Гос-во как основное звено полит. Системы: концепция его происхож-я, типы и формы устройства и правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос-во как основное звено полит. Системы: концепция его происхож-я, типы и формы устройства и правления.



Гос-во – это организация суверенной полит.власти действующая на опред. территории, использующая право и спец. аппарат управления, принуждение для обеспечения безопасности населения, прав и свобод граждан и управл. Признаки: публич. власть, профессион. аппарат упр-ия, суверенитет, ограниченная территория, легальная принудительность, система права, налоги и сборы, гражданство. Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия. Функции: 1) внутренние: консолидация общества на основе общих интересов граждан; обеспечение единства; суверенитета и безоп-ти граждан; регулирование эк-ки и хоз.деят-ти об-ва; защита и укрепление существующих полит.,экономич.,соц.,духовных систем об-ва;обесп-ие общ-го порядка,регул-ие соц.отн-ий,обесп-ие соц.защиты. 2) внешние: защита гос. интересов на международной арене;обесп-ие обороны страны;развитие взаимовыгод-го сотруд-ва с др.странами и межд.орг-ми;участие страны в решении глоб-х проблем; защита проживающих за пределами страны граждан. Этапы развития. 1) в рез-те общественн.разделения труда, повышения его производит-ти, возник-ия част. собственности, пари существующей военной опасности возникло гос-во для выполнения 2-х функций:устр-во общих дел в сообщ-ве своб-х граждан и подавление их господства по отн-ию к порабощенным. При этом сохр-ся пережитки первобыт. строя, а формы правления черед-ся – монархич. и республиканс. 2) Средние века и начало нового времени. Сохраняется сильная деспотичная монархич. власть с преобладанием отношений гос-ва и подчинения; страна и подданные – собственность монарха;сохранялись формы неэкономического принуждения;доминирует дисциплина страха. 3) Новое время. В Европе завершается процесс образ-ия нации, формир-ия общего нац. рынка, языковой и культур. консолидации больш-ва стран. В 12в. в этих странах началось форм-ие гражд-го об-ва со всеми соц. и класс. стр-рами, а также сложившимися товарно-денеж. отн-ниями. На этом этапе изживаются остатки неэкон-го принуж-ия, возн-ют договорные отн-ия м/д гос-вом и об-вом. (конституц-ые) На востоке закреп-сь монархич. и имперские формы госуд-ти со значит. долей личной завис-ти. 4) Современный. Существенно расширилось кол-во федеральных и конфедеральных образований (США, ФРГ, Россия, Индия и т.д.), произошел развал СССР, ФРГ, Югославии, Чехословакия, появились новые гос-ва, в кот. появились зачатки правового –демократич. общества, гражд. общества.

Устройство гос-ва. Характ-ся формами правления. Формы делятся по способу орг-ии власти и ее формальному источнику (монархии и республики). В монархии источником власти явл-ся одно лицо. Глава гос-ва получает власть по наследству, независимо от мнения народа. $ несколько признаков монархии: 1)абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Аман); 2) конституцион. – гос-ва в кот. полномочия главы огранич-ся конституцией. 2.1. дуалистическая (Иордания, Марокко, Кувейт), в кот. монарх хотя и наделен преимуществом исполнения власти, частично имеет и законодательное право. 2.2. парламентская – монарх считается главой гос-ва, но фактически обладает представительной функцией и только иногда имеет право вето на решение парламента. Республики. 1) парламентская (ФРГ,Италия). Парламент формирует правительство, издает законы, утверждает бюджет, осущ-ет контроль над деят-тью правительства, имеет право объявлять правительственную квоту недоверия, что влечет отставку правительства или роспуск парламента и досрочные выборы. Прав-во обладает испол.властью, закон. инициативой и правом ходатайства перед президентом о роспуске парлам-та. Рук-ль правит-ва – первое лицо в гос-ве,формирует внутр. и внеш. пол-ку и явл-ся Верх.Главноком-им. Президент есть, но функции ограничены. 2) Президентская. Президент и глава гос-ва и глава правительства правит в одном лице. Он руководит внутр. и внеш. политикой, избирается народом или коллегией выборщиков (США);форм-ет прав-во и оно только перед ним отчит-ся; исп. и закон. власть жестко разделены. През-нт не вправе распустить парламент, а парламент не может выразить вотум недоверия прав-ву. При наруш-ии закона президентом ему м.б. выражен импичмент. У през-та есть право отлагат-го вето на решение парламента, а последний в состоянии преодолеть вето, набрав 2/3 голосов. 3) Смешанная. $ в Австрии, Ирландии, Португалии, Польши, Финляндии, Франции. Отличием является подчинение правит-ва и президенту, и парламенту. Парламент и президент избираются народом.

В завис-ти от территор.-административ. устройства гос-ва делятся: 1) Унитарные. Все входящие в состав гос. административ. единицы не обладают никакими дополнит. полномочиями и представляют собой часть единого целого. С т. зр. степени концентрации власти полномочий: централизованное (Англия, Швеция, Дания); децентрализованное (Франция, Испания). 2) Федеративные. Федерация как форма сущ. гос-ва - свободное объединение отдельных гос-в или регионов, каждый из кот. обладает определенной автономией и имеет особое отношение с центральной властью. 3)Конфедеративное. Предст-ет собой союз самостоятельных суверенитетных гос-в, кот. временно предают часть своих полномочий для достижения совместных целей (оборона, транспорт, связь).Конфедерацией можно назвать ЕС.

Понятие «геополитика». Геополитич. факторы во внеш. политике

Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории.

Реализует – значит:

1. какую позицию объективно занимает то или иное государство, каким образом оно вписано в структуру геополитич. интересов, существующих в мире;

2. какую позицию гос-во стремиться занять через всю свою историю; как субъективно понимается политич. положение своей страны.

Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации. Именно пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим.

Концепции геополитического оптимизма, – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии.

Геополитич. положение гос-ва:

1. Местоположение гос-ва по отношению к осн. центрам силы. Это полож-е м. б. центральным (центр силы), периферийным (и значение его так и будет оставаться периферийным), буфер (срединное положение между центрами силы).

2. Форма территории. Идеальная территория – круг. Для гос-ва с вытянутой территорией – большая значимость поддержки безоп-ти границ.

3. Размер территории – гос-во д. обладать таким набором ресурсов, чтобы самост-но управлять экон-ми процессами, т.е. принцип относит-ой автаркии (независ-ть от мир. рынка).

Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний.

Геополитич. факторы:

1. С т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов.

2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/д различ. гос-вами. Т. е. борьба за доминир-ие на мировых рынках осуществлялась и осущ-ся не только мирными ср-вами, она не предполагает свобод. конкуренции. Важнейшее значение имеет фактор военной силы.

3. социально-демографический.

4. геополитический фактор, который необходимо учитывать при анализе тенденций в мир. эк-ке, это то обстоят-во, в какой степени политика соотносится с экономикой в том или ином гос-ве.

5. фактор, косвенно влияющий на хар-р геополитики страны, это уровень нац-го самосознания и госуд-го мышления, в первую очередь среди представителей гос. структур.

Билет №13.

13. Политич.режим: сущность и виды. Полит. режим – способ реал-ии полит.власти. Осн.признаки п.режимов: 1) степень участия народа в форм-ии органов полит.власти;2)соотн-ие прав и свобод гражд-на с правами гос-ва;3)гарантир-ть права и свобод личности;4)хар-ка реальных механизмов власти в об-ве;5) положение СМИ,степень гласности и прозрач-ть гос. аппарата;6) место и роль гос.структур в полит.системе;7) соотн-ие м/д законодат и испол.властью;8) хар-р правового регулир-ия во в/о граждан, д.л. и тип их полит. поведения;9) учет меньш-ва при принятии полит.реш-й;10) степень верхов-ва з-на во всех сферах общ.жизни. В политологии принята след.классификация п. режимов. Характ.черты

1. плюралистич. (демократич.):

ü Приоритет об-ва над гос-вом

ü Обесп-ие прав и свобод граждан и их равноправие

ü Почти неогранич.плюрализм мнений

ü Разделение и в/д властей

2.авторитарн.

· Приоритет гос-ва над об-вом с целью реш-ия опр-х задач

· Ограничение прав и свобод и равноправие граждан

· Ограничение плюрализма мнений, лояльность у прав-ва

· Преобладание исполнит. вл. над законодат. вл.

3. тоталит.

ü Гос-во явл-ся орудием насильствен. перестройки об-ва, стремящемся контролировать и изменять все обществен. пр-ссы.

ü Всеобщ. контроль над действиями и мыслями человека и гражд-на

ü Стремление ликвид-ть плюрализм охватом всего населения пропагандой и агитацией.

ü Господство олигархии, возглавляемое вождями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.011 с.)