Чувство отчаяния: уровень тела.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувство отчаяния: уровень тела.



Рисунок 11

Корни процесса кроются в опыте отвержения детской потребности в интимной близости.

Настоящему алкоголику присуще самодеструктив­ное поведение. Если бы человек мог контролировать его, он бы вообще не стал поступать таким образом. Иллюзия


140


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ


141


 


воли ставит мощный барьер, не позволяющий обратиться за помощью и принять ее. Алкоголику можно помочь толь­ко тогда, когда он признает, что не способен помочь себе сам. Тот факт, что шизоид обратился к терапевту, указыва­ет на то, что он убедился в необходимости получить от

КОГО-ТО ПОМОЩЬ;

Если безнадежность — болезнь, то отчаяние — кри­зис, который может привести к выздоровлению. Так ли черно отчаяние, что в нем не брезжит ни один светлый луч? Так ли оно глубоко, что ведет к самоубийству? На второй вопрос можно ответить так: к суициду приводит не отчаяние, а безнадежность. Это экстремальное самоде­структивное действие, финальный вызов судьбе. Отчаяние может привести к смерти, но в данном случае она не будет сознательной акцией. Отчаяние — это попытка сми­риться, но пока продолжается жизнь, смирение никогда не сможет быть полным или окончательным. Если отча­явшийся человек сдается, то человек в состоянии безна­дежности борется за то, чтобы не погрузиться в неизбеж­ность обреченности. Когда обреченность действительно неизбежна, безнадежность становится рациональной. Но, как полагает Силверберг, судить о том, что именно при­сутствует — обреченность или беспомощность — можно только субъективно.

Даже в самом глубоком отчаянии присутствует реальный луч надежды, поскольку допускается возможность разочарования. Иллюзия же не допускает двойственности и не дает выбора. Человек, пребывающий в иллюзии, что в своих действиях он исходит только из добрых намере­ний, будет иррационален, едва его мотивы окажутся под вопросом. Индивидуум с иллюзией, состоящей в том, что он сам по себе необыкновенно важен, может сломаться, если его эго-образ подвергается сильному испытанию. Тот, кто пребывает в состоянии безнадежности, чувствует себя стоящим на краю пропасти, он ужасается тому, что если отпустит себя, то впадет в неослабевающее отчаяние. Рас­ставшись в процессе терапии с иллюзией, он вдруг с удив-


лением обнаруживает, что не разрушился, и что у него есть реальная надежда.

Иллюзия уступает медленно. Как только терапия обеспечит первое движение, эго тут же выстраивает за­щиты против внутреннего отчаяния и беспомощности. Каждый пациент приходит на терапию, втайне рассчиты­вая, что она позволит ему транслировать иллюзию в ре­альность. Возникающее сопротивление бывает трудно пре­одолеть, потому что оно скрывает иллюзию как от клиен­та, так и от терапевта. Безнадежность постепенно уступа­ет место отчаянию, поскольку в процессе терапии паци­ент останавливается и перестает убегать от самого себя. Поняв, что его иллюзии никогда не исполнятся, человек приходит в отчаяние и чувствует, что терапия не удалась. Именно в этот момент он может расстаться с иллюзией. Переход к отчаянию сопровождается чувством усталости и изнеможения — так чувствует себя солдат после оконча­ния боя. Но утомление и изнеможение не позволяют че­ловеку совершить резкие безрассудные действия, то есть вести себя так, как в состоянии безнадежности.

Проработку этих проблем иллюстрирует следую­щая история болезни. В самый тяжелый момент одна из моих пациенток. Джоан, сказала: «Я чувствую себя без­надежно усталой. Я чувствую, что могла бы уползти в нору и пролежать там лет десять. Я чувствую, что боль­ше не способна справляться с жизнью». На самом деле она никогда не могла справиться с жизнью. Эта взрослая женщина жила, стараясь быть сильной, чтобы справить­ся со всем,

«Не могло возникнуть такой проблемы, которую я не смогла бы решить. Я могла лепить жизнь. Я могла «формировать» те события, которые со мной происходи­ли. Я всегда представляла себя как искушенного профес­сионала, исполняющего ведущие партии и делающего ка­рьеру и одновременно — как безупречную мать. Я могла бы составить отличную партию мужчине, потому что была бы совершенной женой — преданной, лояльной и пони­мающей. Моя беззаветная любовь, забота и понимание от-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ



 


ражались бы на детях. Помимо всего этого, я думала, что могла бы быть большой умницей, ученым или учителем».

Та сумятица, которую реальность вносила в жизнь Джоан, не подрывала ее фантазии, а только усиливала их. Эта пациентка не могла принять реальность. Параллелью ее воображаемой искушенности выступала наивность. Один раз эта наивность чуть не стоила ей жизни: она позволи­ла «странному» мужчине сопровождать себя на пустынной дороге и подверглась нападению с его стороны. Позже, несмотря на предостережения, она вышла замуж за пси­хопата, который злоупотреблял ее доверием и плохо об­ращался с ней. Двумя годами позже этот брак закончился разводом, но Джоан все еще сохраняла иллюзию, что од­нажды она удачно выйдет замуж и будет счастлива, пото­му что сможет быть безупречной женой. Она была одино­кой и отчаявшейся женщиной, игравшей роль клоуна, что­бы избежать униженности, и державшейся за свою иллю­зию, чтобы спастись от отчаяния.

После аналитической работы Джоан увидела про­тиворечивость своей иллюзии. Она никогда не сомнева­лась в своем идеале просвещенной общественницы, хотя этот образ резко конфликтовал с идеалом совершенной матери. Эти две роли безуспешно пыталась соединить в себе мать Джоан. Поскольку моя пациентка не знала дру­гого способа функционирования, у нее не было выбора. Ее иллюзии уходили корнями в нереальность «семейной идеологии», которая стала единственной реальностью ма­ленькой Джоан.

Иллюзия содержит в себе «привкус» отчаяния и элемент компульсивности. Фантазии Джоан выражают ее уверенность в своих потребностях, а не в желаниях. Она верила, что должна быть компетентной, просвещенной, интеллигентной, преданной и понимающей. Взглянув на свои иллюзии объективно, она смогла увидеть, что они придавали ее отцу женские черты. Ее эго-отождествление с этим образом было мотивировано отчаянной потребно­стью получить его привязанность и любовь. Ей необходи­мо было доказать отцу, что она лучше матери. Она могла


бы быть компетентна там, где мать была неадекватна, предана там, где мать была индифферентна, успешна там, где мать терпела неудачу. Когда иллюзия рассыпалась, Джоан поняла, что она не лучше матери. Она была почти настолько же неуспешна, как мать, причем причины этой неуспешности были одни и те же. Она растрачивала энер­гию, стараясь исполнить образ эго, а это не имело отно­шения к ее потребностям.

На самом деле Джоан необходима была более сильная идентификация с собственным телом, ей нужно было сильнее почувствовать самость (self). Она очень много работала с дыханием и движением, чтобы войти в более тесный контакт с телом; она настолько продвину­лась в этом, что окружающие начали отмечать перемены в ее внешнем облике. Но отношения с отцом испорти­лись. Чем больше она продвигалась, тем больше стара­лась принять себя как личность, и тем критичнее начи­нал к ней относиться отец. Интенсивность конфликта с отцом заставила Джоан понять, что она не может слепо следовать его указаниям и подчиняться ему. Жить по-пре­жнему она тоже не могла. Это слишком дорого ей обхо­дилось. Поняв это, Джоан смогла увидеть и рассмотреть свою иллюзию.

Вторым фактором, подорвавшим иллюзию, стало понимание, что у ее ребенка есть проблемы, которые возникают на почве ее тревожности. Такая конфронтация с реальностью ослабила силу иллюзий, и Джоан постепен­но провалилась в глубокое отчаяние.

У этой пациентки была манера покачивать голо­вой из стороны в сторону, когда она была обескуражена. Я попросил ее обозначить этот жест, и она сказала: «Бес­полезно. Это не принесет пользы. Я всегда буду одино­ка. Меня никто никогда не полюбит». Затем она «взорва­лась» тяжким рыданием и закричала, что терапия не может изменить этого состояния. «Я буду одинокой всю жизнь», — сказала она. Ее отчаяние в этот момент было очень глубоким.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.005 с.)