Учение Аристотеля об образцовом государственном устройстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Аристотеля об образцовом государственном устройстве.



Социалисты-утописты (А- Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн) о закономерностях общественного развития.

Сен-Симон называл его индустриализмом,Фурье – гармонией,Оуэн – коммунизмом.Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем обществе.В Западной Европе в конце XVII – начале XIX века.Материальные условия капитализма и формирование пролетариата как особого рабочего класса находились на раннем этапе.Пролетариат представлял собой еще раздробленную массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации.В этих условиях социализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социально справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена».Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам.Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости.В этом и заключался утопизм из идей. Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной системой.Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и становление плановости и централизма в управлении экономикой. выступая против землевладельцев и ростовщиков. капиталисты могут организовать труд только по-капиталистически.2.2. Шарль предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность капиталистического строя, был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера.Перейти к новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, Роберт опирался на трудовую теорию стоимости Он вслед за источником стоимости провозглашал труд.Оуэн из теории рудовой стоимости сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать

 

 

ТЕМЫ 3-4

Политическая власть в обществе: теории происхождения и виды власти.

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования. Типы определения власти:

1.бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2.телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.

3.инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4.структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым

5.определение власти как влияния оказываемого на других

6.конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; В современном обществе задачи власти след:1.поддержание общественного порядка и стабильности 2.выявление ограничений и разрешение конфликтов3.достижение общественного согласия4.применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества 5.управление делами общества и т.д. Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.Черты гос. власти:1.Наличие особого аппарата гос. Служащих2.Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления3.Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностейвласть.К основным формам власти относятся:господство, руководство, управление, реализация, контрольИсточники власти: 1.физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения2.богатство 3знания4занимаемое положение5.организация

 

 

2. Основные признаки и функции политической власти. Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества. Признаки политической власти:— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Природа и функции политической властиПолитическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме. Функции политической власти как инструмента социального управления:— сохранение социальной целостности;— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

 

 

ТЕМЫ 5-6

ТЕМЫ 7-8

1.Партии в системе политических отношений современного общества.
Классификация полит партий.. Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии. Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний. Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач. Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения. По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные. Есть партии с индивидуальным или коллективным членством. По месту в полит системе - правящие и оппозиционные. По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские. По месту в полит спектре - левые, центристские и правые. Формирование: 1) появление аристократических группировок2) формирований партий как полит клубов3) образование современных массовых партий Партия - от анг слова – часть Признаки полит партии: 1) партия - это организация, это объединение действует долго, не зависимо от смены лидера 2) наличие местных организаций, которые связаны с центральном3) цель партии - завоевание и осуществление власти 4) партия борется за народную поддержку (начиная с момента выбора) 5) привлечение в свои ряды активных членов 6) партия является носителем определённой идеологииТипологии партий. (классификация) 1) кадровые партии (в зависимости от организации), когда избирательное право не было всеобщим. Главная цель - победа на выборах, путём проведения элит, которые могли воздействовать на избирателей. 2) массовые партии.Возникают с введением всеобщего избирательного права. Партии нового типа. Они нацелены на воспитание масс, и формирования новых элит вышедших из народа о отношение к правящему режиму партии делятся на: 1) правящие 2) оппозиционныеОппозиционные партии не стремятся изменить К строй и разрушить существующую полит систему. По характеру их этиологических доктрин: 1) Революционные (радикальные преобразования в обществе) 2) Реформистские (предпочитают осуществлять изменения в обществе реформационным путём) 3) Консервативные (сохранить или по крайней мере не менять существующий порядок)

 

ТЕМА 9

Учение Аристотеля об образцовом государственном устройстве.

Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»: 1.Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. 2.В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». 3.Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье. 4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей. 5.Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

4.Политическая мысль нового времени.Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает. Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

 

 

7. Дж. Локк — основоположник теории либерализма.Джон Локк.«Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления.

 

8. III.Л. Монтескье—его вклад в развитие социально-политической науки.Монтескье (1689-1755 гг.)«О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».

9.Ж.-Ж. Руссо о социальном неравенстве и путях его преодоления. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).«О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

 

10. Французские материалисты ХVШ в. -идеологибуржуазнойреволюции.Политические идеи получили новый импульс в конце 18в. во Франции. Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полит. идей учений 18в., направл. против феодально-абсолют. строя Франц. и выражающих интересы третьего сословия. Вальтер – критика феод. произвола, деспотизма, католич. церкви. Против судебного произвола. Выступал за равенство граждан перед законом, настаивал на установлении буржуазно-демократических свобод. Развивает идею прогресса человечества. На пути этого прогресса стоит невежество людей. Его полит. идеал – конституционная монархия с просвещённым монархом и его подданными. От этого монарха Вальтер ждал переустройства общества путём реформ. Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония. Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.) и в др. док-тах. Все эти теории подготовили бурж. революцию 1789-1794гг

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.023 с.)