Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («летят журавли», «судьба человека», «баллада о солдате», «иваново детство»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («летят журавли», «судьба человека», «баллада о солдате», «иваново детство»).



«Летят журавли»: в содержательном аспекте, по трактовке военной темы, были достигнуты большие успехи. С героических военных подвигов тема перемещается в бытовые ситуации судеб людей. Военных кадров очень мало, и даже нельзя сказать, что они героические, они просто человечные (Борис тащит на себе раненого боевого товарища и в него попадает пуля). Это история скорее не об истории подвига, а о вине и искуплении этой вины через страдания. Вероника – ни положительна, ни отрицательна. Авторы не позволяют ее осуждать за такой предательский поступок. Она единственна, авторы оберегают ее. Все это, все сложные, противоречивые чувства достигаются изобразительными средствами – игра света и тени, ракурсы, возможности ручной камеры Урусевского. Все это вместе дает новый художественный результат из-под дуэта Калатозова и Урусевского. Здесь же виден романтический порыв. Сцена проводов и приезда победного поезда – это сцены, где частная жизнь Вероники и Бориса вливаются в общечеловеческое горе или радость, надежду на возвращение. В этих полных живого движения и экспрессии кадрах возникает тревожный, щемяще горький образ всенародного бедствия. Человек – не незначительная часть мира, а индивидуальность.

«Судьба человека» - дебют режиссера. Значение фильма в подходе к национальному русскому характеру. Соколов потерял в жизни все, через все прошел. Сила не в духовных исканиях, не в смирении, а в несгибаемой стойкости. В фильме резкие выразительные средства. Война показана страшная, сплошная чернота, безмолвность, искореженность. А в противовес – островок другого мира – березовая роща как символ настоящей жизни. Все остальное – чужое, неестественное. Сквозь лающую речь немца, их песни, пробивается мелодия русской частушки.

«Баллада о солдате». История – путьЛеши Скворцова домой.Истекает отпуск – истекает жизнь. Он – обыкновенный русский солдат, в картине раскрывается ценность отдельной человеческой жизни. Фильм изумителен своей простотой. Есть только один метафорический кадр перевернутый, символизирует перевернутый войной мир. Чухрай не особо заботится о кадрах, картина в сущности очень точна по разработке персонажей, по деталям, но непонятно, откуда в ней берутся поэзия. Природа картина гармоничта, естественна, атмосфера – единична. Чухрай не боится элементарности. Персонаж живой, чувственно ощущаемый.

Особенности художественного стиля фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).

Ромм пытался понять сущность человека. Изначально сценаристы с режиссером отказались от традиционного подхода к проблематике (т.е. всегда показывают их злодеяния). Авторы поставили другую задачу – разобраться средствами публицистики, как может простой немец превратится в человеконенавистника. Ромм говорит, что изначально человек чист и светл (в начале – детские рисунки). Потом фотография – немец стреляет в женщину с ребенком, затем кадр – женщина гладит ребенка). Такие монтажные сопоставления заставляют задуматься о возникновении фашизма. Авторы не спешат показывать все сразу. Они долго разбираются в нравственных проблемах, исследуют «маленького человека». Док-ые материалы используются в целях создания композиции ради мысли автора, которая образовывает сюжет, последовательность событий тут ни при чем. Композиционно фильм построен на главах по аспектам темы. Связь – причинно-следственная. Ромм – не комментатор, а историк, публицист, художник. Он стремится к точным фактам, выражает свое отношение, стремится к той форме, которая способна эмоционально воздействовать на зрителя. Это фильм – размышление. Ромм воспользовался хроникальными материалами, любительской съемкой фашистов. Зритель видит изнутри картину жизни фашистов.

Ромм не стремился навязать свое понимание, он вступает со зрителем в диалог. Он убеждает зрителя объективностью авторского анализа, логикой. Сценаристы используют научную методику социологии, а воздействие фильма на зрителя определяется средствами художественной выразительности, в частности – монтаж аттрацкионов.

Ромм показывает внутреннюю связь событий, выражает свое мнение. Он впрямую обращается к зрителю, что характерно для тв. Получается, что это фильм – симбиоз жанров, если можно так сказать.

Гамлет» (1964 г.) Г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки.

Гамлет в его фильме – человек мысли.

 

Особенности кинопроцесса в период «застоя».

Эпоха начинается с запрета «Истории Аси Клячиной» и «Андрея Рублева» и завершается 5 съездом СК.

70-е годы – экономический застой, деформация идеологии. В искусстве идеологемы уже не могли никого сподвигнуть на творчество. С одной стороны, кино развивается в жестоких рамках тематического плана, а с другой – это период большого индивидуального творчества. Трудно уловить тенденции, главенствующие жанры. Это период кино в рамках, но внутренне свободного. В обществе кинематографистов царит апатия, что заставляет их смотреть внутрь себя. Фильмы – исповеди художников. Много экранизируют классику (Козинцев, «Дама с собачкой», «Война и Мир», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня» Кончаловского). В прочтении классических произведений главным становится тема самоопределения.

То же происходило с фильмамы о ВОВ, опыт войны заново осмысляли, показывали «окопную правду».

Статья А.Тарковского «Запечатленное время».

Фильм А. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Особенности режиссерской трактовки, композиции, жанра и стиля фильма.

Творчество В. Шукшина. Своеобразие художественного почерка. Режиссерский анализ фильма «Калина красная».

Фильму присущи черты, характерные для режиссуры 70-х годов. Это яркое, свободное раздумье о жизни, окрашенной очивидной и яркой самобытностью. Это простая картина, рассчитанная на широкого зрителя, но она сложна тем, что в ней много пластов. Здесь главный вопрос – «что?», а не «как?». Видно, что режиссер чувствует себя свободно в выборе материала, средств, в монтаже.

Одни критики усматривали сочциально-психологический конфликт преступника со своей средой, другие – «преступление и наказание», третьи – нравственный смысл вины перед брошенной матери (Он – одинокий изгой, который становится преступником, чтобы заполнить свою душу). Одни писали, что это фильм – песня, другие обвиняли в антипесенной композиции. И все эти оценки впрямую характеризуют картину.

По структуре фильм представляет собой тром (буквальное и переносное значение образа). Есть фабула, а есть еще много слоев (как раз то, что усматривают критики).

«Калина красная» - это трагедия вины и расплаты. Цельность повествования с точки зрения Шукшина придает не фабула, а воплощенная в ней человечность. Несколько ярких образов в этом фильме. Например, образ «березовый лес» – светлый, чистый мир, человеческой чистоты в том числе. Или образ «белая церковь» - несколько раз проходит через фильм, которая появляется несколько раз. Можно сказать, что картина очень метафорична, все в ней спаяно с природой. Пейзаж в ней – поэтический лейтмотив.

  1. изуродованная как сама жизнь Прокудина
  2. после встречи с матерью
  3. после смерти его. Прямая метафора – его жизнь как поруганная церковь.

Катарсис происходит в осознании Егором своей вины, стремление к очищению и любовь Любы к Егору.

Образ Егора Прокудина очень противоречив. Он ищет праздник и хочет его прямо сейчас, в то же время он стремиться к гармонии. В связи с этим картина складывается из контрастных эпизодов – постепенно нарастающей контрастностью.

Неизбежность развязки (смерти Прокудина) показана в деталях. Эпизод, когда Прокудин здоровается с березами и сталкивается с вороньей, затем монтаж с затопленной церковью.

Развитие кинематографии в эпоху перестройки.

Киноискусство 90-х годов.

Кинопроцесс России в первом десятилетии XXI в.. Основные тенденции развития российского киноискусства– достижения и потери.

Место и роль режиссера в современном кинопроцессе. Основные этапы работы над фильмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.006 с.)