Организация психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация психологического исследования.



Организация психологического исследования — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

Грамотно составленная схема исследования, план, позволяет добиться оптимальных значений валидности, надёжности и точности в исследовании, предусмотреть нюансы, за которыми сложно уследить при бытовом «спонтанном экспериментировании».

Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.

Назначение выборки — представлять генеральную совокуп­ность и при этом адекватно отображать ее существенные свойства. Короче говоря, выборка должна быть представительна, или реп­резентативна. Выборки многообразны: они различаются объемами, спосо­бами отбора объектов из генеральной совокупности, однократно­стью либо многократностью использования, региональной при­надлежностью, определенной вероятностной структурой.
По объему различают малые, средние, большие и очень боль­шие выборки. Малыми называются выборки объемом от двух до тридцати наблюдений. К средним относят выборки с объемом больше тридцати и до нескольких сотен наблюдений. Выборки большого объема охватывают от нескольких сотен наблюдений до нескольких десятков тысяч объектов. Наконец, выборки очень большого объема содержат до миллиона и более наблюдений (это выборочные переписи населения и объекты компьютерного ма­тематического моделирования). Объем выборки — существенная характеристика: от него зависит, отчасти конечно, репрезентатив­ность, а также трудоемкость и стоимость исследования.
По способу отбора прежде всего различают случайные и не­случайные выборки. Случайным называется отбор по жребию (по таблице случайных чисел и т.д.). При этом всем объектам гене­ральной совокупности должны обеспечиваться равные шансы попасть в выборку. Неслучайные выборки создаются с использованием априор­ных сведений о генеральной совокупности. К неслучайным относятся, напри­мер, типическая и серийная выборки.

По количеству использований различают однократные и мно­гократные выборки. Однократные применяют, как правило, в науч­ных исследованиях, а многократные — в практических (или научно-практических). Многократные выборки, или так называемые пане­ли, применяются для периодического получения от населения ин­формации о качестве товаров, о политических предпочтениях и т. п.
По масштабности и территориальному принципу различают районные, городские, региональные и национальные выборки. Это могут быть также выборки для предприятия, учреждения, учебного заведения. Для разработки или адаптации хороших пси­ходиагностических тестов необходимы национальные выборки.

В итоге заметим, что конструирование выборки—дело сложное и ответственное. Выборка должна создаваться под определенную реальную генеральную совокупность. Иначе обоснование ее репре­зентативности оказывается невозможным.

 

 

11. Понятие нормы в экспериментальной психологии. Есть понятие так называемой среднестатистической нормы - нормы развития (то есть нормально все то, что укладывается в некий средний уровень, но таким образом, любое отклонение от этого уровня - скажем, гениальность - уже можно считать психиатрическим отклонением, как иногда и бывает…).
Так же, есть определение социально-желаемой или культурной нормы - это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране (если ребенок не соответствует системе социально-культурных требований предъявляемых ему, то в данном случае необходима психологическая коррекция).
В принципе психиатрами на сегодняшний день принято свое определение нормы. Оно гласит, что нормой в психологии и поведении человека является состояние при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц.

Главный принцип любого психологического исследования – принцип добровольности, никто не может быть подвергнут исследованию, имеет право прервать обследование в любой момент.

Всем испытуемым должно быть гарантировано что после обследования состояние не ухудшится. На практике рекомендуется придерживаться следующих правил.

1. Максимально полно информировать о характере исследования

2. Не задавать вопросов расового, политического и религиозного характера.

3. После эксперимента раскрыть цели и структуру. Хранить в секрете результаты обследования испытуемого.

 

Требования к экспериментальным методикам исследования.

В рамках каждой методики существует несколько общепризнанных инструментов.

Еще в начале 20 века Бехтерев сформулировал основные требования предъявляемые к любой экспериментальной методике.

1. Любая методика должна быть простой – отсутствие требований и подготовки испытуемого.

2. Надежность – способность метода исследование демонстрировать схожие результаты в тесте.

3. Портативность – применимость методики исследования к максимально широкому кругу испытуемых вне зависимости от их пола, возраста, расовой принадлежности, социального статуса.

4. Валидность – соответствие содержания методики стоящим перед ней задачам.

Различают следующие виды валидности:

-конструктивная, это соответствие содержания методики тем теоретическим положениям на которые она опирается.

-экспериментальная удобство использования методикив реальных психологических экспериментах.

-внутренняя- внутреннее согласование между отдельными частями или блоками методики.

Невозможно создать методику исследования которая одновременно была бы простой, надежной, портативной и валидной. Выполнение этих требований зависит не только от содержания самой методики но и от природы исследуемого свойства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.006 с.)