Тема «Овощи-фрукты» (повторение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Овощи-фрукты» (повторение)



Цели:

— активизация словаря по теме;
— практическое составление простого распространенного предложения;
— практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в роде;
— развитие внимания, памяти.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, картинки «овощи» и «фрукты».

Ход занятия

1. Оргмомент. Игровое упражнение «Что это?» (с мячом). «Помидор — это... овощ. Яблоко — это... фрукт» (отвечает ребенок).

2. Составление простого распространенного предложения. Игра «Откуда пришла? Что принесла?». Сначала логопед несет в корзине помидор, огурец, свеклу. Спрашивает: «Скажи, откуда я пришла, что принесла?» Дети должны ответить: «Вы пришли с огорода, принесли овощи». (Вы пришли из сада, принесли фрукты.) Затем дети отбирают сами себе в корзинку овощи или фрукты и задают другим детям тот же вопрос.

3. Различение понятий «овощи — фрукты». Приходит в гости Незнайка. Просит детей разобрать его корзину, в которой лежат вперемешку овощи и фрукты. Логопед предлагает детям выложить из корзины фрукты в вазу, а овощи на поднос. Выходит ребенок, берет из корзины, например, огурец и говорит: «Огурец — это овощ. Кладу его на поднос. (Апельсин — это фрукт. Кладу его в вазу)».

4. Физкультминутка «Телевизор» (вырезан из картона). Дети стоят врассыпную в группе. Дается инструкция: «Если по телевизору наш оператор (ребенок) показывает нам фрукт, то все подпрыгиваем, если овощ — приседаем».

5. Согласование прилагательных с существительными в роде. Игровое упражнение «Что я задумала?». На мольберте картинки: яблоко, репа, помидор. «Про что я сказала — круглый, круглая, круглое?» На мольберте: редиска, яблоко, помидор. «Про что я сказала — красный, красное, красная?»

6. Закрепление материала. «Что осталось?» На мольберте: огурец, персик, груша. Один ребенок встает к нему спиной. Два предмета убираются. Чтобы догадаться, какой остался, ребенок должен задать не менее трех вопросов. «Это фрукт? Он круглый?
У него бархатная кожица? Остался персик». При этом дети отвечают хором на его вопросы, но только «да» или «нет».

7. Итог занятия. « О чем говорили на занятии?»

ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

Тема «Дом и его части» (занятие № 1)

Цели:

— расширение словаря по теме;
— практическое усвоение антонимов;
— словообразование: глаголы с разными приставками;
— существительные единственного и множественного числа.

Оборудование: разборный домик, игрушка — котенок.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Кто где живет?». Логопед задает вопросы: «Где живет белка? Где живет птица? Где живет зайчик? Где живет пчелка?» Читает стихотворение:

Рыбка в речке, в норке крот.
Каждый где-нибудь живет.
Заяц в поле, мышь в соломе.
Я живу в кирпичном доме.
А вот кошке Мурке негде жить, надо домик ей сложить.
Родила котят она, и квартира ей нужна.

2. Введение в тему. Логопед с детьми из частей собирают домик, обговаривают все детали: сначала — фундамент, затем — стены, крыша, крыльцо, окна. Что еще есть у дома? (Потолок, пол, чердак, труба...) Дом готов, открыта дверь. Заселять пора теперь.

3. Словообразование. Мурка решила посмотреть, какой дом ей построили. Логопед водит котенка — игрушку. Все действия обговариваются детьми. «Мурка к дому подошла, вокруг дома обошла, от дома отошла, полюбовалась на новый дом, в дом вошла. Что делала Мурка?»

4. Физкультминутка. Игра «Вокруг домика хожу».

Вокруг домика хожу дети по кругу, руки в боки
И в окошечки гляжу, 1-й ребенок ходит за кругом, заглядывая в окошки
К одному я подойду и тихонько постучу, тук-тук
Кто там? — Это я, Саша, бегут за кругом в разные стороны
Пойдем, побегаем, кто быстрее займет место

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один — много».

Труба — трубы стена — стены чердак — чердаки
Дверь — двери пол — полы угол — углы
Потолок — потолки окно — окна крыша — крыши
Рама — рамы лестница — лестницы

6. Практическое усвоение антонимов. Игра «Наоборот» (с мячом).

Стены толстые — стены тонкие, потолок высокий — потолок низкий
Окна широкие — окна узкие, пол чистый — пол грязный
Дом маленький — дом большой, крыльцо низкое — крыльцо высокое.

7. Итог занятия. Игра «Цепочка». Называем части дома.

Тема «Дом и его части» (занятие № 2)

Цели:

— активизация словаря по теме;
— практическое усвоение относительных прилагательных;
— сложные слова;
— составление простого предложения.

Оборудование: мяч, картинки — дома разной этажности.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Строим дом». Дети стоят по кругу. Начинает игру ребенок, у которого в руках мяч. «Я построю фундамент». Передает мяч кому хочет. У кого оказался мяч, тот и продолжает игру. «Я построю стены»...

2. Образование относительных прилагательных. Вспомним сказку «Три поросенка». «Из какого материала были построены дома поросят? — Из соломы, прутьев, камня. В каком доме они спаслись от волка? — В каменном. Почему? — Он самый прочный. Из чего люди строят для себя прочные дома? — Из кирпича, дерева, панелей, блоков. Надо поросятам дать совет. Какие дома лучше строить, чтобы они защищали от холода и ветра? — Я посоветую строить кирпичные дома. — Я посоветую поросятам строить блочные дома (панельные, деревянные, каменные)».

Физкультминутка.

Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
Разукрасим мы дом, красят
Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

4. Образование сложных слов. «Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? — Низкие, высокие, высотные». Логопед говорит, что она живет в доме, в котором два этажа. Она живет в двухэтажном доме. «В каких домах живете вы?» Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный...

5. Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

Тема «Дом и его части» (занятие № 3)

Цели:

— упражнение в составлении простого распространенного предложения;
— употребление предлога между;
— развитие психических процессов.

Оборудование: карточки, дом из строительного материала (три этажа, на каждом по три квартиры), игрушки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Скажи, в каком доме ты живешь? (домашнее задание)». Например, я живу в кирпичном пятиэтажном доме.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Стены», «Потолок», «Дверь открывается», «Крыша».

3. Развитие логического мышления. «Заселим дом». Каждому ребенку нужно заполнить карточку так, чтобы одинаковые фигурки не оказались рядом. Они поссорились и не хотят жить вместе. Далее рассказ детей. Например: «У меня на третьем этаже живут галочка, точка, палочка. На втором этаже точка, палочка и галочка. А на первом — палочка, галочка и точка».

Физкультминутка.

Мы по лестнице бежим и считаем этажи, бег на месте
Раз этаж, два этаж, три, четыре, прыжки на месте
Мы в квартире. поворот кругом

5. Употребление предлога между. «Новоселье в новом доме». Детям предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Дети расселяют игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж. В первой квартире теперь живут собачки, в третьей — Чебурашка.
А между ними, во второй квартире, — крокодил Гена и т.д.».

6. Итог занятия.

ОДЕЖДА

Тема «Одежда» (занятие № 1)

Цели:

— активизация и расширение словаря по теме «Одежда»;
— умение самостоятельно задавать вопросы;
— усвоение притяжательных существительных;
— развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением одежды, куклы, кукольная одежда.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Пусть присядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, зеленое платье, белые колготки и т.д.)».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Надеваем перчатки»: помассировать каждый пальчик от ногтя к основанию, сначала на одной руке, затем на другой, начиная с мизинца.

3. Введение в тему. Перед детьми выставлены две куклы — одетая и раздетая. Логопед задает вопросы: «Чем отличаются эти куклы? Для чего нужна человеку одежда?» Выставляются и называются предметные картинки по теме. Предлагается назвать ту одежду, которой нет на картинках. «А как назвать эти предметы одним словом? (Одежда)».

4. Развитие психических процессов. Игра «Запомни и назови по порядку». Детям предлагается 5—6 картинок с предметами одежды для запоминания, затем без зрительной опоры они должны перечислить их. Варианты проведения:

1) Перед ребенком выставлено несколько предметных картинок. Логопед перечисляет их, не называя одну. Ребенок должен определить, какая из картинок не была названа.

2) Ребенку называют на одну картинку больше, чем выставлено перед ним. Он должен определить, какой картинки не хватает.

5. Физкультминутка. «Покружатся те ребята, кто пришел в шортах (футболках). Попрыгают те ребята, на ком надеты рубашки. Присядут девочки, которые пришли в платьях».

6. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать из представленных предметных картинок те, про которые можно сказать:

Моя — шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
Мой — сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
Мои — брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
Мое — платье, пальто, белье.

7. Развитие восприятия и пространственных представлений. Игра «Сложи картинки». Каждому ребенку раздается разрезная картинка по теме «Одежда». Он должен собрать эту картинку и назвать изображенный на ней предмет.

8. Игра «Отгадай, что я загадала». Логопед берет картинку с изображением предмета одежды, не показывая ее детям, а дети с помощью наводящих вопросов стараются угадать предмет одежды. Ребенок, догадавшийся первым, становится ведущим в игре.

9. Закрепление материала. Игра «Поможем Оле и Коле». «Нужно собрать вещи в дорогу для Оли и Коли. Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан». Каждый ребенок берет по одному предмету и определяет, чья это одежда и в чей чемодан ее необходимо сложить. «Это платье для Оли, Олино платье. Это свитер для Коли, Колин свитер».

10. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Для чего нужна одежда?»

Тема «Одежда» (занятие № 2)

Цели:

— расширение и активизация словаря,
— практическое употребление названий деталей одежды;
— образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
— отработка фразы с употреблением существительных в винительном падеже.

Оборудование: предметные картинки, контур одежды для фронтальной работы, разрезные картинки, игрушечный телефон.

Ход занятия

1. Оргмомент: образование множественного числа существительных. Логопед бросает мяч ребенку и называет предмет одежды в единственном числе, а ребенок — во множественном: юбка — юбки, рубашка — рубашки, пиджак — пиджаки, платье — платья, но... брюки, шорты. Вариант: у каждого ребенка на столе разрезная картинка одежды. Игра «Сложи картинку».

2. Развитие мелкой моторики: «Наденем перчатки» (см. занятие № 1).

3. Логопед вызывает к доске двух детей, а вся группа рассматривает и называет название детали их одежды.

4. Закрепление материала. Игра «Кто больше назовет деталей одежды?». Группа разбивается на две команды, выбираются представители, которые называют детали одежды. Остальные дети считают количество названных предметов.

5. Физкультминутка. «Собираемся на прогулку»: дети движениями имитируют сбор на прогулку.

6. Отработка фразы. Логопед выставляет лист бумаги с нарисованным контуром предмета одежды. Дети по очереди выходят к доске и дорисовывают какую-либо деталь, озвучивая свои действия, например: «Я нарисовал карман и т.д.».

7. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Логопед рассказывает детям о волшебной стране Гномии, где живут маленькие человечки. Можно позвонить им по телефону и сказать, как называются детали одежды у нас и у них: «У нас — воротник, а у вас — воротничок» (оборка, погон, карман, складка и т.д.).

8. Итог занятия. Дети называют детали одежды по цепочке, повторив предыдущее слово и добавляя свое.

Тема «Одежда» (занятие № 3)

Цели:

— расширение и активизация словаря;
— практическое употребление относительных прилагательных;
— употребление в речи антонимов;
— развитие мыслительных процессов.

Оборудование: предметные картинки, образцы разных видов ткани, игра «Ателье» — контур одежды для фронтальной работы, разрезные картинки, игрушечный телефон.

Ход работы

1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи ласково» (название деталей одежды).

2. Образование относительных прилагательных. Логопед говорит, что пришла посылка с различной тканью для того, чтобы мы сшили для выставки красивые модели одежды. Но сначала необходимо повторить названия тканей. Например: драп. И по следующему образцу проходит беседа о тканях: «Какая это ткань по качеству? Для каких видов одежды она употребляется? Что можно сшить из драпа? Как эта вещь будет называться?»

3. Физкультминутка. Проводится в форме игры между двумя командами. «Кто быстрее застегнет пуговицы на кукольной одежде».

4. Закрепление нового материала. Игра «Ателье» (или «Выставка»). Каждый ребенок берет по куску ткани и подходящую картинку с изображением одежды. Логопед задает вопрос: «Какую одежду он сошьет из этой ткани? Как эта одежда будет называться?» Можно дать образец рассказа: «Я сошью из драпа пальто. Это будет драповое пальто».

5. Игра «Догадайся, какую одежду я задумала?» Логопед прячет одну картинку, описывает ее, а дети догадываются, что изображено на этой картинке.

6. Итог занятия. «О чем мы узнали сегодня на занятии? Какие изделия мы сшили для выставки?» (Драповое пальто, ситцевая кофта, шерстяная кофта, шелковая блузка, джинсовые шорты, шерстяной сарафан и т.д.)

Тема «Одежда» (занятие № 4)

Цели:

— расширение и активизация словаря по теме «Одежда»;
— развитие связной речи,
— уточнение понятий «надеть — одеть».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, кукла, кукольная одежда.

Ход занятия

1. Оргмомент. Дети стоят в кругу, логопед предлагает сесть тем, у кого есть что-то красное (синее, зеленое, черное) в одежде. Дети должны назвать цвет и предмет одежды.

2. Беседа логопеда о том, что кукла Катя собирается на прогулку. Необходимо помочь кукле одеться, и логопед предлагает каждому ребенку по выбору надеть какой-либо предмет одежды на нее. Ребенок выходит к доске, выбирает одежду и обговаривает свои действия: «Наденем на Катю колготки (кофточку, джемпер, свитер, шарф)». Обобщение: надеваем что-то (на...), одеваем... (кого-то).

3. Закрепление материала. На демонстрационном полотне выставлены сюжетные картинки, на одной из которых одевают девочку или мальчика, на другой ребенок надевает что-нибудь. Логопед спрашивает: «Про какие картинки можно сказать «одевать», а про какие — «надевать»?».

4. Физкультминутка:

1) Маша варежку надела. «Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла. «Посмотрите-ка, нашла».

2) Дети выходят в круг, садятся на коврик. Логопед просит одного ребенка выйти из группы, а остальные дети должны вспомнить, какая одежда на ребенке.

5. Развитие связной речи, составление рассказа с опорой на картинки. Логопед предлагает придумать имя кукле и собрать ее на прогулку. Он задает вопросы, что мы наденем на куклу, где она будет гулять. Составляется рассказ из 3—4 предложений.

6. Рассказ повторяется двумя-тремя детьми.

7. Итог занятия. «Чему мы учились на занятии?» — «Мы учились правильно говорить слова»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.87.38 (0.051 с.)