Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основные аспекты темы: Биологический принцип жизни - порабощение духа, отречение от всего человеческого в культуре. Сохранение самого смысла человеческой жизни перед надвигающимся хаосом. Душевная борьба неизмеримо труднее физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну. Человечество на перепутье: чем надлежит быть Вселенной - зверищем или храмом? Что победит - культурный зоологизм или "сердце милующее", которое горит любовью ко всей твари? Соловьевский идеал "теургического искусства". "Красота спасет мир". Исцеляющая сила красоты в православном русском искусстве. Триединство Истина-Добро-Красота, воплощенное в русском православном искусстве. Новое жизнепонимание (сверхбиологический смысл жизни) в русской иконе, архитектуре и литературе. Устремленность к духовному идеалу - наше богатство. Литературный материал: Ф.Тютчев. Наш век. Е.Трубецкой. Умозрение в красках. Изобразительный материал: слайд-фильм Памятники художественной культуры (к 100-летию принятия христианства на Руси). Музыкальный материал: колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры. ТЕМА 2. Святая Русь в прошлом, настоящем и будущем. Духовный центр России - Троице-Сергиева Лавра. "Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа". И.Ильин Основные аспекты темы: Сакральный смысл легенды о Китеже. "Святая Русь покрыта Русью грешной". Страшные следы уходящей «эпохи" на теле страны и в ее душе. Разрушенные и оскверненные храмы. Поэзия названий храмов, ушедших от нас: "Храм Взыскания Погибших", "Спас на Бору", "Чудов монастырь", "Церковь Тихвинской Божией Матери на Бережках"... Страшная статистика (из 70 тыс. храмов уцелела только треть...) Троице-Сергиева Лавра. "Нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" (Ключевский), исчерпан ли до дна? Сергий Радонежский. Духовный подвиг Сергия Радонежского и ратный Дмитрия Донского. "Ты победишь". Литературный материал: М. Волошин. Китеж. Г. Кузьмин. Руины храма. Литературная учеба. 1991. Книга вторая. С.94. И. Шмелев. Куликово поле. Изобразительный материал: М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Г. Сотсков. Затопленная Никольская Церковь в Калязине (после заполнения Угличского водохранилища). Георгий Кузьмин. Храмы-призраки. Преображенский собор в Кижах. Троице-Сергиева лавра (репродукции, фотоснимки, слайды, видеофильм). Музыкальный материал: Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже (молитва Февронии). ТЕМА 3. Судьба народа; судьба личности, судьба храма. Восстановление храма-памятника в Москве. Основные аспекты темы: Воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве - событие более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что дух православия жив в русском народе и что попытка превратить Россию в безликий вненациональный народ не удалась. История Храма: построен в честь победы России в войне с Наполеоном, строился 40 лет, в 1883 году был освящен, в 1925 г. захвачен обновленческой церковью, в 1931 разрушен, с 1994 года началось восстановление. «Храм, плоть которого созидается весьма споро и успешно, теперь должен обрести душу. А она - в молитве..." (Святейший Патриарх Алексий). Два проекта Храма. Витберг и Тон. Идеи патриотизма, общественного единения и утверждения самодержавия, воплощенные в Храме - символе России. Мемориал Отечественной войны 1812 года внутри храма. Памятник погибшим в первой мировой войне (стены храма снаружи были покрыты написанными от руки именами, датами гибели русских солдат и офицеров).Художественная ценность Храма. Росписи Сурикова, В. Васнецова, Семирадского, Маковского, Маркова, Басина, Бруни, Васильева, Верещагина и других художников. Невосполнимо утеряна вся живопись и скульптура. Трагический урок истории Храма. Является ли воссоздание Храма знамением духовного возрождения России? Литературный материал: Волошин М. Северо-восток. Молева Н. Храм. Наше наследие 1994. Изобразительный материал: Репродукции росписей Храма Христа Спасителя. Музыкальный материал: Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры. ТЕМА 4.Судьба Соловков - Судьба России. Основные аспекты темы: История монастыря. Зосима и Савватий, их роль в истории монастыря. Новомученики российские. Соловки - первый советский концлагерь. Голгофа Соловецкая - образ-символ. “Храм - вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на Соловецкой лесной Голгофе, - алтарь этого храма”. Обретение храма в душе. Оскверненные и возрождающиеся храмы - образы душ русских людей. Судьба Соловков не образ ли судьбы России?
Литературный материал: Г. Русаков. Соловки. Венок сонетов. А. Ильинская. Соловки. Документальная повесть о новомучениках. Литературная учеба 1991, №2 Изобразительный материал: М.Нестеров. Святая Русь. На Руси (Душа народа). Молчание. И. Левитан. Над вечным покоем. Музыкальный материал: С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Хор Санкт-Петербургских духовных школ. ТЕМА 5. “Золотая чаша, в которую сливалось все лучшее духовное вино России...” Оптина пустынь и ее значение для русской культуры. Основные аспекты темы: "Оптина - духовный фокус, от соприкосновения с которым возжигается дух..." (П. Флоренский). Завязь новой культуры. Духовная лечебница израненных душ. Вихрь иной жизни, питавший русскую культуру. История Оптиной. Оптинские старцы. В поисках "живой воды". И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Толстой, В.С. Соловьев в Оптиной пустыни. Трагическая судьба монастыря после революции. Литературный материал: Вадим Борисов. Оптина пустынь. Наше наследие. 1996. Изобразительный материал: П. Корин. Русь уходящая. И. Левитан. Тихая обитель. Музыкальный материал: О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни. Хор Санкт-Петербургских Духовных школ. ТЕМА 6. Путь духовного возрастания: Дивеевская обитель и ее роль в Истории России. "Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но выставляют на подсвечнике, и светит всем..." Матфей, (5; 15) Основные аспекты темы: Земной мерой духовные высоты не меряются. Серафим Саровский - духовный светоч России. Путь духовного возрастания. "Спасись сам, и возле тебя спасутся тысячи". Дивеевская обитель, ее светлая и трагическая судьба, Свято-Троицкий и Безымянный соборы. Дивеевская тайна. Второе обретение мощей старца. "В нем явлены были сила и торжество Православия накануне великих для него испытаний". (С. Булгаков). Дивеево и трагическая участь царской семьи. Духовное измельчание нации - случайно или закономерно, запланировано? Великая Россия и Святая Русь как "внешний" и "внутренний" человек. Возрождается ли "внутренний"? Что за этим последует? Литературный материал: А. Ильинская. Второе обретение честных мощей Преподобного Серафима Саровского (лето 1991 г.) Литературная учеба. 1993. Книга третья. Изобразительный материл: Репродукции икон Серафима Саровского, фотоснимки Троицкого и Безымянного соборов; М. Нестеров. Пустынник. Ф. Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. XIV в. (репродукции) ТЕМА 7. Образы Святой Руси в русской живописи XIX и XX в.в. И. Левитан. М. Нестеров. В. Васнецов. П. Корин. Основные аспекты темы: Русская живопись рубежа XIX и XX в.в. развивалась под знаком"тихой обители". "Тихая обитель", "Над вечным покоем" И.Левитана - поиск душевной гармонии, эстетического идеала, философское размышление о временном и вечном."Сложный, огромный культурный феномен православия взят Нестеровым в молитвенности своей". (В. Розанов) Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву" и "облек ее в краски исторические". Мотивы отрешенности от мирских тревог в"Пустыннике". Образ человека, живущего внутренней жизнью в цикле картин на темы жития Сергия Радонежского. Синтез богоискательских идей в монументальных композициях "Святая Русь"(1905) и "Душа народа" (1916). Россия, "взыскующая духовного света" (Н. Дмитриева). Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев среди пилигримов. "Это - молящаяся Русь! И как она скомпанована! Ни одного повторения! Все пришли со своею молитвою..." (В.Розанов)
Время и вечность в картинах Васнецова. "Отечествие". Былинныйэпос. "Богатыри". Идея триединства Силы, Добра и Правды, охраняющих Святую Русь. П. Корин. "Русь уходящая" (Реквием). Ностальгия по этико-эстетическому идеалу Святой Руси. Русь, изображенная П. Кориным, была или есть? "Исчерпан ли до дна нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка"? (В. Ключевский). Изобразительный материал: Левитан И. Тихая обитель. Над вечным покоем. Нестеров М. Святая Русь. Душа народа. Пустынник. Под благовест. Васнецов В. Отечествие. Богатыри. Корин П. Русь уходящая. Литературный материал: Розанов В. М.В. Нестеров (1907). Соловьев И. Православно-христианская философия в русском искусстве. (с выставки религиозных картин В. Васнецова). Раздел II. Образ Святой Руси в ее храме. Сотни лет навстречу всем ветрам Мы идем по ледяным пустыням - Не дойдем и в снежной вьюге сгинем Иль найдем поруганный наш храм? М. Волошин Я угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле. Н. Гумилев Основные проблемы 1. Храм - знак" истории страны. 2. Храм - символ вселенной и духовной природы человека. 3. Храмовая архитектура - проповедь нового образа жизни. 4. Храм и эстетический идеал русской культуры. 5. Внешний облик храма и идея, воплощенная в нем. 6. Храм - духовный облик эпохи. 7. Храмовая идея и будущее России
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.190.143 (0.015 с.) |