего периода нашей истории. Он начинается с половины XV в., точнее говоря, со вступления Ивана III на великокняжеский стол в 1462 г., и продолжается до начала XVII в. (1613), когда на московском престоле является новая династия. Я назвал этот период временем Московской Руси, или Великорусского государства.

Главные явления. Северная Русь, дотоле разбитая на самостоятельные местные миры, объединяется под одной государственной властью, носителем которой является московский государь, но он правит при содействии нового класса, вокруг него образовавшегося, – боярства. Основой народного хозяйства в этом государстве остается, по-прежнему, земледельческий труд вольного крестьянина, работающего на государственной или частной земле. Но государственная земля все более переходит в руки нового военного класса, создаваемого государством, и вместе с тем все более стесняется свобода крестьянского труда, заменяясь хозяйственной зависимостью крестьянина от служилого землевладельца. Таковы главные явления, которые в этом периоде нам предстоит изучить.

Прежде всего, попытаемся выяснить что дает нам право положить грань нового периода на половине XV в.? С этого времени происходят важные перемены в Русской земле, и все эти перемены идут от Московского государства и от московского государя, который правил этим государством. […]

Московское княжество. […]

Город Москва в половине XV в. лежал вблизи трех окраин княжества: на севере, верстах в 80, начиналось княжество Тверское, самое враждебное Москве из русских княжеств; на юге, верстах в 100, по берегу Средней Оки шла сторожевая линия против самого беспокойного врага – татар; на западе, верстах в 100 с чем-нибудь, за Можайском в Смоленской области стояла Литва, самый опасный из врагов Москвы. С северной, западной и южной сторон неприятельским полкам достаточно было немногих переходов, чтобы дойти до Москвы.

Итак, Русская земля распадалась на множество мелких и крупных политических миров, независимых друг от друга, и среди этих миров Московское княжество было далеко не самым крупным: Литовское княжество, по большинству населения состоявшее из Руси, и область Новгорода Великого были гораздо обширнее его. Раздробленная внутри Русская земля распадалась на две половины по своему внешнему политическому положению: юго-западная половина была под властью соединенных Польши и Литвы, северо-восточная – платила дань хану Золотой Орды. Значит, положение Русской земли в половине XV в. можно определить двумя чертами: политическое порабощение извне и политическое раздробление внутри. […]

Политический состав Восточной Руси. В такой обстановке Иван III продолжал дело своих предшественников – великих князей Московских. Еще до него, на протяжении полутора столетий, мы наблюдали в истории Северной Руси два параллельных процесса: собирание земли и сосредоточение власти, постепенное территориальное расширение вотчины московских князей за счет других княжеств и постепенное материальное усиление великого князя Московского на счет удельных. Как ни были велики успехи, достигнутые Москвой, ни тот, ни другой из этих процессов далеко еще не был доведен до конца, когда Иван III вступил на стол отца и деда.

[…] С другой стороны, ни Иван III, ни его старший сын Василий не были единственными властителями Московского княжества, делили обладание им с ближайшими родичами, удельными московскими князьями, и власть великого князя не разрослась еще настолько, чтобы превратить этих удельных владетелей в простых подданных московского государя.

Великий князь пока поднимался над удельными не объемом власти, а только количеством силы, пространством владений и суммой доходов. У Ивана III было четыре удельных брата и двоюродный удельный дядя Михаил Верейский; у Василия III также было четыре брата. Хотя Иван III по пустому поводу пригрозил тюрьмой сыну Михаила Верейского и отнял у старика-дяди удел за побег этого сына в Литву.

Перемена в московском собирании Руси. Иван III продолжал старое дело территориального собирания Руси, но уже не по-старому. В удельное время территориальные приобретения московских князей носили характер или захватов, или частных хозяйственных сделок с соседними князьями. Местные общества еще не принимали заметного деятельного участия в этом территориальном объединении Руси. С половины XV в. становится заметно прямое вмешательство самих местных обществ в дело.

В Новгороде московская партия состояла преимущественно из простонародья с несколькими боярами, стоявшими во главе его; эта сторона ищет управы на своевольную новгородскую знать у московского великого князя. В княжеской Руси, напротив, высшие служилые классы общества тяготеют к Москве, соблазняясь выгодами службы у богатого и сильного князя. Так, в Твери еще задолго до последнего удара, нанесенного ей Москвой, местные бояре и рядовые служилые люди начали переходить на московскую службу. […] Когда Иван III подступил к Твери (1485), новая толпа тверских князей и бояр переехала в московский лагерь и била челом Ивану на службу. […] По замечанию летописца, Иван взял Тверь изменой боярскою.

То же самое явление повторилось и в другом великом княжестве – Рязанском. Это княжество присоединено было к Москве при Ивановом преемнике в 1517 г. Но задолго до этого московский государь имел там опору в главном рязанском боярине Коробьине, который и подготовил низложение своего князя. […]

С половины XIII столетия в соседстве с Юго-Западной Русью начинает подниматься княжество Литовское. В XIII и XIV вв. литовские князья постепенно подчиняют себе разъединенные и опустошенные княжества Западной Руси. […] Но в 1386 г. литовский великий князь Ягелло (Яков), воспитанный в православии своею матерью, рожденной княжной Тверской Юлианией, женился на наследнице Польского королевства Ядвиге и принял католичество. […] Православное русское общество оказывало стойкое противодействие католическим миссионерам. В Западной Руси начиналось сильное брожение, «замятня великая» между католиками и православными.

Увлекаемые этим религиозным движением, и православные князья Западной Руси, еще не утратившие прежней самостоятельности в своих владениях под легкою властью великого князя Литовского, начали один за другим приставать к Москве как к своему религиозному центру. Те из них, которые могли присоединиться к Москве со своими владениями по их близости к московским границам, принимали условия зависимости, выработавшиеся в Москве для добровольно поддавшихся удельных князей. Они делались постоянными и подчиненными союзниками московского государя, обязывались служить ему, но сохраняли при себе дружины и не только оставались или становились вотчинниками своих владений, но и пользовались в них административными правами, держали свое особое управление. […]

Приобретения Ивана III и Василия III. Таковы новые явления, которые замечаются в территориальном собирании Руси Москвой с половины XV в. Сами местные общества начинают открыто обращаться к Москве, увлекая за собой и свои правительства или увлекаемые ими. Благодаря этому тяготению московское собирание Руси получило иной характер и ускоренный ход. Теперь оно перестало быть делом захвата или частного соглашения, а сделалось национально-религиозным движением. Достаточно короткого перечня территориальных приобретений, сделанных Москвой при Иване III и его сыне Василии, чтобы видеть, как ускорилось это политическое объединение Руси.

С половины XV в. и вольные города со своими областями, и княжества быстро входят в состав московской территории. В 1463 г. все князья Ярославские, великий с удельными, били Ивану III челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в Северной Руси. В 1472 г. приведена была под руку московского государя Пермская земля, в части которой (по р. Вычегде) начало русской колонизации положено было еще в XIV в., во времена св. Стефана Пермского. В 1474 г. князья Ростовские продали Москве остававшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была приобретена Москвой. Эта сделка сопровождалась вступлением князей Ростовских в состав московского боярства. В 1485 г. без боя присягнула Ивану III осажденная им Тверь. В 1489 г. окончательно покорена Вятка. […] В княжение Иванова преемника присоединены были к Москве в 1510 г. Псков с его областью, в 1514 г. – Смоленское княжество, захваченное Литвой в начале XV в., в 1517 г. – княжество Рязанское; наконец, в 1517–1523 гг. княжества Черниговское и Северское включены были в число непосредственных владений Москвы. […]

Идея национального государства. Вместе с расширением дипломатической сцены изменяется и программа внешней политики. Эта перемена тесно связана с одной идеей, пробуждающейся в московском обществе около этого времени, – идеей национального государства. Сознание или, скорее, чувство народного единства Русской земли – не новый факт XV–XVI вв.: это дело Киевской Руси XI–XII вв. В то время оно выражалось не столько в сознании характера и исторического назначения народа, сколько в мысли о Русской земле как общем отечестве. […]Видно, во-первых, что она вырабатывается под давлением изменявшихся внешних отношений московского великого князя.

Прежде столкновения московских великих князей с их русскими соседями затрагивали только местные интересы и чувства москвича, тверича, рязанца, разъединявшие их друг с другом. Теперь внешние отношения Москвы к иноплеменным соседям получают одинаковое общее значение для всего великорусского народа. Они не разъединяли, а сближали его местные части в сознании общих интересов и опасностей и поселяли мысль, что Москва – общий сторожевой пост, откуда следят за этими интересами и опасностями, одинаково близкими и для москвича, и для тверича, для всякого русского.

 

Освобождение от ига.

Есть мнение, что Иван взошел на московский стол без ханского ярлыка. Но это мнение основано лишь на «молчании источников»; во всяком случае, после вокняжения Иван продолжил платить выход.

В конце XIII – первой четверти XIV века из Золотой орды выделились: Казанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская орда. Правопреемницей Золотой орды стала Большая орда, она то и была главным врагом Руси.

С 1476 Иван отказался ездить в Большую орду и посылать выход. Тогда хан Большой орды Ахмат договарился о совместном походе на Русь с литовским князем Казимиром IV на осень 1480.

Когда Ахмат пришёл на Русь и дошёл до Оки, его встретило русское войско. Ахмат не перешёл Оку, а двинулся вдоль реки к ее притоку Угре. Русские полки не отставали и шли параллельно. Ахмат встал на Угре и стоял до 11 ноября, как видно дожидаясь обещанной литовской помощи[1]. Но тут начались лютые морозы, так что нельзя было стерпеть; «татары были наги, босы, ободрались», по выражению летописца. Литовцы так и не пришли, отвлеченные нападением крымцев, и Ахмат не решился преследовать русских дальше на север. Он повернул назад и ушел обратно в степи. Современники и потомки восприняли стояние на Угре как зримый конец ордынского ига.

Возросло могущество великого князя, и вместе с тем заметно возросла жестокость его характера. Он сделался нетерпимым и скорым на расправу. Чем далее, тем последовательнее, смелее прежнего Иван III расширял свое государство и укреплял свое единовластие.

Новый титул.

Еще Иван Калита именовал себя «великим князем всея Руси», но его власть над русскими землями была номинальной. Иван имел на это гораздо больше оснований и именовал себя не только «великим князем всея Руси», но и «государем».

После свержения монгольского ига, Иван III в дипломатических документах начал называть себя и «царем». До этого «царями» на Руси называли византийских императоров и монгольских ханов («царь» - ни от кого независимый, могущественный правитель). Принятие титула «царь» отражало новое политическое самосознание московских князей: они были могущественными, независимыми правителями, как бы наследовавшими византийским императорам. После завоевания Византии турками (1453), московский князь был единственным православным независимым правителем.

Что представляло собой Российское государство при Иване III?

Иван III, как и его предшественники, правил, советуясь с Боярской думой, куда назначались представители боярских и княжеских родов[2]. Однако мало кто в Думе смел перечить Ивану.

Иван III желал, что бы его жизнь соответствовала его новому положению «князя всея Руси» и «царя»: он держался величественно, при нём появился пышный придворный церемониал. Иван III пригласил из Италии мастеров для создания новых государственных и церковных зданий: был построен новый Кремль (тот, который мы видим сегодня), Грановитая палата, Успенский и Архангельский соборы Кремля.

При Иване III был создан первый единый свод законов нового Российского государств — «Судебник» (1497).

Однако, хотя русские земли и были теперь под властью московского князя, сохранялось много пережитков раздробленности. Продолжали существовать удельные княжества, со своими князьями (хотя эти княжества были небольшими и полностью подчинялись великому князю Московскому); не было единой системы мер и весов, единой монеты, даже единого списка святых. Подлинное объединение Руси произойдёт лишь при внуке Ивана III — Иване IV, прозванного Грозным.

3. История России с древнейших времен / Под ред.В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / ИГЭУ, Иваново, 2003.

Огромную роль в политике и экономике страны играла церковь, владевшая большими землями и имевшая свою систему управления и суда. Митрополит имел свой двор, войско, бояр, служилых людей. Церковь осуществляла право суда по семейным вопросам над всем населением государства. Великий князь желал упорядочить свои отношения с церковью и претендовал на часть ее огромных земельных владений. Главным вопросом в их взаимоотношениях стал вопрос о церковном землевладении. Иван III использовал развернувшийся внутрицерковный спор между иосифлянами и нестяжателями.

Нестяжатели (последователи Нила Сорского) считали недопустимым для церкви владеть зависимыми крестьянами, землями и богатствами. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) ратовали за умножение богатств и земельных владений церкви. В 1503 году победили иосифляне. Иван III вынужден был смириться с этой победой, так как ему нужна была поддержка церкви в борьбе с мятежами крестьянства и боярства. Его сын Василий III выступил с

поддержкой иосифлян и дал церкви большие привилегии. Великокняжеская власть пошла на союз с церковью и находила ее постоянную поддержку.

Иосифлянин Филофей в годы правления Василия III развил идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Эта теория, получившая впоследствии название «Москва – третий Рим», сыграла важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Согласно ей, в мире существует вечное по своей духовной сущности государство – Рим. Земные его очертания могут меняться и могут носить разные названия. «Рим» – это наиболее могущественное государство мира. Первый Рим – это древняя Римская империя, которая погибла от языческих грехов. Второй Рим – его преемница Византийская империя. Ее грех – заключение с католиками Флорентийской унии (1439 г.), после чего Божьим наказанием стал захват турками Византии. Третьим Римом, как единственным крупным оплотом православия, стала Москва, которая является столицей не только могущественного государства, но и оплотом духовности и нравственности. «Два Рима пали, Третий Рим – Москва, и четвертому не бывать». Иосифляне поддерживали идею о божественном происхождении царской власти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.023 с.)