В.1. Личность как субъект и объект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.1. Личность как субъект и объект управления



В.1. Личность как субъект и объект управления

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.

В.2. Психологическая структура личности по К.К. Платонову: биологическая подструктура, психологическая подструктура, подструктура социального опыта, подструктура направленности общества

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

1. Биологическая подструктура: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы.

2. Психологическая подструктура: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

3. Подструктура социального опыта человека: т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни.

4. Подструктура направленности личности: т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

В. 3. Психологические школы изучения личности: фрейдизм (психоанализ), бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гумманистическая психология

З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Бихевиоризм (Джон Уотсон):

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Гештальтпсихология:

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Когнитивная психология:

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.

Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

В.6. В.7. В.8, В.9

Критерий Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Тип нервной системы Сильный неуравновешенный Сильный уравновешенный подвижный Сильный уравновешенный инертный Слабый
Активность Активен. Человек быстрый, порывистый. Человек живой, подвижный, быс-тро отзывающий-ся на окружаю-щие события. Медлительный, невозмутимый человек. Настороженность во взгляде, позе.
Поведение в обществе Лидер, легко уста-навливает контак-ты, но с трудом поддерживает. Им-пульсивен, скло-нен к конфликтам. В центре внима-ния, пользуются уважением, легко устанавливают контакты С трудом устанавливает, но легко поддерживает знакомство. Предпочитает быть в стороне.
Настроение Склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Неуравновешен. Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Слабое внешнее выражение ду-шевного состоя-ния. Более или менее постоян-ное настроение. Легко ранимый человек, склонен глубоко пережи-вать даже незна-чительные неуда-чи, но внешне сдержан.
Работа Способен отдава-ться делу с исключительной страстностью. Быстро включает-ся в работу. В работу включа-ется быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Предпочитает все новое. Медленно включается в работу, но зато способен выдерживать значительные нагрузки. Быстро переуто-мляется. Харак-терно тщатель-ное планирова-ние и самоконт-роль, поэтому в его работе мало ошибок.
Речь Громкая, резкая, бывает грубой. Живая, эмоциональная. Спокойная, размеренная, с паузами. Тихая, может снижаться до шепота.
Память Быстро запоминает, быстро забывает. Хорошая, схватывает на лету. Запоминает медленно, помнит долго. Запоминает быстро за счет высокой спо-собности к ана-лизу.
Внимание Развито переклю-чение, быстро сосредотачивается. Развиты переклю-чение, распреде-ление, быстро сосредотачивается Развита устойчивость. Познавательная сфера может развиваться.

 

Достоинства и недостатки каждого типа темперамента:

Сангвинический.

Достоинства данного типа: быстрая реакция, легкая приспособляемость, повышенная работоспособность в начале работы.

Недостатки: непродолжительная работоспособность, падение интереса к работе.

Меланхолический.

Достоинства данного типа: большая выдержка, длительная работоспособность.

Недостатки: медленное вхождение в работу.

Холерический.

Достоинства данного типа: концентрация усилий за короткий промежуток времени.

Недостатки: нехватка выносливости, усидчивости.

Флегматический.

Достоинства данного типа: упорство, выносливость.

Недостатки: медлительность, трудности с концентрацией внимания.

В.1. Личность как субъект и объект управления

В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.

Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что, как мы с вами выяснили в предыдущих темах, субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.

Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора.

По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.01 с.)