Не то, откуда вы идете, пусть составит отныне вашу честь, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не то, откуда вы идете, пусть составит отныне вашу честь,



а то, куда вы идете! Ваша воля и ваши шаги, идущие дальше вас

самих, -- пусть будут отныне вашей новой честью!

Поистине, не то, что служили вы князю -- что значат теперь

князья! -- или что были вы оплотом тому, что стоит, чтобы

крепче стояло оно!

Не то, что ваш род при дворах сделался придворным и вы

Научились, пестрые, как фламинго, часами стоять в мелководных

Прудах.

-- Ибо уменье стоять есть заслуга у придворных; и

Все придворные верят, что к блаженству после смерти принадлежит

-- позволение сесть! --

Также и не то, что дух, которого они называют святым, вел

Ваших предков в земли обетованные, которых я не обещаю; ибо,

Где выросло худшее из всех дерев -- крест, -- в такой земле

хвалить нечего!

-- И поистине, куда бы не вел этот "святой дух" своих

рыцарей, всегда бежали впереди таких шествий -- козлы и

гуси, безумцы и помешанные! --

О братья мои, не назад должна смотреть ваша знать, а

вперед! Изгнанниками должны вы быть из страны ваших

отцов и праотцев!

Страну детей ваших должны вы любить: эта любовь да

Будет вашей новой знатью, -- страну, еще не открытую, лежащую в

самых далеких морях! И пусть ищут и ищут ее ваши паруса!

Своими детьми должны вы искупить то, что вы дети

своих отцов: все прошлое должны вы спасти этим путем!

Эту новую скрижаль ставлю я над вами!

"К чему жить? Все -- суета! Жить -- это молотить солому;

жить -- это сжигать себя и все-таки не согреться". --

Эта старая болтовня все еще слывет за "мудрость"; за

то, что стара она и пахнет затхлым, еще более уважают ее.

Даже плесень облагораживает. --

Дети могли так говорить: они боятся огня, ибо он

обжег их! Много ребяческого в старых книгах мудрости.

И кто всегда "молотит солому", какое право имеет он хулить

молотьбу! Таким глупцам следовало бы завязывать рот!

Они садятся за стол и ничего не приносят с собой, даже

здорового голода; и вот хулят они: "все -- суета!"

Но хорошо есть и хорошо пить, о братья мои, это, поистине,

не суетное искусство! Разбейте, разбейте скрижали тех, кто

никогда не радуется!

"Для чистого все чисто" -- так говорит народ. Но я говорю

вам: для свиней все превращается в свинью!

Поэтому исступленные и святоши, у которых даже сердце

поникло, проповедуют: "Сам мир есть грязное чудовище".

Ибо все они не чисты духом; особенно те, кто не находят ни

покоя, ни отдыха, разве что видя мир сзади, -- и

потусторонники!

Им говорю я в лицо, хотя это и звучит не любезно:

Мир тем похож на человека, что и у него есть задняя часть, -- и

лишь настолько это верно!

Существует в мире много грязи -- и лишь настолько это

верно! Но оттого сам мир не есть еще грязное чудовище!

Есть мудрость в том, что многое в мире дурно пахнет, -- но

само отвращение создает крылья и силы, угадывающие источники!

Даже в лучшем есть и нечто отвратительное; и даже лучший

человек есть нечто, что должно преодолеть!

О братья мои, много мудрости в том, что много грязи есть в

мире!

Я слышал, как благочестивые потусторонники говорили к

Своей совести, и поистине, без злобы и лжи, -- хотя и нет в

Мире ничего более лживого и злобного.

"Предоставь миру быть миром! Не поднимай против него даже

мизинца!"

"Пусть, кто хочет, душит и колет людей и сдирает с них

кожу -- не поднимай против него даже мизинца! Так научатся они

отрекаться от мира".

"А свой собственный разум -- ты должен сам задушить его:

Ибо это разум мира сего, -- так научишься ты сам отрекаться от

мира".

-- Разбейте, разбейте, о братья мои, эти старые скрижали

благочестивых! Развейте слова клеветников на мир!

"Кто много учится, разучивается всякому сильному желанию"

-- так шепчут сегодня на всех темных улицах.

"Мудрость утомляет, ничто -- не вознаграждается; ты не

должен желать!" -- эту новую скрижаль нашел я вывешенной даже

На базарных площадях.

Разбейте, о братья мои, разбейте и эту новую

скрижаль! Утомленные миром повесили ее и проповедники смерти и

Тюремщики: ибо, смотрите, это также есть проповедь, призывающая

к рабству!

Ибо они дурно учились, и далеко не лучшему, и всему

слишком рано и всему слишком скоро: ибо они плохо ели, и

Потому они получили этот испорченный желудок,

-- ибо испорченный желудок есть их дух: он советует

смерть! Ибо, поистине, братья мои, дух есть желудок!

Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный

Желудок, отец скорби, для того все источники отравлены.

Познавать -- это радость для того, в ком воля льва!

Но кто утомился, тот сам делается лишь "предметом воли", с ним

Играют все волны.

И так бывает всегда с людьми слабыми: они теряются на

своих путях. И наконец усталость их еще спрашивает: "К чему

ходили мы когда-то по дорогам? Везде все равно!"

Им приятно слышать, когда проповедуют: "Ничто не

вознаграждается! Вы не должны желать!" Но ведь это проповедь,

Призывающая к рабству.

О братья мои, как дуновение свежего ветра приходит

Заратустра ко всем уставшим от их пути; многие носы заставит он

еще чихать!

Даже сквозь стены проникает мое свободное дыхание, входит

в тюрьмы и плененные умы!

"Хотеть" освобождает: ибо хотеть значит созидать, --

так учу я. И только для созидания должны вы

учиться!

И даже учиться должны вы сперва у меня научиться,

хорошо научиться! -- Имеющий уши да слышит!

Челн готов -- на той стороне ты попадешь, быть может, в

великое Ничто. -- Но кто хочет вступить в это "быть может"?

Никто из вас не хочет вступить в челн смерти! Как же

хотите вы тогда быть утомленными миром!

Утомленные миром! Вы даже еще не отрешились от земли!

Похотливыми находил я вас всегда к земле, еще влюбленными в

собственное утомление землею!

Недаром отвисла у вас губа: маленькое земное желание еще

сидит на ней! А в глазу -- разве не плавает облачко незабытой

Земной радости?

На земле есть много хороших изобретений, из них одни

Полезны, другие приятны; ради них стоит любить землю.

И многие изобретения настолько хороши, что являются, как

Грудь женщины, -- одновременно полезными и приятными.

А вы, уставшие от мира и ленивые! Вас надо высечь розгами!

Ударами розги надо вернуть вам резвые ноги.

Ибо -- если вы не больные и не отжившие твари, от которых

Устала земля, то вы хитрые ленивцы или вороватые, притаившиеся,

Похотливые кошки. И если вы не хотите снова весело

бежать, должны вы -- исчезнуть!

Не надо желать быть врачом неизлечимых -- так учит

Заратустра, -- поэтому вы должны исчезнуть!

Но надо больше мужества для того, чтобы положить

Конец, чем чтобы высидеть новый стих, -- это знают все врачи и

Поэты. --

О братья мои, есть скрижали, созданные утомлением, и

Скрижали, созданные гнилой леностью, -- хотя говорят они

Одинаково, но хотят, чтобы слушали их неодинаково. --

Посмотрите на этого томящегося жаждой! Только одна пядь

Еще отделяет его от его цели, но от усталости лег он здесь

упрямо в пыли -- этот храбрец!

От усталости зевает он на путь, на землю, на цель и на

Себя самого: ни одного шагу не хочет сделать он дальше -- этот

храбрец!

И вот солнце палит его, и собаки лижут его пот; но он

Лежит здесь в своем упрямстве и предпочитает томиться жаждой --

-- на расстоянии пяди от своей цели томиться жаждой! И,

Поистине, вам придется еще тащить его за волосы на его небо --

этого героя!

Но еще лучше, оставьте его лежать там, где он лег, чтобы

Пришел к нему сон-утешитель с шумом освежающего дождя.

Оставьте его лежать, пока он сам не проснется, -- пока он

Сам не откажется от всякой усталости и от всего, чему учила

усталость в нем!

Только, братья мои, отгоните от него собак, ленивых проныр

И весь шумящий сброд --

-- весь шумящий сброд людей "культурных", который

лакомится -- потом героев! --

Я замыкаю круги вокруг себя и священные границы; все

Меньше поднимающихся со мною на все более высокие горы; я строю

Хребет из все более священных гор. --

Но куда бы ни захотели вы подняться со мной, о братья мои,

-- смотрите, чтобы не поднялся вместе с вами какой-нибудь

паразит!

Паразит -- это червь, пресмыкающийся и гибкий, желающий

Разжиреть в больных, израненных уголках вашего сердца.

И в том его искусство, что в восходящих душах он

Угадывает, где они утомлены; в вашем горе и недовольстве, в

Вашей нежной стыдливости строит он свое отвратительное гнездо.

Где сильный бывает слаб, а благородный слишком кроток, --

Там строит он свое отвратительное гнездо: паразит живет там,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.025 с.)