Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственный идеал в современном кинообразе как средство формирования нравственной позиции человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первичной формой отображения и восприятия зрителем художествен-ной информации искусства кино, является кинообраз. Первым научное обос-нование художественной специфики и процесса создания образа в искусстве дал В.И. Ленин. Он на основе теории отражения создал современное диалек-тико-материалистическое учение о творчестве. Любой художественный образ любого вида искусства можно толковать либо с позиции правдивого отобра-жения действительности (объективное начало, воспитывающее правдой), ли-бо с невольным или преднамеренным искажением действительности в искус-стве, ставшей художественной неправдой. Кинематографический образ не имеет пока еще четкого структурного определения. Художественный кинема-тографический образ рождается из взаимодействия между непосредственным и опосредованным мышлением - это сложный диалектический процесс отра-жения идей в сознании художника и воплощение их в реально образной фор-ме. Такая конкретная образная форма воспринимается как итог. [26] Гносеологический основой правильного понимания кинообраза являе-тся специфика его отражения. Процесс создания кинообраза оформляется в сознании творца еще до его взаимодействия с выразительными средствами. Начальной ступенью появления кинообраза является замысел. Он не имеет пока четких очертаний. В процессе же вызревания внутренней структуры об-раза эти очертания конкретизируются. "При этом отдельные понятия получа-ют непосредственную наглядную интерпретацию, а остальные - косвенную", - пишет А. Славин. В воображении законченный, кинематографический об-раз представляет собой неразрывное единство чувственного и логического, сущности и явления, случайного и необходимого, индивидуального и обще-го. Художник при помощи специфических выразительных и изобразитель-ных средств стремится воплотить художественный образ в жизнь. Между ху-дожником и выразительными и изобразительными средствами, как инструме-нтами воплощения образа, возможны противоречия. Конкретно вырисован-ный в воображении художника кинообраз иногда приводит к дополнитель-ным и трудным поискам актера, способного адекватно реализовать идею ху-дожника. Поэтому художник должен подчинить своему замыслу, своей идее весь арсенал выразительных и изобразительных средств. Конфликт либо сог-лашательство приводит к неполной реализации идеи, а, подлинно художест-венного произведения не получается. Правда жизни заключается в постоян-ных поисках идеалов. Художник усиливает воспитательное воздействие, включая в идеал-образ собственные намерения, стремления и мечты, и сооб-разовывая свои педагогические цели с общественно-историческими условия-ми, природой, культурой, жизнью общества в целом. Положительный герой нашего времени - активная личность, твердо знающая, ради какой цели она живет, борется, трудится. Воплощая в себе достижения современности, идеа-лы будущего, положительный герой современного киноискусства обладает большой силой эмоционального воздействия на мысли и чувства зрителя, бу-дит творческое воображение, помогает преобразовывать жизнь. [1, 16 - 19]
"Цель искусства - формирование социально-полезных чувств, мыслей, взглядов и вкусов человека. Она достигается не только богатством познавате-льного материала, содержащегося в произведении искусства, но и его воспи-тательной значимостью и соответствен конкретно-историческим задачам об-щества". Искусство всегда оценивало личность с позиции способности быть выразителем общественных умонастроений. В настоящий период неизмери-мо возросла и ответственность художника за свои произведения, способные воспитать человека, достойного гражданина своей страны и своего времени. В этих условиях художник отвечает не только за свою собственную позицию, но и за реальное отражение изменений в социальной активности его героя. Социальная действительность влияет на искусство кино непосредственно и опосредованно - через нравственно формируемого ею зрителя, через детер-минированное ею сознание художника. И это не снимает ответственности ху-дожника перед собой и обществом и эпохой в целом. Личность художника выступает не только как первооснова его творческого процесса, но и как про-изводное сложной системы объективных отношений. Определяющим в этом производном будет мировоззрение художника. Оно является идейной осно-вой нравственной позиции и взглядов художника. Идейная доминанта худож-ника определяет нравственную направленность его деятельности. Талант ху-дожника дает ему возможность умелого отображения действительности. [32]
Идейная направленность произведения зависит от того, как воспитала художника социальная среда, какие взгляды на жизнь и искусство она приви-ла ему. Средства и способы формирования мировоззрения художника всеце-ло зависят от социальной среды. Формирование мировоззрения художника в целом имеет свою специфику, свои отличительные стороны. Искусство как форма общественного сознания отличается от других форм миром обобщен-ных эмоциональных характеристик. Разумеется, что эта черта получает свое преломление и в мировоззрении художника. "Активность мировоззрения зависит от уровня интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений личности, от степени ее стремления к по-знанию и самопознанию, от ее способности чутко реагировать на все сущее в революционном преобразовании мира", - писал Т. Яковлев. Материальные и духовные стороны жизни общества формируют определенный стереотип мы-шления. Мировоззрение художника в конечном счете обусловлено социаль-ной средой, творчество его как итог имеет такую же обусловленность. ГЛАВА 2 История воздействия мирового кинематографа на умы И психику людей
Кинематограф как техническое изобретение, еще не ставшее искусст-вом, был движущейся фотографией. Возможность запечатлеть движение в увеличила доверие к документальной достоверности фильмов. Переход от неподвижной фотографии к подвижному фильму воспринимается как внесе-ние объемности в изображение. Подчеркнем, что речь идет не столько о бе-зусловной верности воспроизведения объекта, сколько об эмоциональном до-верии зрителя, убеждении его в подлинности того, что он видит собственны-ми глазами. Все знают, как непохожи искажающие бывают фотографии. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпоч-тем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Если нам предоставят портрет и фотогра-фию неизвестного человека и попросят выбрать более достоверное, мы не ко-леблясь остановимся на фотографии, - таково обаяние "документальности". В идеологическом отношении "достоверность", делала кино чрезвычайно ин-формативным искусством и обеспечивала ему массовую аудиторию, с другой стороны, именно это чувство подлинности зрелища активизировало у первых посетителей кинематографа низшие эмоции, свойственные пассивному наб-людателю подлинных катастроф. Чтобы превратить достоверность кинема-тографа в средство познания, потребовался длительный и нелегкий путь.[9] Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозда-нных событий действительности. История развития кино условно делится на 4 периода. 1-й период охватывает время от изобретения кинематографа бра-тьями Люмьер (1895) до окончания 1-й мировой войны 1914-18. В этот пери-од кинематография получает распространение во всём мире. Возникнув как технический аттракцион, «живая фотография», она вскоре разделяется на ху-дожественную, хроникальную и научно-популярную кинематографию. В са-мых ранних фильмах (до 1908) действие, запечатлеваемое на плёнке, снима-лось большими кусками, соединявшимися друг с другом объясняющими над-писями. Киноаппарат, снимал с одной точки, рисуя изображение в общесред-них планах, охватывающих пространство, приблизительно равное сценичес-кой площадке. Актёры пользовались техникой театрального исполнения, пы-таясь, восполнить отсутствие слова подчёркнутой мимической игрой. Во 2-й половине этого периода (1908-18) началось освоение собственных средств кинематографа: режиссёры стали свободнее размещать действие в пространс-тве кадра, искать возможности изложения содержания фильмов при помощи выбора планов и монтажа, актёры начали овладевать специфической техни-кой игры перед киноаппаратом. От плоских рисованных декораций художни-ки перешли к объёмным, оформляющим реальное пространство действия. Была усовершенствована техника комбинированных съёмок. [32 - 35]
2-й период развития кино — 20-е гг., когда «немое» кино сформиро-валось как самостоятельное искусство. Решающий вклад в исследование и освоение собственных возможностей, выразительных и изобразительных средств кино принадлежит советской кинематографии. Стремление отразить и осмыслить новую революционную действительность определило главное направление развития советского кино. На практике стало осуществляться указание В.И. Ленина о том, что производство собственных фильмов в Сове-тской стране должно начинаться с хроники. От хроникальной съёмки собы-тий советское кино переходило к образно-публицистическому их истолкова-нию в поэтических документальных фильмах Д. Вертова и монтажных исто-рико-революционных фильмах Э.И. Шуб. Влияние кинодокументализма от-чётливо сказалось и на историко-революционных киноэпопеях С.М. Эйзен-штейна, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, Н.М. Шенгелая и др. [2, 20, 21, 23] Господствующее место на экранах капиталистических стран оказалось у кинопромышленности США. Острые социальные противоречия в жизни США получили отражение в отдельных фильмах ведущих кинорежиссёров - Ч. Чаплина, гротеском подчёркивавшего трагедию жизни «маленького чело-века»; Э. Штрогейма, обличавшего власть денег («Алчность», 1923); К.У. Ви-дора, поставившего одним из лучших антивоенных «немых» фильмов («Бо-льшой парад», 1925), и др. В этих фильмах получили выражение демократи-ческие тенденции американской культуры. [22, 24, 30-33] 3-й период охватывает 30-40-ые годы. Звучащее слово сблизило кино-искусство с литературой и театром, создало условия для более глубокого ис-следования человеческих характеров средствами кино, изменило изобразите-льное и монтажное решение фильмов. В США переход к звуковому кино об-условил выпуск большого количества коммерческих фильмов-ревю, гангсте-рских картин, экранизаций бродвейских представлений; популярность приоб-рела мультипликация У. Диснея. В лучших фильмах американского кино по-лучили правдивое отражение судьбы рядовых тружеников.
4-тый, современный период развития кино в разных странах, начав-шийся в 40-50-ые., характеризуется успехами национальной кинематографии, первыми достижениями кино в ряде государств Африки и Азии, обретших самостоятельность, и в странах Латинской Америки. Сложные процессы иде-ологической борьбы нашли отражение в кино государств Западной Европы и США. В кино получила яркое отражение борьба 2-х идеологий. Распростра-нение нового средства массовой информации — телевидения стимулировало освоение техники цветного, широкоэкранного и широкоформатного кино привело к уменьшению производства фильмов и сокращению киносети. [10]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.013 с.) |