Тема6: оборотные средства предприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема6: оборотные средства предприятия



1.состав и структура оборотных средств

2.определение потребностей в оборотных средствах

3.показатели эффективности использования оборотных средств

4.пути улучшения использования ОС

 

1)

Активы предприятия, которые в результате своей хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию, принимают однократное участие в процессе производства и изменяют свою натурально-вещественную форму называются оборотные средства предприятия

 

Основное назначении Ос заключается в непрерывном и обеспеченной ритмичности производства

ОС представляют собой сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, незавершенное производство, будущие расходы, готовая продукция, продукция, отраженная потребителем, денежные средства в обращении

ОС:

1.оборотные производственные фонды :

-производственные запасы;

-в процессе производства

2.фонды обращения:

-готовая продукция на складе

-продукция, отгруженная потребителю

-денежные средства в расчетах (последние два – ненормируемые ОС)

 

В каждом кругообороте ОС проходят 3 стадии:

1.производственных запасов – предприятие использует для приобретения сырье и материалы

2.производственная – производственные запасы превращаются в незавершенное производство и готовую продукцию

3.сбытовая – происходит процесс реализации

 

Время, в течение которого ОС проходят № стадии оборота является периодом оборота ОС. Процесс перехода из сферы обращения в сферу производства и снова в сферу обращения представляет собой кругооборот ОС

Через разные стадии кругооборота отдельные элементы ОС проходят одновременно, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Соотношения отдельных ОС в их общей величине характеризуют структуру ОС

Структура ОС зависит от степени оптимизации, организации производства, технологии, длительности производственного цикла. Наибольший удельный вес занимают производственные затраты.

ОС по структуре:

1.по сфере оборота:

-ОС в сфере производства

-ОС в сфере обращения

2.по источникам формирования

-собственные

-заемные (привлеченные)

3.по особенностям планирования

-нормируемые

-ненормируемые

4.по отраслевому признаку:

-ОС промышленности

-Ос сельхозяйства

-Строительства

-транспорта

 

2)

При определении потребностей используется 3 способа:

-метод прямого счета – по каждому элементу ОС (сырье, топливо) осуществляется ежегодный расчет на основе длительно действующих норм с учетом всех изменений на предприятии. этот метод предусматривает расчет нормативов по каждому элементу и их суммирование.

-аналитический – все ОС делятся на

зависящие: сырье, основные и вспомогательные материалы, готовая продукции, топливо. Норматив ОС по этой группе определяется на основании норматива текущего года с учетом роста выпуска продукции и ускорение оборачиваемых средств.

независящие: малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запчасти. Совокупность нормативов для независящих средств рассчитываются на основе норматива базисного года, который увеличивается в зависимости от объема товарной продукции

-метод коэффициентов – предполагает корректировку запаса из-за изменения снабжения, объема производства и реализации продукции

Норматив ОС определяется исходя из следующих показателей:

1.объем производства и реализации продукции

2.затраты на производство

3.нормы ОС по видам материальных ценности, выраженной в днях

 

Производственные запасы:

-текущие – постоянные запасы материалов, полностью подготовленные к производству, зависят от частоты поставок данного вида сырья и материалов. Текущий запас рассчитывается = среднесуточное потребления*интервал поставок

-страховые (резервные) – должны нейтрализовать влияние случайных факторов. Этот запас необходим для предоставления беспрерывной поставки. Размер запаса – 50% нормы текущего запаса

-незавершенное производство – продукция, которая находится на различных стадиях обработки от запуска сырья до принятия готовой продукции. Размер ОС зависит от длительности цикла, себестоимости изготовленной продукции и интенсивности нарастания затрат в процессе производства

-подготовительный запас – время, необходимое для запуска продукции (прием, складирование, экспертиза) (??)

-транспортные

 

Норматив ОС по готовой продукции: все изделия, для которых производственный цикл закончился

 

3)

-коэффициент оборачивамости

Кобор=РП/С

РП – объем реализуемой продукции

 

-показатель времени оборота – длительность одного оборота, в днях

Поб = Ссот.об.ср-в*Д/РП

Д – число календарных дней в данном периоде

 

Коэффициент закрепления оборотных средства в обороте:

Кзакр.об.ср-в = Собс/РП = сумма ОС приходящийся на 1 рубль реализованной продукции

 

-показатель обеспеченности собственными ОС:

Побесп = общ.сумма ОС/общ сумма ОС собственных

 

Расчет суммы ОС, высвобожденных

Благодаря успешному ускорению их оборачиваемости производится сравнением, фактическое среднего остатка ОС с условной величиной потребности в ОС при фактической выручке и ранее сложившейся скорости ОС

 

4)

Наиболее существенные резервы для улучшения ОС находятся на самом предприятии в системе эффективного использования производственных запасов

Основные пути сокращения производственных запасов:

-рациональное использования

-ликвидация сверхнормативов и излишних запасов материалов

-совершенство материально-технического снабжения, в том числе путем договорных поставок

-совершенствование нормирования

-расширение прямых хозяйственных связей оптимальный выбор поставщиков

-эффективная работа транспортной системы

Наиболее существенный результат дает улучшение организации складского помещения

Тема 7: планирование на предприятии

1.виды планирования

2.методы планирования

3.стратегическое и тактическое планирование

4.бизнес-планирование

 

1) виды планирования

Планирование – процесс научной разработки и претворение в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития предприятия, обеспечивающих соответствие производства потребностям рынка и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия

 

Этапы планирования

1.разработка общих целей

2.определение конкретных детализированных задач

3.определение путей достижения поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировка целей

Специфические черты планирования:

-планирование имеет 2 стороны: социально-экономическую и организационно-техническое. Первая сторона – определяется социально-экономического общества, вторая – кооперация труда и зависит от уровня развития планирования – планирование носит информационный характер

-планирование – один из важнейших факторов интенсификации производства

По содержанию и форме планирование имеет следующие виды:

-с точки зрения обязательности плановых заданий планирования: директивные и индикативные

-по сроку и степени детализации: долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее)

-по содержанию: стратегическое, тактическое, оперативно-каледнарное и бизнес-планирование

 

2) методы планирования

Основные принципы планирование:

-принцип необходимости

-принцип непрерывности

-принцип единства

-принцип гибкости

-принцип точности

-принцип оптимальности

-принцип участия

-принцип эффективности

 

Методы:

-балансовый

-нормативный

-системно-аналитический

-сетевой

-программно-целевые

-экономико-математические

-инженерно-экономические

 

У каждого метода свой инструментарий и требования к результату

 

Система планирования имеет следующие элементы:

-плановый персонал, сформированный в организационную структуру

-механизм планирования (совокупность средств и методов, при помощи которых применяется плановое решение)

-процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений

-средства, обеспечивающие процесс планирования

-средства, обеспечивающие развитие планирования

 

3) стратегическое и тактическое планирование

В систему планирования входят тактическое, стратегическое и бизнес-планирование

 

Стратегическое – формируется система целей функционирования предприятия. Для этого необходимы усилия всего коллектива. Стратегическое планирование включает 4 вида деятельности:

-распределение ресурсов

-адаптация к внешней среде

-координация и регулирование хозяйственного процесса

-организационные изменения

Этапы стратегического планирования:

1.определение миссии предприятия

2.формулироание целей и задач функционирования предприятия

3.анализ и оценка внешней среды

4.разработка и анализ стратегического планирования

5.выбор стратегии и составление стратегического плана

Стратегическое планирование обычно дополняется текущим планированием. Оно обычно разрабатывается руководством предприятия, длительность ок 1 года

 

4 стратегические альтернативы:

1.стратегия концентрированного роста; сюда относят те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивает положение предприятия в отрасли

2.стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикальной интеграции; первая направлена на рост предприятия за счет установления контроля над поставщиками, вторая – установление контроля над субъектами, находящимися между предприятием и потребителем товара

3.стратегия диверсифицированного роста реализуется если предприятии предприятия не могут развиваться с данным продуктом в данной отрасли основные стратегии этой группы: стратегия концентрической диверсификации (производства новых продуктов на базе существующего бизнеса) на базе горизонтальной диверсификации (рост на существующем рынке за счет основания новой продукции, требующей технологический, отличной от используемой); стратегия конгломератной диверсификации (расширение предприятия за счет производства изделия, технологически не связанных с выпускаемыми продуктами)

4.стратегия сокращений – исполнение при необходимой реструктуризации после длительного периода роста или при необходимом повышения эффективности предприятия. 4 типа: стратегия ликвидации, быстрого успеха, сокращение расходов, стратегических сокращений

 

Разделы стратегического плана:

-корпоративная миссия

-продукция

-конкуренция

-рынки

-ресурсы

-деловой портфель

-инновация

-инвестиции

Стратегический план ок 5 лет

Тактический - 1-2 года

Оперативно-календарный менее года

 

Особое внимание в тактическом плане уделяется показатель эффективности и качества работы, снижения себестоимости, экономия ресурсов, повышения качества и повышения эффективности производства в целом

 

Разделы тактического плана:

-экономическая эффективность производства

-нормы и нормативы

-производство и реализация продукции

-материально-технического обеспечение производства

-персонал и оплата труда

-издержки производства

-прибыль и рентабельность

-инновации

-инвестиции и капитальное строительство

-охрана природы

-социальное развитие коллектива

-фонды специального назначения

-финансовые планы

 

4) бизнес-планирование

Бизнес-планирование – Это планирование, в рамках которого определяется как экономическая целесообразность внедрения различных инноваций финансовых предприятий

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.017 с.)