Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции языка и речи. Различные подходы к определению функций: философский, социолингвистический, психолингвистический, с точки зрения теории речевых актов.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Функции языка и речи. Различные подходы к определению функций: философский, социолингвистический, психолингвистический, с точки зрения теории речевых актов. Функции речи в философском аспекте. Коммуникативные ситуации и функции речи. Коммуникативная и мыслеоформительная функции (функции общения и обобщения).Функции речи в социолингвистическом аспекте. Сферы общения. Общее представление о социально-функциональной стратификации речи. Монофункциональные и полифункциональные идиомы. Языковые следствия полифункциональности идиомов. Целенаправленное (в том числе административное) воздействие общества на структуру коммуникации. Культурно-речевой аспект рассмотрения функций речи. Функции речи как целевая направленность конкретных речевых действий, речевых актов. Функциональное многообразие речевых актов. Иллокутивные и перлокутивные акты речи. Прямые и косвенные речевые акты, их оценка в аспекте культуры речи. Функции речи как отношение высказывания к компонентам ситуации общения. Репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, контактоустанавливающая, металингвистическая, поэтическая функции речи.
Научные парадигмы в лингвистике. Когнитивная парадигма. Понятие научной парадигмы. Основные научные парадигмы в лингвистике. Сравнительно-историческая, структурная, функциональная парадигмы. Когнитивные науки и становление когнитивной парадигмы в лингвистике. Проблема знания, его представления и переработки языковыми средствами. Понятие картины мира. Языковая категоризация действительности, учение о прототипах. Метафора и осознание мира. Концепты и концептосфера.
Язык как система. Внутренняя система языка. Язык как система систем. Единицы языка и речи. Уровневая модель языка и речи. Представление о единицах языка как об инвариантах и вариантах. Системные уровневые и межуровневые отношения. Парадигматика и синтагматика. Производимость и воспроизводимость в языке и речи. Основные методы лингвистическихисследований. Методы лингвистических исследований. Представление о сравнительно-историческом методе, методе внутренней реконструкции, о дистрибутивном анализе, об оппозитивной методике, компонентном анализе и др. Частные методы лингвистики. Общенаучные методы в исследовании языка: эмпирический / дедуктивный, ретроспективный / аналитический / экспериментальный, инструментальный, статистический, сравнительный. Метод моделирования. Типы лингвистических моделей. Язык, речь, речеваядеятельность. Представления о соотношении языка и речи в учениях крупнейших языковедов начиная с Вильгельма фон Гумбольдта. Речевая деятельность и ее изучение в лингвистике и психолингвистике. Представление о речевой деятельности как о вероятностном процессе. Вариативность речи. Лингвистические корпуса как новый научный источник и корпусная лингвистика как специфическое понимание феномена речи. Общаяфонетика Этапы и основные процессы речепроизводства. Фазы речепроизводства. Устройство и функционирование речевого аппарата человека. Этапы и основные процессы речепроизводства. Основные артикуляционные и аэродинамические процессы. Целевая артикуляция звука. Целевые артикуляции основных типов звуков. Артикуляционные жесты. Взаимодействие звуков в потоке речи. Коартикуляция. Универсальные и конкретно-языковые черты коартикуляции. Динамическаямодель речепроизводства. Методыисследованияартикуляции. Звуковой состав языка: вокализм, консонантизм. Артикуляционные характеристики гласных и согласных. Артикуляционная классификация звуков. Артикуляционные особенности звуков в разных языках мира. Типы вокалических систем. Типология консонантных систем. Звуковые цепи в языках мира. Целевые артикуляции основных типов звуков. Артикуляционные классификации звуков речи (гласных, согласных).
3. Акустическая фаза речевого процесса. Акустическая теория речеобразования. Акустическиехарактеристикиосновныхтиповзвуков. Акустическая фаза речевого процесса. Физическая природа звуковых колебаний. Важнейшие типы звуковых колебаний и их перцептивные корреляты. Основные положения акустической теории речеобразования. Источники звука в речи. Частотно-избирательные свойства речевого тракта. Акустические характеристики основных классов звуковых единиц: гласных, сонорных, шумных согласных. Акустические характеристики супрасегментных звуковых средств. Методы и средства акустического анализа речи (осциллографический и спектрографический анализ).
Фонема. Фонологические теории, их сопоставление. Традиционные фонологические модели. Основные положения классической фонологии (теория Н.С. Трубецкого): фонемы и фоны, понятие оппозиции; виды оппозиций. Фонема как класс. Основной аллофон фонемы. Фонема как пучок различительных признаков. Правила фонемной интерпретации фонов. Функционирование фонемных противопоставлений. Системное описание фонемного инвентаря. Классическая фонология как статическая модель звуковой системы. Примеры описания фонологических систем конкретных языков. Основные положения теории фонем МФШ. Морфоотождествляющая функция фонемы. Фонема как класс звуков, позиционно чередующихся в составе морфемы. Функционирование фонемных противопоставлений: сильные и слабые позиции; варианты и вариации; понятие гиперфонемы. Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии. Динамические модели звуковой системы. Стандартная порождающая фонология как пример формальной модели фонологического синтеза. Современные варианты порождающей фонологии. Интонация и ее средства. Интонационные системы языков. Основные супрасегментные средства и их функции. Супрасегментные фонетические составляющие. Общие сведения об интонации. Основныесредстваинтонации. Системарусскихинтонационныхединиц.
Общаяморфология Место морфологии в системе языка. Единицыморфологическогоуровня. Объект морфологии, место морфологического уровня в модели языка, понятия словоформы и морфемы (общее представление), свойства словоформ. Понятие словоформы; основные свойства словоформ; клитики, форманты и аффиксы. Фонетическое слово. Линейно-синтагматический континуум. Морфологическаячленимость и морфологическое варьирование. Линейнаячленимость текста. Контекстное варьирование внешнего облика морфологических единиц. Морфема и алломорфы; мегаморфы и супплетивизм; субморфы. Несегментные морфологические средства: модификации, чередования, конверсии. Редупликация. Нулевые морфемы. Означаемое и означающее в морфологии; понятие морфа, правила выделения морфов, понятие морфемы, типы отношений между означаемым и означающим; понятие мегаморфа, супплетивного морфа, морфологической идиомы. Виды морфов. Конструктивная грамматическая и частеречная классификация морфов; синтактика морфов; понятие нулевого и пустого морфа.
Позиционнаяклассификацияморфем. Корни и аффиксы; типы аффиксов по их позиции в словоформе; аффиксоиды. Основа и флексия, лексема и парадигма; аналитические словоформы. Типы отношений между морфемами в словоформе. Понятие тематического морфа, основы, корня и флексии. Определение и классификация морфологических значений. Понятие морфологического значения. Лексические, словообразовательные и грамматические значения. Грамматическое значение и грамматическая категория. Определение грамматического значения. Словоклассифицирующие и словоизменительные, семантические и синтаксические категории. Обзор основных именных и глагольных грамматических значений в языках мира. Грамматическая категория. Понятие грамматической категории. Типы грамматических категорий. Словоизменительные и словообразовательные категории. Общий синтаксис Синтаксические единицы. Основные синтаксические единицы: словоформа, словосочетание (общие моменты), предложение (общие моменты), группа, клауза, сложное предложение, текст, дискурс. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения. Формирование коммуникативных единиц.
Типы синтаксических связей. Понятие связей в синтаксисе. Сочинение и подчинение, принципы их различения. Виды подчинения (согласование, управление, примыкание; их подтипы). Другие типы связи (аккумуляция, взаимозависимость, вводная связь).
Общая семантика 1. Место семантики в системе языка и в его интегральном описании. Структура означаемого (плана содержания) языкового знака. Семантика как внутренняя сторона (содержание) единиц языка (морфем, слов, предложений) и построенных из них текстов. Соотношение лингвистической и логической семантики. Основные направления и школы современной лингвистической семантики. Означающее (план выражения) и означаемое (план содержания) как две стороны языкового знака. Характер связи между означаемым и означающим: конвенциональность, индексальность, иконичность. Многозначность термина "значение". Типы значений, выделяемые по признаку принадлежности означающего к определенному уровню языковой системы: значение слова, морфемы, предложения.. Типы значений, выделяемые по характеру заключенной в них информации: денотативное, сигнификативное, прагматическое, коммуникативное и синтаксическое значение. Типы значений, выделяемые по степени их обобщенности: актуальное, узуальное, виртуальное значение. Типы значений, выделяемые по связи с определенным типом знаний: лингвистическое и энциклопедическое значение. Лексикография Дискурс 1. Различные определения дискурса. Дискурс и речь, дискурс и коммуникация, дискурс и текст. Определения дискурса. Языковой и речевой аспекты изучения дискурса. Дискурс и текст. Дискурс и речь, дискурс и коммуникация. Дискурс и предложение, дискурс и высказывание. Лингвистическая типология Основные понятия лингвистической типологии: языковой тип, языковые параметры, языковые универсалии, типологическая классификация. Основные понятия типологии: языковой тип; языковые параметры; языковые универсалии и фреквенталии; пространство типологических возможностей. Типологическая классификация. Тип языка и тип в языке. Причины существования языковых типов. Языковые типы: языки аналитические и синтетические, изолирующие, аффиксирующие и символические. Фузия и агглютинация. Психолингвистика Формальные модели Социолингвистика Основысемиотики Знак и егокомпоненты. Означивание как условие возникновения знаковости и знаковой ситуации. Соотношение знака, денотата и концепта (треугольник Г. Фреге); символа, референта и референции (треугольник Ч. Огдена и А. Ричардса); интенсионала и экстенсионала. Явления синонимии, омонимии, нулевого знака, автономии как результат нелинейного соотношения знака, денотата и концепта. Двусторонний характер знака, дискуссии по этой проблеме. Основные черты знака и специфика языковых знаков. Условность (конвенциональность) и мотивированностьзнака.
Теория языка в античности. Теория именования. Идеи о языке в диалоге Платона «Кратил»: отношение между именем и вещью; законодатели и диалектики; зарождение идей фоносемантики. Различное понимание термина «античность». Общие черты и специфика трёх важнейших традиций: тип языка, характер письменности, основные направления исследований. Китайское грамматическое учение. Четыре важнейшие работы китайской грамматики. «Эръя» («Приближение к правильному») как совокупный орфографический, энциклопедический и идеологический норматив знаний древних китайцев. «Фанъянь» («Местные речения») как источник китайской диалектологии. «Шовэньцзецзы» («Описание простых и объяснение сложных знаков») – первый «формальный» словарь. «Шимин» («Объяснение имен») – обоснование связи звучания и значения. Особенности традиционного фонетического подхода. Индийское грамматическое учение. Графическое представление отношения гласных и согласных звуков в индийской письменности. Грамматический трактат Панини «Восьмикнижие». Мнемонические приемы представления правил. Фонетические классы как основные единицы языка. Классификация фонем по дифференциальным признакам. Греко-латинское (средиземноморское) грамматическое учение. Трактаты греческих философских школ как источник грамматического учения. Роль Аристотеля в становлении грамматического искусства. Различие концепций Аристотеля и Платона. Взгляд на язык как на проявление сложившейся системы деятельности. Лингвистические основания логики Аристотеля. Развитие лингвистической терминологии. Спор аномалистов и аналогистов. Роль александрийской школы в становлении грамматического искусства. Стоики и возникновение семиотики. Важнейшие черты римской грамматической традиции, её роль в передаче лингвистических знаний. Открытие сравнительно-исторического метода. Ф. Бопп. Значение санскрита для сравнительн-исторического языкознания. Теория агглютинации. Р. Раск. Роль языка в истории народа. Значение лексики и грамматики для сравнения языков. Первое передвижение согласных. Я. Гримм. Язык и диалекты. Аблаут. Первое и второе передвижение согласных. А.Х. Востоков. Понятие общеславянского языка. Младограмматики. Г. Остгоф и К. Бругман. Новые задачи языкознания. Г. Пауль. Индивидуальный характер языка. Б. Дельбрюк. Фонетические законы. Аналогия. Московская лингвистическая школа. Формальные и материальные значения. Казанская лингвистическая школа. Физические и психические аспекты языка. Критика младограмматизма. В.Д. Уитни. Его роль в становлении и «закате» младограмматизма. Понятие языка и его развития. Теория волн И. Шмидта. Г. Шухардт и его школа слов и вещей. К. Фосслер о позитивизме и идеализме в языкознании. Язык как индивидуальное творчество.
Функции языка и речи. Различные подходы к определению функций: философский, социолингвистический, психолингвистический, с точки зрения теории речевых актов. Функции речи в философском аспекте. Коммуникативные ситуации и функции речи. Коммуникативная и мыслеоформительная функции (функции общения и обобщения).Функции речи в социолингвистическом аспекте. Сферы общения. Общее представление о социально-функциональной стратификации речи. Монофункциональные и полифункциональные идиомы. Языковые следствия полифункциональности идиомов. Целенаправленное (в том числе административное) воздействие общества на структуру коммуникации. Культурно-речевой аспект рассмотрения функций речи. Функции речи как целевая направленность конкретных речевых действий, речевых актов. Функциональное многообразие речевых актов. Иллокутивные и перлокутивные акты речи. Прямые и косвенные речевые акты, их оценка в аспекте культуры речи. Функции речи как отношение высказывания к компонентам ситуации общения. Репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, контактоустанавливающая, металингвистическая, поэтическая функции речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.008 с.) |