Профиль «Гидробиология и ихтиология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профиль «Гидробиология и ихтиология»



 

 

Квалификация (степень) выпускника Магистр

 

Форма обучения очная

 

Сыктывкар 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

 

Кафедра «Биологии»

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании УМК

Института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

___________________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины«Методические основы современного естествознания»

Блок дисциплин М1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Гидробиология и ихтиология»

Институт естественных наук

Форма обучения дневная

Семестр 1

Всего учебных занятий – 144 часа

В том числе:

Аудиторных 30 часов, из них

Лекций - 10 часов

Лабораторных – 20 часов

КСР – 6 часов

Самостоятельных – 54 часов

Итоговый контроль – экзамен

 

 

Сыктывкар 2011
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

В рамках курса «Методические основы современного естествознания» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся современного естествознания, его роли в развитии цивилизации.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить этот разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи курса «Методические основы современного естествознания» входит:

1) рассмотрение применения современных принципов систематики рыб,

2) дать характеристику основным систематическим группам рыбообразных и рыб,

3) описать пути эволюции и направления филогенетических адаптации в пределах основных ветвей и отрядов рыб и рыбообразных,

4) рассмотреть основные зоогеографические закономерности распространения рыб.

Основное внимание в процессе изучения курса отводится группам рыбообразных и рыб, входящих в фауну России и европейского северо-востока страны. Изложение и интерпретация материала сопровождается показом необходимых иллюстраций и демонстрационных материалов.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях.

Место дисциплины в структуре ООП: Цикл М1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1-м году магистратуры в семестре А обучения.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Желательно, чтобы студент, приступая к изучению данного курса, мог продемонстрировать следующие общие компетенции бакалавра биологии: ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-7.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности.

В соответствии с видами деятельности:

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаменталь-

ные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для

постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной

области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествозна-

ния, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 54 часа.

Виды занятий: лекционные, лабораторные, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.

 

1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на лабораторных занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекции, после сдачи отчетов о лабораторных работах.

Структура обучения по дисциплине

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам
Лекции Лабораторные КСР Индивид. самост. раб.
1. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.   1, 2         Устный опрос
2. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.   3, 4         Устный опрос
3. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.   5, 6     -   Устный опрос
  Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.   7, 8     -   Устный опрос
5. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.   9, 10         Устный опрос
  Всего часов - -         Экзамен

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.

Студент должен знать: различия между гуманитарной наукой и естествознанием; иметь представления о естественнонаучной и гуманитарной культурами, научном методе; знать историю естествознания; иметь представление о современном естествознании и тенденции его развития.

Студент должен уметь: объяснить корпускулярную и континуальную концепции описания природы, порядок и беспорядок в природе, хаос.

Студент должен владеть: представлениями о гуманитарных науках и естествознании; об естественнонаучной и гуманитарной культурах; научном методе; о тенденции развития современного естествознания; корпускулярной и континуальной концепции описания природы; порядоке и беспорядке в природе; хаосе.

Содержание темы.

Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

Дополнительная:

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления материала темы.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

Дополнительная:

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Лабораторная работа № 1. Гуманитарные науки и естествознание; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания.

Лабораторная работа № 2. Панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.

Тема 2. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Студент должен знать: структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Студент должен уметь: охарактеризовать структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Студент должен владеть представлениями о структурных уровнях организации материи; микро-, макро- и мегамирах; пространстве и времени; принципах относительности; принципах симметрии; законах сохранения; взаимодействия, близкодействия, дальнодействияе; состоянии; принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Содержание темы. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Лабораторная работа № 3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности.

Лабораторная работа № 4. Принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности гуманитарной науки и естествознания; естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Тема 3. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Студент должен знать динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Студент должен уметь охарактеризовать динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Студент должен владеть понятиями одинамических и статистических закономерностях в природе; законах сохранения энергии в макроскопических процессах; представлениями о принципах возрастания энтропии; химических системах, энергетике химических процессов, реакционной способности веществ.

Содержание темы. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Лабораторная работа № 5. Динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

Лабораторная работа № 6. Принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

Тема 4. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

Студент должен знать особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы; основы генетики и эволюционного учения.

Студент должен уметь охарактеризовать биологические уровни организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы.

Студент должен владеть сведениями о биологических уровнях организации материи; принципах воспроизводства и развития живых систем; многообразии живых организмов; основах организации и устойчивости биосферы, генетики и эволюции.

Содержание темы. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

Лабораторная работа № 7. Особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем.

Лабораторная работа № 8. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир,

1991. 455 с.

5. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир,

1991. 455 с.

5. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.

 

Тема 5. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Студент должен знать основы физиологии человека, здоровья, проявлений эмоции, творчества, работоспособности; биоэтики; биологии человека, учения о биосфере и ноосфере, космических циклах; теории необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; знать принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Студент должен уметь охарактеризовать представления о здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности; о биоэтике; человеке, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; о принципах универсального эволюционизма; о путях к единой культуре.

Студент должен владеть представлениями о здоровье, эмоциях, творчестве, работоспособности; о биоэтике; человеке, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; самоорганизации в живой и неживой природе; о принципах универсального эволюционизма; о путях к единой культуре.

Содержание темы. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Лабораторная работа № 9. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек.

Лабораторная работа № 10. Биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

5. Универсальная история: междисциплинарные подходы. Сборник статей. Сыктывкар, 2001. 211 с.

6. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир,

1991. 455 с.

7. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов как основы организации и устойчивости биосферы; основы генетики и эволюционного учения.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М.: АГАР, 1996. 384 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Новосибирск, 1997. 832 с.

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.

Дополнительная:

4. Федорович И.В. Концепции современного естествознания с позиций универсальной

истории. Метод. указания. Сыктывкар, 2000. 40 с.

5. Универсальная история: междисциплинарные подходы. Сборник статей. Сыктывкар, 2001. 211 с.

6. Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир,

1991. 455 с.

7. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Под ред. И. Ричлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.082 с.)