Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины «массовости» кино с точки зрения психологии ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал З. Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я», ука-зывая, что в массе личные характеристики индивидуумов теряют значение в пользу массовой души. В книге «Психология масс» психолог Ле Бон говорит об этом так: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожи-ми ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигент-ности, одним фактом своего превращения в массу они приобретают коллек-тивную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и посту-пают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы». Фрэйд считал: «сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнаруживается бессознатель-ный фундамент, у всех одинаковый». Человек в массе не осознает себя. Им можно управлять. Он легко поддается внушению со стороны лидера или за-ражению между членами массы. Такое заражение является следствием вну-шаемости, присущей в разной степени всем людям. Это умело используют современные «акулы шоубизнеса». Выпуску каждого «высокобюджетного» фильма предшествует массированная рекламная компания в средствах массо-вой информации, прежде всего на телевидении, создавая ажиотажный спрос. У массы могут быть благородные или жестокие намерения и почти полностью отсутствует критика. Масса легко возбуждается, изменчива и им-пульсивна. В ней каждое предположение доходит до крайности: симпатия до обоготворения, недоверие и неприязнь до ненависти. Человека в массе мож-но сравнить с машиной. У него нет своей собственной воли, индивидуальнос-ти и личных качеств, есть общая воля и коллективная душа. Он не действует сам, а направляем массой и ее лидером. Роль вождя может выполнять идея посмотреть новый, разрекламированный фильм. Лидер фанатично предан идее и первым подчиняется ей. Она дает в его руки неограниченную власть над закономерностями жизни – иллюзию, которая становится для людей то-лпы реальностью. Для массы граница между реальным и ирреальным пропа-дает. Рождается противопоставление: Индивидуальное и Массовое, Сознание и Бессознательное, Реальность и Иллюзия, Эгоизм и Альтруизма. [2, 8, 14]
Чтобы объяснить, почему кино – наиболее массовый вид искусства, необходимо знать историю возникновения и формирования его основных на-правлений. Кино выросло из камеры Обскура. Первые фотографии являлись индивидуальными произведениями искусства. С появлением негатива число получаемых копий становится неограниченным. 2 принципа одушевляют ки-нематограф – фотография и движение. Фильмы братьев Люмьер, показывали непосредственные события реальности («Прибытие поезда на вокзал Ла Сио-та»), были развлекательные – «Политый поливальщик». Мальес –1-й режис-сер, делавший фильм-зрелище. Разные страны подарили неповторимые наци-ональные кинематографические школы. Каждая из них по–своему осмысли-вала сущность кинематографа и реагировала на социальные изменения. Эти социальные потребности, запросы времени и создавали направления, по ко-торым развивался кинематограф. Наиболее влиятельными, своими открыти-ями, в истории кино были: русский кинематограф 20-х гг., развивавший тео-рию монтажа; немецкий экспрессионизм; итальянский неореализм; «новая волна» во Франции и Голливуд. Если европейская традиция воспринимала кино как искусство, создавая неповторимые шедевры, то Голливуд, приняв-ший установку на развлечение, эффектность и легкость восприятия кино, ти-ражировал, фильмы с похожими сюжетами и однотипными образами. [9, 13] Кино впервые дало возможность сразу увидеть большое количество людей. Первые фильмы были не жанровыми картинами, а просто съемки ре-альных фактов. В центре кинематографического интереса находится явление или масса. Эйзенштейн написал: «Начинается наша кинематография со сти-хийно-массового «протогониста», с героя – массы. К завершению своего пер-вого пятнадцатилетия, стихийно-массовый стиль первого периода начинает индивидуализироваться на экране серией отдельных образов, определённых фигур. Картина пятнадцатилетия в целом как бы символизирует это единство вождей героев и массы в одном целостном и объемлющем образе». В кино появляется идея героя-типажа - вестника времени с усредненными качества-ми. Типаж был нужен для того, чтобы как можно более близко к действите-льности передать современного героя. Советское кино начального периода было призвано отражать историческую реальность с точки зрения современ-ных ему правителей и служить развитию человека в духе идеологии.
Суть психологического нравственно-формирующего воздействия на личность состоит в организации чувственных представлений зрителя о нрав-ственном (или безнравственном) в законченный кинематографический образ, созданный по законам искусства кино и приобретающий художественно-эс-тетическое и нравственное воздействие кино-произведений на зрителя, на его духовный мир. Под нравственным воспитанием средствами киноискусства понимается изменение сознания, чувств, взглядов, намерений и поведения личности в соответствии с принципами культивируемой нравственности. [1] Оценивая значимость киноискусства, В.И. Ленин отмечал, что «Из всех искусств самым важным для нас является искусство кино». Это опреде-ление имело прямое отношение к нравственно-формирующему воздействию искусства кино на широкие трудящиеся массы. После Великой Октябрьской социалистической революции поиски путей воспитания масс в духе социали-стической нравственности приобрели конкретный и практический характер. Для осуществления этой задачи пролетариат должен был "переделывать" на новый лад не только союзников-крестьян, но и себя. Революционные преоб-разования рождали художников-новаторов, экспериментаторов, которые в разной стилевой манере отобразили в своем творчестве нравственный пафос революции, ее героев. Качественно новая социальная жизнедеятельность ли-чности, как итог социалистической революции, влекла за собой перестройку ее нравственного самосознания. Выявление нравственного смысла жизни че-ловека в конкретно-исторических условиях – первостепенная задача искусст-а кино послереволюционного периода. Революция дала художникам, поло-жившим начало школе советского киноискусства не только новую тематику, новые человеческие образы, но и нового зрителя. Искусство кино, имея в ху-дожественно-изобразительном арсенале приемы регуляции поведения чело-века, в доступной форме показывало зрителю его ценностные перспективы. Задача киноискусства этого периода состояла в том, чтобы в наглядно-образ-ной форме отразить эти непреходящие нравственные ценности. Поиск путей отражения нравственных ценностей имел большую социальную значимость. Революционное движение масс к светлому будущему запечатлел фильм С. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". В нем глубоко воспроизведен собира-тельный образ революционно настроенных трудящихся. Судьбы людей в фи-льме показаны через призму эволюции их революционного и нравственного сознания. Несмотря на то, что логика доказательств социальных потрясений времени зачастую эмоциональна, эпизоды дикой расправы над трудящимися на Потемкинской лестнице в Одессе, вызывают у зрителей справедливое чу-вство ненависти к классовым врагам. Автор сознательно не конкретизирует героев, сконцентрировав внимание на обобщенном образе масс, революцион-ный порыв которых сочетался с нравственным опытом революционной борь-бы. Режиссер подчеркивает справедливость революционного разрыва с про-должающимся тысячелетия антагонизмом классового общества, подчинив все изобразительно-выразительные средства фильма этой задаче. Духовно-формирующая сила этого произведения оказала воздействие не только на зрителей, но и на самого автора, «Если революция привела меня к искусству, - писал С. Эйзенштейн, - то искусство целиком ввело в революцию.» [6, 11]
Проведенный анализ искусства кино периодов зарождения и станов-ления показал, что оно является элементом духовной культуры общества, вы-полняя важные функции в практическом обеспечении преемственности эта-пов развития общества, и в открытии новых нравственных граней в развитии личности и общества. К основным функциям этого вида искусства следует отнести: идейно-просветительскую, нравственно-формирующую и функцию образа для подражания, побуждение человека к определенному нравственно-му поведению (подражание тому, что показано в фильме). Гармоническое единство названных функций подчинено цели - нравственному воспитанию личности средствами искусства кино. [1, 8] Если перед любым человеком поставить рядом несколько картинок, объектов, фактов и явлений, он найдёт в них общее, сделав автоматически определённый трафаретный вывод – обобщение. В кино из кусков, путём мо-нтажа рождаются образы: цепь картинок, объединённых фильмом, у нас выз-вано представлением о происходящем. Кинематограф фиксирует, стереоти-пирует, штампует образы-представления, которые человек переносит из него в свою жизнь как уже его индивидуальное видение, узнавание образов, жан-ровых картинок и явлений действительности. Кино штампует, оформляет со-знание человека, творит норму. Кинофильм не осознаваемо захватывает эмо-ции человека; навязывает представления, которые по глубине переживания можно причислить к собственному опыту. Монтаж подводит к шокирующим по своей жестокости и откровению сценам, цель которых разбудить челове-ка. Жестокость широко распространилась в искусстве конце ХХ в. обретает обоснование в философии Ницше и исследованиях Фрейда. В начале она вы-зывала сильный эмоциональный отзыв, сейчас стало массовым явлением ки-но, телевидения, газет. Есть представления, что жестокость на экране служит высвобождению агрессивной составляющей психической жизни человека. «Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами». С высказыванием Вальтера Беньямина, сказанного после поез-дки в СССР нельзя не согласиться. Через кино и информационные институ-ты действительно производится оформление человека в направлении, удоб-ном власти. ХХ век показал на примере образований тоталитарных систем власти и формирования массовой культуры потребления, как много сил необ-ходимо приложить человеку, чтобы остаться творцом своей жизни и души. Умело используется кино в политике. Вспомним, какую роль кинематографу придавал И.В. Сталин и награждение фильма М. Мура «Фаренгейт 9/11» в Каннах. Автор никогда не скрывал, что главной его задачей при съёмках фи-льма было поражение Дж.Буша младшего на президентских выборах. [2]При помощи искусства достигается самосовершенствование. В этом цель искусства - раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать себя. Кино обогащает духовный опыт человека, если, выражает осо-бое видение его создателя, отражая мировоззрение режиссёра. Такое коно на-зывается авторским. Кинофильмы Антониони, Ф. Феллини, С. Эйзенштейна, А. Тарковского, М. Ромма, Висконти, Бергмана, Параджанова, Фассбиндера, Херцога, Бунюэля, Жана Кокто и многих других не менее самобытных твор-цов кино воспитывают нынешнее и будущие поколения. Авторское кино – это противовес массовой штамповой культуре, навязываемой Голливудом.Следует выделять такую важную роль кино, как возможность избавле-ния от невроза путем просмотра фильмов. Такие фильмы как, напр., «Груз 200», по силе достигнутых эффектов-воздействий на аудиторию и связанных с этим аффективных переживаний психики, способны добиться намного бо-льшего эффекта, чем многие психотерапевтические методики, требующие методичного и вдумчивого погружения пациента в свой внутренний мир. В течении одного просмотра фильма подобного содержания, пациент разом снимает с себя груз наболевших психосоматических проблем, испытывая ка-тарсис (очищение). Рассматривая механизмы достижения подобных эффек-тов-результатов посредством просмотра теле— или кинофильма, приведем классические приемы задействования в психике масс той эмоциональной со-ставляющей, благодаря которой, собственно, и рождаются в душе чувства, которые помогают сопереживать героям фильмов путем бессознательной во-влеченности в сюжет и действие, разыгрываемое на экране. А.В. Федоров приводит такую схему достижения эффекта у зрителя: [5]
— оркестровка» — психологическое давление в форме постоянного повторе-ния тех или иных фактов вне зависимости от истины; — «селекция» («подтасовка») — отбор определенных тенденций — к приме-ру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуме-ньшение) данных тенденций; — «наведение румян» (приукрашивание фактов); — «приклеивание ярлыков» (например, обвинительных, обидных и т.д.); — «трансфер» («проекция») — перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека); — «свидетельство» — ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;
— «игра в простонародность», включающая, к примеру, максимально упро-щенную форму подачи информации. — «просеивание» информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопостав-ления с действительными фактами и т.д.); — снятие с информации ореола «типичности», «простонародности», «автори-тетности»; — критический анализ целей, интересов «агентства»/авторов медиатекста». Среди факторов, влияющих на притягательность кинофильма, выде-ляется демонстрацию сцен насилия, вызывающих дополнительный всплеск эмоций зрителя, а значит и вовлеченность в процесс просмотра. Рассмотрим классификацию притягательности сцен насилия Дж.Кэнтор (1998): [28] 1) Желание испытать волнение. Просмотр сцен с насилием активизирует сопереживание, увеличивает скорость сердцебиения и давление. 2) Стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии): многим медийным реципиентам нравится виртуально участвовать в агрессивных дей-ствиях. Увлечение медиатекстами, содержащими натуралистическое изобра-жение сцен насилия, имеет прямое отношение к процессу получения удово-льствия от созерцания подобных сцен, к идентификации с агрессором, а не с положительным персонажем или жертвой. 3) Игнорирование ограничений (эффект «запретного плода): родители ли-митируют доступ детей к медийному насилию, отчего такого рода эпизоды становятся для определенной части несовершеннолетних более желанными. 4) Попытка увидеть насилие и агрессию, отражающие свой собственный опыт. В этом смысле агрессивные люди любят смотреть программы, показы-вающие характерное для них поведение. Исследования показывают, что лю-ди, которые в реальной жизни ведут себя агрессивно, останавливают свой выбор на более агрессивных программах. 5) Изучение окружающего криминального мира: люди, для которых наси-лие является неотъемлемой частью их социального круга, больше интересую-тся насилием на экране. 6) Самоуспокоение: контакт с медиатекстами, содержащими сцены наси-лия, помогает людям отвлечься от собственных жизненных страхов и реаль-ных проблем, так как, типичный сюжет сериалов заканчивается торжеством порядка и правосудия. 7) Гендерный эффект. В детской аудитории имеется гендерная разница в восприятии сцен насилия. Когда мальчики и девочки смотрят одну и ту же телепередачу, первые могут быть более подвержены «эффекту агрессии» и идентификации с типичным агрессивным мужским персонажем, тогда как девочки в большей степени испытывают страх, потому что идентифицируют себя с типичным женским персонажем-жертвой»; Рассмотрим классификацию причин привлекательности медийного насилия для кино аудитории, разработанную Дж.Голдштайном (1998): [17] 1) Субъектные характеристики. Наибольший интерес к теме насилия проявляют следующие категории: а) мужчины; б) индивиды, в большей степени, чем обычно, склонные к агрессивности; в) те, чьи потребности в возбуждении и острых ощущениях можно опреде-лить в диапазоне от умеренной до высокой; г) находящиеся в поиске своего социального «Я», или способа подружиться со сверстниками; д) склонные к «запретному плоду»; е) желающие увидеть восстановленную справедливость; ж) способные сохранить эмоциональную дистанцию, для того, чтобы визуа-льные образы не вызывали слишком большое волнение. 2) Использование сцен, содержащих насилие: для управления настрое-нием; для регуляции волнения и возбуждения; для возможности выражения эмоций; 3) Характеристики изображения насилия, которые повышают их при-влекательность: а) нереальность (музыка, монтаж, декорации); б) преувеличенность или искаженность, фантастический жанр; в) предсказуемый результат (справедливый финал); 4) Контекст. Сцены насилия (военная или криминальная тематика) бо-лее привлекательны в безопасной, знакомой обстановке. В системе НЛП разработаны психотехники, позволяющие эффективно привлекать внимание зрителя к заранее намеченным качествам демонстриру-емого объекта и формировать соответствующие установки. Среди таких пси-хотехник — «трансформация смысла», «присоединение к будущему», «яко-рение» и мн.др. Представляя собой манипуляции со зрительными образами, они легко переводятся на язык современного кино. Один из приемов устране-ния навязчивого образа или тягостного впечатления, получивший название «разрушение». Человек воображает зрительный образ, от которого желает избавиться, в виде большого цветного витража. Далее он с силой «ударяет» по нему молотком и наблюдает, как он разбивается на тысячи мелких оскол-ков и распадается. Другой прием разрушения тревожных видений заключае-тся в том, чтобы мысленно смотреть фильм, остановить его в нужном момен-те и представить как проекционная лампа прожигает дырку в кадре. [15, 19] Если необходимо очернить кого-то на экране, то необходимо сначала показать его портрет, который неожиданно трескается и превращается в мел-кие осколки. Можно и проще — показать то же изображение в полной сохра-нности, но преднамеренно подчеркнуть в нем какую-то эмоционально-оттал-кивающую деталь (потное лицо, бородавку на лбу, неприятную гримасу и т. п.). В действие вступает подсознание, которое оказывает ключевую роль в любом процессе общения. Во время кинотрансляции на зрителя помимо вер-бальных информационных потоков, обрушиваются и невербальные (жесты, мимика, внешность киногероя). Наибольшее воздействие на психику во время или после просмотра художественного фильма оказывает идентификация. Идентификация опреде-ляется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентифи-кации зритель бессознательно отождествляет себя с тем или иным персона-жем фильма (с объектом идентификации). Идентификация приводит к под-ражанию действиям и переживаниям объекта. Вторым по значимости можно назвать сублимацию. Сублимация выражается в том, что зритель, раннее ис-пытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутрен-ней тревожности переключением на такое позитивное занятие для его психи-ки, как просмотр художественного фильма. В этот момент включается в дей-ствие механизм идентификации, а также механизм проекции. Проекция оз-начает что человек приписывает свои собственные нежелательные черты другим, и т.обр. защищает себя от осознания этих черт в себе. Зритель наде-ляет какими-то своими негативными чертами отрицательного героя, и хотя бы на время избавляется от них. Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым зритель формирует самые различные установки. Часто интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. Т.обр. зритель бессознательно видит не героя фильма, а похожего на него человека, связь с которым когда оборвалась и которого нет рядом с ним (быв-ший друг, знакомый, родственник; причем важен именно факт отсутствия этого человека на данный момент; сам потерянный объект может быть жив, но находится на расстоянии, или умереть, и тогда в процессе интроекции как бы возвращается память о нем). [4 - 8] В процессе просмотра художественного фильма становится возможно появление такого механизма как реактивное образование. Реактивное образо-вание означает бессознательную трансформацию одного психического сос-тояния в другую (например, любовь — в ненависть, и т.п.) Часто подобное встречается в жизни, когда один человек испытывает бессознательную при-вязанность к другому, а сознательно стремясь оградить себя от этого — гне-вается по любому поводу на этого человека. Начальник-мужчина может быть тайно влюбленным в свою подчиненную, но сознательно понимая невозмож-ность проявления собственных чувств — мучает ее различными придирками и проч. Тогда как на самом деле страстно любит. Самоограничение. Подобное свойственно творческим личностям, ко-торые видя какие-то достижения людей схожих профессий достигших значи-тельных высот, бессознательно прекращают или замедляют собственную тво-рческую деятельность, объясняя себе, что никогда не достигнут таких же вы-сот, а делать что-то, заведомо зная что у другие это делают лучше, не хотят. У зрителей, у которых слишком развито воображение, также могут возник-нуть бессознательные проблемы, т.к. после отождествления себя с героем, например, их возраста, добившегося несравненно большего, чем они, у таких зрителей включаются механизм самоограничения, как защитной реакции психики от депрессии и прочих форм развития симптоматики невроза. Вытеснение. Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как ока-зывается при более детальном рассмотрении, для него неприятны. Часто по-давляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо от-резок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживания-ми, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека. Во вре-мя просмотра художественного фильма зритель избавляется от многих собст-венных комплексов, бессознательно вытесняя их. У него возникает неосозна-нное желание продолжать смотреть фильмы дальше, подобный процесс ока-зывает релаксирующее исцеляющее воздействие на психику зрителя. Рационализация или защитная аргументация. Рационализация как за-щитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логи-чные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Для психики это необходимо для сохранения собственного положительного представле-ния человека о себе. Фильм, сюжетная линия, игра актеров и прочее значи-тельно помогают зрителю в подобном процессе. [12, 15] Аннулирование — психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой для человека мы-сли или чувства. Когда человек просит прощения и принимает наказание, его плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать жить с чистой совестью. В процессе отождествления во время просмотра художественного фильма зритель бессознательно отождествляет себя с героем фильма, потому что за счет последнего он избавляется от внутренних страданий. В этом заключена исцеляющая роль фильма в частности и телевидения в целом. Расщепление. В результате включения данного механизма зритель бе-ссознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», сло-вно бы убирая нечто неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им какой-то критической ситуации, вызывающей дискомфорт психи-ки в результате развития, например, тревоги. Расщепление является неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, пос-редством действия которых человек стремится уйти от реальности, подменяя истинный мир — ложным. Кинематограф в этом случае наиболее способст-вует к уходу из реальности. Отрицание. В случае действия данной бессознательной защитной ре-акции психики зритель, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации, бессознательно отрицает существование ее. Следует заметить, что наличие факта отрицания человеком каких-то фактов или со-бытий в большинстве случаев позволяет узнать о том, что на самом деле его беспокоит, что является для него наиболее важным, потому что обычно в 1-ю очередь отрицается то, что человек бессознательно старается скрыть. Просле-живая жанровое предпочтение зрителя появляется возможность узнать о нем немного больше. [19, 24] Смещение. Подобная защитная функция выражается в бессознатель-ном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект. Во время кино- и телетрансляции путем подобного переключения становится возможным избавиться от каких-то внутренних конфликтов. Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагиро-вание от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волне-ние. Во время просмотра фильма зритель полностью погружается в действие на экране и не думает о проблемах, беспокоивших его в обычной жизни. Регрессия. Регрессия может проявляться в том, что зритель-невротик бессознательно возвращается в прошлое, где ему было намного лучше, чем в настоящем времени. Подобное особенно проявляется при просмотре старых кинолент, фильмов времен молодости данного зрителя. Рассмотрев далеко не полный список защитных механизмов психики, включавшихся при просмотре художественных фильмов, мы должны напо-мнить, что защитные механизмы являются способом избежать невроз. Кино и телевидение весьма легко справляется с подобной психотерапевтической фу-нкцией, поэтому любая телевизионная трансляции бессознательно притягате-льна для человека. [28] Кинематограф по своей значимости по оказанию воздействия на пси-хику с момента своего появления занимает лидирующие позиции. За сравни-тельно непродолжительное время на человека обрушивается такой объем ин-формации, который он не за что не мог бы получить при чтении книги. Чело-век как бы находится «под массированным обстрелом». Задействуются орга-ны зрения, слуха, чувства, эмоции, отключается разум, резко снижается барь-ер критичности на пути поступаемой информации с внешнего мира, в резуль-тате психика человека оказывается не готова к такому массированному воз-действию, активируются архетипы бессознательного, вся поступаемая инфо-рмация оказывается в подсознании, откуда позже начинает влиять на созна-ние. А значит все что поступило в подсознание с экрана телевизора или кино-проектора — служит для человека установкой к действию. Причем, если при чтении книги образы, посредством воображения, появляющиеся в бессозна-тельном психики зависят от интеллектуальных способностей и тех знаний, которые были заложены в психике раннее, то при просмотре кинофильма все значительно упрощается. Информация поступает уже в «разжеванном» виде. «Измельченная» на части она становится значительно легче для усвоения, чем при чтении книги. Поэтому фильмы намного легче смотреть, чем читать книги. Для этого не требуется специальных навыков. Можно быть неграмотным и т.не менее понимать фильм. Между информацией из кино-проектора и мозгом не существует никакого барьера. Любая информация сначала целиком оказывается в глубинах психики, а после формирует мысли и поступки человека. Мозгу не требуется излишнего напряжения. За человека это уже сделали кинопродюсеры, спонсирующие команду манипуляторов. Сценарист написал качественный манипулятивный сценарий. Режиссер про-думал такую постановку сцен, сочетания музыки, игры актеров и т.п., чтобы достигнуть максимального эффекта-воздействия на подсознание зрителя. Оператор позаботился, чтобы «задуманное» режиссером было в правильном контексте «выхвачено» из окружающего мира. Специалист по спецэффектам тоже профессионально сделал свою работу. Актеры приложили максималь-ные усилия к тому, чтобы в душе зрителя сформировались те образы, кото-рые в случае самостоятельного чтения книги зависели от воображения чело-века. Поэтому при просмотре кинофильма для зрителя не нужно затрачивать каких-то дополнительных усилий. Только смотреть и слушать. В крупных американских кинокомпаниях в создании кинофильмов по-мимо сценаристов, режиссеров и остальной команды важную роль играют специалисты по манипулированию сознанием. В их введении находится за-дача воздействия на подсознание масс с целью провоцирования базовых ин-стинктов (страх, секс, проч.) и задействования архетипов коллективного бес-сознательного психики (жажда мщения, торжество справедливости, противо-стояние добра и зла, проч.). Человек, посмотревший фильм, никогда не смо-жет пересказать «вшитые» в него мысли, отмечают авторы книги «Проект Россия» (2006). Он начнет пересказывать сюжетную линию, игру актеров, за-помнившиеся эпизоды, спецэффекты и прочее. Самой мысли он никогда не увидит. Главная мысль в такой продукции ориентирована не на сознание, а на подсознание. [23] Мысль как бы разбросана по всему фильму в никак не связанных друг с другом деталях. Эти детали, попав в подсознание, объединяются в целое. Это образует точку отсчета, которую человек никогда не осмыслит, но всегда отталкивается от нее, принимая решение. Именно эти мысли, которые искус-но вкрапливаются между строк, вплетены в поведение героя, в сюжет, а об-щая атмосфера произведения формируют модель поведения для зрителя, преподнося образцы для подражания. Человек смотрит фильм, а нужная ма-нипуляторам информация закачивается в подсознание, формируя необходи-мые манипуляторам взгляды на жизнь. Наличие таких психологических ус-тановок человек не осознает, и позже выдает приходящие к нему мысли за свои, не подозревая, что раннее с его подсознанием была проведена работа. В некоторых случаях, например в научно-познавательных или документальных передачах, манипуляторы массовым психическим сознанием играют на жела-нии человека к совершенствованию. При этом чтобы увеличить внушение, криминальные психотехнологи используют такие проверенные технологии, как музыка за кадром, речь ведущего передачи с соответствующими интона-циями, вовремя сделанными паузами, поставленной дикцией, чуть хриплова-тым голосом, зрительные образы посредством движущихся картинок-кадров, и т.п., что способствуют лучшей запоминаемости увиденного и услышанно-го. Причем запоминание усиливается и за счет того, что цензура психики не в состоянии анализировать поток информации, наступающий через одновреме-нное воздействие на репрезентативные и сигнальные системы. Вновь посту-паемая информация в процессе неоднократного повторения усиливается, нак-ладываясь на информацию, уже имеющуюся в подсознании человека. Но человек всегда смотрел и будет продолжать смотреть кино- и теле- фильмы. Некоторые из таких фильмов постепенно или сразу становятся куль-товыми. Подавляющая масса зрителей нуждается в таких фильмах, потому что они необходимы для поддержания личной и коллективной идентичности, для формирования вокруг предлагаемых ими проективных образов основ со-бственной психической реальности. В этом сила создания культовых филь-мов. Именно посредством освоения подобного рода культовых содержаний, их интеграций в жизненный мир человека, и осуществляется вхождение че-ловека в структуру социального мифа и катарсический эффект последнего. В культовых фильмах воедино слиты средства, созданные культурой для про-воцирования массовых эмоциональных реакций. Фильмы предоставляют ка-ждому зрителю возможность получения посредством просмотра моделей для социальных ролевых игр и проективных образов для любых импульсов бес-сознательного. Соблазн слияния с массой посредством испытания общих эмоций настолько велик, что современный человек «представляет собой не-кий осадок идентификаций с кино (теле) героями, а его сфера осознавания мира ассоциативно структурирована комбинациями ситуационных и слове-сных цитат из кинофильмов и телепередач». (В.А.Медведев, 2004). [2, 10, 22] Следует выделить следующие законы информационного воздействия: — ложь должна быть дозирована и сохранять видимость правдоподобия; — необходимо четко представлять ожидания аудитории, что позволяет соз-давать иллюзии, применимые именно для данной аудитории; — следует использовать логику коллективного действия, взаимной ответст-венности; — необходимо скрыть информацию, которая идет вразрез с официальным курсом; — следует обращаться к «священным принципам» нации; — необходимо использовать символику и символизацию посредством имид-жевых технологий. При этом в воздействии на массовую аудиторию выделяется роль имиджа, который складывается из предлагаемых клише-шаблонов. При этом имидж может формироваться как целенаправленно, так и спонтанно при по-мощи манипулирования императивными установками: — формирование и использование «образа врага». «Враг» может быть не реальным, а символическим. При манипулировании «образ врага» внедря-ется в общественное сознание в 1-ю очередь. «Образ врага» помогает обосно-вать любые непопулярные действия властей; — «политика самоочевидного», когда за «очевидное» выдаются хоро-шо подтасованные факты; — данные социологических опросов. При опросах большее влияние на общественное мнение оказывают не ответы, а формулировка вопросов. Вопрос может активно влиять на модели поведения и ценностные ориента-ции. Опросы приводят к целенаправленному смешению событий и псевдосо-бытий, фактов и мнений, обещаний и действий, действительного положения дел и их интерпретации. Вопросы, составленные в строго определенной фо-рме, заставляют объекта манипуляций включить в поле возможного выбора также цели и намерения, к которым он не стремился и которые не имел в ви-ду. Такие вопросы «раскачивают» установки человека, его ориентации и убе-ждения, и делают его уязвимым и открытым для манипуляций. Содержание вопроса оказывает скрытое влияние на ответ, ограничивая поле выбора и возможности субъективных интерпретаций. При помощи опросов происходит подмена подлинного осознания ин-дивидуальных мнений моделированием общественного мнения. (К.Х. Калан-даров, 1998). Опросы создают образ среднего человека, которому бессознате-льно будет соответствовать большинство. Не существует ни одного опроса, отражающего реальную действительность. Такое попросту невозможно. От-веты человека могут зависеть от его настроения в данный момент, от личнос-ти опрашиваемого, от невероятного множества различных обстоятельств. [6] Способы противостояния негативному влиянию кино в частности и СМИ в целом могут быть следующими: (по С.А. Зелинскому, 2008). [12] — Формирование критического мышления по отношению к получе-нию информации от внешнего мира через систему СМИ и СМК, обретение навыков работы с информацией. — Формирование индивида как личности (он должен уважать себя как личность, и отдавать отчет о поступках себе, желательнее и отчет перед коллективом); — Развитие сверх-идеи (например, об элитарности, собственной изб-ранности, или избранности коллектива (движения) в котором он находится; — Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов) негативно-го влияния СМИ с целью обретения навыков умения анализировать различ-ные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания); — Получение и закрепления материала по информационной безопас-ности, формирование представления о влиянии информационных потоков на психику человека (посредством в т.ч. и знаний о работе мозга по восприятию информации) полученных на лекциях, семинарах, и т.п. форм усвоения полу-ченной информации;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.073 с.) |