Составитель: Курьят Надежда Александровна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: Курьят Надежда Александровна,



ПРОГРАММА

дополнительного образования

курс «Игра на домре»

 

рассчитана на обучение детей с 7до17лет,
срок реализации 4 года.

 

 

Составитель: Курьят Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

 

 

г.Кемерово 2007 год.

 

 


Пояснительная записка.

Музыка—воплощение цельности человека, единства в нём природы и духа. Эта целостность и это единство сконцентрированы в музыкальном звуке. О музыкальном искусстве говорят как о “наиболее чувственном среди искусств”. Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций. А музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк.

Русские народные инструменты и исполнительство на них связаны в своём развитии с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими традициями широких слоёв русского народа. Прекрасным материалом для воспитания подлинного интереса, любви и уважения к своему народу и его искусства могут служить произведения народной инструментальной музыке.

В оркестре народных инструментов, каждый инструмент учится “петь”: изменять высоту звука и слитно переходить от одного звука к другому. Важную роль в
ведении звука играют руки. Они берут на себя функции то дыхательного столба,
то голосовых связок, то мышц гортани. Постепенно с приобретением навыков в
игре на инструментах они начинают “петь”. Возникают так называемые игровые
фигуры: звуковые последования, которые могут быть извлечены руками на “одном
дыхании”. В оркестре звукпривычно понимать как строительный материал музыки, по формуле: сначала звуки, потом музыка.
В системе дополнительного образования для обучающихся, интересующихся музыкальной культурой и стремящихся к её познанию, оркестр - лучший источник, в котором они приобретают не только определённые знания, но и овладевают профессиональными навыками игры на музыкальных инструментах.
Одним из ведущих инструментов оркестра является домра. Домра – старинный русский инструмент, использовался в 16-17 вв. скоморохами. В 1896-1900 гг. В.В. Андреев совместно с С.И. Налимовым создал семейство 3-струнных оркестровых домр. В настоящее время существуют 3 вида трехструнных домр: малые, альтовые, басовые, которые составляют группу домр в оркестре.
Цель:

Создание условий для развития творческих, музыкальных способностей и личностных качеств обучающихся посредством музыки.
Задачи:

Воспитать любовь к народной инструментальной музыке;

Воспитать морально-нравственные качества личности;

Овладеть исполнительскими навыками на инструменте;

Овладеть правилами ансамблевой игры;
Воспитать стремления обучающегося к самореализации;
Привить навыки концертных выступлений;
Развить специальные и творческие способности обучающегося.

 

Программа рассчитана на 4 уровня обучения для детей от 7до17 лет.
Каждый уровень соответствует 1 году обучения. Для наиболее способных обучающихся предусмотрены индивидуальные занятия. Такие обучающиеся могут воспринимать больше информации, чем остальные обучающиеся и быстрее её осваивать, более усидчивые и не боятся объёмной и скрупулёзной работы. Индивидуальные занятия дают им возможность более широко раскрывать свои творческие способности и личностные качества, а также они дают возможность для самореализации.
Освоение данного курса предусматривает: индивидуальные занятия, групповые занятия и сводные репетиции в оркестре.

Режим обучения обучающихся в творческом объединении.

Первый год обучения – 324 часа (2 раза в неделю по 3 часа групповые занятия и 1 раз в неделю 3 часа сводный оркестр) для обучающихся от 7 до 14 лет.

Индивидуальные занятия – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

Второй год обучения – 324 часа (2 раза в неделю по 3 часа групповые занятия и 1 раз в неделю 3 часа сводный оркестр) для обучающихся от 8 до 15 лет.

Индивидуальные занятия – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

Третий год обучения – 324 часа (2 раза в неделю по 3 часа групповые занятия и 1 раз в неделю 3 часа сводный оркестр) для обучающихся от 9 до 16 лет.

Индивидуальные занятия – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

Четвертый год обучения – 324 часа (2 раза в неделю по 3 часа групповые занятия и 1 раз в неделю 3 часа сводный оркестр) для обучающихся от 10 до17 лет.

Индивидуальные занятия – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

Для полноценного проведения занятий необходимы следующие средства обучения: наглядные пособия (карточки), технические средства обучения, учебная литература, инструменты.

Для реализации данной программы используются следующие методы обучения:
1-й год обучения: репродуктивный метод.
2-й год обучения: репродуктивный метод и метод развивающего обучения.
3-й год обучения: важным является метод развивающего обучения.
4-й год обучения: эвристический и частично - поисковый.
Формы контроля должны способствовать заинтересованности обучающихся в занятиях, поэтому:
для 1-го года обучения, наряду с традиционными формами контроля (опрос, проигрывание, письменные контрольные работы), нужно использовать игровые формы контроля: ребусы, загадки, викторины. Важным, для стимулирования интереса обучающихся являются концертные выступления перед родителями, педагогами и обучающимися в школьной аудитории.
для 2-го года обучения, важно разнообразить формы контроля, больше внимания уделять викторинам и конкурсам, анкетированию и тестированию, концертам перед родителями и педагогами, а также в городских концертах.
для 3-го года обучения, развитию творческого потенциала обучающихся способствуют проведения таких конкурсов как: на лучшее исполнение самостоятельно выученной пьесы, «на чтение с листа», а также тестирование, викторины, участия оркестра в городских музыкальных конкурсах и концертах.
для 4-го года обучения важно развить творческие способности, импровизационные навыки, с помощью конкурсов: «Композиторский конкурс», «Импровизация на тему русских народных песен». Участие оркестра в городских и областных музыкальных конкурсах и концертах.
Немаловажную роль играет поддержка родителей. Они проявляют большой интерес к обучению своих детей. С удовольствием посещают концертные выступления в школе и за её пределами. Некоторые родители даже посещают тематические вечера и присутствуют на контрольных занятиях.

Важно воспитывать в процессе обучения стремление к здоровому образу жизни.

Развитие обучающегося отслеживается посредством мониторинга. А подведением итогов для реализации дополнительной образовательной программы являются концерты, фестивали, конкурсы.

Выпускник оркестра народных инструментов должен владеть знаниями по истории исполнительства на народных инструментах, основам элементарной теории музыки; уметь использовать упражнения на различные виды техники, работать над музыкальными произведениями.
Выпускник должен уметь общаться в творческом коллективе, расширять свой познавательный потенциал, быть настойчивым, ответственным, дисциплинированным, творчески относиться к исполнению музыкальных произведений.

Для большинства выпускников обучение в оркестре станет дополнением к гармоничному развитию личности или подготовительным этапом к поступлению в учебное заведение на отделение народных инструментов, что позволит им продолжить своё обучение народной инструментальной музыке на профессиональном уровне.

После обучения по данному курсу, обучающийся сможет поступить в учебное заведение, и получить профессию, связанную с народной инструментальной музыкой на профессиональном уровне.

 

 

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й уровень обучения.

 

  Тема Кол-во часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие. Знакомство с игрой в оркестре.      
  История исполнительства на народных инструментах.   -  
  Основы элементарной теории музыки.      
  Обучение игре на инструменте.      
  Работа над упражнениями. -    
  Работа над восприятием музыки.   -    
  Работа над развитием образного мышления. -    
  Знакомство с дирижёрским жестом.        
  Работа над музыкальными произведениями. -    
  Концертные выступления, праздничные мероприятия.        

Итого: 44 280 324

Содержание
1-й год обучения.

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й уровень обучения.

 

  Тема Кол-во часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие. Повторение изученных ранее пьес.        
  Творчество А. Цыганкова.     -  
  Основы элементарной теории музыки.      
  Теоретическое тестирование.     -  
  Работа над упражнениями.   -    
  Работа над музыкальными произведениями.   -    
  Работа над развитием образного мышления.   -    
  Концертные выступления, праздничные мероприятия.        

 

Итого: 29 295 324

 

Содержание
2-й год обучения.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам,

обучающихся после 2-го года обучения.

 

 

Тема Знания Умения и навыки
1. Творчество А.Цыганкова. Знать творчество выдающегося исполнителя и композитора.  
2. Основы элементарной теории музыки. Знать письменные обозначения и толкование знаков сокращённого нотного письма, знаков, отмечающих удлинение звука. Знать итальянские обозначения динамических оттенков, темпов, агогических оттенков. Знать значение понятий: кульминация, мажор, минор. Знать гаммы E-Dur, a-moll, хроматическую гамму. Уметь распознавать музыкальные темпы, их грацию. Уметь правильно использовать знаки сокращённого нотного письма, лигу, точку, фермату. Уметь вычленять кульминацию в произведении. Уметь распознавать на слух и строить мажорный и минорный звукоряды.
3. Работа над упражнениями. Знать предназначения каждого упражнения. Уметь качественно исполнять изученные упражнения и использовать их по назначению.
4. Работа над музыкальными произведениями. Знать порядок и способы работы над произведениями. Уметь работать над качеством звучания произведения. Уметь эмоционально исполнять произведения.  
5. Работа над развитием образного мышления. Знать, как осмысленно работать над образом произведения. Уметь преподнести произведение в соответствии с его образом.
6. Концертные выступления, праздничные мероприятия.   Знать, как вести себя на сцене в соответствии с характером исполняемого произведения. Уметь найти ошибки в исполнении и поведении во время выступлений и пути их исправления.

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й уровень обучения.

 

  Тема Кол-во часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие. Повторение изученных ранее пьес.        
  История исполнительства на домре в Сибири.     -  
  Основы элементарной теории музыки.      
  Теоретическое тестирование.     -  
  Работа над упражнениями.   -    
  Работа над музыкальными произведениями.        
  Работа над музыкальным мышлением.   -    
  Концертные выступления, праздничные мероприятия.      

Итого: 40 284 324

Содержание курса

Й год обучения.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й уровень обучения.

 

  Тема Кол-во часов
Теория Практика Всего
  Вводное занятие. Повторение изученных ранее пьес.        
  Основы элементарной теории музыки.        
  Теоретическое тестирование.   -  
  Работа над упражнениями.   -    
  Подбор на слух.   -    
  Работа над музыкальными произведениями. -    
  Работа над развитием музыкально-творческого мышлением. -    
  Концертные выступления, праздничные мероприятия.        


Итого: 29 295 324


 

Содержание
4-й год обучения.

 

Тема №5. Подбор на слух.

Практическая часть. Подбор на слух мелодий.

Приложение.

 

Календарно — тематический план.
1 - год обучения.

 

Месяц Неделя Тема Всего Теория Практика
1. Сентябрь   Сводный оркестр. Вводное занятие. Знакомство с оркестром.     -
2.     История исполнительства на народных инструментах.     -
3.     Знакомство с инструментом.      
4.     Сводный оркестр. Знакомство с игрой в оркестре.     -
5.     Организация игрового аппарата.      
6.     Изучение приёмов игры на открытых струнах (удар, двойной удар).      
7.     Сводный оркестр. Работа над восприятием музыки.   -  
8. Октябрь   Организация игрового аппарата.      
9.     Освоение приёмов игры на открытых струнах (удар, двойной удар).      
10.     Сводный оркестр. Работа над восприятием музыки.   -  
11.     Знакомство с понятием «высота звуков, скрипичный ключ, ноты».      
12.     Освоение понятий: высота звуков, нотная запись.      
13.     Сводный оркестр. Работа над восприятием музыки.   -  
14.     Освоение расположения нот на грифе инструмента.      
15.     Повторение нот. Понятие о соотношении длительностей звуков.      
16.     Сводный оркестр. Работа над восприятием музыки.   -  
17.     Освоение длительностей нот. Изучение схемы записи длительностей нот.      
18.     Приёмы игры на открытых струнах.      
19.     Сводный оркестр. Работа над развитием образного мышления.   -  
20.     Игра упражнений.   -  
21. Ноябрь   Изучение размеров 2/4, 3/4, 4/4.      
22.     Сводный оркестр. Знакомство с дирижёрским жестом.      
23.     Основные динамические оттенки.      
24.     Игра упражнений.   -  
25.     Сводный оркестр. Работа над развитием образного мышления.   -  
26.     Ритм.      
27.     Игра упражнений.   -  
28.     Сводный оркестр. Изучение дирижёрских жестов.      
29.     Паузы и их значение.      
30.     Игра упражнений.   -  
31.     Сводный оркестр. Изучение дирижёрских жестов.   -  
32.     Тон, полутон.      
33.     Разбор произведения.   -  
34. декабрь   Сводный оркестр. Работа над динамикой.   -  
35.     Работа над аппликатурой.   -  
36.     Разбор произведения.   -  
37.     Сводный оркестр. Работа над балансом звучания.   -  
38.     Знаки альтерации.      
39.     Игра упражнений.   -  
41.     Сводный оркестр. Работа над образом.   -  
42.     Основные виды штрихов.      
43.     Игра упражнений.   -  
44.     Сводный оркестр. Подготовка к праздничному мероприятию.      
45.     Работа над штрихами в произведении.   -  
46.     Работа над аппликатурой.   -  
47.     Сводный оркестр. Проведение праздничного мероприятия.   -  
48. Январь   Работа над штрихами и динамикой.   -  
49.     Повторение изученных пьес.   -  
50.     Сводный оркестр. Работа над динамикой.   -  
51.     Знакомство с понятием «темп».      
52.     Игра упражнений.   -  
53.     Сводный оркестр. Работа над балансом звучания.   -  
54.     Разбор произведения.   -  
55.     Работа над аппликатурой.   -  
56.     Сводный оркестр. Работа над характером произведения.   -  
57.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
58. Февраль   Работа над характером.   -  
59.     Сводный оркестр. Работа над динамикой.   -  
60.     Работа над артикуляцией.   -  
61.     Игра упражнений.   -  
62.     Сводный оркестр. Работа над балансом звучания.   -  
63.     Работа над аппликатурой и артикуляцией.   -  
64.     Работа над артистизмом.   -  
65.     Сводный оркестр. Подготовка к концертному выступлению.      
66.     Работа над ансамблем и балансом звучания.   -  
67.     Работа над характером произведения.   -  
68.     Сводный оркестр. Анализ концертного выступления.      
69.     Игра упражнений.   -  
70.     Разбор произведения.   -  
71. Март   Сводный оркестр. Подготовка к концертному выступлению.      
72.     Работа над аппликатурой и артикуляцией.   -  
73.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
74.     Сводный оркестр. Анализ концертного выступления.      
75.     Работа над ансамблем и балансом звучания.   -  
76.     Игра упражнений.   -  
77.     Сводный оркестр. Работа над артистизмом.   -  
78.     Знакомство с понятиями «интервал», «аккорд».      
79.     Игра упражнений.   -  
80.     Сводный оркестр. Работа над динамикой.   -  
81.     Работа над ансамблем и характером произведения.   -  
82.     Разбор пьесы по нотам и на инструменте.   -  
83.     Сводный оркестр. Работа над балансом звучания.   -  
84. Апрель   Работа над аппликатурой и артикуляцией.   -  
85.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
86.     Сводный оркестр. Работа над образом.   -  
87.     Игра упражнений.   -  
88.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
89.     Сводный оркестр. Работа над динамикой.   -  
90.     Разбор произведения.   -  
91.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
92.     Сводный оркестр. Работа над балансом звучания.   -  
93.     Работа над характером и образом.   -  
94.     Работа над аппликатурой и артикуляцией.   -  
95.     Сводный оркестр. Работа над образом.   -  
96.     Разбор произведения.   -  
97. Май   Работа над ансамблем и балансом звучания.   -  
98.     Сводный оркестр. Подготовка к концертному выступлению.      
99.     Работа над штрихами и динамикой.   -  
100.     Работа над балансом звучания в ансамбле.   -  
101.     Сводный оркестр. Анализ концертного выступления.      
102.     Работа над характером и образом.   -  
103.     Повторение изученных пьес. Игра упражнений.   -  
104.     Сводный оркестр. Работа над развитием образного мышления.   -  
105.     Игра упражнений на координацию движения рук.   -  
106.     Работа над балансом звучания в ансамбле.   -  
107.     Сводный оркестр. Праздничное мероприятие.   -  
108.     Игра упражнений.   -  
               

Итого: 324 44 280

 

 

Календарно — тематический план.
2 - год обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.037 с.)