Нравственный идеал в современном кинообразе как средство формирования нравственной позиции человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственный идеал в современном кинообразе как средство формирования нравственной позиции человека



Первичной формой отображения и восприятия зрителем художествен-ной информации искусства кино, является кинообраз. Первым научное обос-нование художественной специфики и процесса создания образа в искусстве дал В.И. Ленин. Он на основе теории отражения создал современное диалек-тико-материалистическое учение о творчестве. Любой художественный образ любого вида искусства можно толковать либо с позиции правдивого отобра-жения действительности (объективное начало, воспитывающее правдой), ли-бо с невольным или преднамеренным искажением действительности в искус-стве, ставшей художественной неправдой. Кинематографический образ не имеет пока еще четкого структурного определения. Художественный кинема-тографический образ рождается из взаимодействия между непосредственным и опосредованным мышлением - это сложный диалектический процесс отра-жения идей в сознании художника и воплощение их в реально образной фор-ме. Такая конкретная образная форма воспринимается как итог. [26]

Гносеологический основой правильного понимания кинообраза являе-тся специфика его отражения. Процесс создания кинообраза оформляется в сознании творца еще до его взаимодействия с выразительными средствами. Начальной ступенью появления кинообраза является замысел. Он не имеет пока четких очертаний. В процессе же вызревания внутренней структуры об-раза эти очертания конкретизируются. "При этом отдельные понятия получа-ют непосредственную наглядную интерпретацию, а остальные - косвенную", - пишет А. Славин. В воображении законченный, кинематографический об-раз представляет собой неразрывное единство чувственного и логического, сущности и явления, случайного и необходимого, индивидуального и обще-го. Художник при помощи специфических выразительных и изобразитель-ных средств стремится воплотить художественный образ в жизнь. Между ху-дожником и выразительными и изобразительными средствами, как инструме-нтами воплощения образа, возможны противоречия. Конкретно вырисован-ный в воображении художника кинообраз иногда приводит к дополнитель-ным и трудным поискам актера, способного адекватно реализовать идею ху-дожника. Поэтому художник должен подчинить своему замыслу, своей идее весь арсенал выразительных и изобразительных средств. Конфликт либо сог-лашательство приводит к неполной реализации идеи, а, подлинно художест-венного произведения не получается. Правда жизни заключается в постоян-ных поисках идеалов. Художник усиливает воспитательное воздействие, включая в идеал-образ собственные намерения, стремления и мечты, и сооб-разовывая свои педагогические цели с общественно-историческими условия-ми, природой, культурой, жизнью общества в целом. Положительный герой нашего времени - активная личность, твердо знающая, ради какой цели она живет, борется, трудится. Воплощая в себе достижения современности, идеа-лы будущего, положительный герой современного киноискусства обладает большой силой эмоционального воздействия на мысли и чувства зрителя, бу-дит творческое воображение, помогает преобразовывать жизнь. [1, 16 - 19]

"Цель искусства - формирование социально-полезных чувств, мыслей, взглядов и вкусов человека. Она достигается не только богатством познавате-льного материала, содержащегося в произведении искусства, но и его воспи-тательной значимостью и соответствен конкретно-историческим задачам об-щества". Искусство всегда оценивало личность с позиции способности быть выразителем общественных умонастроений. В настоящий период неизмери-мо возросла и ответственность художника за свои произведения, способные воспитать человека, достойного гражданина своей страны и своего времени. В этих условиях художник отвечает не только за свою собственную позицию, но и за реальное отражение изменений в социальной активности его героя. Социальная действительность влияет на искусство кино непосредственно и опосредованно - через нравственно формируемого ею зрителя, через детер-минированное ею сознание художника. И это не снимает ответственности ху-дожника перед собой и обществом и эпохой в целом. Личность художника выступает не только как первооснова его творческого процесса, но и как про-изводное сложной системы объективных отношений. Определяющим в этом производном будет мировоззрение художника. Оно является идейной осно-вой нравственной позиции и взглядов художника. Идейная доминанта худож-ника определяет нравственную направленность его деятельности. Талант ху-дожника дает ему возможность умелого отображения действительности. [32]

Идейная направленность произведения зависит от того, как воспитала художника социальная среда, какие взгляды на жизнь и искусство она приви-ла ему. Средства и способы формирования мировоззрения художника всеце-ло зависят от социальной среды. Формирование мировоззрения художника в целом имеет свою специфику, свои отличительные стороны. Искусство как форма общественного сознания отличается от других форм миром обобщен-ных эмоциональных характеристик. Разумеется, что эта черта получает свое преломление и в мировоззрении художника.

"Активность мировоззрения зависит от уровня интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений личности, от степени ее стремления к по-знанию и самопознанию, от ее способности чутко реагировать на все сущее в революционном преобразовании мира", - писал Т. Яковлев. Материальные и духовные стороны жизни общества формируют определенный стереотип мы-шления. Мировоззрение художника в конечном счете обусловлено социаль-ной средой, творчество его как итог имеет такую же обусловленность.

ГЛАВА 2

История воздействия мирового кинематографа на умы

И психику людей

 

Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусст-вом, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть движение в увеличила доверие к документальной достоверности фильмов. Переход от неподвижной фотографии к подвижному фильму воспринимается как внесе-ние объемности в изображение. Подчеркнем, что речь идет не столько о бе-зусловной верности воспроизведения объекта, сколько об эмоциональном до-верии зрителя, убеждении его в подлинности того, что он видит собственны-ми глазами. Все знают, как непохожи искажающие бывают фотографии. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпоч-тем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Если нам предоставят портрет и фотогра-фию неизвестного человека и попросят выбрать более достоверное, мы не ко-леблясь остановимся на фотографии, - таково обаяние "документальности". В идеологическом отношении "достоверность", делала кино чрезвычайно ин-формативным искусством и обеспечивала ему массовую аудиторию, с другой стороны, именно это чувство подлинности зрелища активизировало у первых посетителей кинематографа низшие эмоции, свойственные пассивному наб-людателю подлинных катастроф. Чтобы превратить достоверность кинема-тографа в средство познания, потребовался длительный и нелегкий путь.[9]

Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозда-нных событий действительности. История развития кино условно делится на 4 периода. 1-й период охватывает время от изобретения кинематографа бра-тьями Люмьер (1895) до окончания 1-й мировой войны 1914-18. В этот пери-од кинематография получает распространение во всём мире. Возникнув как технический аттракцион, «живая фотография», она вскоре разделяется на ху-дожественную, хроникальную и научно-популярную кинематографию. В са-мых ранних фильмах (до 1908) действие, запечатлеваемое на плёнке, снима-лось большими кусками, соединявшимися друг с другом объясняющими над-писями. Киноаппарат, снимал с одной точки, рисуя изображение в общесред-них планах, охватывающих пространство, приблизительно равное сценичес-кой площадке. Актёры пользовались техникой театрального исполнения, пы-таясь, восполнить отсутствие слова подчёркнутой мимической игрой. Во 2-й половине этого периода (1908-18) началось освоение собственных средств кинематографа: режиссёры стали свободнее размещать действие в пространс-тве кадра, искать возможности изложения содержания фильмов при помощи выбора планов и монтажа, актёры начали овладевать специфической техни-кой игры перед киноаппаратом. От плоских рисованных декораций художни-ки перешли к объёмным, оформляющим реальное пространство действия. Была усовершенствована техника комбинированных съёмок. [32 - 35]

2-й период развития кино — 20-е гг., когда «немое» кино сформиро-валось как самостоятельное искусство. Решающий вклад в исследование и освоение собственных возможностей, выразительных и изобразительных средств кино принадлежит советской кинематографии. Стремление отразить и осмыслить новую революционную действительность определило главное направление развития советского кино. На практике стало осуществляться указание В.И. Ленина о том, что производство собственных фильмов в Сове-тской стране должно начинаться с хроники. От хроникальной съёмки собы-тий советское кино переходило к образно-публицистическому их истолкова-нию в поэтических документальных фильмах Д. Вертова и монтажных исто-рико-революционных фильмах Э.И. Шуб. Влияние кинодокументализма от-чётливо сказалось и на историко-революционных киноэпопеях С.М. Эйзен-штейна, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, Н.М. Шенгелая и др. [2, 20, 21, 23]

Господствующее место на экранах капиталистических стран оказалось у кинопромышленности США. Острые социальные противоречия в жизни США получили отражение в отдельных фильмах ведущих кинорежиссёров - Ч. Чаплина, гротеском подчёркивавшего трагедию жизни «маленького чело-века»; Э. Штрогейма, обличавшего власть денег («Алчность», 1923); К.У. Ви-дора, поставившего одним из лучших антивоенных «немых» фильмов («Бо-льшой парад», 1925), и др. В этих фильмах получили выражение демократи-ческие тенденции американской культуры. [22, 24, 30-33]

3-й период охватывает 30-40-ые годы. Звучащее слово сблизило кино-искусство с литературой и театром, создало условия для более глубокого ис-следования человеческих характеров средствами кино, изменило изобразите-льное и монтажное решение фильмов. В США переход к звуковому кино об-условил выпуск большого количества коммерческих фильмов-ревю, гангсте-рских картин, экранизаций бродвейских представлений; популярность приоб-рела мультипликация У. Диснея. В лучших фильмах американского кино по-лучили правдивое отражение судьбы рядовых тружеников.

4-тый, современный период развития кино в разных странах, начав-шийся в 40-50-ые., характеризуется успехами национальной кинематографии, первыми достижениями кино в ряде государств Африки и Азии, обретших самостоятельность, и в странах Латинской Америки. Сложные процессы иде-ологической борьбы нашли отражение в кино государств Западной Европы и США. В кино получила яркое отражение борьба 2-х идеологий. Распростра-нение нового средства массовой информации — телевидения стимулировало освоение техники цветного, широкоэкранного и широкоформатного кино привело к уменьшению производства фильмов и сокращению киносети. [10]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.007 с.)