Определите значения слов и укажите пары синонимов и антонимов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите значения слов и укажите пары синонимов и антонимов.



Русский язык

1. Определите стиль текста:

А) художественный; Б) разговорный; В) публицистический; Г) научный; Д) официально-деловой

- Привет! Как жизнь?Б - Лучше всех. А ты как? Что-то я тебя давно во дворе не видел? - Да математика заела. С репетитором занимаюсь три раза в неделю. - А... Ну, смотри. У нас команда собралась отличная. Придешь? - Не-а. Сказал ведь: математика. - Ну, давай. - Пока
Иностранный капитал играл важную роль в российской промышленности, но он так и не стал определяющим фактором ее развития. Предприятия, в которые вкладывались иностранные капиталы, являлись частью российской экономики, а не филиалами заграничных монополий Г
Главной проблемой многих студенческих групп, увы, является практическое отсутствие дружного сплоченного коллектива, где один за всех и все за одного. То есть группа, объединяющая около десяти человек, существует только в рамках учебного заведения. Вне его, говоря словами старосты одной из групп первого курса, нет общих интересов и дел. Если в группе все вежливы друг с другом, считается, что все в порядке, а на самом деле коллектива как такового нет. Ты меня не трогай, и я тебя не трону, у меня своя жизнь, у тебя — СВОЯ В
Навстречу вышел старик. Так это он! я тотчас же узнал его; но он согнулся уже вдвое против прежнего. Он узнал меня и приветствовал с тою же знакомою мне улыбкою. Я вошел за ним в комнаты; казалось, все было в них по-прежнему; но я заметил во всем какой-то странный беспорядок... А
Мы рады были узнать, что Вы видели нашу продукцию па Автосалоне в Лондоне, и нам очень приятно выслать отдельной почтой наши образцы, которые охватывают ассортимент товаров, в которых Вы заинтересованы Д

2. Дайте определение средствам речевой выразительности:

А) анафора; Б) литота, В) инверсия, Г) эпитет, Д) антитеза

Ø Художественное преуменьшение. (пример — Мальчик-с-пальчик.)Б

Ø Нарушение последовательности речи, придающее фразе новый оттенок выразительности. (пример — «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням…» А. Пушкин.) В

Ø Образное определение, воссоздающее признак предмета или впечатление, которое он вызывает. (пример — «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Лермонтов.) Г

Ø Повтор созвучных или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. (пример — «Что же у нас Садко ничем не похвастает? / Что у нас Садко ничем не похваляется?» Русская народная былина.) А

Ø Противопоставление, противоречие, нередко используемое в пословицах. (пример — «Мал, да удал». Пословица.) Д

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ.

Излагать, полог, слагаемое, прилагательное, сровнять с землёй, сплавлять, скачу, положение, ростовщический, росток, отраслевой, Ростислав, честный, ровесник, опасный, искусно, отпереть, сочетание, застелить.

 

 

4. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:

сжечь, сдельщина, здание, бесформенный, призреть сироту, предать друга, преступить закон, пребывать в городе,

 

О/Ё после шипящих.

размежёвка, ножовка, корчёвка, ночёвка, шов, шёпот, шорох, врачом, запряжём, ночёвка, ножовка, чёрный, горшок, шок, мышонок, пшёнка, толчок, толчём, врачом, ключом.

 

6. Правописание Н/НН:

кошенная трава, кожаный портфель, озаренный луной, мы огорчены, занимательный,

6. Правописание Ъ/Ь:

плющ, намажьте, невтерпеж, неуклюж, жареный лещ…, дым пожарищ, блестящ, хорошая вещ, уберечься, бородач, полоса неудач; цветок пахуч, модный плащ, Куда нам торопиться? возле дач, юноша горяч, съест, меньше, скачешь, поют.

7. Нормы орфоэпии(составьте транскрипцию слов), ответьте на вопросы: в каких словах букв больше, чем звуков; в каких словах происходить озвончение/оглушение; в каких словах все согласные мягкие/твердые:

Муж, тоньше, шепотка, женский, позволить, косьба, безработный, метраж, плести, приют, объезд, деньги, щадить, заняться, ценить, щёлкать.

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

Дети играются на площадке; Ставьте сюда свой чемодан; Я любовался тюлем; Это самый счастливейший день в жизни; Несколько граблей; Все донья этих бочек;Дети играются на площадке; Ставьте сюда свой чемодан; Я любовался тюлем.

 

Определите значения слов и укажите пары синонимов и антонимов.

Сентиментальный – чувствительный; апатия – безразличие; легенда – предание; пафос – доказательство; оптимизм – жизнелюбие; аргументы – доказательства; мемуары – воспоминания; массивное – многолюдное;пафос – торжественность; анонимное – неподписанное; оптимизм – жизнелюбие; массивное – многолюдное; поминай как звали - и след простыл; куры не клюют - пруд пруди; водить за нос - морочить голову; жить душа в душу - как кошка с собакой.

 

10. Определите по словарю значение слов. Терминами каких профессий являются след.слова:

Соната, сопрано (певец), мичман, форштевень, палуба ( моряк), бокс, пенальти (спортсмен), диагноз, грипп, диагноз, витамин (врач) , презумпция (юрист), парапет, ротонда (строитель).

11. ПРОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ:

Задолго, договор, звонишь, комбайнер, аргумент, искра, добыча, коклюш, рапорт, диалог, добыча, торты, созвонимся, намерение, молодежь, торты.

 

12.Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст

2 А. Гипотезы эти интересны и увлекательны, но им недостает одного – убедительности.

1 Б. В печати не раз появлялись статьи, авторы которых пробуют объяснить отдельные загадки древней истории с помощью гипотезы о космических пришельцах.

4 В. На их фоне предложение о вторжениях инопланетян выглядит чистой фантастикой, а не научной гипотезой.

3 Г. Есть более разумные объяснения исторических загадок древности. Б А Г В

1 А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

4 Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

3 В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

2 Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий. А Г В Б

3

А. Древние американские культуры во многих областях, например, в отдельных разделах математики, опережали современные им цивилизации Старого Света.

Б. Но это, разумеется, не дает права утверждать, что отдельные суда финикийцев, римлян, индейцев не могли случайно заплывать к берегам Америки.

В. Это говорит о том, что длительных культурных контактов между Старым и Новым Светом не существовало.

Г. С другой стороны, индейцы не умели плавить железо, не знали колеса, плуга, пороха.

4

4 А. Чтобы избежать давления бояр, Юрий Долгорукий основал княжеский стол в Суздале.

2 Б. Ростовское боярство всегда было сильным и честолюбивым.

3 В. И позже, несмотря на богатство и силу знати, Ростов никогда не был столицей княжества, а потому пребывал в постоянной оппозиции.

1 Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли – Великий. Г Б В А

4 А. Хищные птицы тоже обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой.

2 Б. Оказывается, природа позаботилась о том, чтобы необходимая для организма вода образовывалась в теле антилопы в процессе обмена веществ.

1 В. Известно, что для млекопитающих вода важнее пищи.

3 Г. Однако газели и антилопы, которые живут в пустыне, не пьют воды в течение всей жизни. В Б Г А

 

Литература

1. Пушкин А.С.поэма «Медный всадник»,

 

2. Лермонтов М..Ю.«И скучно и грустно…», «Как часто, пестрою толпою окружен…»,

 

3. Островский А.Н. «Гроза». (Назовите имя главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

 

4. Гоголь Н.В. «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

1) Назовите повесть Н.В. Гоголя, герой которой воображал себя испанским королем. Записки сумасшедшего. Поприщин

2) Что потерял герой одноименной повести Н.В. Гоголя коллежский асессор Ковалев. Нос

3) Какой чин занимает главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин? титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства

4) Как в литературоведении называется тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель»? типичный представитель бедного чиновничества и «маленький человек»

5. Тютчев Ф.И.стихотворение «Она сидела на полу…»

 

Чехов А.П. «Вишневый сад»

1) Сюжетом, какого произведения А.П. Чехова стала продажа дворянской усадьбы?

2) Назовите имя героя комедии А.П. Чехова «Вишневый сад», купившего дворянскую усадьбу. Лопахин

3) Назовите имя героя рассказа А.П. Чехова, который в течение 15 лет держал в страхе не толькосослуживцев по гимназии, но и весь город. унтер-офицер Пришибаев

13. Роман - это

Ø Поэтическое произведение, имеющее развернутый сюжет и характеризующееся постепенным развитием образа (или образов) главного героя (героев).
Ø Произведение повествовательного характера, охватывающее судьбы многих героев, нередко — представителей нескольких поколений.
Ø Небольшое стихотворение, чаще всего на легендарный или исторический сюжет, отличающееся особым музыкальным звучанием. В средние века такие произведения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Ø Повествовательное произведение с фантастическим сюжетом, тесно связанное с мифом и устным народным творчеством. Рассказ - это
Ø Произведение повествовательного характера, охватывающее судьбы многих героев, нередко — представителей нескольких поколений.
Ø Небольшое стихотворение, чаще всего на легендарный или исторический сюжет, отличающееся особым музыкальным звучанием. В средние века такие произведения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Ø Повествовательное произведение с фантастическим сюжетом, тесно связанное с мифом и устным народным творчеством.
Ø Небольшое произведение повествовательного характера, в котором чаще всего речь идет об отдельном событии из жизни героя. Поэма - это
Ø Поэтическое произведение, имеющее развернутый сюжет и характеризующееся постепенным развитием образа (или образов) главного героя (героев).
Ø Произведение повествовательного характера, охватывающее судьбы многих героев, нередко — представителей нескольких поколений.
Ø Небольшое стихотворение, чаще всего на легендарный или исторический сюжет, отличающееся особым музыкальным звучанием. В средние века такие произведения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Ø Повествовательное произведение с фантастическим сюжетом, тесно связанное с мифом и устным народным творчеством.
Ø Небольшое произведение повествовательного характера, в котором чаще всего речь идет об отдельном событии из жизни героя. Сказка - это
Ø Поэтическое произведение, имеющее развернутый сюжет и характеризующееся постепенным развитием образа (или образов) главного героя (героев).
Ø Произведение повествовательного характера, охватывающее судьбы многих героев, нередко — представителей нескольких поколений.
Ø Небольшое стихотворение, чаще всего на легендарный или исторический сюжет, отличающееся особым музыкальным звучанием. В средние века такие произведения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Ø Повествовательное произведение с фантастическим сюжетом, тесно связанное с мифом и устным народным творчеством.
Ø Небольшое произведение повествовательного характера, в котором чаще всего речь идет об отдельном событии из жизни героя.

Баллада - это

Ø Поэтическое произведение, имеющее развернутый сюжет и характеризующееся постепенным развитием образа (или образов) главного героя (героев).
Ø Произведение повествовательного характера, охватывающее судьбы многих героев, нередко — представителей нескольких поколений.
Ø Небольшое стихотворение, чаще всего на легендарный или исторический сюжет, отличающееся особым музыкальным звучанием. В средние века такие произведения исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Ø Повествовательное произведение с фантастическим сюжетом, тесно связанное с мифом и устным народным творчеством.
Ø Небольшое произведение повествовательного характера, в котором чаще всего речь идет об отдельном событии из жизни героя.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Напишите развернутый ответ на вопрос, выбрав одну из предложенных тем (по каждому автору):

А.П.Чехов

Ø Смешное и трагическое в рассказах А.П. Чехова. («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Смерть чиновника», «Ионыч» - на выбор).

Русский язык

1. Определите стиль текста:

А) художественный; Б) разговорный; В) публицистический; Г) научный; Д) официально-деловой

- Привет! Как жизнь?Б - Лучше всех. А ты как? Что-то я тебя давно во дворе не видел? - Да математика заела. С репетитором занимаюсь три раза в неделю. - А... Ну, смотри. У нас команда собралась отличная. Придешь? - Не-а. Сказал ведь: математика. - Ну, давай. - Пока
Иностранный капитал играл важную роль в российской промышленности, но он так и не стал определяющим фактором ее развития. Предприятия, в которые вкладывались иностранные капиталы, являлись частью российской экономики, а не филиалами заграничных монополий Г
Главной проблемой многих студенческих групп, увы, является практическое отсутствие дружного сплоченного коллектива, где один за всех и все за одного. То есть группа, объединяющая около десяти человек, существует только в рамках учебного заведения. Вне его, говоря словами старосты одной из групп первого курса, нет общих интересов и дел. Если в группе все вежливы друг с другом, считается, что все в порядке, а на самом деле коллектива как такового нет. Ты меня не трогай, и я тебя не трону, у меня своя жизнь, у тебя — СВОЯ В
Навстречу вышел старик. Так это он! я тотчас же узнал его; но он согнулся уже вдвое против прежнего. Он узнал меня и приветствовал с тою же знакомою мне улыбкою. Я вошел за ним в комнаты; казалось, все было в них по-прежнему; но я заметил во всем какой-то странный беспорядок... А
Мы рады были узнать, что Вы видели нашу продукцию па Автосалоне в Лондоне, и нам очень приятно выслать отдельной почтой наши образцы, которые охватывают ассортимент товаров, в которых Вы заинтересованы Д

2. Дайте определение средствам речевой выразительности:

А) анафора; Б) литота, В) инверсия, Г) эпитет, Д) антитеза

Ø Художественное преуменьшение. (пример — Мальчик-с-пальчик.)Б

Ø Нарушение последовательности речи, придающее фразе новый оттенок выразительности. (пример — «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням…» А. Пушкин.) В

Ø Образное определение, воссоздающее признак предмета или впечатление, которое он вызывает. (пример — «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Лермонтов.) Г

Ø Повтор созвучных или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. (пример — «Что же у нас Садко ничем не похвастает? / Что у нас Садко ничем не похваляется?» Русская народная былина.) А

Ø Противопоставление, противоречие, нередко используемое в пословицах. (пример — «Мал, да удал». Пословица.) Д

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ.

Излагать, полог, слагаемое, прилагательное, сровнять с землёй, сплавлять, скачу, положение, ростовщический, росток, отраслевой, Ростислав, честный, ровесник, опасный, искусно, отпереть, сочетание, застелить.

 

 

4. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:

сжечь, сдельщина, здание, бесформенный, призреть сироту, предать друга, преступить закон, пребывать в городе,

 

О/Ё после шипящих.

размежёвка, ножовка, корчёвка, ночёвка, шов, шёпот, шорох, врачом, запряжём, ночёвка, ножовка, чёрный, горшок, шок, мышонок, пшёнка, толчок, толчём, врачом, ключом.

 

6. Правописание Н/НН:

кошенная трава, кожаный портфель, озаренный луной, мы огорчены, занимательный,

6. Правописание Ъ/Ь:

плющ, намажьте, невтерпеж, неуклюж, жареный лещ…, дым пожарищ, блестящ, хорошая вещ, уберечься, бородач, полоса неудач; цветок пахуч, модный плащ, Куда нам торопиться? возле дач, юноша горяч, съест, меньше, скачешь, поют.

7. Нормы орфоэпии(составьте транскрипцию слов), ответьте на вопросы: в каких словах букв больше, чем звуков; в каких словах происходить озвончение/оглушение; в каких словах все согласные мягкие/твердые:

Муж, тоньше, шепотка, женский, позволить, косьба, безработный, метраж, плести, приют, объезд, деньги, щадить, заняться, ценить, щёлкать.

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

Дети играются на площадке; Ставьте сюда свой чемодан; Я любовался тюлем; Это самый счастливейший день в жизни; Несколько граблей; Все донья этих бочек;Дети играются на площадке; Ставьте сюда свой чемодан; Я любовался тюлем.

 

Определите значения слов и укажите пары синонимов и антонимов.

Сентиментальный – чувствительный; апатия – безразличие; легенда – предание; пафос – доказательство; оптимизм – жизнелюбие; аргументы – доказательства; мемуары – воспоминания; массивное – многолюдное;пафос – торжественность; анонимное – неподписанное; оптимизм – жизнелюбие; массивное – многолюдное; поминай как звали - и след простыл; куры не клюют - пруд пруди; водить за нос - морочить голову; жить душа в душу - как кошка с собакой.

 

10. Определите по словарю значение слов. Терминами каких профессий являются след.слова:

Соната, сопрано (певец), мичман, форштевень, палуба ( моряк), бокс, пенальти (спортсмен), диагноз, грипп, диагноз, витамин (врач) , презумпция (юрист), парапет, ротонда (строитель).

11. ПРОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ:

Задолго, договор, звонишь, комбайнер, аргумент, искра, добыча, коклюш, рапорт, диалог, добыча, торты, созвонимся, намерение, молодежь, торты.

 

12.Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст

2 А. Гипотезы эти интересны и увлекательны, но им недостает одного – убедительности.

1 Б. В печати не раз появлялись статьи, авторы которых пробуют объяснить отдельные загадки древней истории с помощью гипотезы о космических пришельцах.

4 В. На их фоне предложение о вторжениях инопланетян выглядит чистой фантастикой, а не научной гипотезой.

3 Г. Есть более разумные объяснения исторических загадок древности. Б А Г В

1 А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

4 Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

3 В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

2 Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий. А Г В Б

3

А. Древние американские культуры во многих областях, например, в отдельных разделах математики, опережали современные им цивилизации Старого Света.

Б. Но это, разумеется, не дает права утверждать, что отдельные суда финикийцев, римлян, индейцев не могли случайно заплывать к берегам Америки.

В. Это говорит о том, что длительных культурных контактов между Старым и Новым Светом не существовало.

Г. С другой стороны, индейцы не умели плавить железо, не знали колеса, плуга, пороха.

4

4 А. Чтобы избежать давления бояр, Юрий Долгорукий основал княжеский стол в Суздале.

2 Б. Ростовское боярство всегда было сильным и честолюбивым.

3 В. И позже, несмотря на богатство и силу знати, Ростов никогда не был столицей княжества, а потому пребывал в постоянной оппозиции.

1 Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли – Великий. Г Б В А

4 А. Хищные птицы тоже обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой.

2 Б. Оказывается, природа позаботилась о том, чтобы необходимая для организма вода образовывалась в теле антилопы в процессе обмена веществ.

1 В. Известно, что для млекопитающих вода важнее пищи.

3 Г. Однако газели и антилопы, которые живут в пустыне, не пьют воды в течение всей жизни. В Б Г А

 

Литература

1. Пушкин А.С.поэма «Медный всадник»,

 

2. Лермонтов М..Ю.«И скучно и грустно…», «Как часто, пестрою толпою окружен…»,

 

3. Островский А.Н. «Гроза». (Назовите имя главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

 

4. Гоголь Н.В. «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

1) Назовите повесть Н.В. Гоголя, герой которой воображал себя испанским королем. Записки сумасшедшего. Поприщин

2) Что потерял герой одноименной повести Н.В. Гоголя коллежский асессор Ковалев. Нос

3) Какой чин занимает главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин? титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства

4) Как в литературоведении называется тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель»? типичный представитель бедного чиновничества и «маленький человек»

5. Тютчев Ф.И.стихотворение «Она сидела на полу…»

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.026 с.)