Современные педагогические технологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные педагогические технологии.



Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

К современным педагогическим технологиям относят:

· Проблемно-поисковые технологии обучения — активная технология обучения, воснове которой лежит решение какой-либо задачи, проблемы. В проблемном обучении вотличие от «традиционного» акцент делается на интеллектуальном побуждении, творчестве при решении проблем. Преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

· Коммуникативные технологии обучения — формирование компетенции учащегося на основе личностно ориентированного взаимодействия. В этих технологиях происходит отказ от авторитарной педагогики, смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений. Создаются условия, когда учащийся не может учиться ниже своих возможностей. Эти технологии развиваются врамках педагогики сотрудничества.

· Анализ конкретных ситуаций и имитационное моделирование — технологии обучения, в основе которых лежит игровое проигрывание или анализ ситуаций которые наиболее распространены в профессиональной деятельности. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к деятельности. Игра создает особый положительный эмоциональный фон и внутреннюю мотивацию, что выгодно отличает эту технологию от всех других.

· Модульно-рейтинговое обучение. Модуль — это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. В модуле все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещаемость занятий, стартовый, промежуточный, итоговый уровни учащихся. На основе суммарного балла определяется рейтинг.

 

30. Современное состояние образования в Республике Беларусь. Тенденции в развитии средней школы и высшего образования.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

· приоритетности образования;

· обязательности общего базового образования;

· осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

· доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· национально-культурной основы образования;

· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

· научности;

· экологической направленности образования;

· демократического характера управления образованием;

· светского характера образования.

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности.

Позитивные тенденции:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных учреждений образования, учет социального заказа на образование;

- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

- обеспечение и управление качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.

Негативные тенденции:

- отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;

- унификация образовательного процесса (ориентация на среднего ученика, преобладание методов обучения, направленных на воспроизведение готовых знаний);

- бюрократизм и формализм в системе образования (преобладающая форма обучения в школе - урок; набор не связанных между собой предметов в школе);

- недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы;

- отток преподавательских кадров из системы образования;

- феминизация и старение преподавательского корпуса;

- кризис воспитания.

 

Национальная система образования включает:

ü участников образовательного процесса;

ü образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

ü учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

ü государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).

Основное образование в республике имеет следующие уровни:

· дошкольное;

· общее базовое;

· общее среднее;

· профессионально-техническое;

· среднее специальное;

· высшее;

· послевузовское.

Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов.

 

 

31. Понятие развития, его условия и факторы. Ускоренное и замедленное развитие. Наследственность как фактор развития.

Развитие личности есть сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в человеке. Развитие — это процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.Личностное развитие продолжается всю жизнь, хотя его направление, интенсивность и качество могут изменяться. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Можно выделить внешние и внутренние факторы развития личности. Влияние среды, воспитание и обучение относятся к внешним факторамразвития. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к факторам внутренним. Развитие личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным к самостоятельной преобразующей деятельности, то такого человека называют личностью.

Развитие человека сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно – в детском и юношеском возрасте. В целом, чем моложе возраст человека, тем интенсивнее протекают изменения.

На практике мы сталкиваемся с ускоренным и замедленным развитием. Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физического созревания организма и социализацией личности. В результате акселерации физическое созревание организма начинает опережать умственное, социальное, духовное развитие. Среди причин акселерации отмечают общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания и др.

Параллельно с акселерацией отмечается ретардация – отставание детей в физическом и психическом развитии, которое обусловлено нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды и превышением радиационного фона.

В качестве основы, средства, условия личностного развития выступает обучение. Личность, усвоившая определенную систему знаний, умений, навыков, становится уже другой. Обучение должно идти впереди личностного развития для того, чтобы иметь развивающий эффект.

Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей.

Таким образом, сущностью процесса обучения выступает создание условий, в которых возникает возможность формирования знаний, умений и навыков, а также развитие творческих способностей личности.

32.Воспитание как фактор развития. Методы, приёмы и средства воспитания.

 

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности.

Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. Содержательно методы воспитания проявляются через:

• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средств массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

• процессы обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;

Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка). Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

33. Социальная среда и социализация личности.

Социализация — процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду. Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Процесс вхождения в новую социальную среду имеет три фазы: интеграция (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения); индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности); адаптация (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад вжизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития). Так происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут возникнуть конформизм, неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность и даже серьезные формы личностной деформации. В целом примерно до 3-х лет характерно доминирование процесса адаптации. Для эпохи отрочества (10—14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации. Для эпохи юности (15—18 лет) характерно доминирование процесса интеграции.

Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Степень включенности в различные социальные отношения определяет степень и характер развития личности. Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда у него формируется самосознание и он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять свое собственное развитие.

Процесс развития личности усложняется еще и тем, что социальная среда и социальные группы не являются стабильными. Поэтому необходимо собственное активное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях жизненного пути. Характер и уровень развития личности задается еще и уровнем развития группы.

Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.

Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность и др.

Процесс социализации идет на всех стадиях жизни, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым переменам в жизни. Однако именно в детстве процессы социализации вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются и в последующей жизни.

Необходимо помнить об издержках социализации. Успешно адаптирующаяся личность, которая легко входит во все новые и новые социальные общности, может также легко (при низком уровне самосознании) «потерять себя», утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других постепенно приводит к ощущению проживания жизни «мне не принадлежащей», к отчуждению человека от своей сущности, утрате своего мира.

34. Понятие и функции семьи. Общая характеристика семейного воспитания.

Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

Функции семьи:

• Воспитательная – удовлетворяет потребность в отцовстве и чувство материнства; удовлетворяется потребность самореализации в детях. Главная задача функции – социализация ребенка.

• Сексуально-эротическая — раньше главным здесь считалось исключительно деторождение; сейчас – удовлетворение сексуально-эротических потребностей, регулирование полового поведения семьи, обеспечение биологического воспроизводства общества.

• Хозяйственно-бытовая – удовлетворяет материальные потребности членов семьи, обеспечивается состояние здоровья и физических сил. Главная задача – создание комфорта для каждого члена семьи.

• Эмоциональная – удовлетворяет симпатии, уважение, признание, психологическая поддержка и защита.

• Духовное или культурное общение – удовлетворение потребности совместного проведения досуга, развитие духовности супругов и ребенка.

• Функция первичного социального контроля – обеспечение соблюдения социальных норм членами семьи.

 

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Факторы семейного воспитания

• Объективные:

• -– макросреда (экономика, культура общества, социальная защищенность).

• – микросреда (условия семьи, типы отношений между супругами, между родителями и детьми, образовательно-культурный уровень родителей, мировоззрение, стиль воспитания).

• – сомато-психические (наследственность, тип темперамента, пренатальное и постнатальное развитие, состояние здоровья в младенчестве).

• 2. Смешанные – раскрывается в характеристиках общения и специфике взаимоотношения ребенка с другими людьми.

• 3. Субъективные – развитие мотивационно-потребностной сферы, особенности формирования сознания и самосознания, поведенческий стиль.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.254 с.)