Тема накопительства в произв.Бальзака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема накопительства в произв.Бальзака



Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в 3 известных произведениях Бальзака -- "Гобсек" и "Евгения Гранде",»Отец Горио».В повести Гобсек эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живоглот». Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек.Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств — нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство.Золото — вот единственная сила, которую признает старый ростовщик. Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Тема романа «Евгения Гранде» -- злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Наиболее значительный образ романа -- скряга, накопитель, старый купец Гранде.Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизнь своих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную им жену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота. Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти к накоплению и показывает губительность её действия. В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокие чувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Любовь к деньгам оказывается сильнее естественной любви людей друг к другу. Деньги убивают все человечное в людях. В романе «Отец Горио» Бальзак рассказывает, как на искусственно созданном голоде народа нажился в свое время сам Горио.

 

 

5 "Ярмарка тщеславия»- "Роман без героя» как многозначительно определил своеобразие этого романа Теккерей в подзаголовке "Ярмарки тщеславия", - это вместе с тем и роман без народа. Заслуга Теккерея, однако, заключалась в том, что и всем: содержанием и самым заглавием своего крупнейшего романа он демонстративно отказал буржуазно-аристократическому обществу во всех его эстетических и моральных

претензиях.Он показал, что в мире собственников основным и решающим двигателем,

определяющим поступки и отношения людей, является собственнический эгоизм.

В "Ярмарке тщеславия" Теккерей развертывает широкую панораму английской

общественной действительности.Теккерей изображает типичные национально-исторические черты английской буржуазии и английской аристократии. Система образов "Ярмарки тщеславия" задумана так, что дает полное представление о структуре правящих верхов страны. Теккерей создает обширную сатирическую галерею "хозяев" Англии - титулованной знати, помещиков, капиталистов, парламентских деятелей, дипломатов. Новаторское значение"Ярмарки тщеславия" заключалось, в том, что Теккерей поднялся здесь на более высокую ступень реалистического обобщения типических тенденций буржуазного развития. Он показал, что собственнический эгоизм является омерзительной нормой буржуазного успеха, благополучия и процветания, как в общественной, так и в частной жизни. Изображая своих героев и героинь - британских помещиков, коммерсантов,парламентариев, офицеров, священников в виде актеров кукольной комедии,Теккерей с самого начала занимал позицию иронического и непочтительного наблюдателя английской общественной и частной жизни. Он призывал читателя присмотреться ко всему смешному, нелепому, бессмысленному, что должно было предстать перед его глазами на подмостках балагана "Ярмарки тщеславия".Авторские отступления занимают в тексте "Ярмарки тщеславия" значительное место. Роль их двояка. С одной стороны, этот публицистический элемент служит усилению сатиры Теккерея. Свободно вмешиваясь в действие, вступая в иронические беседы с читателем, будя его критическую мысль, Теккерей-публицист обличает и осуждает пороки общественной действительности, обобщает изображаемое, делает свои выводы из описываемых им событий.

 

Женские образы в Ярмарке

Переплетение буржуазного порока и буржуазной добродетели и относительность границ между ними смело и глубоко раскрыты Теккереем в сюжете "Ярмарки тщеславия". Теккерей, с особой полемической остротой подчеркивает социальную "естественность" поведения и характера Бекки Шарп. Если она пронырлива, лицемерна и неразборчива в средствах, лишь бы добиться выгодного замужества, связей, богатства и положения в свете, то она, в сущности, делает для себя то же самое, что более "приличными"способами устраивают для своих дочерей даже самые респектабельные маменьки.Это сопоставление авантюристки Бекки Шарп, мастерски овладевшей искусством жить на "0 фунтов, 0 шиллингов и 0 пенсов в год", и короля Франции Луи-Филиппа, 18 лет обиравшего французский народ, дает многое для понимания типичности образа Бекки, как и других персонажей "Ярмарки тщеславия". "Успехи" Бекки -явление типическое, раскрывающее не только закономерность ее собственной судьбы, но и как закономерность буржуазного преуспевания, основой которого оказываются обман, эксплуатация и паразитизм. Действительное значение образа Бекки Шарп раскрывается во всей его полноте не изолированно, а в системе образов всего романа в целом и в развитии его основных сюжетных линий. Судя по началу, может показаться, что роман задуман писателем как антитеза двух складов характера и двух жизненных путей его героинь - Беки Шарп и ее школьной подруги Амелии Седли. Амелия с ее простодушным и любящим сердцем, с ее искренностью и чистотой кажется полной противоположностью расчетливой, хитрой и циничной Бекки. Но по мере того, как развертывается действие романа, читатель убеждается, что ирония Теккерея обращается и против Амелии не менее настойчиво, чем против авантюристки Бекки. Амелия добродетельна, она безупречна. Но, как иронически показывает автор, эта добродетель ничтожна и ограниченна, она сама по своему служит формой проявления себялюбия, замкнутости, узости кругозора его героини. Для Амелии мир кончается за пределами ее гостиной и спальни.В заключении романа Теккерей, как бы внося последний разоблачительный штрих в образ Амелии, называет ее "нежной паразиткой" и дает читателям, понять, что брак с нею Доббина в конце концов так и не дал этому старому поклоннику Амелии того счастья, о котором он напрасно мечтал долгие годы.

 

СЕСТРЫ БРОНТЕ

Шарлотта и Брэнуел сочиняли вымышленную историческую хронику фантастической страны Ангрии, Эмилия и Анна - предания о стране Гондал. В 1846 г. Шарлотте, Эмилии и Анне Бронте удалось, наконец, издать сборник своих стихотворений. Стихи были подписаны мужскими псевдонимами -Керрер, Эллис и Эктон Белл. Сборник не имел успеха.После сестры закончили работу над своими первыми романами и под теми же псевдонимами послали их издателям в Лондон. Романы Эмилии ("Холмы бурных ветров") и Анны ("Агнеса Грей") были приняты, роман Шарлотты ("Учитель") - отвергнут. Второй роман Шарлотты Бронте "Джен Эйр" произвел на рецензентов благоприятное впечатление и появился в печати. В 1853 г. был опубликован последний роман Шарлотты "Вильетт". В то же время она работала над вторым изданием стихов и романов своих умершихсестер, писала о них воспоминания. В первом романе "Учитель" Шарлотта Бронте проявляет присущее ей мастерство типизации, это главное достоинства писателя-реалиста. Уже в этом первом романе писательница создает характерный для нее образ положительного героя - бедного, трудолюбивого и независимого человека, -образ, который затем будет полнее развит в романе "Джен Эйр. Центральное место в творчестве Шарлотты Бронте занимает роман "Джен Эйр". В нем писательница выступает пламенной защитницей женского равноправия.Важнейшим произведением Эмилии Бронте является ее роман "Холмы бурных ветров". Унылая жизнь английской провинции, полная мертвящих предрассудков и тайных преступлений, совершаемых во имя наживы, изображена в романе. Анна Бронте успела создать два интересных романа - "Агнеса Грей" и "Арендатор Вайльдфелл-Голла». В первом романе она рассказывает о жизни и злоключениях гувернантки, дочери бедного священника;во втором изображает женщину, покинувшую своего мужа, богатого сквайра,чтобы спасти от его растлевающего влияния своего ребенка, и поселившуюся под

чужим именем в глуши. Значение творчества всех сестер Бронте для истории английской литературы и английской общественной мысли не подлежит сомнению.

 

Развитие Мериме-новеллиста

Первоначально эстетич.пристрастие М.носило романтич.х-р.Творчество сосредоточил на малой повествоват.прозе-новелле, достигает в этой области выдающихся творческих результатов. Идейный пафос его новеллистики - в изображении буржуазных условий существования как силы, нивелирующей человеческую индивидуальность, воспитывающей у людей мелкие, низменные интересы, насаждающей лицемерие и эгоизм, враждебной формированию людей цельных и сильных, способных на всепоглощающие, бескорыстные чувства. Для новеллистки хар-но: экзотика(Таманго), изображ.людей не заражен.буржуазн.предрассулками(Кармен), интерес к иррациональн.в действительности(Локис),анализ подсознат.побуждений, воспроизведении духа, колорита историч.эпох(Этрусская ваза).Темы: разоблачение нравов господствующего общества (Таманго, Арсена Гийо), враждебность к церкви и религии(Души чистилища), героичность+дикость, отсталость(Матео Фальконе, Коломбо).1845г-«Кармен»,после рев.длительн.кризис, увлек.Россией, её историей и лит-рой. Заключ.этап твор-ва: новеллы:»Голубая комната», «Локис», «Джуман».Здесь ставит развлекат задачи, заинтриговывает читателя. В новеллах Мериме, как и в его творчестве в целом, значительную роль играет сатирическое начало. Сатира Мериме в новеллах носит эмоционально более сдержанный характер. Его любимым оружием становится не сарказм, не сатирическая гипербола, а ирония, скрытая, но, несмотря на свою иносказательность, завуалированность, весьма язвительная сатирическая усмешка. Мериме с особенным блеском прибегает к ней, разоблачая фальшивость, двуличность, пошлость буржуазных нравов. Новеллы Мериме - наиболее популярная часть его литературного наследия. Мериме-новеллист значительно углубил в литературе изображение внутреннего мира человека. Психологический анализ в новеллах Мериме неотделим от раскрытия тех общественных причин, которыми порождены переживания героев.

16Кармен

В новел.использован прием контраста. С одной стороны перед нами рассказчик, любознательный ученый и путешественник.В нем есть автобиографич.детали, гуманистич.черты его мировоззрения напоминают самого М. его фигура освещена иронией: когда он рисует склонность своего героя к спокойному наблюдению за бурной жизненной драмой, кипящей вокруг него. Образ Кармен: она впитала в себя много дурного от того преступного окружения в котором выросла.Она не может не лгать и не обманывать.Но в противоречивом внутр.облике Кармен таятся и прекрасные душевные качества, которых лишены очерствевшие представители господствующего общества. Это искренность, честность, гордое свободолюбие, готовность пожертвовать всем, вплоть до жизни, ради сохранения внутр.независимости. Образ К. формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Существенно, что все трое повествователей — мужчины, каждый из которых по-своему участвует в «портретировании». Непостоянство К. трактуется в новелле М. не как проявление слабой женской натуры, а как фанатичная преданность романтического индивида идее свободы. Символика образа К. связана множеством нитей с фольклорно-мифологическим комплексом, причем не только испанским. В облике цыганки «значащим» оказывается почти все: сочетание цветов в костюме, белая акация, подаренная затем Хосе. Конфликт влюбленных, имеющий у Мериме сложную смысловую структуру, связан с трагическим обнаружением немыслимое™ гармонии между социумом и природой, а на более высоком уровне — с вечным антагонизмом мужского и женского начал. Тема любви неразлучна в новелле «Кармен» с темой смерти. Образ героини воспринимается в контексте взаимозависимости понятий женственности, любви и смерти, столь характерном для испанской культуры и столь существенном для европейской философской традиции. Таким образом, все темы К. «обставлены» архетипическими мотивами, свидетельствующими о глубокой укорененности образа в мировой гуманитарной традиции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.009 с.)