ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи



ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи

Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например:

• Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

• Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.).

• Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).

• Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).

• Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.

• Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить:

I. Cинтаксические нормы.

II. Типы связи слов в словосочетании.

III. Простое осложненное предложение.

IV. Односоставное предложение.

V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Рассмотрим важнейшие из них.

Словосочетание

Словосочетание–это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи
между словами

Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованиемназывается такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управлениемназывается такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога:рубить (что?) дрова;веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыканиемназывается такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская)находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен.

Трудные случаи управления

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):

СХОДНЫЙ с чем-либо сходный с прежним ОБИЖЕН чем-либо обижен упреками ОБРАДОВАН чем-либо обрадован встречей УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо уделять внимание каждому БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо базироваться на фактах РЕЦЕНЗИЯ на что-либо рецензия на книгу ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности ТОРМОЗИТЬ что-либо тормозить развитие ОТЛИЧАТЬ что от чего отличать плохое от хорошего РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой ВЕРА во что-либо вера в победу УДИВЛЕН чем-либо удивлен успехами ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо идентичный прежнему ОБИДЕТЬСЯ на что-либо обиделся на эти слова ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо обрадовался встрече ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо обращать внимание на мелочи ОПИРАТЬСЯ на что-либо опираться на факты ОТЗЫВ о чем-либо отзыв о книге ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо препятствовать развитию РАЗЛИЧАТЬ что и что различать плохое и хорошее РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погодапрепятствует уборке урожая или затягивает ее.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку;
6) любя рыбалку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.

Ключ к тесту

Ответ
Ответ эту поступь что-то сочиняли по-весеннему зеленели мою тележку готовность задушить
Ответ искать то однажды показалось мечтали о будущем привязались к утенку разрушила постройки

 

Оценка Количество правильно выполненных заданий
5 (отлично) 18–20
4 (хорошо) 15–17
3 (удовлетворительно) 12–14

Предложение.
Односоставное предложение с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения следует отличать от двусоставных неполных. В неполных предложениях отсутствующие члены предложения обычно восстанавливаются из контекста: Река вышла из берегов. Забурлила, широкой грязной полосой растеклась по равнине (пропущенное во втором предложении подлежащее восстанавливается из первого).

При повторении материала можно использовать следующие таблицы:

Определить тип односоставного предложения может помочь метод трансформации – подстановка подлежащего. Так, определенно-личные предложения можно превратить в двусоставные с подлежащим я, мы, ты, вы: Стою у окна – Я стою у окна; Приходите к нам – Вы приходите к нам.

Неопределенно-личным предложениям соответствуют двусоставные с подлежащим, выраженным неопределенным местоимением (некто, кто-то, кто-либо и др.): Мне об этом уже говорили – Мне об этом уже кто-то говорил.

Подстановка подлежащего в безличное предложение, как правило, невозможна. Следует обратить внимание на конструкции с дательным субъекта (Мне хотелось вернуться), которые часто ошибочно принимают за определенно-личные (по сходству с двусоставными: Я хотел вернуться).

Т

 

 

ТЕСТ

Определите тип односоставного предложения:

А – определенно-личное;

Б – неопределенно-личное;

В – обобщенно-личное;

Г – безличное;

Д – назывное.

1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.

4. Страшный треск... Крики...

5. У нас сорвало обе мачты и все паруса.

6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.

8. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.

9. Чужим умом умен не будешь

10. Снявши голову, по волосам не плачут.

11. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.

12. Хочу записаться в секцию плавания.

13. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

14. Вот и весна.

15. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

16. Примите дивное посланье из края дальнего сего.

17. От его слов становится Никите нестерпимо жутко.

18. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.

19. Ночью холодом веет с земли.

20. За одного битого двух небитых дают.

 

 

Ответ Б Г Г Д Г А В Б В В
Ответ Г А Г Д Б А Г А Г В

Сложноподчиненное предложение.
Типы придаточных

Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы – придаточное цели» и т.п. Поэтому важно нацелить учеников на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим материалом должна включать анализ предложений с многозначными союзами (союзными словами). Например:

Ключ к тесту

Ответ Ответ
определительное определительное
уступки уступки
сравнения меры и степени
изъяснительное условия
места изъяснительное
времени определительное
изъяснительное изъяснительное
цели меры и степени
причины времени
уступки цели
сравнения следствия
следствия условия
времени причины
образа действия изъяснительное
изъяснительное образа действия

 

Оценка Количество правильно выполненных заданий
5 (отлично) 26–30
4 (хорошо) 21–25
3 (удовлетворительно) 17–20

Синтаксические нормы

В предложениях с однородными членамивстречаются следующие ошибки:

1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;

2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: *По улице шли солдаты, мужчины и женщины;

3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: *Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;

4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге);

5) пропуск предлога: *Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: ...на улицах, площадях, в скверах);

6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: ...…Англии, Франции, Бельгии);

7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение:*Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ...…учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или …...учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...…).

Литература

1. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для школьников 5–9-х классов. Путешествие в страну слов. М.: Дрофа, 1995.

3.Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск. яз. – Медиа, 2004.

ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи

Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например:

• Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

• Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.).

• Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).

• Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).

• Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.

• Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить:

I. Cинтаксические нормы.

II. Типы связи слов в словосочетании.

III. Простое осложненное предложение.

IV. Односоставное предложение.

V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Рассмотрим важнейшие из них.

Словосочетание

Словосочетание–это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи
между словами

Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованиемназывается такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управлениемназывается такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога:рубить (что?) дрова;веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыканиемназывается такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская)находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен.

Трудные случаи управления

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):

СХОДНЫЙ с чем-либо сходный с прежним ОБИЖЕН чем-либо обижен упреками ОБРАДОВАН чем-либо обрадован встречей УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо уделять внимание каждому БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо базироваться на фактах РЕЦЕНЗИЯ на что-либо рецензия на книгу ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности ТОРМОЗИТЬ что-либо тормозить развитие ОТЛИЧАТЬ что от чего отличать плохое от хорошего РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой ВЕРА во что-либо вера в победу УДИВЛЕН чем-либо удивлен успехами ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо идентичный прежнему ОБИДЕТЬСЯ на что-либо обиделся на эти слова ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо обрадовался встрече ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо обращать внимание на мелочи ОПИРАТЬСЯ на что-либо опираться на факты ОТЗЫВ о чем-либо отзыв о книге ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо препятствовать развитию РАЗЛИЧАТЬ что и что различать плохое и хорошее РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погодапрепятствует уборке урожая или затягивает ее.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку;
6) любя рыбалку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.191.104 (0.013 с.)