Методика изучения лексики и фразеологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения лексики и фразеологии



План:

1. Значение раздела, его лингвистические основы.

2. Методика работы над лексическими понятиями и опорными умениями.

3. Словарная работа на уроках русского языка.

 

Вопросы, задания, практический материал к занятию

1. Охарактеризуйте место раздела “Лексика” в общей системе обучения русскому языку. Назовите задачи учителя, сформулируйте цели первого (вводного) урока.

2. При изучении какого лексического понятия вы можете использовать следуюггщй дидактический материал:

Подсолнуху от ливня

Не скрыться никуда —

В грязи увязли ноги,

Меж грядками вода.

Веснушчатый и рыжий

Стоит он в картузе

Зачем сбежал он с грядки,

Когда он рад грозе!

(С. Щипачёв.)

З. Назовите виды межпредметных и внутрипредметных связей, которые можно и нужно осуществлять в процессе изучения лексики.

4. Из произведений устного народного творчества подберите и запишите на карточках образцы дидактического материала к уроку по теме “Антонимы”.

5. При изучении какого материала и с какой целью можно использовать следующее задание:

- сравните два текста: деформированный (а) и оригинал (б); укажите, какой из них более выразительный и почему.

а) Тут вдруг тучка наплыла на солнце, тень покрыла лес. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, приуныл. Сидит недовольный и уныло так произносит: “Тр-р-р-рю”. Будто у него от холода всё дрожит, таким дрожащим голоском: “Тр-р-р-рю”.

б) Тут вдруг тучка наплыла на солнце, тень покрыла лес. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: “Тр-р-р-рю”. Будто у него от холода зуб на зуб не попадает, таким дрожащим голоском: “Тр-р-р-рю”.

б. Охарактеризуйте роль словарей при изучении лексики. Укажите виды работы с ними.

7. Подберите материал, рассказывающий о В.И. Дале. Где, на каком уроке вы могли бы его использовать?

8. Назовите основные направления и виды словарной работы в школе.

9. Как вы понимаете, что входит в комплексный анализ слова?

10. Предложите дидактический материал для словарного диктанта по теме “Путешествия”(6 кл., второе полугодие).

11. Составьте развернутый план-конспект урока по разделу «Лексика», «Фразеология».

б) Старый. Закричал. Карий. Напрягает. Борющийся. Присыпать. Тракторы. Накрывает. Триста. Трёх. Трясина. Тряпка. Моряк. Рябой. Рыбак. Приносят.

10. Продолжите данный ниже перечень критериев выразительности устной речи. С учётом этих критериев предложите упражнения, способствующие отработке умения выразительно читать.

Выразительность чтения можно оценивать по следующим критериям: а) чтение без перестановки и искажения звуков; б) правильная постановка ударения; в) выделение голосом слов, на которые падает логическое ударение; г) ?..

11. Одним из наиболее эффективных приёмов обучения в 5-х, 6-х, 7-х классах является составление либо чтение и анализ лингвистической сказки. Как вы думаете, какими особенностями детского восприятия обусловлено это? К данной ниже лингвистической сказке подберите задания для её анализа. Укажите, при изучении какой темы и на каком уроке целесообразно её использовать.

Трудные слова

Заспорили однажды Миша и Серёжа, кто труднее слова выдумает. Уговорились, что можно и без смысла, но трудные. Вот Миша и говорит: “А У Э”. А Серёжа: “ПРК”. А Миша: “АУЭОЫ”. А Серёжа: “ПРКХ”. Миша призадумался и выдал: “АУЭОЫ”, а Серёжа: “ПРКХТ”. А Миша: “АУЭОЫУ”, а Серёжа: «ПРШКХТ»

А труднее они уже не могли придумать. Так и остался спор без разрешения.

(А. Пешковский.)

13 .Принимая во внимание программные требования к изучению раздела “Фонетика”, ориентируясь на отмеченные выше методические приёмы и образцы дидактического материала, составьте развёрнутый план-конспект урока обобщения, систематизации знаний, совершенствования умений и навыков по теме “Звуковая сторона слова”.

14.Укажите место, назначение и порядок фонетического разбора в школе, а также критерии его оценки. Произведите фонетический разбор следующих слов:

ель, верховье, являться, жёлудь.


 

Практическое занятие № 3.

Тема: Методика изучения состава слова и словообразования

План:

1. Место и значение раздела, лингвистические основы школьного словообразования.

2. Основные направления, методы и приёмы изучения словообразования в б классе.

З. Место, назначение и соотношение морфемного и словообразовательного разборов.

4. Работа над значимыми частями слова в аспекте развития речи.

 

Вопросы, задания, практический материал к занятию

1. Произведите анализ содержания раздела “Образование слов. Состав слова” в учебнике, изучите программные требования к знаниям и умениям учащихся. С учётом этого сформулируйте:

а) задачи изучения данного раздела; б) цели следующих уроков:

- Урок усвоения новых знаний, формирования опорных умений по теме “Основа слова. Окончание”

- Урок закрепления знаний, умений и навыков по теме “Приставка. Правописание приставок пре-, при-”.

- Урок усвоения новых знаний, формирования опорных умений по теме “Способы образования слов”

- Урок обобщения, систематизации знаний, совершенствования умений по теме “Образование слов. Состав слова”.

- Урок проверки знаний, умений и навыков по теме “Образование слов. Состав слова”

2. Обоснуйте уместность и эффективность данных ниже заданий при изучении темы “Морфемы — значимые части слова”.

а) Добавьте к слову кот суффиксы -ик-, -ёнок-, -ищ, -яр-. Сколько котов получилось? Всех ли вам хочется приласкать? Почему?

б) Оставите ли вы без изменения словосочетания, если в них заменить суффиксы или приставки в подчёркнутых словах?

Приземистый домишко (на -ищ-) Выйти из автобуса (на со-) Труднейшая победа (на -еньк-)

в) Докажите, что в данных словосочетаниях есть лишние или неуместные слова. Слегка кисловатое яблоко, очень презлобная собака, маленький парнище, громадная собачонка.

г) К предложенным глаголам подберите имена существительные, составьте с ними словосочетания.

Одеть, надеть; опустить, отпустить, упустить; взбежать, сбежать; открыть, вскрыть, раскрыть.

д) Какие из перечисленных букв и сочетаний букв могут являться и слове значимыми частями? Докажите.

П, пе, пере, пь, по, под, пол, пу.

З. Учитель, приступая к объяснению темы “Основа и окончание”, начал работу с записи на доске известной фразы академика Л.В.Щербы: “Глокая куздра штеко будланула бокра и кудлачит бокрёнка”. Как вы думаете, с какой целью он использовал этот приём? К какому выводу можно и нужно подвести учащихся после разбора этой фразы?

4. Укажите тему, тип и этап урока, где уместно было бы использовать следующие методические приёмы, образцы заданий и дидактический материал:

а) Родственники

- Вы кто такие?

-Я Гусь, это ГУСЫ]Э{Я, это наши Гусята А ты кто?

- А я ваша тётя — Гусеница.

(Л.А. Шкатова.)

б) Прочитайте текст, определите его тип, стиль речи. Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. докажите правильность ответа.

В лесу под деревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже темнели первые проталины. Древесные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть мохнатыми.

(Г. Скребницкий.)

в) Данные группы словосочетаний замените однокоренными словами. Придумайте свои примеры для аналогичного задания

Очень прочный; защищенный замок; здоровый и сильный человек; войска, идущие на подмогу; канцелярская принадлежность; помещик, владеющий крестьянами. г) Найди “четвёртое лишнее”. Обоснуй своё мнение. Легко, пусто, полотно, какао. Соловьи, колибри, снегири, ласточки.

д) Из приведённых ниже слов выпиши, во-первых, неизменяемые слова, во- вторых, слова, соответствующие схемам: ‘ П П .

ЕЕ

Домашний, совьют, изредка, сгоришь, справа, разберутся, синь, вниз, переливаются, заплыв, скатятся.

5.Составьте приём-предписание, алгоритм, который вы могли бы использовать на уроке-практикуме по теме “Правописание приставок пре-, при-”.

б. Составьте развернутый конспект урока закрепления знаний, умений и навыков по теме “Основные типы словообразовательных значений в русском языке”.


 

Практическое занятие № 4.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.012 с.)