ТОП 10:

Общественное разделение труда дало возможность заниматься умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.



Общественное разделение труда дало возможность заниматься умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

В полисах(городах с неб кол. людей) занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. одним из первых изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

Наиболее важная форма существования общества - государство. Стремился создать идеальные общество и государство.

Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

Аристотель

Ученик Платона. учение было более реалистичным, он обобщил опыт существования многих полисов. Свои выводы изложил в работе «Политика»:

Отрицал возможность существования идеального государства.

Главная цель государства - достижение лучшей жизни. Общего блага для всех граждан.

Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию и аристократию он называл правильными формами, поскольку в них правители стремятся к общему благу всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

Политические идеи средневековья.

В средние века господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходила из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения в обществе вызываются Богом, для того, чтобы покарать или вознаградить людей.

В средневековой философии можно выделить два этапа ее становления - патристику и схоластику.

Патристика- обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика- обоснование принятых Богом идей посредствам человеческого разума.

Фома Аквинский(1225 - 1274)

Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

3)Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» сформулировал предмет и метод политологии.

Он обосновал самостоятельность политической сферы(отдельно от экономики и т.д.)

Макиавелли изучал политику как социальную реальность, окончательно освободил политику от религии.

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества.

Плохие ф.п. (тирания, олигархия), хорошие-(монархия, аристократия, демократия).

Жан Боден (1530–1596). Взгляды на государство в «Шесть книг о республике»

«государство есть управление множеством семейств .

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, для всех без исключения. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – высшего суда. Пятый – помилование.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные, тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам.

Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Томас Гоббс рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей. Осуществляющий государственную власть правитель не ограничен в своих действиях волей подданных.

Джона Локка исходит из того, что люди не обязательно вредят друг другу, способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Дж. Локк признает, что каждый человек обладает правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Шарля Луи Монтескье обосновывает сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, смысл которой заключается в необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной.

Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся периоду когда Киевская Русь распадалась на удельные княжества. Русские князья, враждуя из-за наследства и политического влияния, не желали подчиняться единому центру. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества отказывались подчиняться Киеву. Эти события волновали мыслителей того времени, таких как Ефросиния Полоцкоя и Кирилла Туровский .

Ефросиния Полоцкая выдающаяся просветительница белорусского народа. она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых.

Кирилл Туровский, также причисленный церковью к лику святых, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Став епископом, Кирилл Туровский сразу же оказался в центре политической борьбы.

Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование политических идей - идеи единения восточнославянский земель.

Период Великого княжества Литовского занимает особое место в развитии политической мысли. в период вкл формируется этническое самосознание белорусов. развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества.

М. Гусовского «Песнь о зубре» - памятник философской и политической мысли, энциклопедия жизни белорусов того времени.

Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона.

Представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан , Сымон Будный, Л. И. Сапега (1557-1633), и др. В их произведениях анализируются происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных.

Уровень развития политической мысли в этот период получил свое закрепление в Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность.

Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского.

К своему нынешнему политическому бытию белорусы шли очень сложной дорогой.

Политическая наука в XX веке.

Практику полит-ой жизни,

объек-ю поли­т-ю реальность,

обра­зы полит-го мышления,

Методы политологии

Понятие«политика»

Политика возникла, когда в результате осложнения общественной жизни возникли различные группы интересов, среди которых на первый план выходят группы с имущественными интересами. Политическая жизнь связана с борьбой и объединением интересов в любом человеческом обществе.

Слово «политика» является производным от "полис" - "город-государство" (греч.). В современном понимании политика - это сфера об­щественных отношений между социальными группами по по­воду использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Политика - это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие ста­новлению справедливого общества. Политика регулирует отношения между людьми во всех сфе­рах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структур­ные звенья: политические интересы, политические отношения, политическое сознание, политическую организацию, политическую деятельность.

История политической мысли насчитывает в Древней Греции, наука прошла длительный путь развития, включающий не­сколько этапов.

Политика - сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей и в которых задействована полит. власть. Сфера деятельности: внутренняя и внешняя, которые дел-ся на сферы: экономическая, соц-ая, военная и т.д.

Структурные элементы политики:

1) субъекты политики: индивиды, социальные группы, орга­низации, участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;

2) социальный институт (политическая партия, профсоюз);

3)социальные общности (классы, нации) и отдельная личность (политический ли­дер, граждане);

4) политические отношения;

4) политическое сознание;

5)политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на ос­нове которых происходит уча­стие в политической жизни;

6)политическая идеология - система представлений, на основе ко­торой проиходит участие в политической жизни;

7)политическая культура - характер взаи­модействия участников политической жизни;

Благодаря взаимодействию ее структурных элемен­тов, политика обеспечивает целостность общества.

Функции политики.

1 обеспечения целостности и стабильности общества;

2 обеспечения эффективности обшей деятельности;

3 регулирования. управляет социальными про­цессами и регулирует их;

4 рационализации;

5 политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения;

6 гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, граж­данского мира и организованности.

Свойства политики

Пространственные свойства политики свойством политики является ее пространственность. Эта черта характеризует политику как пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории.

Темпоральные свойства политики Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности (демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых актов, государственных и международных организаций).

4) Морфологические свойства политики отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики.

5) Процессуальные свойства политики характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. с процессуальной точки зрения политика представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий.

Власть - способность субъекта навязывать свою волю объекту вопреки его сопротивлению, при этом у объекта власти есть 2 выбора: подчиниться либо умереть. Власть двойственна, в основе её лежат отношения государства и подчинения. Власть имеет свою структуру: объект, субъект,

Две основные характеристики власти 1)это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти осуществлять управление. 2)это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей.

Виды:

Рационально – правовая власть. Источник её законности состоит в том , что она опирается на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуры.

Власть - способность субъекта навязывать свою волю объекту вопреки его сопротивлению, при этом у объекта власти есть 2 выбора: подчиниться либо умереть. Власть двойственна, в основе её лежат отношения государства и подчинения. Власть имеет свою структуру: объект, субъект, ресурсы и процесс, приводящий в движение все её элементы. Власть осущ. государством, ее институтами, должностными лицами явл. политической.

Функции власти.

Власть формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные

и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных политических институтов,

государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне, который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;

- микроуровне, охватывающем малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей.

Принцип разделения властей. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким -либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Они должны взаимодействовать между собой, т.к. в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Однако органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции, у нее нет.

Принцип разделения властей. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким -либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Они должны взаимодействовать между собой, т.к. в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов.

Исполнительная власть занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Принцип разделения властей. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким -либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Они должны взаимодействовать между собой, т.к. в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, его важнейшей задачей является контроль за нормативными актами этих властей.

Политическая система охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Системный подход Д.Истона

Д. Истон определяет политическую систему как "взаимодействия, посредством которых в обществе распределяются ценности", которые признаются всем обществом. Основным ее назначением является распределения этих ценностей.

Социалистическая.

В соответствии с социальной основой выделяются:
военная политическая система (когда у власти государства стоят военные);

гражданская;

национально-демократическая система;

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

На основе характера политического режима выделяют политические системы:
демократические;

либеральные;

тоталитарные;

Авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на:
Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество.

Модернизированные- имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Политические системы подразделяют также на:
открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства:

в теологической — Божественная сила;

в договорной — сила разума, сознания;

в психологической — факторы психики человека;

в органической — биологические факторы;

в материалистической—социально-экономические факторы;

На Востоке устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми.

Функцию обороны страны

Конфедерация – это государственный союз государств. То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Парламентскую (Англия).

Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Парламентская республика - Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль(Италии, Германии, Швейцарии)

Все пространство жизнедеят-сти чел условно м разделить на 2 соц сферы: зона гос-но-политич отношений и сфера частной гражданской жизни людей. Она и образует сферу гражд общ-ва. ГО – это система добров объединений граждан для более полного удовлетв их потребн и защиты своих интересов.

Структура ГО вкл в себя 2 гл подсистемы: всю совокупностьсть свободных взаимоотношений людей, развив без вмешат-ва и котроля гос-ва (совместн бизнес, семья) и социальные инсьтитуты( частн собств, предпринимат-во, церковь)

Функции ГО: 1. развитие и удовлетворение частных интересов 2. правовая защита членов объединений 3. согласование конфликтных вопросов в рамках объединений 4 обеспеч усл для профес роста и углублен своих интересов и т.д. Главная функция – наиболее полное удовлетворение матер, соц и духовных потребностей общества.

Отношение гос-ва и ГО: отношения взаимны, обе стороны нужны друг др. гос-во дает ГО нормативную базу, законы, оказывает матер и правовую поддержку в созд объединений.

Авторитаризм. (от лат. auctoritas - власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Свободу слова

В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия.

В консерватизме главной ценностью принимается естественное, эволюционное развитие общества, сохранение его традиций, институтов, верований. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма - неприятие революционных изменений.

Современный консерватизм (неоконсерватизм) часто оказывается даже более гибким и подвижным чем другие политические течения. Консерватизм — направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ.

Социалистические идеологии.

Социализм стал господствовать в среде наемн труда. позже расп на 2 теч: западный социал-демократизм и большевизм. Особенности: соц-дем опирался на мысли Маркса: кажд день борьба за рост з/пл, улучш усл труда, расширение прав и свобод. Социализм – это процесс бесконечного улучшения сегодн жизни в интересах все более широкого круга людей.

Политический конфликт – это теоретическая и практическая борьба субъектов политики за власть и политическое доминирование с целью сохранить или изменить существующий политический и социальный порядок.

Участниками конфликта могут оказаться различные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, слои и классы, этнические, национальные и конфессиональные общности, народы и другие социальные единицы. В обществе всегда существуют группы людей, имеющие противоположные, несовместимые друг с другом интересы.

Конфликты могут возникать между различными составляющими внутри самой правящей группы. Правящая элита неоднородна по своему составу и различные ее фракции, имея ряд общих интересов, могут вступать в борьбу между собой по конкретным вопросам политики.

В многонациональных сообществах в состоянии конфликта весьма часто оказываются различные этнические, национальные и конфессиональные группы (из–за экономических, материальных, территориальных, духовных или иных интересов).

По мнению Р. Дарендорфа, конфликт – естественный и необходимый фактор общественного развития, без конфликта это развитие невозможно. задача состоит в том чтобы правильно, в рамках существующей политической системы, научиться разрешать конфликты.

Политический конфликт – это теоретическая и практическая борьба субъектов политики за власть и политическое доминирование с целью сохранить или изменить существующий политический и социальный порядок.

Источник политических конфликтов — стремление к удовлетворению базовых потребностей социальных групп и индивидов. Неравное распределение власти, прав и свобод, форм и уровней участия в политической жизни

Политический конфликт – это теоретическая и практическая борьба субъектов политики за власть и политическое доминирование с целью сохранить или изменить существующий политический и социальный порядок.

Государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. В ходе подобных конфликтов борьба ведётся вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объёма их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.

Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис - ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.

Самым распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условия примирения.

Группы интересов и давления

Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.

О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две крупных партии, каждая из которых имеет шанс завоевать большинство на выборах. Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность существования еще нескольких мелких партий.

Классические теории элит

Элита – привилегированная группа, которая занимает руководящие посты в обществе, во властных структурах и непосредственно участвуют в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Макевиалистская школа- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть.

Теория элитной демократии - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории. Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.

Концепции плюрализма элит - элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно.

Леволиберальные концепции - общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

Концепция плюрализма элит. Отрицают существование элиты как единого правящего класса. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Все граждане, обладающие личными способностями, знаниями, активностью, в состоянии входить в состав элиты.

Политический процесс.

Политический процессэто совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

В обществе пп осуществляется на государственном уровне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой.

Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.

Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений.

В условиях современных демократий выборы - главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Возрастной ценз

Ценз гражданства

4)Ценз грамотности и образовательный ценз

Имущественный ценз

Моральный ценз

Религиозный ценз

Ценз пола

Расовый ценз

НМакивелли «Государь».

Условно произведение можно разделить приблизительно пополам. В первой части речь идет о том, каких видов бывают государства, как какие виды государств завоевывать, как удерживать в таких государствах власть. Очень важным, на мой взгляд, является то, что при

Невозможностью к обороне. Макиавелли рекомендует государю всегда иметь возможность укрыть население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание недовольства в войске.

Подданический – пассивное и отстраненное отношение индивида к ПС. Индивид ориентируется на традиции, хотя сам политически грамотен, в обмен на подчинение власти ожидает от нее всяческих благ, наград и боится наказания.

Внешняя политика гос-ва направлена на соблюдение нац.интересов в отношениях с другими странами и народами.В рез-те её осуществления гос-ва стремятся обеспечить собственную безопасность,создать с-му межд.отношений таким образом,чтобы иметь возможность реализовать внутреннюю политику в соответствии с внешнеполитической и межгос-й деятельностью.

Общественное разделение труда дало возможность заниматься умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

В полисах(городах с неб кол. людей) занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. одним из первых изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.024 с.)