Адаптация леворукого ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптация леворукого ребенка



В «ПРАВОРУКОМ» МИРЕ

Проблема леворукости остается одной из самых серьез­ных проблем в педагогике и психологии. Долгое время счи­талось, что леворуких детей необходимо переучивать, под­гоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость —' это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно дру­гое распределение функций между полушариями мозга. За­ставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Леворукостьэто не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетичес­ких особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще пато­логическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дис­функции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в резуль­тате насильственного переучивания.

У леворуких детей чаще.бывают неврозы, так как в пра-воруком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие час­то очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инсгрументов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 го­дам, а до этого*возраста предпочтение руки может оыть не­устойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребен­ка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокой­ный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заи­кание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформи­роваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки ра­ботают как правая рука). Особенности психики у таких де­тей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие'от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовы-раженных левшей к выраженным левшам.

Для повышения эффективности обучения леворуких де­тей необходимо как можно чаще обращаться к возможно­стям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необхо­димо включать в учебный процесс манипулирование с мо­делями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувствен­ные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опо­ра на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламенти­рованных условиях и строгом соподчинении. Им необхо­дима собственная инициатива и интуиция, индивидуаль­ная работа, когда нет жесткого регламента, строгого под­чинения.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объяс­няется тем, что их речевые центры представлены симмет­рично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения осо­бой одаренности. Письмо и чтение — асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, про­странственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным про­явлением зеркального отражения является зеркальное пись­мо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зер­кального отражения встречаются также у детей с неустой­чивой праворукостью. Снижение частоты проявления зер­кального отражения и полное исчезновение этого фено­мена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недоста­точностью мозолистого тела, которое в этом возрасте дос­тигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.

Рассматривая проблему феномена зеркального отра­жения, нельзя не затронуть вопрос о нарушении чтения у леворуких (дислексия). Это нарушение не является ре­зультатом умственной отсталости или физической трав­мы. Причины нарушений носят зрительно-пространствен­ный характер: дети испытывают сложности в восприя­тии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

8. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

9. Прочитайте зеркально-поэтический текст:

В. Хлебников, 1912

Перевертень

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости исполь­зуются несложные тесты:

• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

• Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.

• Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).

• Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

• Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).

• Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

• Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

• Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

• Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

• Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

• Скрещивание рук — «Поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки

• Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1 — 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Проба Аннет. Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) используется диагностическое устройство, которое представляет собой подставку с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой пятикратно правой рукой и пятикратно левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэф­фициент мануальной асимметрии по формуле:

Кмаср. п. / Тср.л.

где Тср.п.— среднее значение времени для правой руки;

Тср.л. — среднее значение времени для левой руки.

Опросник Князевой—Вильдавского. Для определения ма­нуальной асимметрии (праворукости и леворукости) исполь­зуется опросник, в который входят 10 вопросов, соответствую­щих унимануальным (выполняемым одной рукой) тестам: «письмо», «рисование», «расчесывание», «мяч», «коробок», «спички» и бимануальным (выполняемым двумя руками) тес­там: «бисер», «ножницы», «вращение», «кубики». В качестве ответа испытуемый должен поставить «+» в одной из граф «все­гда правой» (1 балл), «чаще правой» (0,5 баллов), «любой» (0 баллов), «чаще левой» (— 0,5 баллов), «всегда левой» (— 1 балл).

Результирующий коэффициент мануальной асимметрии по формуле:

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.013 с.)