Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степень сохранности премоторной зоны. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом. Критерии оценки: 5 баллов — правильно и быстро; 4 балла — правильно, но медленно; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — персеверации (повторение) на истощении; 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Проба на пальцевый гнозис и праксис. Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев: • Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; • указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y; • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»); • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены. Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах: —поза не выполнена — 1 балл, —поза воспроизведена неточно — 0,5 балла, —замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл, —поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла, — поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла. Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (Лурия А.Р.)- Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария. Исследование орального праксиса. По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий: 1) улыбнуться, 2) надуть щеки, 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»), 4) сделать губы как при звуке «О», 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка), 6) высунуть язык лопаткой (широким), 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу, 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу, 9) поместить кончик языка в правый угол рта, 10) то же — в левый угол рта, 11) высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переключению. Оценки: —невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл. —неточно выполненное движение — 0,25 балла. —наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. —асимметрично выполненные движения — 0,5 балла. Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры). Наглядный вариант пробы Хеда. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу. Речевой вариант пробы Хеда. 1) Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают. 2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Критерии оценки: 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнена только простая ориентировка; 1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушар-ной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ Наиболее точным приемом определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика: электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор проф. Цагарелли Ю.А.). Однако в психологии и педагогике используются и нижеприведенные методики.
Тест Павлова И.П. Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности. Инструкция: Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать». Оценка результатов: I вариант 1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя». Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария. II вариант 1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть». Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. IIIвариант Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ (ФОРМА Б) Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Кафедра психологии обучения. Университет Джоржии Инструкция: Объективно существуют разные стили обучения и мышления. В каждом вопросе описаны три разных стиля обучения и мышления. Обведите один, который лучше всего описывает Ваши сильные стороны и предпочтения.
КЛЮЧ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук (обое-рукость). Аудиальный — относящийся к органам слуха. Вербальный — (словесный) обозначение форм знакового материала, процессы оперирования с этим материалом. Визуальный — относящийся к органам зрения. Декстрастресс — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире. Дисграфия — наличие специфических ошибок в письме. Дислексия — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформиро-ванностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Доминантное полушарие — полушарие, преобладающее в активности. Зеркальное отражение — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Интроверсия — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями в социальной адаптации. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий. Кинестетический — ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия. Минимальная мозговая дисфункция — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей. Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегратив-но целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Модальность — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга. Моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Невроз — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы. Невротизация — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой. Нейропедагогика — наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя. Паттерн — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов. Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движений. Писчий спазм — невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог. Пренатальный — период развития человека до рождения. Сензитивный период — период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей. Синкинезии — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме привязаны к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе). Сенсорная система — нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы. Стресс — психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды. Сукцессивные функции — последовательные функции. Функциональная асимметрия полушарий — распределение психических функций между правым и левым полушарием. Энурез — ночное недержание мочи ребенком после трех лет. Экстраверсия — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988. 2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997. 3. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999. 5. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995. 6. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971. 7. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987. 8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981. !/9. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3. 10. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990. 11. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии. М., 1997. 12. Горбунов Г.Д., Горшкова А. Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996. 13. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989. 14. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 15. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н.Д. Шматко. М., 1997. 16. Дудьев В.IT. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4. 17. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. №6. 18. Ермаков П.И. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д., 1988. 19. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4. 21. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. 22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979. 23. Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998. 24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997. 25. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 26. Манелис Н.Г., Касаткин В.Н., Горина КС, Виноградова КМ., Чиркова О.Ю. Нейропсихологическая модель мозговой органи 27. Мосидзе В.М., Акбардия К.К. Функциональная симметрия и асимметрия мозга. Тбилиси, 1973. 28. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986. 29. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923. 30. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой. СПб., 2000. 31. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996. 32. Ротенберг В. С, Бондаренко СМ. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989. 33. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998. 34. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999. 35. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10. 36. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983. 37. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М., 1994. . v 38. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977. 39. Столярен ко Л. Г. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996. \/40. Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус. 2000. №7. 41. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. 42. Хризман Т.К., Еремеева В.К. Мальчики и девочки — дваразных мира. М.,1998. 43. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996. 44. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологиче-ского комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................................................. 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.088 с.) |