Невербальные каналы информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные каналы информации



Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

2. Существует 4 основных образа мышления или типа взаимодействии: выиграл-проиграл, проиграл-выиграл, проиграл-проиграл и выиграл-выиграл.

Выиграл-проиграл

К такому взаимодействию людей приучают с самого детства, когда устраивают детям “крысиные бега”, в которых действует единственное правило “Если я выиграл, то ты проиграл”. Таким образом мышления обладает большинство руководителей в любой сфере деятельности и используется ими при взаимодействии со своими подчиненными по принципу “я начальник – ты дурак”. Но такое взаимодействие имеет существенный недостаток – человек старается достичь своей цели за счет нанесения вреда другому человеку. Это приводит к тому, что проигравший перестанет взаимодействовать или может попытаться навредить в ответ. Такой образ мышления можно применять в условиях истинной конкуренции или низкого уровня доверия, когда нужно получить краткосрочный результат.

Проиграл-выиграл

Люди с таким образом мышления обычно очень неуверенны в себе и позволяют другим людям пользоваться собой для достижения их целей. Или это люди, которые любят становиться жертвами ради получения статуса “хорошего, полезного, всегда приходящего на помощь, популярного” человека. Такие люди готовы угождать и идти “на поводу” у других людей ради сохранения хороших отношений с людьми, которые ими “пользуются”. Этим образом мышления обладают альтруисты, действующих по принципу “живи для других”. Такой тип взаимодействия еще хуже типа “выиграл-проиграл”, т.к. при проигрышах все равно возникают плохие чувства, которые эти люди “хоронят” в себе. Постепенно эти чувства накапливаются и могу привести к психологическим заболеваниям или “взрыву” эмоций, который прекратит взаимодействие.

Проиграл-проиграл

Такой тип возникает когда начинают взаимодействовать люди с образом мышления “выиграл-проиграл”. Т.к. такие люди упрямы и эгоистичны, то они не смогут договориться и проиграют оба. Такие взаимодействия самые краткосрочные, неэффективные и бесполезные.

Выиграл-выиграл

Люди с таким образом мышления стараются найти взаимную выгоду при любых взаимодействиях. Такие люди выступают на “арене жизни” на одной стороне, как партнеры, а не как соперники. Они привержены принципу “всего хватит всем” и не стараются “отбирать, завоевывать, красть”. В таких отношениях успех одного достигается не за счет другого, а за счет совместных усилий для достижения успеха обоих. Поэтому это наиболее долгосрочный, эффективный и успешный тип взаимодействия.

Билет № 15

1. Обратная связь – намеренное сообщение другому человеку о тех действиях, которые ведут к достижению цели.

Функции ОС:
* Поддержка и поощрение действий, ведущих к успеху и дающих нужный результат.
* Изменение неэффективного поведения
* Мотивация
* Обучение, извлечению опыта из прошлых ошибок и неудач.
Цель ОС – чтобы человек в следующий раз в схожей ситуации действовал так же успешно или избегал допущенных ранее ошибок.

В течение жизни мы много раз получаем ОС. Иногда ее дают прямо, иногда косвенно. Иногда эта ОС помогает нам лучше узнать о себе что-то новое. Но иногда обратная связь оставляет негативные чувства и не помогает нам лучше работать или учиться.

Как давать Обратную Связь?
Адресно
(Очень важно, при даче ОС, обращаться по имени, говорить «ты/вы», а не «он/она», зрительный контакт)
Конкретно
(Особый акцент сделать на том, что зачастую ОС дается «мне все понравилось». Все – это ничего!
Лучший результат даст конкретика – «мне понравилось, то как ты сказал тогда-то, то как ты в такой-то момент себя сдержал, как ты улыбнулся после вот этого вопроса, твой вот такой жест и т.д.»)
Коротко и точно
(Краткость сестра таланта, совершенно все запомнить очень сложно, да и эффективность детального анализа всей встречи невсегда высока, человек все равно обратит внимание и запомнит только несколько пунктов, поэтому лучше сфокусироваться на одном-двух этапах/направлениях, которые помогут в будущем, а так же на тех, которые нуждаются в развитии)
Записи
(Обязательно делайте записи для дачи ОС, во-первых, не все запоминается, во-вторых – это повысит уважение к вам со стороны человека, которому вы даете ОС, что вы внимательно слушали и серьезно отнеслись к процессу. В – третьих, иногда человек не осознает, что именно и как он говорит, цитаты помогут разобрать какие-то моменты, плюс покажут, что вы не голословны).

Как принимать Обратную Связь?
• Искать объективность
• Не извиняться
• Не оправдываться
• Не спорить
• Не обижаться
• Делать записи
Самое важное при приеме обратной связи вспомнить все свои навыки эффективного коммуникатора.
Ведь цель ОС, не отругать вас, не унизить и не ткнуть в ошибки, а помочь. Потому и принимать обратную связь надо, как помощь, абстрагируясь от эмоций, внимательно выслушать и не просто сделать записки.

Структура Обратной связи похожа на позитивный сэндвич. В чем же его позитивность? А вспомните мультфильм про Матроскина. Так вот, структура ОС очень похожа на максимально правильный бутерброд, как его не положи, все равно колбасой на язык.
• Положительные пункты (что понравилось) +
• Пункты к улучшению (что добавить, чего не хватает) –
• Пункты к раздумью (куда двигаться, над чем работать, на чем строить успех) +/-

Успешной Обратной Связи.

2. МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. Мотивом поведения называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом(побуждения), делает его активность целенаправленной. Это то, что на самом деле лежит в основе поведения, направляет, поддерживает и регулирует деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребности.

В отличии от мотива и мотивации существует еще мотивировка, т.е. объяснение поведения самим человеком и окружающими его людьми. Совпадение мотива и мотивировки происходит при четком осознании человеком подлинных мотивов своего или чужого поведения. Не совпадение - когда человек скрывает или не осознает этого. Как правило, мы задумываемся над поступком после его совершения, а это говорит о неосознанности совершаемого. Но необходимость объяснить и оправдать свой поступок себе и другим возникает почти всегда. Объяснение поведения, которое дает человек и которое кажется ему правильным, почти всегда неверно.

Установлено, что люди, готовые брать на себя ответственность за происходящее, чаще всего предлагают мотивировки внутреннего характера. Эти люди активно стремятся к достижению успеха в жизни.

Люди, не берущие на себя ответственность, предпочитают мотивировки внешнего свойства. Эти люди в основном озабочены тем, что бы избежать неудач.

В действительности не может быть только внутренних или только внешних мотивов, так как любое поведение регулируется как изнутри, так и извне. Но доминирующим может быть или первое, или второе.

Всякое поведение является полимотивированным.

Рассмотрим традиционную группировку мотивов поведения.

Биологические и социальные.

врожденные (генетическое) и приобретенные.

сознательные и бессознательные.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

это стремление привести в соответствие поведение и свои убеждения, взгляды.

это стремление соответствовать ожиданиям окружающих.

это стремление оказать соответствующее воздействие на окружающих.

это желание сделать что-то определенное.

это желание быть как все, не выделяться. Или наоборот.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мотивация достижения успеха. Это совокупность факторов влияющих на стремление к успеху. Это люди с нормальной и завышенной самооценкой. Один из факторов - потребность в достижении успеха. Это воспитуемо.

Мотивация избежания неудач. Основной фактор - потребность избежать неудач. Обычно люди с заниженной и нормальной самооценкой.

Мотив власти. Стремление к власти и контролю над людьми, происходящими событиями. Что лежит в основе?

Мотивация агрессивного поведения - биологическая и социальная. В мозгу существует цент агрессивности, отвечающий за уровень агрессивности.

Альтруизм. Это альтернатива агрессивности.

Беспомощность. Одна причина - обстоятельства, другая - индивидуальные особенности.

Преобладание мотива избежания неудач над мотивом достижения успеха.

Низкая самооценка и пониженный уровень притязаний.

Повышенная тревожность и неуверенность в себе.

Отсутствие сильного желания выйти из ситуации.

Частые неудачи в прошлом.

Билет № 16

1. Слушать и слышать. Психологические процессы, которые обозначаются этими глаголами, существенно отличаются друг от друга. Так как слово и понятие «слышание» пока, к сожалению, отсутствуют в русском языке, принято говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание эффективно в тех случаях, и когда оно обеспечивает правильное понимание слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что слышат именно его, не подменяя проблему другой, более удобной для собеседника, не считая его переживания смешными, незначительными. Слушание эффективно и когда оно обеспечивает продвижение партнеров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, приводит к ее решению или правильной постановке, способствует установлению доверительных отношений.

Ситуации человеческого общения разнообразны и многолики. Часто мы ищем в партнере внимательного слушателя. Но что мы ждем от него? В иных случаях поддержки и участия, в других — активной помощи в решении назревшей или назревающей проблемы. И слушатели нам бывают нужны очень разные. В одних жизненных ситуациях — молчаливые и сочувствующие; в других — деятельные, много знающие. Выделяют различные виды эффективного слушания. Например, рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание — или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации когда цель говорящего — «излияние души», эмоциональная разрядка. Внимательное молчание — это слушание с активным использованием невербальных средств: кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего («Зеркало»), междометий («Угу-поддакивание»).

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: открытые и закрытые вопросы по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по беседе.

Обучение навыкам эффективного слушания — обязательный момент тренингов общения, эффективной коммуникации. В практической деятельности психологи предпочитают пользоваться термином «активное слушание». Это хорошее название, так как оно подчеркивает одну из основных особенностей эффективного слушания. Настоящее активное слушание — это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Это определенная работа, которую нужно делать ответственно, а многим — еще и профессионально. Подробнее о способах обучения этому искусству можно прочесть во 2-й части книги «Психотехнические этюды».

Анализируя процесс слушания в коммуникативном обмене, мы заговорили об эффективности. Очень по-разному можно подходить к оценке эффективности общения. Коммуникатор считает его успешным, если донес до собеседника свой изначальный замысел. Реципиент, несомненно, тоже стремится к этому, но ему важно, чтобы в процессе общения воздействие, оказываемое на него, не привнесло в его внутренний мир нежелательных изменений. В целом эффект диалогической коммуникации измеряется в единицах взаимопонимания, некоторых общих смыслах. Из сказанного выше понятно, что успешность диалога возрастает, если собеседники целенаправленно и осмысленно дают друг другу обратную связь, стараются не провоцировать возникновения барьеров у себя и других, активно слушают друг друга и задействуют в общении все богатство средств передачи информации.

Но бывает и другая коммуникация, когда замысел автора сообщения — повлиять на слушателя, внести конкретные коррективы в его представления и образ действий. То есть речь идет о запланированном целенаправленном воздействии. Эффект коммуникации в данном случае равен силе этого воздействия. Обратимся к анализу таких специфических видов коммуникативных процессов и факторам их эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.049 с.)