Раздел II. Основы теории микроэкономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Основы теории микроэкономики



РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка

Современная экономика — это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг другу из самых отдаленных точек национальных хозяйств и мирового сообщества. И только рынок соединяет производителей этих товаров и услуг, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: «Что производить? Как производить? Для кого производить?». Системарынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка.

Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Основными элементами механизма функционирования рынка являются:

цена, англ. price (P) — количество денег, уплачиваемое за единицу товара;

спрос, англ. demand (D) — представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах;

предложение, англ. supply (S) — количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть доставлено на рынок;

конкуренция, лат. concurrentia — соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах.

Все элементы рыночного механизма взаимосвязаны, находятся в единой системе. Спрос определяется предложением, объем предложения зависит от величины спроса. При этом и величина спроса и предложения зависят от уровня цен. В свою очередь конкуренция оказывает влияние на цену, спрос и предложение.

П. Самуэльсон в шестнадцатом издании «Экономики» проводит сравнение рынков с погодой: «Рынки очень изменчивы, непредсказуемы, подвержены частым периодам «штормов и затишья» и представляют собой удивительное явление. Их сходство с погодой подтверждается результатами тщательного изучения их природы, которые свидетельствуют о наличии определенных сил и закономерностей, лежащих в основе повседневных и на первый взгляд совершенно произвольных «движений» рынка».

Важнейшим инструментом для понимания причин изменения цен и результатов деятельности отдельных рынком является анализ спроса и предложения.

Сущность, функции и система цен

В экономической науке сложились два диаметрально противоположных подхода по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, базирующийся на трудовой теории стоимости, согласно которой каждый товар имеет «стоимость» и «цену». Стоимость — это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда на его производство, т.е. затраты, соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Денежное же выражение стоимости единицы товара представляет собой его цену, т.е. стоимость есть объективная основа цены. Вместе с тем, рыночная цена отдельного товара под воздействием объективных и субъективных причин может отклоняться от его стоимости.

В противовес данной концепции представители теории предельной полезности (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) считали, что ценность (стоимость) товара не может быть объективно присуща ему, а является субъективной категорией, поскольку каждый товар имеет ценность лишь для его покупателя. Поэтому рыночная цена зависит не от затрат производителя, а от оценки предельной, т.е. наименьшей полезности последней единицы потребленного блага. В этом случае цена освобождается от стоимости и становится самостоятельной (внестоимостной), величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Следовательно, ценность товара, вещи зависит от полезности этого блага для потребителя.

Стремясь соединить эти две теории, представители неоклассического направления экономической науки (А. Маршалл и др.) рассматривали стоимость с позиции двух основных сторон рынка — спроса (полезности) и предложения (издержек производства, т.е. стоимости), взаимодействие которых проявляется в цене данного товара.

Современная экономическая теория пытается синтезировать эти фундаментальные подходы к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Поэтому цена определяется как денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство.

Цена – это денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство

Социально-экономическое содержание цены проявляется в ее функциях:

- учетно-контрольная — с помощью цен измеряется себестоимость продукции, объем производства предприятия, фирмы, результаты деятельности национальной экономики (ВВП, ВНД и т.д.);

- распределительная — с помощью цен происходит распределение ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования;

- стимулирующая — цена должна стимулировать улучшение качества и ассортимента продукции, наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное формирование спроса и т.п.;

- уравновешивающая — цене объективно присуща роль регулирования (уравновешивания) соотношения спроса и предложения;

- информационная — в цене содержится информация о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах, ориентирующая действия покупателей и продавцовна рынке.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение, т.е. их свободное формирование под влиянием спроса и предложения. Поэтому переход к рыночному механизму хозяйствования, где спрос определяет через уровень цен размеры производства, объективно требует отказа от административных (прямых) методов ценообразования и реформирования всей системы цен.

Все цены можно свести к следующим основным видам:

- государственные, которые устанавливаются на продукцию предприятий - монополистов, базовые ресурсы, социально значимые товары. Они могут быть фиксированными, т.е. твердо устанавливаемыми правительством, и регулируемыми, т.е. учитывающими изменения экономической конъюнктуры;

- свободные рыночные, или договорные цены. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар, без ограничения со стороны государства.

- мировые цены, которые используются в международной торговле и рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Мировой ценой считается цена, по которой совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Она может отклоняться от базисной цены (отражая динамику цен на данный товар за ряд лет) под влиянием условий транспортировки и объема покупки данного товара.

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос, англ. demand (D) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

И практические наблюдения и тщательные научные исследования показывают, что количество товаров, которые люди покупают, зависит от их цен. Чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, меньшее его количество захотят купить потребители. И наоборот, чем ниже цена, тем большее количество будет куплено.

 
 

Данная зависимость может быть представлена графически (рис. 5.1).

Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей приобрести большее количество товара при меньшей цене

Движение вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса в зависимости от изменения цены и отражает действие закона спроса.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения показывает (измеряет) степень реакции поставщиков товаров на изменение цен.

Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и общий доход товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность и налоговое бремя

Существует определенная зависимость между эластичностью спроса по цене и размером совокупной выручки (рис. 6.3).

Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:

TR =P x Q, (6.6)

где: TR – совокупная (общая) выручка (доход);

Р – цена;

Q – количество.

Если спрос по цене эластичный (EРD > 1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки.

Ценовая эластичность имеет важное значение для фирм, пытающихся найти такую цену, при которой был бы обеспечен максимум прибыли (монополия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация).

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую потребитель готов заплатить за товар, то образуется излишек, который на рисунке 6.4 описывается площадью РmaxEPE.

Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он заплатил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке

В свою очередь, равновесная цена как правило выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы с наиболее совершенными методами производства. Тем самым излишек производителя графически представлен на рис. 6.4 площадью Pmin PE Е.

Понятие рационального потребителя. Основные законы потребления. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Взвешенная предельная полезность. Правило максимизации полезности потребителем

В условиях рыночной экономики потребителю приходится делать выбор между различными видами товаров (благ). В связи с этим выделяют такое понятие как потребительское поведение.

Рациональным потребителем принято считать потребителя, для которого целью является потребление таких экономических благ, которые при определенных ценах и доходе могли бы лучшим образом удовлетворить его потребности.

Правило максимизации полезности и равновесия потребителя можно сформулировать так: потребитель будет изменять набор потребляемых благ до тех пор, пока уровень полезности, получаемый от расходования последней денежной единицы, не станет равным по всем покупаемым товарам

Условием максимизации полезности (равновесия потребителя) алгебраически выражается следующим образом:

MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn

где MUn – предельная полезность блага, Pn – соответствующая цена.

 

Закон убывающей предельной полезности объясняет отрицательную направленность кривой спроса: каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены. Поэтому кривые предельной полезности и спроса похожи друг на друга (рис. 7.3).

 

 
 

 


Долгосрочный переход – это интервал, достаточный для изменения затрат всех факторов производства. Здесь не существует пределов наращивания объёмов производства. Возможности для замены одних факторов другими неограничены.

Постоянные издержки (FC) – издержки, которые фирма несет независимо от объема производства

Переменные издержки (VC) – издержки, изменяющиеся вместе с объемом производства

Величина издержек любого вида, приходящихся на единицу произведенной продукции, выражается понятием «средние издержки». С тем, что бы определить оптимальный размер производства рассчитывают следующие средние величины издержек:

средние валовые издержки: ATC=TC/Q (объём выпуска)

средние переменные издержки: AVC=VC/Q (объём выпуска)

средние постоянные издержки: AFC=FC/ Q (объём выпуска)

предельные издержки: MC =ΔTC/ ΔQ (изменение объёма выпуска)

Предельные издержки (MC от marginal cost ) показывают во что обходится фирме увеличение одной дополнительной единицы продукции.

Экономическая прибыль представляет собой избыток над нормальной прибылью. Она имеет место, как правило, в условиях существования монополий и является результатом перераспределения доходов потребителей.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.029 с.)