Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например: • Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание). • Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.). • Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством). • Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.). • Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных. • Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить: I. Cинтаксические нормы. II. Типы связи слов в словосочетании. III. Простое осложненное предложение. IV. Односоставное предложение. V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассмотрим важнейшие из них. Словосочетание Словосочетание –это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать. Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются. Не являются словосочетаниями: 1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.; 2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.; 3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь; 4) составные словоформы: более светлый, будет ходить. Способы подчинительной связи Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание. Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п. Главное слово: существительное. Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д. Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова;веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п. Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п. Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное). Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их. Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа: 1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит; 2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; 3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит. Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская)находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен. Трудные случаи управления В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд ( правильно: оплатить проезд); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф). Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. УПРАЖНЕНИЯ 1. Определите способ связи и средства ее выражения: 1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; Ключ к тесту
Предложение. Односоставные предложения следует отличать от двусоставных неполных. В неполных предложениях отсутствующие члены предложения обычно восстанавливаются из контекста: Река вышла из берегов. Забурлила, широкой грязной полосой растеклась по равнине (пропущенное во втором предложении подлежащее восстанавливается из первого). При повторении материала можно использовать следующие таблицы: Определить тип односоставного предложения может помочь метод трансформации – подстановка подлежащего. Так, определенно-личные предложения можно превратить в двусоставные с подлежащим я, мы, ты, вы: Стою у окна – Я стою у окна; Приходите к нам – Вы приходите к нам. Неопределенно-личным предложениям соответствуют двусоставные с подлежащим, выраженным неопределенным местоимением (некто, кто-то, кто-либо и др.): Мне об этом уже говорили – Мне об этом уже кто-то говорил. Подстановка подлежащего в безличное предложение, как правило, невозможна. Следует обратить внимание на конструкции с дательным субъекта (Мне хотелось вернуться), которые часто ошибочно принимают за определенно-личные (по сходству с двусоставными: Я хотел вернуться). Т
ТЕСТ Определите тип односоставного предложения: А – определенно-личное; Б – неопределенно-личное; В – обобщенно-личное; Г – безличное; Д – назывное. 1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят. 2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками. 4. Страшный треск... Крики... 5. У нас сорвало обе мачты и все паруса. 6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит. 7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь. 8. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто. 9. Чужим умом умен не будешь 10. Снявши голову, по волосам не плачут. 11. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя. 12. Хочу записаться в секцию плавания. 13. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице. 14. Вот и весна. 15. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой. 16. Примите дивное посланье из края дальнего сего. 17. От его слов становится Никите нестерпимо жутко. 18. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь. 19. Ночью холодом веет с земли. 20. За одного битого двух небитых дают.
Сложноподчиненное предложение. Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы – придаточное цели» и т.п. Поэтому важно нацелить учеников на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим материалом должна включать анализ предложений с многозначными союзами (союзными словами). Например: Ключ к тесту
Синтаксические нормы В предложениях с однородными членами встречаются следующие ошибки: 1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе; 2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: *По улице шли солдаты, мужчины и женщины; 3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: *Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами; 4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: … не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге); 5) пропуск предлога: *Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: ...на улицах, площадях, в скверах); 6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: ...…Англии, Франции, Бельгии); 7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение: *Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ...…учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или …...учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...…). Литература 1. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006. 2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для школьников 5–9-х классов. Путешествие в страну слов. М.: Дрофа, 1995. 3. Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск. яз. – Медиа, 2004. ЛЕКЦИЯ № 5. Синтаксис и культура речи Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например: • Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание). • Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.). • Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством). • Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.). • Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных. • Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить: I. Cинтаксические нормы. II. Типы связи слов в словосочетании. III. Простое осложненное предложение. IV. Односоставное предложение. V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Рассмотрим важнейшие из них. Словосочетание Словосочетание –это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать. Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются. Не являются словосочетаниями: 1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.; 2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.; 3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь; 4) составные словоформы: более светлый, будет ходить. Способы подчинительной связи Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание. Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п. Главное слово: существительное. Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д. Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова;веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п. Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п. Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное). Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их. Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа: 1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит; 2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного; 3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит. Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская)находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен. Трудные случаи управления В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд ( правильно: оплатить проезд); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф). Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее. УПРАЖНЕНИЯ 1. Определите способ связи и средства ее выражения: 1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.012 с.) |