ТОП 10:

Источники МП: понятие, виды, общая хар-ка.



Источники МП: понятие, виды, общая хар-ка.

Источники – формы существования норм. Нормы МП – общеобязательные правила деят-ти и взаимоотношений г-в или иных субъектов. Виды норм: 1.по форме: 1)документально закреплённые (д-ры, акты); 2)сущ-щие без фиксации в правовом акте (обычные м\н нормы, к-е не записаны, но признаются гос-вами обязательными); 2. по субъектно-территориальной сфере действия: 1)универсальные (объект представляет интерес для всех гос-тв) обладают высшей юр. силой гос-ства (принципы МП); 2)локальные (регулирующие отношения м\у 2 или несколькими гос-вами).

Ист-ки МП: 1.м\н д-р; 2.м\н обычай; 3.общие принципы МП; 4.акты м\н конференций и м\н организаций. Внутригос-твенные з-ны не являются источниками МП, но их содержание влияет на содержание м\н норм. М\н д-р – это соглашение 2 или более участников м\н отношений относительно их взаимных прав и обязанностей, к-е выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Черты: 1.договорная форма позволяет чётко сформулировать права и об-ти сторон; 2.дог-ным рег-нием охватываются все области м\н отношений, идёт замена обычаев на д-ры; 3.д-ром обеспечивается согласование внутригос-твенных норм и м\н правовых.

М\н обычай – правило поведения гос-ств, к-е в результате длительного и всеобщего применения признаются ими в качестве юр-ки обязательной нормы. Признаки: 1.длительность применения; 2. всеобщность; 3.обязательность. Обычай фиксируется во внешнеполитических док-тах, правительственных заявлениях. По юр-ой силе д-ры и обычаи равны.

Способы зарождения обычаев: 1.резолюция м\н организации, имеющая рекомендательный х-р впоследствии признаётся гос-ми как обязательная; 2.м\н д-р не вступивший в юр-кую силу, исполняется гос-ми как обяз-ый; 3.гос-во не является участником д-ра, но поступает в соот-вии с этим дог-ом; 4. Внутригос-ный акт одного гос-ва становится обязательным для нескольких г-в. Принципы – основополагающие начала отношений гос-в и носят императивный х-р.

Акты м\н конференций. М\н конференция м. завершиться принятием итоговых доктов различного х-ра в зависимости от целей конференции. Если итоговый документ имеет нормативный и обязательный характер, то он является источником МП: 1.Акт связанный с урегулированием отношений между гос-вами. 2.Акт имеет общ. характер. 3.В акте есть указания на должное поведение г-в. 4. актом предусматриваются меры контроля за соблюдением его исполнения. (1975 г. Закл-ный акт СБСЕ: нормы о пр-пах сотруд-тва гос-в, кот. гос-во обяз-ся руковод-ся) М\Н орг-ции принимают либо акты-рекомендации, либо носят правоприменительный хар-р. Сама м\н орг-ция не может быть м\н законодателем, но гос-ва-члены орг-ции используют её для нормотворческой деят-сти. Резолюции Ген. Ассамблеи ООН могут устан. обязат-е их исполнение гос-ми.


МП как особая правовая система. Система МП.

Система МП - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП (договорных и обычно-правовых), решений м\народных орг-ций, рекомендательных резолюций ме\народных орг-ций, решений м\народных судебных органов, а также институтов МП (института ме\народного признания, института правопреемства в отношении договоров, института м\народной ответственности и др.), отраслей МП. Основным элементом системы МП явл. правовая норма, т.е. юридически обязательное правило поведения. Правовой характер норм МП - исходная системообразующая связь, лежащая в основе нормативной базы, образующей МП. Главенствующее место в МП занимают институты МП, кот. составляют нормативно-правовую основу этой системы, пронизывают все ее элементы, обеспечивая ее устойчивость.

Международное право – это особая правовая система, регулирующая м\народные отношения его субъектов посредством юр. норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых гос-твами.

МП как особая правовая система – это: - особый предмет правового регулирования; - особые объекты;

- особые субъекты; - особые источники и порядок нормообразования; - особый порядок принуждения к соблюдению норм МП.

Система МП вкл.: 1) отрасли МП – совокупность м\народно-правовых норм, рег-щих отношения субъектов МП в одной какой-либо широкой области м\народного сотрудничества (право м\народных дог-в, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.); 2) институты МП – совокупность м.-п-ых норм, рег-щих отношения субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих меж-но-правовой статус (режим) района, сферы пространства или иного объекта (институт дип. привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

 

М-ое публичное и международное частное право.

М. частное право тесно связано с м. публичным правом. Разница между м. публичным правом и м. частным правом, прежде всего в том, что м. публичное право - самостоятельная правовая система. М. частное право, предст. собой составную часть внутренней правовой системы каждого гос-тва. Целями норм м. публичного и м. частного права явл. создание правовых условий развития м\народного сотрудничества в различных областях. Общим здесь представляется то, что в обоих случаях речь идет о м\народных отношениях. Предметом регулирования м. публичного права являются политические взаимоотношения гос-тв - вопросы обеспечения мира и м\народной безопасности, суверенитет гос-ств, проблемы разоружения, кот. носят межгос-твенный характер. Что же касается м. частного права, то оно регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, кот. имеют м\народный хар-р. К ним относятся, имущ-ные отношения, а также связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), содержащие иностранный элемент. Отличие предмета регулирования м. публичного и м. частного права тесно связано с отличием - по субъектам отношений. Круг субъектов м. публичного права ограничен гос-твами, межгос-твенными орг-циями, народами и нациями, борющимися за свое освобождение, гос-но-подобными образованиями. В м. же частном праве основным субъектом является не гос-ство, хотя гос-тво и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – иностр. физ. и юр-кие. Отношения между гос-твами - сфера регулирования м. публичного права, в то время как отношения между юр. лицами и гражданами гос-ств - сфера м. частного права. Межгос-венные дог-ры о торговле и мореплавании, например, явл. предметом рег-вания м. публичного права, в то время как внешнеторговые сделки, заключаемые внешнеторговыми орг-циямии иными промышл. п\п-ми и фирмами, регулируются м. частным правом.

Основным источником м. публичного права является м-народный договор. В м. частном праве м\народные договоры также имеют большое значение, однако, их положения не могут применяться к гражданам и юр. лицам без имплементации во внутригос-венное право. (внутр.зак-во каждого гос-ва, м.дог-р, м.правовой обычай, суд.прецидент)

М. частное право имеет и др. отличия от м. публичного права, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).

Хар-ся как:

МПП- особая правовая система.

МЧП – составная часть внутренней правовой системы каждого гос-ва.


Заключение международного договора. Стадии.

Заключению межд. Дог-ру предшествовала дог-ная инициатива,т.е.предложение,исходящее от 1-го или группы гос-в,заключ. Междун.д-р с одновр. Предоставл. Текста д-ра.Дог-ры закл-ся лицом,имеющим полномочия.

Не нуждается в полномочиях:главы гос-в, Прав-ств, Мин.ин.дел;главы дипредставительств;представители гос-в на междунар.конференциях и междунар.орг-циях.

Выдел. Стадии заключения междун.дог-ра: 1.составление и принятие текста д-ра, 2.установление аутентичности(подлиггости,достоверности текста). 3.выраж.согласия на обяз-сть д-ра.

Стадии: 1. выдвижение договорной инициативы; 2. переговоры; 3. составление и принятие д-ра; 4. установление аутентичности д-ра; 5.выражение согласия на обязательность д-ра.

Дог-я инициатива – это предложение, исходящее от 1 гос-ва или орг-ии заключить д-р. Инициатор, как правило, разрабатывает проект. Если д-р заключается на конференции м\н орг-ии, то проект разраб-ся м\орг-ом. Направляется письмо о намерении. Переговоры м. вестись как по дипломатич-м каналам, так и путём непосредст-х стреч представит-ей гос-в. В полномочиях излагаются права и обяз-ти представителя. В таком док-те не нужд-ся глава гос-ва, правит-ва, и министр иностранных дел. По з-ну, полномочия на подписание д-ра выд-ся Президентом, от имени СМ – Правительством.

Во время переговоров составляется теаст. Выражается согласие на принятие текста д-ра. Формы принятия: 1.подписание; 2.парафирование (ставятся инициалы на каждой странице); 3.голосование; 4.консенсус (возражений нет).

Потом устанавливается аутентичность д-ра. Гос-ва признают текст окончательным. Устанавливается тождественность изложенного текста с тем, о чём договорились, и тождественность переводов. Выражение согласия на об-ть д-ра. Сп-б выражения согласия указ-ся в д-реи зависит от внутр-го з-ва.

Способы вступления в силу: 1.с момента подписания; 2.с момента обмена; 3.подписание с последующим утверждением; 4.присоединение к д-ру; 5.ратификация. \Ратификация- это одновременно и внутренний акт и м\н акт. В соответствии с внутренним з-вом ратификацию осущ-т Парламент, Президент или Правительство. В соотв-ии с зак-вом РБ предлож-е о ратиф-ии вносит СМ гос-му органу управления, в компетенцию которого входят вопросы, регул. этим м\н д-ром. М\н д-ры подлежат ратифи-ии НС, к-е прин-ет з-н о ратиф-ии. После принятия з-на МИД готовит ратифик-ю грамату. Если был 2-хсторонный д-р, то ратифик-е грамоты высыл-ся депозитарию. Это м. б.: 1.

1.одно из гос-в, подпис-х д-р; 2.секретариат м\н орг-ии, если д-р подписан в рамках этой орг-ии; 3.секретариат ООН или Генеральной Сессии ООН.

Депозитарий: 1.приним-ет на хранение ратификацион-е грамоты; 2.сообщает гос-м о поступлении очередных ратифик-х грамот; 3.о вступлении д-ра в силу при поступлении необходимого количества ратификационных грамот. \Д-р м. вступать в силу путём его принятия. Т. е. после подписания договора он подлежит одобрению или утверждению опред-ми нац-ми орг-ми. \Согл-но ст.10 з-на « О м\н д-х» м\гос-е д-ры утвержд-ся Президентом, а м\правит-е – СМ. \Присоединение к д-ру – это акт согласия г-ва на обяз-ть д-ра, закл-го др. г-вами. Возможн-ть присоед-я м. б. пред-на самим д-ром или вопрос присоед-я м. соглас-я с первон-ми участник-ми д-ра. Процедура присоед-я такая же как и ратиф-ии.

При принятии д-ра г-во вправе сделать оговорку в д-ре. Оговорка – это одностор-е заявл-е в любой формулировке, посредством которого выраж-ся желание искл-тьники. или измен-ть юридич-е действие опред-х полож-й д-ра в их применении к стороне д-ра, сделавшего оговорку.

Оговорки не допускаются, если они: 1.запрещены самим д-ром; 2.не входят в чило разрешённых; 3.меняют суть д-ра. О внесении оговорок д. извещ-ся все г-ва. Оговорка м. б. в любое время снята, о чём тоже сообщается гос-м.

Источники МП: понятие, виды, общая хар-ка.

Источники – формы существования норм. Нормы МП – общеобязательные правила деят-ти и взаимоотношений г-в или иных субъектов. Виды норм: 1.по форме: 1)документально закреплённые (д-ры, акты); 2)сущ-щие без фиксации в правовом акте (обычные м\н нормы, к-е не записаны, но признаются гос-вами обязательными); 2. по субъектно-территориальной сфере действия: 1)универсальные (объект представляет интерес для всех гос-тв) обладают высшей юр. силой гос-ства (принципы МП); 2)локальные (регулирующие отношения м\у 2 или несколькими гос-вами).

Ист-ки МП: 1.м\н д-р; 2.м\н обычай; 3.общие принципы МП; 4.акты м\н конференций и м\н организаций. Внутригос-твенные з-ны не являются источниками МП, но их содержание влияет на содержание м\н норм. М\н д-р – это соглашение 2 или более участников м\н отношений относительно их взаимных прав и обязанностей, к-е выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Черты: 1.договорная форма позволяет чётко сформулировать права и об-ти сторон; 2.дог-ным рег-нием охватываются все области м\н отношений, идёт замена обычаев на д-ры; 3.д-ром обеспечивается согласование внутригос-твенных норм и м\н правовых.

М\н обычай – правило поведения гос-ств, к-е в результате длительного и всеобщего применения признаются ими в качестве юр-ки обязательной нормы. Признаки: 1.длительность применения; 2. всеобщность; 3.обязательность. Обычай фиксируется во внешнеполитических док-тах, правительственных заявлениях. По юр-ой силе д-ры и обычаи равны.

Способы зарождения обычаев: 1.резолюция м\н организации, имеющая рекомендательный х-р впоследствии признаётся гос-ми как обязательная; 2.м\н д-р не вступивший в юр-кую силу, исполняется гос-ми как обяз-ый; 3.гос-во не является участником д-ра, но поступает в соот-вии с этим дог-ом; 4. Внутригос-ный акт одного гос-ва становится обязательным для нескольких г-в. Принципы – основополагающие начала отношений гос-в и носят императивный х-р.

Акты м\н конференций. М\н конференция м. завершиться принятием итоговых доктов различного х-ра в зависимости от целей конференции. Если итоговый документ имеет нормативный и обязательный характер, то он является источником МП: 1.Акт связанный с урегулированием отношений между гос-вами. 2.Акт имеет общ. характер. 3.В акте есть указания на должное поведение г-в. 4. актом предусматриваются меры контроля за соблюдением его исполнения. (1975 г. Закл-ный акт СБСЕ: нормы о пр-пах сотруд-тва гос-в, кот. гос-во обяз-ся руковод-ся) М\Н орг-ции принимают либо акты-рекомендации, либо носят правоприменительный хар-р. Сама м\н орг-ция не может быть м\н законодателем, но гос-ва-члены орг-ции используют её для нормотворческой деят-сти. Резолюции Ген. Ассамблеи ООН могут устан. обязат-е их исполнение гос-ми.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.013 с.)