Ковалев В. И., Копылова Н. А.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ковалев В. И., Копылова Н. А.



ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Учебное пособие

 

 

 
   
 

 

Омск 2004

 

Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный институт сервиса

Кафедра экономики и организации производств

 

 

В. И. Ковалев, Н. А. Копылова

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Учебное пособие

 

Омск 2004


УДК 336 : 338 . 24

К 56

 

Ковалев В. И., Копылова Н. А.

Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Омск: ОГИС, 2004. – 140 с.

 

Содержит теоретический материал по основным темам курса. Рассматриваются содержание, методы и приемы финансового менеджмента; состав, содержание и методы анализа бухгалтерской отчетности предприятия; представлена характеристика финансовых показателей, дана методика их расчета; показан механизм применения некоторых факторных моделей при принятии управленческих решений финансового характера; обобщены вопросы управления активами и пассивами предприятия; рассмотрены методы финансового прогнозирования.

Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой курса.

Предназначено для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» очного и заочного обучения.

Введение и заключение разработаны Н. А. Копыловой, разделы 3, 4, 5 и введение разработаны В. И. Ковалевым, разделы 1, 2 разработаны совместно.

 

Библиогр.: 12 назв. Табл. 38. Рис. 13. Предм. указ.

 

Рецензент канд. экон. наук доцент Г. Д. Боуш

Ответственный за выпуск

зав.кафедрой ЭиОП В. Л. Рачек

 

УДК 336 : 338 . 24

 

  ©Омский государственный институт сервиса, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ·····································································································
ВВЕДЕНИЕ·············································································································
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА·····
1.1. Финансовый рынок и денежные средства организации························
1.2. Цели и объект финансового менеджмента··············································
1.3. Финансовый менеджмент: концепции и содержание···························
1.4. Особенности финансов в субъектах хозяйствования разных форм собственности и организационно-правовых форм········································
2. Методы экономической диагностики эффективности управления финансами···········································································
2.1. Информационная база финансового менеджмента································
2.2. Методы оценки финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия······································································································
2.2.1. Система абсолютных показателей финансовой устойчивости и платежеспособности······································································································
2.2.2. Относительные показатели финансового состояния и платежеспособности····························································································································
2.2.3. Анализ движения денежных средств·····························································
2.3. Методы оценки доходности и деловой активности·······························
2.3.1. Оценка финансовых результатов···································································
2.3.2. Оценка показателей рентабельности····························································
2.3.3. Оценка показателей деловой активности·····················································
2.4. Рейтинговые системы оценки финансового положения предприятия·
3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ···················
3.1. Методы финансового планирования·······················································
3.2. Оптимизация объема, затрат и прибыли в системе "директ-костинг". Операционный рычаг·······················································································
3.3. Балансовые модели управления источниками финансирования··········
3.4. Финансовые планы в структуре бизнес-плана········································
3.5. Финансовые планы в системе бюджетирования····································
4. УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ: ВЫБОР МОДЕЛЕЙ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ··························································································
4.1. Модели формирования источников финансирования···························
4.2. Политика привлечения заемных средств. Финансовый рычаг·············
4.3. Управление собственным капиталом. Влияние политики реинвестирования. Дивидендная политика·····································································
4.4. Перспективные схемы и формы финансирования·································
5. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ···········································································
5.1. Управление производственными запасами·············································
5.2. Управление дебиторской задолженностью·············································
5.3. Управление денежными средствами························································
5.4. Оценка доходности вложений в ценные бумаги····································
ЗАКЛЮЧЕНИЕ······································································································
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК···································································
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ···················································

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Финансовый менеджмент» разработано для студентов экономических специальностей с учетом особенностей самостоятельной работы.

Рекомендуемое учебное пособие предназначено для оказания помощи в изучении учебной дисциплины «Финансовый менеджмент» студентам специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» очной и заочной формы обучения.

В основном учебное пособие предназначено для изучения теоретической части дисциплины «Финансовый менеджмент», все вопросы освещены словесно. Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что в данном учебном пособии сконцентрирован разнообразный дидактический материал в виде вопросов и заданий для повторения, а также примеров практического применения методов и моделей финансового менеджмента.

Учебное пособие включает предисловие, введение, основную часть, заключение, библиографический список, алфавитно-предметный указатель. Наличие последнего в издании помогает быстро находить сведения об интересующем читателя предмете и, прежде всего, сообщает, о каких предметах можно найти информацию в издании. Это позволяет сберечь читательское время.

Весь материал учебного курса разбит на пять тем в соответствии с программой. По каждой теме выделены три раздела: (а) основное содержание темы; (б) обзор основных выводов по теме; (в) вопросы для повторения и обсуждения.

Теоретический материал, необходимый для решения задач и обсуждения приведенных вопросов, можно найти в книгах, рекомендуемых библиографическим списком пособия.

Как теория, так и практика финансового менеджмента быстро меняются. Претерпевают изменения законодательство (налоговое, гражданское), темпы инфляции, валютные курсы, усложняется программное обеспечение процесса управления. В связи с этим появляется необходимость разработки новых методик оценки, моделей и способов управления, меняется актуальность тех или иных тем финансового менеджмента.

Данное учебное пособие издается впервые. В нем авторы попытались систематизировать известные и предложить новые подходы к решению финансовых проблем с учетом законодательных, нормативных, экономических изменений, произошедших в России. Финансовые решения являются главным предметом рассмотрения в данном издании.

Введение и заключение разработаны Н. А. Копыловой, разделы 3, 4, 5 и заключение разработаны В. И. Ковалевым, разделы 1, 2 разработаны совместно.

 

 

Авторы


ВВЕДЕНИЕ

 

Управление бизнесом в рыночной экономике характеризуется многими особенностями, выделим некоторые их них. Во-первых, в общей совокупности ресурсов предприятия доминирующую значимость приобретают финансовые ресурсы. Во-вторых, принятие управленческих решений финансового характера всегда осуществляется в условиях неопределенности. В-третьих, следствием реальной самостоятельности предприятий основной проблемой руководителей становится поиск источников финансирования и оптимизации инвестиционной политики. В-четвертых, устанавливая коммерческие отношения с каким-либо контрагентом, можно полагаться исключительно на собственную оценку его финансовой состоятельности.

В этих условиях обоснованность принимаемых управленческих решений в отношении некоторого хозяйствующего субъекта, а многие из этих решений по сути своей имеют финансовую природу, в значительной степени определяется качеством финансово-аналитических расчетов.

Итак, новые экономические отношения в нашей стране породили потребность в обучении финансовому менеджменту. Предприятия в своеобразных российских условиях могут иметь различные интересы в вопросах регулирования массы и динамики прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, но все эти и другие аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью универсальных методов, наработанных мировой рыночной цивилизацией и объединенных в науке финансового менеджмента.

Цель данного учебного пособия – максимально просто и полно изложить основы финансового менеджмента. Задача данного учебного пособия состоит в том, чтобы ознакомить студентов с методами и приемами финансового менеджмента, на практических примерах показать возможность или ограниченность их использования и предложить для каждого инструментарий, применение которого поможет понять ситуацию, увидеть возможные направления её развития и выбрать наиболее целесообразное решение.

 


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

3.1. Методы финансового планирования

 

Известны следующие методы определения показателей, используемых в финансовых планах.

1. Эвристический метод, основанный на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов (экспертный метод). Показатель получается как средневзвешенная величина всех имеющихся оценок с учетом их повторяемости и использования поправочных коэффициентов. Например:

N = (O + 4·M + P) : 6,

где O, M, P – оптимистическая, средняя и пессимистическая оценки экспертов.

N= å Аi · di,

где Аi – одна из оценок экспертов; di – процент повторяемости данной оценки среди всех оценок.

Этот метод применяется в тех случаях, когда определяется показатель, аналогов которого ранее не было (например, натуральный объем продаж по абсолютно новому виду услуг). Эвристическим методом можно определить изменение тенденции уже известного показателя под влиянием внешних факторов. В этом случае он используется совместно с расчетно-аналитическим методом.

2. Расчетно-аналитический метод заключается в том, что на основе анализа достигнутого уровня финансовых показателей прогнозируют их уровень на будущий год. Иное название – трендовый метод. Показатели получаются путем умножения показателя текущего периода на темп роста, полученный из ретроспективного анализа или материалов специальной статистической выборки.

N = Nтек · t,

t = Nтек : Nпред или t = n Ö t1 · t2 · ... · tn,

где Nтек и Nпред – величины показателя в предыдущем и текущем периоде; t – средний темп роста, полученный либо по данным статистики, либо экспертным путем; t1–tn – цепные темпы роста за ряд периодов или темпы роста по ряду аналогичных объектов.

3. Нормативный метод состоит в определении объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода в натуральном выражении или стоимостных и процентных нормативов на базовый экономический показатель (например, натуральный выпуск или реализация услуг, продукции). При планировании могут использоваться как установленные государством нормы и нормативы (например, ставки налогов), так и собственные нормы и нормативы предприятия. К последним можно отнести:

§ нормы расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии;

§ нормативы плановой потребности в оборотных средствах;

§ нормативы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предприятия;

§ нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции и товаров на складе;

§ нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление, в резервные фонды;

§ норматив отчислений в ремонтный фонд.

Эти нормы и нормативы могут быть получены на основе опыта работы предприятия или аналогичных предприятий отрасли.

4. Балансовый метод, сущностью которого является увязка объемов затрат и источников их осуществления, запасов ТМЦ и их потребности с целью выявления достаточности финансовых или натуральных ресурсов. В переводной литературе можно найти аналогичный метод планирования с характерным названием «метод пробки».

Дополнительная потребность в ресурсах =

Необходимый объем – Реальное (или планируемое) их наличие.

Планируемое наличие ресурсов на конкретную дату может определяться расчетно-аналитическим или нормативным методами.

5. Метод моделирования финансовых показателей основан на факторном анализе связей между основными показателями финансового плана. Факторные модели могут базироваться на функциональной или корреляционной зависимости. Функциональная зависимость предполагает обязательное изменение результата при изменении фактора в соответствии с четко известным уравнением. Корреляционная зависимость между показателями – это вероятностная зависимость, которую можно выявить методами математической статистики только по материалам большой статистической выборки. Причем возможно, что для одного предприятия эта зависимость существует, а для другого нет. Меняя показатель-фактор, можно определить плановое значение результирующего показателя.

N = X0 · åji · Xi,

где Х0 – постоянная составляющая; Xi и ji – значение i-го фактора и коэффициент, определяющий его влияние на результат.

6. Метод оптимизации предполагает выбор наилучшего варианта решения путем многовариантных расчетов.

В практике упрощенных плановых расчетов применяется также коэффициентный метод, который предполагает определение конкретного показателя путем умножения базового показателя на коэффициент, отражающий соотношение между ними. Этот коэффициент рассчитывается на основании ретроспективных данных предприятия или его аналога (например, переменные затраты в процентах к объему продаж). В зависимости от принципов установления коэффициента этот метод может быть отнесен к разновидности 2, 3 и 5-го методов.

Следует отметить, что в практике планирования все выше отмеченные методы используются и должны использоваться совместно с учетом того, на каких участках планирования они позволяют получить наиболее точные результаты[5, с. 299-310; 9, 349-352].

 

3.2. Оптимизация объема, затрат и прибыли в системе "директ-костинг". Операционный рычаг

 

Содержанием системы «директ-костинг» – является разделение затрат на переменные и постоянные и их учет в интересах оптимизации финансовых показателей. Основным понятием системы является эффект операционного рычага. В ходе моделирования принятия финансовых решений обнаруживается правило: любое изменение выручки от реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли от реализации. Правило это отражает т. н. эффект операционного рычага.

Этот эффект является следствием того, что затраты предприятия делятся на переменные (пропорциональные) и постоянные.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства. К ним относятся затраты на сырье и материалы, электроэнергия на технологические нужды, транспортные издержки, оплата труда сдельщиков, расходы на тару, потери товаров и технологические отходы, расходы на сортировку и упаковку товаров, торгово-комиссионные и др. расходы.

Постоянные затраты прямо не зависят от динамики объема производства. Однако в связи с изменением объема производства они могут меняться ступенчато. Сюда относят амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендную плату, оплату труда по повременной и окладной системе, административные расходы и т. п.

Вообще, набор переменных и постоянных расходов у каждого предприятия свой.

Существуют специальные методы разделения издержек (затрат) на переменные и постоянные.

По отношению к операционному рычагу отметим одно правило: чем большую долю в сумме издержек составляют постоянные затраты, тем сильнее действие операционного рычага. Для характеристики степени его воздействия на результаты деятельности применяют показатель, который называется сила воздействия операционного рычага:

.

Маржинальный доход равен разнице выручки от продаж и суммы переменных затрат.

СВОР показывает на сколько процентов изменится прибыль от реализации при изменении выручки от реализации (товарооборота) на 1%.

Пример 3.1.

Таблица 3.1

Влияние операционного рычага

  Предприятие № 1 Предприятие № 2
Показатель Ситуация   % Ситуация   %
(тыс. р.) А Б Б-А роста В Г Г-В роста
Выручка 265,00 300,00 35,00 13,21 265,00 300,00 35,00 13,21
Переменные затраты 123,00 139,25 16,25 13,21 182,00 206,04 24,04 13,21
Постоянные затраты 102,00 102,00 0,00 0,00 46,00 46,00 0,00 0,00
Прибыль 40,00 58,75 18,75 46,89 37,00 47,96 10,96 29,63

 

Для предприятия 1 СВОР = (265-123)/40=3,55

Для предприятия 2 СВОР = (265-182)/37=2,24

 

Естественно, что для каждого производства есть ситуация, когда прибыль = 0. Этой ситуации соответствует порог рентабельности (точка безубыточности, окупаемости). Порог рентабельности это выручка от реализации, при которой результат от реализации после возмещения переменных затрат в точности покрывает постоянные затраты, а прибыль равна 0:

Для предприятия 1:

ПР = 265 х 102 : ( 265 – 123 ) = 190,35 тыс. р.

Для предприятия 2:

ПР = 265 х 46 / ( 265 – 182) = 146,87 тыс. р.

Таким образом каждая дополнительно произведенная единица сверх ПР будет давать прибыль. Еще одна формула порога рентабельности выглядит так:

Пороговой выручке соответствуют также пороговые значения количества производимой продукции и цены его реализации, которые обеспечивают безубыточность (пороговое количество продукта).

Допустим, что цена единицы продукции для этого примера составляет 1 тыс. р. Тогда ПКТ для предприятия 1 и 2 в ситуациях А и В составит соответственно 191 шт. и 147 шт. [102 : (1 – 123 : 265) и 46 : (1 – 182 : 265)] при фактических объемах в 265 штук.

Учитывая, что предприятие производит чаще всего несколько видов продуктов, то прежде, чем использовать эту формулу, необходимо выделить ту часть совокупных постоянных затрат, которые приходятся на выпуск конкретного продукта.

Еще одним пороговым параметром является цена минимальная, т. е. цена, при которой прибыль равна нулю. Формула расчета следующая:

Для предприятия 1 она будет равна 849 р., а для предприятия 2 – 860 р. [(102/265+123/265) и (46/265+182/265)].

Разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности называется запасом финансовой прочности. Он показывает, на какую величину может быть снижена выручка без угрозы для финансового положения.

выручка порог

ЗФП = от – рентабельности.

продаж

Для предыдущего примера (предприятие 1):

ЗФП = 265000 – 190,35 =74,65 тыс. р.

Поскольку это соответствует 28% выручки от реализации это предприятие способно выдержать 28% снижения выручки без угрозы для финансового положения.

Из рассмотрения данной формулы следует несколько правил (практических советов):

1. При долгосрочной перспективе повышения спроса на продукт предприятию следует отказаться от жесткой экономии на постоянных расходах, т. к. с увеличением их доли больше будет расти и прибыль.

2. В условиях постоянного снижения спроса, безубыточность возможна только, если темпы сокращения постоянных расходов будут не ниже темпов падения спроса. Целесообразно также переведение части постоянных расходов в разряд переменных.

3. У каждого предприятия существует граница увеличения выпуска продукции (т. н. «точка перегрева»), когда дальнейшее наращивание выпуска продукции не увеличивает (а даже, может быть, и снижает) сумму прибыли. Эту границу можно отодвинуть только увеличив постоянные расходы (в том числе за счет капитальных вложений).

Показатель маржинального дохода также может быть использован и для оценки целесообразности принятия решения об отказе от производства (или закупки) убыточной продукции (товара), замены ее на другую, расширении или сокращении ассортимента. При этом используют правило: без замены на более прибыльную продукцию не следует отказываться от производства убыточной продукции, если она имеет положительный маржинальный доход.

Для оценки целесообразности таких решений, как увеличение или снижение товарооборота, приобретение товаров в более значительных количествах, применение пониженных или повышенных торговых надбавок, используют пороговые показатели соответствующих показателей. Пороговые товарооборот, количество товаров и торговая надбавка отражают значения соответствующих показателей, достижение которых обеспечит безубыточность торговой операции (т. е. прибыль от продаж будет равна нулю).

Специфика формирования финансовых результатов в торговле предполагает использование формул, отличающихся, иногда значительно, от своих аналогов, широко применяемых в сфере производства. Однако в оптовой торговле могут быть применены и формулы, аналогичные используемым для производства. Основное изменение будет состоять в том, что вместо выручки-нетто будет использоваться товарооборот без налога на добавленную стоимость, а переменные расходы будут включать кроме переменных издержек обращения еще и покупную стоимость товаров (также без налога на добавленную стоимость).

Что касается розничной торговли, то здесь необходимо учитывать тот факт, что розничный товарооборот изначально включает в себя косвенные налоги, а в цене реализованного товара налог на добавленную стоимость не выделяется и определяется расчетным путем с использованием расчетной ставки.

Для розничной торговли порог рентабельности удобнее находить относительно розничного товарооборота, поскольку именно розничная цена товара определяется в ходе маркетинговых исследований и является следствием конкуренции продавцов. Здесь порог рентабельности будет показывать, какую сумму должны составлять поступления от реализации товаров в розничной торговле, чтобы обеспечить безубыточную деятельность. В данном случае следует применять формулу:

где ПРРТО – розничный товарооборот, при котором прибыль равна 0; КН – общая расчетная ставка косвенных налогов (на добавленную стоимость) в долях к розничному товарообороту (0,1525 или 0,0909); Ипост – постоянные издержки в рублях; Упер – уровень переменных издержек в долях к розничному товарообороту; Упст – уровень покупной стоимости товаров (без НДС) в долях к розничному товарообороту.

Примечание. Для субъектов, осуществляющих розничную торговлю и освобожденных от уплаты НДС, ставка КН = 0.

Поскольку сам показатель порогового розничного товарооборота является результатом воздействия 3-х переменных факторов – натурального объема, цены приобретения товара и торговой наценки, то большее значение с точки зрения практики управления прибыльностью имеет определение пороговых значений этих факторов. Они рассчитываются в соответствии с формулами:

где Ц1 – розничная цена товара – цена реализации, включающая косвенные налоги; Ц0 – цена покупки единицы товара (без НДС).

,

,

где ПТН – пороговый уровень торговой надбавки к цене приобретенного товара, %; Ц0 – закупочная цена единицы товара (без НДС); КТ – количество товара в партии в натуральных единицах; У’пер – переменные издержки на единицу товара; ПЦТ – пороговая оптовая закупочная цена товара (без НДС); ТО – розничный товарооборот с учетом полной реализации партии.

Применение указанных формул рассмотрим на примерах.

Пример 3.2. Торговое предприятие предполагает закупить партию обуви по оптовой цене 2000 р. за пару с целью реализовать ее в течение месяца. Учитывая, что постоянные расходы предприятия составляют 40 тыс. р. в месяц, а переменные 15% от товарооборота, определить какое количество товара должно быть в партии, чтобы сделка себя окупила. Предположительная розничная цена – 3250 р.

150 ед.

При покупке за партию придется заплатить с учетом НДС – 1044000 р.

Пороговый розничный товарооборот составит 1413750 р.

Пример 3.3. Предприятие приобрело партию товара в 5000 шт. за 60 тыс. р. без НДС. Какой минимальный уровень торговой наценки необходим для обеспечения безубыточности его продажи, если постоянные расходы составляют 13 тыс. р. в месяц. Переменные издержки на единицу товара составляют 1,8 р. Товар предполагается реализовать за 15 дней.

= 25,8%.

Безубыточной будет реализации при заданных условиях, если торговая наценка будет не ниже 25,8%.

Корректируя указанные выше формулы, можно получать не только пороговые значения, но и значения выручки, розничного товарооборота; количества реализуемой продукции, товара; пороговой цены и торговой наценки, которые должны быть достигнуты для получения определенного планом размера прибыли. Для этого необходимая прибыль (абсолютная величина или ее относительный уровень) должна быть включена в выше изложенные формулы, как величина, которую следует получить (покрыть) за счет поступлений от продажи (выручки или розничного товарооборота): для КТ’ – в знаменатель формулы, а для ТН’ и ЦТ’ – в числитель.

Формулы пороговых показателей широко используются для моделирования доходности операций при изменении исходных параметров[3, с. 124-129; 9, с. 187-204; 12, с. 60-75].

 

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для успешного ведения хозяйственной деятельности необходимо изучение финансовой отчетности контрагентов для оценки их экономических результатов, платежеспособности и инвестиционной привлекательности.

Американские и западноевропейские коллеги определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющие главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров. В условиях же российского рынка финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которое данное предприятие само перед собой ставит. Главное – выбрать методы, соответствующие этой цели, а не противоречащие ей, и суметь их применить.

Поэтому основными задачами учебного пособия стали ▪ рассмотрение содержания, методов и приемов финансового менеджмента; ▪ состава, содержания и методов анализа бухгалтерской отчетности предприятия; ▪ представление характеристики финансовых показателей, а также методики их расчета; ▪ раскрытие механизма применения некоторых факторных моделей при принятии управленческих решений финансового характера; ▪ обобщение вопросов управления активами и пассивами предприятия; ▪ рассмотрение методов финансового прогнозирования.

Критерии принятия финансовых решений являются главным предметом рассмотрения в данном пособии.

Первая глава пособия раскрывает вопросы о сущности, целях и задачах финансового менеджмента. Значительное внимание уделено определению, видам и признакам финансового рынка. Рассмотрены вопросы эволюции целей финансового менеджмента, а значит и его объекта. Главный вывод первой главы пособия – меняется как теория, так и практика финансового менеджмента. Кроме того, процедуры финансового менеджмента в России имеют свои характерные черты, обусловленные особенностями российского законодательства.

Изучение второй главы пособия позволит студентам овладеть методикой анализа финансового состояния, финансовых результатов, деловой активности. Глава наполнена примерами оценки влияния факторов на экономические показатели деятельности предприятия. Кроме того, представлена методика сравнительной оценки финансового положения предприятия среди конкурентов и организаций, занятых в одной сфере деятельности.

Вопросы финансового планирования и прогнозирования рассмотрены в третьей главе данного учебного пособия. Раскрыта сущность основных методов финансового планирования. Отдельный раздел главы посвящен оптимизации объёма, затрат и прибыли в системе «директ-костинг». Использование приемов данного метода позволяет предприятиям оценить целесообразность принятия решения об отказе от производства убыточной продукции. Для определения потребности в дополнительных источниках финансирования и оценки перспектив изменения финансового состояния предприятия в результате качественных изменений в деятельности предприятия применяются балансовые модели. Механизм этого инструмента рассмотрен на конкретном примере в третьей главе пособия. Во многих российских организациях сегодня применяют бюджетирование, в ходе которого оцениваются на перспективу денежные потоки. Рассмотрению этого механизма посвящен последний раздел третьей главы издания.

Разумная финансовая политика предприятия предполагает привлечение различных источников финансирования в том или ином сочетании. Четвертая глава посвящена рассмотрению критериев выбора моделей и источников финансирования. Так, в первом разделе раскрывается смысл главного противоречия управления финансами – противоречие между платежеспособностью и рентабельностью. Вопросам целесообразности заимствования посвящен второй раздел главы, где на примере рассмотрено применение эффекта финансового рычага в качестве критерия принятия решений финансового характера. Все средства, авансированные в активы предприятия, подразделяются на собственные и заемные. Собственный капитал состоит из акционерного капитала и реинвестированной прибыли, за счет которой могут создаваться различные источники собственных средств. Выбор политики реинвестирования, анализ отклонений её от оптимального положения являются важнейшими аспектами финансового управления и экономического анализа. Кроме того, политика реинвестирования тесно связана с дивидендной политикой предприятия. Для привлечения внешних источников финансирования компания может либо получить кредит в банке, либо эмитировать акции и долговые ценные бумаги, а также использовать финансирование в форме лизинга и ипотечного кредитования.

В пятой главе пособия рассматриваются вопросы управления активами. В частности, такие аспекты как управление производственными запасами, управление дебиторской задолженности, управление денежными средствами. Последний раздел главы посвящен рассмотрению вопросов оценки доходности вложений в ценные бумаги – акции и облигации. Глава содержит примеры расчетов с комментариями и выводами.

Таким образом, учебное пособие включает предисловие, введение, основную часть, заключение, библиографический список, алфавитно-предметный указатель. Весь материал учебного курса разбит на пять тем в соответствии с программой. По каждой теме выделены три раздела: (а) основное содержание темы; (б) обзор основных выводов по теме; (в) вопросы для повторения и обсуждения.

Авторы при написании данного учебного пособия исходили из того, что универсальные приемы и методы финансового менеджмента необходимо адаптировать к особенностям российского рынка. Так как в последнее время появилось немало учебников и учебно-практических руководств под названием «Финансовый менеджмент», которые содержат в целом полезные наставления, но не раскрывают основного содержания и главных методов финансового менеджмента. А как уже отмечалось выше для российских предприятий главное выбрать методы управления, соответствующие целям деятельности и применить их.

Финансовый менеджмент динамичная наука – изменяются как её теория, так и практика. Полагаем, что в условиях постоянно меняющейся российской действительности данное пособие будет переиздаваться, с тем, чтобы адаптировать содержание к новым условиям хозяйствования.

Данное учебное пособие обобщает не только наработки зарубежных и отечественных ученых, а также личный опыт преподавания финансового менеджмента. Главная ценность данного учебного пособия состоит в том, что в центре внимания находится российская практика. Учебное пособие наполнено примерами, ситуациями, задачами – без них невозможно закрепить полученные теоретические навыки. Примеры, ситуации, задачи позволяют доказать, что универсальные методы финансового менеджмента в России работают, каким именно образом они работают.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.028 с.)