Законодательная власть в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная власть в РФ.



В системе государственных органов Федеральное собрание- парламент РФ - играет роль представительного и законодательного органа.

Главные функции парламента:

1. представление многонационального народа России с учётом федеративного устройства государства;

2. законодательная деятельность на федеральном уровне.

Принципы деятельности парламента:

1. независимость от других органов государственной власти;

2. невмешательство в работу других органов государственной власти;

3. взаимодействие с другими органами государственной власти в рамках компетенции.

Парламент РФ состоит из двух палат:

• Нижней (Государственная Дума)

• Верхней (Совет Федерации)

Государственная Дума представляет народ РФ в целом, состоит из 450 депутатов, избираемых путём всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года (теперь 5 лет). Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ и формируется из представителей от законодательной и исполнительной власти Субъектов Федерации. Состоит из 166 членов (по 2 представителя от субъекта).

Порядок формирования Совета Федерации определен в ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5.08.2000 №113ФЗ.

Компетенция парламента – объём полномочий, посредством которых раскрываются функции данного органа. Обычно парламенты имеют 3 главные функции:

• Законотворчество

• Утверждение бюджета

• Контроль

Виды компетенции.

1. Общая - направление деятельности парламента в целом.

2. Специальная – вопросы исключительного ведения, как правило, закреплённые в конституции.

Совет Федерации в рамках собственной и специальной компетенции:

1. утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

2. утверждает указы президента о введении чрезвычайного или военного положения;

3. решает вопросы об использовании вооружённых сил РФ за пределами страны;

4. назначает выборы президента и отрешает пре6зидента от должности в порядке импичмента;

5. назначает судей верховного конституционного и высшего арбитражного судов;

6. назначает и смещает генерального прокурора РФ;

7. назначает заместителя председателя счётной палаты РФ и 1\2 состава его аудиторов.

Государственная Дума в рамках собственной специальной компетенции:

1. даёт согласие президенту на назначение председателя правительства РФ;

2. решает вопросы о доверии Правительству;

3. назначает и смещает председателя ЦБ РФ;

4. назначает и смещает председателя счётной палаты и 1\2 состава её аудиторов;

5. назначает и смещает уполномоченного по правам человека;

6. объявляет амнистию;

7. выдвигает обвинение против президента РФ для отрешения его от должности.

Наиболее важные направления общей компетенции Федерального Собрания:

1. финансы

2. оборона и безопасность

3. международная политика

Законодательный процесс в РФ включает следующие этапы:

1. законодательная инициатива, которая может осуществляться любым органом, имеющим право на законодательную инициативу;

2. рассмотрение законопроекта Государственной Думой в 3–ёх чтениях;

3. принятие закона Думой;

4. передача закона в Совет Федерации;

5. одобрение закона в Совете Федерации;

6. передача закона Президенту;

7. подписание закона президентом;

8. обнародование закона.

Процедура принятия федеральных законов отражена на схеме:

 

 
 


 

 

Официальный сайт Федерального собрания РФ – http://www.gov.ru/main/page7.html

 

Исполнительная власть

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правительство – это не вся система исполнительной власти, а её вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав самого правительства малочисленный (не более 20 человек) и включает Председателя правительства, заместителей председателя правительства и министров.

В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), которые выполняют основной объём работы по осуществлению исполнительной власти, деятельность которых координируется Правительством РФ, но сами эти органы в состав правительства не входят.

Федеральный орган исполнительной власти - государственный орган, осуществляющий полномочия РФ в определённых сферах государственного управления (напр., оборона, внешняя торговля). Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории РФ, и, как правило, имеет двух ступенчатую структуру:

1. Центральный орган исполнительной власти (пр., министерство).

2. Территориальное отделение федерального органа исполнительной власти (пр., управление).

Основные функции федеральных органов исполнительной власти:

1. Принятие нормативных актов – издание на основании и во исполнение конституции РФ, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами МСУ, юридическими и физическими лицами, распространяется на неопределённый круг лиц

2. Контроль и надзор:

• Осуществление действий по контролю, надзору за исполнением установленных действующим законодательством общеобязательных правил поведения.

• Выдача разрешений, лицензий на осуществление определённого вида деятельности и конкретных действий юридическим и физическим лицам.

• Регистрация актов, прав, документов и объектов.

• Издание индивидуальных правовых актов.

3. Управление государственным имуществом:

• Осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества (федеральная недвижимость, унитарные предприятия).

• Управление находящимися в федеральной собственности акциями ОАО.

4. Оказание услуг – предоставление федеральными органами непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и других областях, установленных ФЗ.

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти.

Основные цели реформы:

1. построение новой структуры федеральных органов исполнительной власти;

2. перераспределение между ними функций и полномочий для повышения эффективности работы СГУ и для исключения дублирования функций и полномочий;

3. сокращение ряда полномочий и функций в части разрешительных и регистрационных в области экономики;

4. централизация управления.

До реформы 2004 г. было 6 видов ФОИВ:

1. федеральные министерства;

2. государственные комитеты;

3. федеральные службы;

4. федеральные агентства;

5. федеральные комиссии;

6. федеральные надзоры.

Особенности этой системы:

· Она не была упорядочена и не соответствовала мировой практике.

· Полномочия ряда федеральных органов фактически дублировались.

· Федеральных органов было более 60, и они не были соподчинены друг другу.

Вывод: система была плохо управляема.

Указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 №314 была установлена новая система, особенностями которой являются:

1. Сокращение количества видов ФОИВ, вместо 6 стало 3:

• Федеральные министерства

• Федеральные службы

• Федеральные агентства

2. Между органами разных видов установлена иерархия, т.е. большинство служб и агентств передано в ведение Министерств.

3. Укрупнены министерства, за счет ликвидации и объединения. В результате количество министерств сокращено почти в 2 раза до 15-17 министерств. Вывод: система стала более управляемой.

4. Между федеральными ОИВ перераспределены функции и полномочия для исключения дублирования и повышения эффективности управления.

В настоящее время в единую систему исполнительной власти входят:

1. Правительство РФ – http://www.government.ru/, которое состоит из:

• Председателя Правительства;

• двух первых заместителей председателя правительства;

• пяти заместителей председателя правительства;

• и федеральных министров.

2. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

2.1. Министерство внутренних дел Российской Федерации – http://www.mvd.ru

• Федеральная миграционная служба – http://www.fms.gov.ru/

2.2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – http://www.mchs.gov.ru

2.3. Министерство иностранных дел Российской Федерации – http://www.mid.ru

• Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству – http://rs.gov.ru/

2.4. Министерство обороны Российской Федерации – http://www.mil.ru

• Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству – http://www.fsvts.gov.ru/

• Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – http://www.fstec.ru/

• Федеральная служба по оборонному заказу – http://www.fsoz.gov.ru/

• Федеральное агентство специального строительства – http://www.spetsstroy.ru

2.5. Министерство юстиции Российской Федерации – http://www.minjust.ru

• Федеральная служба исполнения наказаний – http://www.fsin.su

• Федеральная служба судебных приставов – http://www.fssprus.ru

2.6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) – http://www.gfs.ru/

2.7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) – http://svr.gov.ru/

2.8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) – http://www.fsb.ru/

• Национальный антитеррористический комитет – http://www.nak.fsb.ru

2.9. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) – http://www.fskn.gov.ru

2.10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) – http://www.fso.gov.ru/

2.11.Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) – http://www.gusp.gov.ru/

2.12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) – http://www.udprf.ru/

3. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

3.1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации – http://www.minzdravsoc.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http://www.rospotrebnadzor.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития – http://www.roszdravnadzor.ru

• Федеральная служба по труду и занятости – http://www.rostrud.ru

• Федеральное медико-биологическое агентство – http://www.fmbaros.ru

3.2. Министерство культуры Российской Федерации – http://www.mkmk.ru

• Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия – http://www.rosohrancult.ru

• Федеральное архивное агентство – http://archives.ru

3.3. Министерство образования и науки Российской Федерации – http://www.mon.gov.ru

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – http://www.fips.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – http://www.obrnadzor.gov.ru

3.4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – http://www.mnr.gov.ru

• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http://www.meteorf.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru

• Федеральное агентство водных ресурсов http://voda.mnr.gov.ru

• Федеральное агентство по недропользованию http://www.rosnedra.com

3.5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – http://www.minprom.gov.ru

• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru

3.6. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – http://www.minsvyaz.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций http://www.rsoc.ru

• Федеральное агентство по информационным технологиям

• Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru

• Федеральное агентство связи http://www.rossvyaz.ru

3.7. Министерство регионального развития Российской Федерации – http://www.minregion.ru

3.8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – http://www.mcx.ru

• Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору http://www.fsvps.ru

• Федеральное агентство лесного хозяйства http://www.rosleshoz.gov.ru

3.9. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации http://www.minstm.gov.ru

• Федеральное агентство по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru

• Федеральное агентство по туризму http://www.russiatourism.ru

3.10. Министерство транспорта Российской Федерации –http://www.mintrans.ru

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта http://www.rostransnadzor.ru

• Федеральное агентство воздушного транспорта http://www.favt.ru

• Федеральное дорожное агентство http://www.rosavtodor.ru

• Федеральное агентство железнодорожного транспорта http://www.roszeldor.ru

• Федеральное агентство морского и речного транспорта http://www.morflot.ru

3.11. Министерство финансов Российской Федерации – http://www.minfin.ru

• Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru

• Федеральная служба страхового надзора http://www.fssn.ru/www/site.nsf

• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора http://www.rosfinnadzor.ru

• Федеральное казначейство (федеральная служба) http://www.roskazna.ru

3.12. Министерство экономического развития Российской Федерации – http://www.economy.gov.ru

• Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии http://www.rosreestr.ru

• Федеральное агентство по государственным резервам http://www.rosreserv.ru

• Федеральное агентство по управлению государственным имуществом http://www.rosim.ru

3.13. Министерство энергетики Российской Федерации– http://minenergo.gov.ru/

3.14. Федеральная антимонопольная служба – http://www.fas.gov.ru

3.15. Федеральная таможенная служба – http://www.customs.ru

3.16. Федеральная служба по тарифам – http://www.fstrf.ru

3.17. Федеральная служба по финансовому мониторингу – http://www.fedsfm.ru

3.18. Федеральная служба по финансовым рынкам – http://www.ffms.ru/

3.19. Федеральное космическое агентство – http://www.federalspace.ru/

3.20. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской федерации – http://www.rosgranitsa.ru/

3.21. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

3.22. Федеральное агентство по рыболовству – http://www.fishcom.ru/

3.23. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – http://www.fsrar.ru/

Руководителей ФОИВ, деятельностью которых руководит Президент или Правительство, назначает и освобождает от должностей Президент РФ, а остальных, подведомственных федеральным министерствам – Правительство РФ по представлению Федеральных Министров.

Общее руководство деятельностью правительства осуществляет президент, при этом Председатель правительства является непосредственным руководителем.

Полномочия Правительства включают общие и специальные (исключительные).

Общие полномочия Правительства включают:

1. организацию реализации внутренней и внешней политики РФ;

2. осуществление регулирования в социальной и экономической сфере;

3. обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности её органов;

4. формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

5. реализацию предоставленного ему права законодательной инициативы.

По согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, Правительство может передавать им часть своих полномочий.

Исключительные полномочия Правительства:

1. разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения и предоставление отчета;

2. обеспечение единой финансовой, денежной и кредитной политики;

3. государственная политика в области культуры, науки, образования, социального обеспечения, экологии и др.;

4. управление государственной собственностью;

5. обеспечение обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики;

6. обеспечение законности прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;

7. иные полномочия в рамках закона.

 

Судебная власть

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Таким образом, судебная власть осуществляется исключительно судами (судьями). Суд – особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства. Судопроизводство – рассмотрение в соответствии с процессуальным порядком дел и принятие решений по их существу.

Суды составляют судебную систему, построенную на основе единства, иерархичности, соподчинённости.

Единство определяется едиными правилами судопроизводства, единообразным применением права, обязательностью исполнения решений судов на всей территории страны, единым статусом судьи и финансированием из федерального бюджета.

Иерархичность определяется наличием нескольких уровней судов определенного вида.

Соподчиненность определяется тем, что вышестоящие суды контролируют правильность применения законов нижестоящими. Их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

Все суды относятся к федеральным органам власти, выражают государственную волю и осуществляют правосудие именем России.

Исключением является институт мировых судей – органы судебной власти субъектов РФ, порядок деятельности которых определяют субъекты федерации. Цель введения мировых судей:

1. разгрузить суды общей юрисдикции;

2. передать им преступления, не содержащие большой общественной опасности;

3. приблизить судебную систему к народу.

В зависимости от специфики дел, судопроизводство в РФ подразделяется на следующие виды:

1. Конституционное, в рамках которого органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы. Органы конституционной юстиции состоят из:

· Конституционного суда РФ;

· Конституционных судов субъектов РФ, которые не составляют единой системы с конституционным судом РФ;

2. Гражданское, Административное и Уголовное, осуществляется судами общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции составляют единую систему, в которую входит:

· Верховный суд РФ;

· Верховные суды республик в составе РФ, краевые и областные суды, т.е. всех субъектов;

· Суды промежуточных звеньев между субъектом РФ и районами (межмуниципальные и городские);

· Районные суды;

· Военные суды.

3. Арбитражное (экономическое), осуществляется арбитражными судами, образующими систему арбитражных судов, состоящую из:

· Высшего арбитражного суда РФ;

· Федеральных арбитражных судов округов;

· Арбитражных судов субъектов РФ.

Таким образом, судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция: Конституционный суд РФ, конституционные суды субъектов РФ;

2. Суды общей юрисдикции: Верховный суд РФ, верховные суды республик в составе РФ, суды промежуточных звеньев между субъектом РФ и районами, районные и военные суды;

3. Арбитражные суды: Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;

4. Военные суды: Военная коллегия Верховного суда;

5. Прокуратура, как государственных обвинитель: генеральная прокуратура РФ, Прокуратура федерального округа, главная военная прокуратура.

Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющее судебные функции, связанные с разрешением судебных дел, а именно принятием решения по существу дела и проверкой законности и обоснованности решения.

Выделяют суды первой инстанции – суды, принимающие решения по существу дела.

По уголовному делу:

· вопросы виновности/невиновности подсудимого в совершении преступления;

· применения/неприменения к нему уголовного наказания или конкретных мер.

По гражданскому делу:

· вопрос о доказанности/недоказанности гражданского иска;

· вопрос о юридических последствиях, которые должны наступить.

Судами первой инстанции являются: районные суды общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов РФ, а также могут быть вышестоящие суды.

Суды второй инстанции проверяют законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в судебную силу (после принятия судебного решения дается 10 дней до вступления его в законную силу для возможности его обжалования).

Данную функцию выполняют суды общей юрисдикции субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов и могут быть вышестоящие суды.

Суды третьей инстанции – надзорные инстанции:

· проверяют обоснованность и законность приговоров и судебных решений, вступивших в законную силу;

· пересматривают дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.

К ним относятся президиумы судов среднего звена (субъектов РФ), коллегии Верховного суда РФ, президиум Верховного суда РФ, президиум Высшего арбитражного суда РФ. Президиум – это коллегиальный орган власти, представленный судьями.

Официальный сайт судебной власти РФ – http://www.gov.ru/main/page10.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.083 с.)