Экономическая сущность производственных запасов, их классификация и оценка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность производственных запасов, их классификация и оценка.



Материальные ресурсы являются предметами, на которые направлен труд человека, с целью получения готового продукта.

На предприятии применяется большое количество разнообразных ТМЦ, используемых в процессе производства по-разному. Поэтому важной предпосылкой правильной организации производственных запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам.

По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы подразделяются на следующие группы: сырье и материалы; покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда на складе.

По техническим признакам материалы объединяют в группы и подгруппы, а внутри их подразделяют на отдельные марки, сорта, типы и размеры.

Каждому наименованию материала присваивается код и номенклатурный номер.

Рациональной организации учета производственных запасов способствует их правильная оценка. В соответствии с законодательством «О бухгалтерском учете и отчетности» все производственные запасы в учете и отчетности должны отражаться по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость производства – затраты на производство (наценки, комиссионные награждения снабженческим организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, доставку и другое).

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую себестоимость можно рассчитать только по окончанию месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемое этой себестоимости (платежные требования-поручения поставщиков материалов, автотранспортных и других организаций за их перевозку, погрузочно-разгрузочные и прочие расходы).

 

30. Документальное оформление и учёт поступления материалов на склад и расчёт с поставщиками.

Отдел материального снабжения предприятия ведет оперативный учет и контроль за выполнение договоров поставок производственных запасов.

Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики одновременно высылают им платежные требования вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, счета-фактуры, качественные удостоверения, товарно-транспортные накладные и др.). Полученные от поставщиков документы направляются в ОМТС, где проверяется соответствие отгрузки и поставки, количеству, цене, срокам поставки и др. Затем делаются отметки о выполнении договоров и делаются отметки на карточках.

Производственные запасы при поступлении отражаются следующими документами:

- при отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера;

- при отсутствии расхождений приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход проставлением специального штампа на сопроводительных документах поставщика (грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные приходного ордера. Здесь материально-ответственное лицо ставит подпись оприходования груза, что сокращает трудоемкость учетных работ, сокращает число документов.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по акту о приемке материалов. Он также составляется и при приемке материалов, поступивших без документов. Акт о приемке материалов является первичным документом по приемке ценностей и приходный ордер не оформляется.

При централизованной доставке материалов автотранспортом поставщика поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (4 экземпляра).

Для отражения операций приобретения материалов у поставщиков предназначен жернал-ордер №6, который является одновременно регистром синтетического и аналитического учета по расчетам с поставщиками.

Записи в журнале производятся на основании представленных поставщиками и принятых в оплате расчетных документов. Здесь же производится отметка об оплате расчетных документов поставщиков. У чет ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учёт материалов на складах.

Учет материалов на складах и в кладовых ведется материально-ответственными лицами (заведующими складами, секциями и др.). В отдельных случаях с согласия материально-ответственных лиц допускается возлагать ведение карточек складского учета на операторов. Такой учет называется количественно-сортовым или складским.

Наиболее прогрессивным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский учет (сальдовый). При этом методе бухгалтерия предприятия открывает и выдает под расписку в журнале регистрации заведующему складом (кладовщику) карточки складского учета типовой формы М12 на каждый номенклатурный номер материала. В ней характеризуется материал, место его хранения, отражается движение и остаток, а также показывается норма запаса, необходимая для контроля за состоянием складских запасов и др. Записи в карточке производятся на основании оформленных в установленном порядке документов по приходу материальных ценностей в день совершения операции. После каждой операции выводится новый остаток. Записи операций по отпуску и возврату материалов по лимитно-заборным картам можно производить в карточках складского учета по мере закрытия карт, но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца. При этом в течение месяца лимитно-заборные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета.

На складах с небольшой номенклатурой материалов вместо карточек складского учета допускается использовать книги сортового учета, содержащие необходимые реквизиты карточек.

На основании первичных документов по приходу и расходу каждая операция отражается на карточках складского учета и технических носителях информации, которые используются для составления соответствующих машинограмм.

При наличии персональных компьютеров ведение складского учета наиболее эффективно организуется с их помощью. В этом случае отпадает необходимость ведения складских карточек с их данными.

Все первичные документы по приходу и расходу ежедневно (или один раз в несколько дней), а лимитно-заборные карты по окончанию месяца (или по мере выбора лимита) материально-ответственные лица сдают в бухгалтерию. При сальдовом методе это делается непосредственно на складе.

Приемка–сдача первичных документов оформляется специальным реестром формы М13 (реестр приема-сдачи документов). Он составляется в 1 экземпляре материально-ответственным лицом и передается в бухгалтерию предприятия вместе с первичными и необходимыми приложениями. Однако с согласия материально-ответственных лиц подтверждением приемки-сдачи документов может служить роспись работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записи складского учета. В этом случае реестр по форме М13 не составляется.

Связь количественно-сортового материала на складе, с их учетом в бухгалтерии в суммовом выражении при оперативно-бухгалтерском методе учета, обеспечивается с помощью ведомости учета остатков материалов на складе (форма М14 ). Она открывается в бухгалтерии по каждому складу в разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров с указанием единиц измерения, учетных цен и остатков в натуральном и денежном выражении на каждое первое число месяца на год.

В течение месяца ведомость учета остатков на складе находится в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце месяца она передается на склад для переноса сведений об остатках материалов (в натуральном выражении на конец месяца из карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру).

32. Документальное оформление и учёт расхода материалов.

Материалы со складов предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишнее или не нужное.

Отпуск в производство - это отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др.

Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение. При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск), накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Для систематического отпуска в производство лимитированных материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов, их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта (форма М8). Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения или плановый отдел выписывает лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц, квартал, полугодие, год с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. 1 экземпляр передается потребителю (цех, участок), а 2 - на склад или в кладовую цеха (участка). В каждом экземпляре указывается установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материала, шифр затрат и другие данные.

По окончанию месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию, где производится сверка их итогов и отражается расход материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Сверхлимитный отпуск материала и замена одних видов материала другими допускается только по разрешению руководителя предприятия, главного инженера или лиц ими на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск материала – форма М10).

Акт-требование выписывается на один вид материала и его многократный отпуск в двух экземплярах: один из них для получателя (цех), второй для склада. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах акты-требования, дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток.

Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйством своего предприятия, расположенным за пределами его территории, применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение материалов – форма М11).

Отпуск материалов на сторону оформляется товарной накладной, на отпуск и оприходования товарно-материальных ценностей – форма ТН-2, выписываемой в двух экземплярах.

При отправке материалов другим предприятиям и организациям автомобильным транспортом их отпуск оформляется товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, выписываемой в четырех экземплярах.

Указанные накладные (ТТН-1, ТН-2) служат основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, и являются документами строгой отчетности.

В заготовительных цехах машиностроительных предприятий швейной, обувной и некоторых других отраслях промышленности используются раскройные карты, по которым производится отпуск материалов в производство. В них фиксируются результаты использования отпущенных материалов по каждой партии. Комплектовочные ведомости формируются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают комплектующие изделия в количестве, соответствующему плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается отдельная комплектовочная ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В ведомости указывается план производства продукции, наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.015 с.)